d9e5a92d

Обзор деятельности группы


Оценка должна быть сделана в соответствии с целями и запланированными мероприятиями для каждого момента обучения, который должен был бы иметь место, но не состоялся.
 
Использование учащихся в качестве эффективных обозревателей
 
Методы обзора, описываемые до сих пор, относятся преимущественно к тренеру как к главному контролеру события, дизайнеру вопросов к лидерам, интервьюерам, членам группы, соискателям, а также лидеру обсуждений, в которые выливаются вопросы. Несомненно, такие подходы требуют как можно меньше времени, особенно если тренер держит фактор времени под жестким контролем. Однако это отнюдь не означает, что вдохновляемые и контролируемые тренером обзоры наиболее эффективны. Как упоминалось ранее, все больше учащихся желают принимать самое активное участие во всех аспектах своего обучения. Вам необходимо как можно больше поощрять такие намерения, так как многие факторы указывают на то, что проявление личной инициативы учащихся способствует лучшему овладению знаниями и навыками.

Эффективность обучения намного возрастает, если учащиеся сами осознают, что они сделали правильно или неправильно, чем если бы им об этом сказал тренер; даже комментарии их товарищей будут ими восприняты с большей эффективностью, чем комментарии тренера, какие бы хорошие отношения у них не сложились с последним. Отсюда следует, что чем активнее ведут себя учащиеся во время обзора, тем больше они учатся быть честными и открытыми, готовыми к адекватному восприятию отзывов, особенно от своих товарищей по учебе.
 
Подходы, в основе которых лежат методы и технологии, управляемые учащимися, могут с равным успехом применяться для обзора групповой игры и игры с двумя участниками. Подход для игры с двумя участниками используется время от времени и является в основном общепринятым, однако групповой подход является в этой методике наиболее радикальным.
Групповые обзоры, управляемые участниками
Этот подход требует участия наблюдателя или наблюдателей в каждой подгруппе в игре, где задействованы разные группы, а потому часто приходится увеличивать количество заданий, чтобы у всех участников была возможность участвовать в игре, и особенно в роли наблюдателя. Игра идет своим чередом, следуя за письменным брифингом лидера, рядовых участников и обозревателей при помощи кратких описаний, инструментов наблюдения и, что существенно для данного подхода, обсуждением с тренером того, что должно произойти в конце игры. Краткое резюме этого подхода выглядит следующим образом.

  1. Устный брифинг, проводимый тренером со всей группой.
  2. Предоставление участникам игры времени на то, чтобы они могли прочитать краткое описание задания и инструкции в отношении своих ролей.
  3. Проведение обсуждения между наблюдателями и тренером, включая чтение наблюдателем краткого описания, знакомство с инструментом наблюдения и общее обсуждение подхода между наблюдателем и тренером.
  4. Проведение игры в подгруппах, в каждой из которых имеется наблюдатель или наблюдатели, способные вести наблюдение за группой в целом или сосредоточиться на лидере или /и на членах группы.
  5. Сбор всей группы по окончании игры для прослушивания объяснений тренера по поводу последующего действия, а также заполнения листка отзывов.
  6. Возвращение в свои подгруппы для обзора и совместного обсуждения; создание наблюдателем эффективного образца, управление этим образцом и следование ему.
  7. Сбор всей учащейся группы для проведения заключительного обзора.

Далее перечислены некоторые особенности этого подхода.
 
Этап 3
Этапы 1 и 2 представляют собой стандартные подходы, как часть этапа 3. "Новым" в третьем этапе будет то, что вы разъясняете наблюдателям подробности их ролей уже после завершения игры. Это то, с чем они вернутся в аудитории, где проходила игра, и то, что будет управлять обзором внутри конкретной группы. На самом деле они занимают место общего тренера или тренера, который мог бы быть с каждой подгруппой.

Преимущество состоит в том, что оба они учащиеся и будут участвовать в игре на более поздних этапах. Соответственно, как предлагалось ранее, они будут лучше восприняты своими товарищами, чем, возможно, вы, пользующийся непререкаемым авторитетом наставника.


