d9e5a92d

Подготовка наблюдателей из учащихся


Подготовка наблюдателей из учащихся
Чтобы обеспечить максимальную эффективность наблюдателей из числа учащихся, вам следует провести с ними ряд подготовительных мероприятий.
Брифинг. Наблюдателей необходимо хорошо проинструктировать до начала игры, причем не только по поводу того, что требуется от них, но и в большинстве случаев, что предстоит выполнить рабочей группе и каким аспектам работы она должна уделить самое пристальное внимание. Очень легко принять некоторые аспекты как само собой разумеющиеся.
 
"Аквариум"
Метод "аквариум" представляет собой, с одной стороны, игровой практикум, с другой стороны, метод, помогающий изучению технологий и навыков наблюдения, как рассматривалось выше. Судя по названию, такой подход достаточно эффективен. Для выполнения задания группа учащихся обычно усаживается в круг; предметом обсуждения может быть вопрос, по поводу которого мнения учащихся расходятся.

Группа обсуждает вопрос (или выполняет какое-то другое задание) в течение заданного периода обычно от 10 до 15 минут, особенно если речь идет о предмете наблюдения. Иногда каждому участнику отводится определенная роль, иногда они остаются сами собой. Председатель или лидер группы может быть либо уполномочен распределять роли участников, либо не иметь таких полномочий; предмет обсуждения может быть либо задан группе, либо группа определяет его сама, если сочтет, что он удовлетворяет критериям задания, и т. д.


Вокруг группы участников располагается группа наблюдателей примерно в таком же количестве. Каждый наблюдатель либо сам выбирает себе, за кем из участников он будет наблюдать, либо ему предписывают объект наблюдения заранее (см. 3.1). За этим объектом идет наблюдение в соответствии с целями, ради которых проводится задание. Один обозреватель наблюдает за председателем/лидером, другие за остальными членами группы.

Наблюдателей может не хватить для того, чтобы каждый из них мог наблюдать за одним участником: в таком случае наблюдателю придется наблюдать за двумя, но не больше, если только он не является очень опытным наблюдателем.
 
Как при любом виде наблюдения, наблюдатели должны очень четко представлять свои роли и области наблюдения будь то задание или люди. Может быть дано основное руководство по наблюдению либо наблюдателям предлагается самим определить области наблюдения, опять-таки только в случае с опытными наблюдателями.
По окончании игры наблюдатели после возможного краткого обсуждения в своей группе по поводу выбора стратегии подведения итогов представляют участникам результаты своих наблюдений.
Затем игроки и наблюдатели меняются ролями и процесс повторяется; таким образом все учащиеся получают возможность попробовать себя в наблюдении и подведении итогов. В некоторых случаях бывает полезным, чтобы вторая группа продолжала развитие вопросов или мероприятий, начатых первой группой, ведь вариаций может быть великое множество.
Отдаленное наблюдение
Одна из проблем наблюдения это открытое "протоколирование" внешними наблюдателями действий участников игры, что не может не оказывать на последних определенного давления. Некоторые считают, что такая ситуация смущает участников, особенно если предмет задания имеет личностный характер. В результате некоторые люди могут повести себя несвойственным им образом: либо избегая ситуаций, требующих публичного высказывания своего мнения в присутствии людей, которые, как им известно, их оценивают, либо, наоборот демонстрируя нетипичное для них поведение экстравертов.
Для избежания подобных искажений можно использовать два принципиальных подхода: скрытое наблюдение и локальное телевидение (CCTV).
Скрытое наблюдение
Хотя этот метод не так часто использовался в прошлом, он очень полезен, так как помогает избегать возможных неловких ситуаций. Проблему представляет специальное стекло и две комнаты с возможностью варьирования света нечто сходное со службами безопасности аэропортов, где, например, иммиграционные власти могут наблюдать за пассажирами сквозь стеклянное окошко, не будучи замеченными.
В случае с тренингом участники игры находятся в хорошо освещенной комнате без наблюдателей. Наблюдатели, например оставшаяся часть группы, находятся в соседней комнате, отделенной окном, позволяющим видеть только в одном направлении. В результате наблюдатели


