d9e5a92d

Эмпирическое познание


Нетрудно представить ситуацию, когда ответы на вопросы порождают новые вопросы или дискуссию.
 
 
Данный вопрос является предметом для размышлений многих тренеров-консультантов и других экспертов. Выбираемая ими стратегия поведения зависит от многих факторов, например:

  • наличия времени и гибкости расписания;
  • отношений между докладчиком и аудиторией и прежде всего
  • гибкости докладчика в изложении материала.

Ограниченные возможности действий и участия в процессе не всегда могут удовлетворить потребности учащихся, особенно сейчас, когда мало кто из слушателей курсов желает просто "высиживать" занятия, якобы обучаясь. В последние годы в результате лучшего понимания способа обучения наметилась тенденция к более активному поведению учащихся в процессе обучения. Более того, во многих случаях учащийся даже управляет ситуацией или по крайней мере предполагает, как могла бы быть разрешена проблема.

Настала эра все большего внедрения новых форм учебно-практической деятельности: игр, упражнений, практических примеров ("кейс стадиз"), моделирования ситуаций и других форм эмпирического познания. Далее я называю все формы практикумов "практические задания".
Эмпирическое познание
Как утверждается выше, упрочение эмпирического подхода к обучению при более активном участии студентов в самом процессе явилось результатом лучшего понимания процесса обучения, особенно обучения взрослых. Здесь уместно следующее простое умозаключение: люди учатся разными способами и по разным причинам, а задача эффективного тренинга распознать эти различия и по возможности привести их к общему знаменателю.
Эмпирическое познание часто представляется в виде модели, известной как "Цикл эмпирического познания". Несмотря на то что по меньшей мере еще древнегреческие философы были знакомы с принципом ее действия, наибольшую известность она приобрела в 60-70-е гг. XX в. во многом благодаря Дэвиду Колбу отчего ее часто называют "Циклом познания Колба". Наглядно эта модель представлена на 1.1, где процесс познания отдельного человека рассматривается как апробирование будь то действие, чувство и т. д. Чтобы научиться на полученном опыте, недостаточно просто пройти через него, как
 
ошибочно думают многие из нас. Необходимо проанализировать опыт с позиций того, что произошло, когда произошло, благодаря кому это произошло и какие последствия это имело. На основании такого анализа вы можете начинать делать собственные умозаключения о полученном опыте: что в нем было хорошего и плохого и почему, что удалось, а что нет (и почему). В результате подобных умозаключений и определения того, чему вы научились, вы можете планировать ваше возможное поведение в сходной ситуации в будущем и решать, как вам поступать с полученным знанием.

Мой опыт подсказывает, что люди, попавшие в потенциально показательную ситуацию, из трех последовательных возможных подходов с наименьшей вероятностью рассмотрят планирование.


Некоторые считают эту модель слишком упрощенной, создающей впечатление, что любое познание начинается с апробирования и представляет собой простой цикл развития от апробирования до планирования. Я обнаружил, что в действительности познание не всегда в точности следует этому циклу; часто познание начинается в другой точке Цикла, и хотя цикл описывает эффективное познание, многие люди не
 
проходят всех его стадий, в основном по причине разного подхода к получению знаний и разных предпочтений в отношении познания и действия. Мой опыт дает основания полагать, что хотя начало познанию может положить какое-то происшествие, а дальнейшие стадии познания следуют за этим событием, многое начинается на ранней стадии. Рисунок 1.2 предлагает модель альтернативного подхода.
В этой альтернативной модели эмпирического познания процесс начинается с определения предмета изучения или установления наличия потенциальной познавательной ситуации. Эта потребность или ситуация рассматривается затем на стадии отражения до принятия решения о том, какое действие может быть предпринято. Далее, опираясь на опыт, модель Колба предлагает апробирование и формулировку выводов, что представляет собой центральную часть модели, изображенной на 1.2.



Как результат ошибок и упущений в начальной части, впоследствии часто возникает необходимость переоценки ситуации и подхода к ней до того, как будут составлены планы на повторение опыта, а новый опыт применен для расширения познания или осуществления познания. Таким образом, разные стадии могут "посещаться" много раз в пределах отдельного опыта, полученного в результате познания, до того как будет достигнуто окончательное познание.