Этап 5
Процесс, происходящий во время этапа 5, представляет собой краткое резюме, составленное тренером в отношении того, что должно произойти в обзоре на этапе 6, когда проведение обзора снова вернется в подгруппы. На этом этапе необходимо дать каждому возможность сделать свой важный комментарий, который нельзя отложить до заключительного обзора.
И все же важным шагом на данном этапе будет возможность участников реагировать на игру, ее часть или части происшедшего, а также выражать другие имеющиеся у них мысли. Во многих случаях участники могут быть по-прежнему на высоте или "не на высоте" в результате того, что происходит в игре. Этот период отражения поможет им вернуться к реальности и начать думать о событии с объективной точки зрения.
В атмосфере накаленных эмоций объективное восприятие может быть затруднительно, если вы просто попросите участников подумать об игре. Полезным инструментом в таком случае будет опросник, где они могут выразить свое отношение к игре. Такое резюме их мнений может быть привнесено в обзор, которым управляют учащиеся, и использовано как памятка для их комментариев. На с. 100-103 предлагаются типичные формы опросников такого рода, в большой степени основанных на балльной шкале, чтобы дать сознанию учащихся сосредоточиться и представить в своем обзоре простую форму сравнения.

Необходимо оставить место (отсутствует в образце) между вопросами, чтобы учащиеся могли сделать записи.
 
ЛИДЕР: АНАЛИЗ СВОЕЙ РОЛИ В ИГРЕ
Где необходимо, укажите количество баллов по каждой позиции так как вы это видите, обведя кружком ту цифру, которая, по вашему мнению, наилучшим образом соответствует какому-то конкретному аспекту. Добавьте кое-какие заметки, чтобы напомнить себе, почему вы выбрали этот балл. В последующем обзоре игры вы можете полагаться на этот опросник.


 
УЧАСТНИК ИГРЫ (ЧЛЕН ГРУППЫ): АНАЛИЗ СВОЕЙ РОЛИ В ИГРЕ
Где необходимо, укажите количество баллов по каждой позиции так как вы это видите, обведя кружком ту цифру, которая, по-вашему мнению, наилучшим образом соответствует какому-то конкретному аспекту. Добавьте кое-какие краткие записи, чтобы напомнить себе, почему вы выбрали этот балл. В последующем обзоре игры вы можете полагаться на этот опросник.


 


Этап б
Затем подгруппы и их наблюдатели возвращаются в общую аудиторию для проведения обзора, основанного на действиях их собственной подгруппы. На этапе 3 инструктажа наблюдателей обсуждался и оговаривался общий метод. Это будет реакцией на последовательность отзывов, призванной обеспечить вклад каждого участника в игру и охват каждого ее аспекта.
 
Существует множество подходов, используемых в данных и сходных обстоятельствах, включая и такую ситуацию, когда наблюдатель полностью занимает место тренера и предоставляет отзыв (обратную связь), как описывалось в начале этой главы. Но целью этого метода является предоставление участникам возможности внести как можно больший вклад для себя и остальных. Таким образом, процесс, который я рекомендую, строится на том, что наблюдатель:

  1. просит лидера прокомментировать игру, его или ее действия, а также действия членов группы;
  2. просит членов группы прокомментировать их действия и действия лидера;
  3. дает собственные комментарии действий лидера и членов группы исходя из собственных наблюдений.

Памятки участников, заполненные по окончании игры, должны использоваться в полной мере, а также сами по себе сделанные заявления должны побуждать развитие обсуждения наблюдателем лидером, который фактически становится лидером обсуждения. По возможности необходимо сформулировать основные тезисы обучения и записать их на листе флипчарта в главной аудитории.
Этап 7
Завершающий этап обзора игры состоится при полном сборе группы учащихся в главной аудитории при наличии у подгрупп достаточного времени для наиболее полного обсуждения всех действий, имевших место во время игры. В случаях, когда это уместно, группы приносят листки флипчарта, резюмирующие знания и навыки, приобретенные ими за время игры. Эти листки могут все быть выставлены на всеобщее обозрение в главной аудитории либо выставляться по одному по мере выступления докладчика от каждой группы.

Таким докладчиком, рассказывающим о достижениях группы, может быть наблюдатель, но, для того чтобы дать участникам возможность активного участия, докладчик обычно выбирается группой из числа ее членов. Как правило, эта заключительная сессия по обмену мнениями возглавляется тренером, но если группа учащихся достаточно сильна, она может продолжать самостоятельно управлять процессом.
Обучающие моменты может обсуждать вся группа, особенно в случае серьезных расхождений в мнениях, и при наличии времени было бы полезно составить окончательный листок с выводами и повесить на стену в главной аудитории.
 
Обзор игры с двумя участниками
Процедура использования наблюдателей и учащихся в качестве основных обозревателей по завершении игры с двумя участниками в основном такая же, как описывалось выше для групповых игр.



Содержание раздела