 
хорошо видят участников, но не наоборот. Разумеется, участники знают, что за ними наблюдают, поэтому на первых порах может быть некоторая неловкость и натянутость, но вскоре, особенно если игра увлекательна, участники забывают о наблюдателях и ведут себя естественно. Наблюдатели, поддерживаемые тренером, могут наблюдать за участниками любым способом, включая модифицированный метод "аквариума".
Установка местных телекамер (CCTV)
Применение местных телекамер во многих ситуациях может рассматриваться как усовершенствованная версия одностороннего наблюдения из-за зеркального стекла, так как этот способ дает преимущества отдаленно-го.наблюдения, как описано выше. Вместо наблюдения за группой из-за зеркального стекла, видеокамера, установленная в игровом помещении, способна наблюдать не только за людьми, находящимися именно в этом помещении, но также и в других помещениях этого здания. Во всех других отношениях наблюдение при помощи местной телекамеры представляет собой ранее описанный способ скрытого наблюдения.
Основной проблемой для многих людей является "настойчивое" присутствие видеокамеры и сознание того, что их видят другие люди. Хотя некоторым свойственно испытывать чувство дискомфорта по этому поводу, но по мере развития игры большинство участников забывают о присутствии камеры, избавляются от напряженности и начинают вести себя естественно. Помимо действительного присутствия камеры в игровом помещении существует и другое неудобство: камеру необходимо время от времени перемещать, чтобы производить наблюдение в разных ракурсах или менять линзы, если требуется другой масштаб изображения. Некоторые камеры таковы, что произведение этой механической операции сопровождается отвлекающим шумом. Один из способов избежания суеты вокруг камеры и непременного постороннего шума это установка более одной камеры с разными линзами так, чтобы можно было четко просматривать любой аспект.

Задействованные камеры переключаются оператором (зачастую самим тренером-консультантом), находящимся в помещении вместе с наблюдателями.
Видеозапись
Применение видеокамер и записывающего оборудования представляет собой разновидность наблюдения при помощи местных телекамер, как описано выше, и фактически телекамера может быть уста-
 
новлена в дополнение к видеомагнитофону для прямого наблюдения. Видеозапись может сопровождать комментарии наблюдателя во время итоговой сессии. Не исключено, что, как и в ранее описанных ситуациях, участники могут испытывать временный дискомфорт от сознания, что их действия записываются, но, как правило, это чувство длится недолго.
Было время, когда местные телекамеры были единственным средством наблюдения и записи, так как прочее оборудование было таким громоздким, шумным и раздражающим, что его было затруднительно использовать в игровом помещении. Современное высококачественное оборудование гораздо меньше по размеру и, естественно, обладает большей гибкостью и производит гораздо меньше шума. Камеры, управляемые непосредственно или дистанционно, устанавливаются в игровом помещении вместе с управляющим оборудованием и переключателями (за которыми следит оператор) достаточно далеко от группы.

Для перемещения камеры на возможно дальнее расстояние могут применяться специальные линзы, хотя это чревато другими техническими проблемами.
Методы наблюдения
Наблюдение за группой участников можно проводить разными способами независимо от того, единственный ли вы наблюдатель, или наблюдатели назначены из числа учащихся. Некоторые способы, считающиеся более эффективными, зависят тем не менее от мастерства и опыта наблюдателя чем выше мастерство и богаче опыт, тем меньше помощи требуется наблюдателю и тем более сложным и многоаспектным может быть наблюдение.
Наблюдение без памяток и руководств
Представляет собой такой способ наблюдения, когда наблюдатель, как правило, опытный тренер-консультант просто наблюдает за группой игроков напрямую или посредством специального оборудования, не пользуясь никакими памятками или руководствами, кроме своих собственных опыта и знаний. Вы можете моделировать и выбирать практическое задание по своему разумению, зная его цели и основные обучающие моменты. Обычно, если вы уверены в этом знании, то не видите необходимости пользоваться какими-либо памятками в помощь наблюдению. По мере развития деловой игры вы отмечаете существенные
 
происшествия и действия игроков таким способом, который у вас сформировался за годы работы. Этот способ может предусматривать комментарии по ходу игры, мысленные замечания в отношении отдельных блоков игры или построение моделей или спайдерграмм, если у вас имеется соответствующий опыт.
Если вы абсолютно уверены в своей способности охватить все происходящее без помощи каких либо памяток и руководств, тогда вам будет удобно следовать этим способом и дальше, однако даже самые опытные тренеры-консультанты предпочитают для большей надежности пользоваться произвольной формы памятками или прочими руководствами.



Содержание раздела