 
Предпочтительное познание по ХаниМамфорду
Где вы начинаете свой цикл познания и в какой степени используется вами желаемая полная модель, зависит, вне всякого сомнения, от ваших предпочтений в изучении. Исследования Колба, приведшие к созданию "Анкеты стиля познания" (производная от Цикла познания), проводились в Соединенных Штатах. Подобная работа была проделана в Соединенном Королевстве Питером Хани и Аланом Мамфордом.

Однако вышеуказанные двое психологов и консультантов по развитию управления использовали более прагматический подход по сравнению с Колбом, и соответственно полученный ими результат "Анкета стиля познания" имеет более практическое значение как для проведения тренингов, так и для их широкого применения.
Подход ХаниМамфорда также основан на классической модели Цикла познания, которая, как и модель Колба, представляет собой идеальный, максимально эффективный подход к обучению. Концепция их модели, однако, начинается с того, что обучающийся что-то делает, что-то узнает и что-то при этом ощущает, одним словом, с происшествия, имеющего фактическое, практическое или эмоциональное значение. Вслед за опытом познание подкрепляется периодом отражения, во время которого обучающийся воспроизводит то, что он видел и что может быть вынесено из полученного опыта что на самом деле произошло, кто это сделал, каков был результат и т. д. в отношении всех обозримых происшествий, которые можно сохранить в памяти как фактическую подробную информацию.

Эта деятельность требует, чтобы обучающийся прекратил любое другое последующее действие, для того чтобы выстроить "отражения" в систему.
На третьем этапе собранная информация подвергается анализу для установления причин случившегося, причин, стоящих за происшествием, альтернативных путей получения подобного опыта, определения наиболее эффективного варианта. Данная информация теоретически переосмысливается разными путями, основываясь на том, что было сделано и что теоретически могло быть сделано. Эта стадия теоретика и концепту ализатора.
Но если это имеет смысл, концептаулизацию нужно преобразовать в действие. Данный процесс происходит на четвертом этапе, том самом, где прагматик становится законодателем. Лозунг такого человека: "Если это не имеет практической пользы, то это не нужно вообще".

Это то место и время, когда исторические предположения преобразуются в последующее практическое действие людьми, озабоченными практическими вещами.
 
Цикл затем возвращается к познанию, которое может быть повторением первичного опыта, обогащенного уроками предыдущих этапов. Цикл начинается заново, и есть надежда, что его продолжительность будет короче, а ранее выученный урок поможет разрешить ситуацию наиболее эффективно.
Предпочтения в познании
Обучающийся, проходя через все этапы, чему-то учится на каждом из них до такого уровня, на котором он способен к эффективному действию. Но это, разумеется, идеальный вариант. В действительности большинство людей предпочитают один или более данных этапов познания, и если эти единичные предпочтения сильны и всеобъемлющи, то существуют проблемы полноты познания или обучения.
Например, обучающийся, "зациклившийся" на этапе действия, с наименьшей вероятностью прервется для обдумывания (или для размышления и обдумывания до того, как начать действовать) или анализа и будет неуклонно повторять прежние ошибки или даже совершать новые. Размышляющий, увлеченный обдумыванием происшедшего, предоставит жизни идти своим чередом, где другие будут принимать решения, действовать и т. д. "Зациклившийся" теоретик настолько отдастся распутыванию внутренних нюансов, что в результате ничего не будет сделано. Прагматик в конце цикла способен вообще уничтожить или отбросить все происшедшее, потому что, с его точки зрения, все, что не имеет практического значения, не может представлять собой что-то ценное или интересное.
Естественно, что не у всех есть только одно предпочтение. В идеале предполагается равновесие между всеми этапами предпочтений, но в реальности большинство людей имеют одно или два ярко выраженных предпочтения, тогда как остальные из них либо слабы, либо только начинают формироваться.
Применение к обучению
Модели и концепции обучения это не только увлекательные теории. Они имеют прямое практическое применение в нашей деятельности по обучению и развитию. Сбалансированная программа обучения должна содержать элементы, удовлетворяющие интересам всех обучающихся с их различными подходами и предпочтениями, а не только те элементы, которые интересны наставнику (тренеру).



Содержание раздела