d9e5a92d

Группа учащихся в качестве наблюдателей


Так, например, оператор/наблюдатель в какой-то момент времени фиксирует камеру на одном из двух игроков, чтобы лучше учесть его невербальное поведение в дополнение к словам. Затем камера поворачивается, пусть медленно и осторожно, к другому игроку, чья очередь говорить. Движение камеры, даже очень аккуратное, все равно оказывает отвлекающее действие в силу своей чужеродности характеру игры.

Идеальным был бы вариант, когда камера, неподвижно закрепленная на стене, была снабжена линзами, позволяющими вести свободное и бесшумное наблюдение во всех направлениях без необходимости перемещать камеру и наводить фокус. Но, к сожалению, такое не всегда возможно, к тому же если идеальной ситуации удается достичь в одном, то, кто знает, вдруг участники игры половину отпущенного им времени будут пересаживаться и менять позы!
 
В ситуациях такого рода вам следует взвесить все преимущества и недостатки видеонаблюдения для принятия решения.
Существует универсальный способ, как свести до минимума влияние присутствия камеры: пусть она постоянно будет в аудитории во время ваших занятий тогда учащиеся просто к ней привыкнут. Я применял этот метод, и часто случалось так, что учащиеся просили разрешить использование камеры даже в тех случаях, где это не планировалось. Если такое произойдет в вашей группе соглашайтесь!
Группа учащихся в качестве наблюдателей
Отдельные учащиеся из общей группы, разумеется, могут привлекаться в качестве наблюдателей, заменяющих в этом качестве преподавателя, и здесь подходят все рекомендации, сделанные по поводу наблюдения за группой и роли преподавателя.
Следует установить очень строгие правила поведения для наблюдателей: во-первых, они должны по-возможности оставаться "невидимыми" для участников игры, чтобы процесс ведения записей причинял участникам как можно меньше беспокойства; во-вторых, наблюдатели ни при каких обстоятельствах и никаким образом не имеют права вмешиваться в игру. Вполне естественно, что наблюдатель-учащийся так увлечется игрой и так близко к сердцу начнет воспринимать происходящее, что у него может возникнуть непреодолимое желание вмешаться и прервать действие, если ему покажется, что игроки на ложном пути.
 
Привлечение студентов в качестве наблюдателей неплохой вариант, но пользоваться им нужно очень осторожно и только в том случае, когда вы хорошо знаете свою группу. Это относится к ситуации, когда двое участников ведут игру перед остальными учащимися, выступающими в качестве наблюдателей. В некоторых случаях здесь возможны даже большие сложности, чем в ситуации с видеокамерой, к тому же количество участников ограничено условиями игры, и даже если наблюдатель отслеживает поведение более чем одного участника, я уверен, что по-настоящему чему-то научиться можно, только используя полученные знания на личном опыте.
Какую бы форму наблюдения вы ни избрали, привлекая учащихся в качестве наблюдателей, убедите их вести листки наблюдения и не полагаться всецело на свою память она может подвести, когда придет время заключительного обсуждения. Разумеется, на начальном этапе обучения до начала игры необходимо выделить время, чтобы:

  • тренер-инструктор провел брифинг с наблюдателями;
  • наблюдатели (если их несколько), могли бы вместе собраться, чтобы обсудить краткое описание игры и убедиться, что им понятно, как пользоваться листком наблюдения;
  • наблюдатели могли встретиться и как выполнение части учебного курса разработать собственные листки наблюдения на основе ключевых понятий предмета и внести предложения по изменению действий наблюдателей или ролей участников на разных этапах игры.

Началом работы наблюдателей можно считать момент, когда участники игры знакомятся с кратким описанием задания. Одна из главных проблем практических занятий и для наблюдателей, и для участников, ранее других ознакомившихся с кратким описанием задания, это необходимость либо оказать давление на остальную группу с целью поторопить их, либо томиться ожиданием. Важно внимательно следить за развитием действий в подобных ситуациях и иметь наготове следующие задания для тех, кто быстрее других справится с начальным заданием.


Трио: наблюдатель плюс два участника
Наиболее распространенным методом наблюдения за практическими заданиями с двумя участниками является такой метод, при котором несколько заданий идут параллельно, причем к каждой паре участии-
 
ков "прикреплен" отдельный наблюдатель. Если вся ваша группа участвует в качестве наблюдателей, скорее всего, у одних наблюдение будет получаться лучше, чем у других, и если участники почувствуют неуверенность своего наблюдателя, к его наблюдениям могут отнестись с недоверием, а то и вовсе их забраковать. Если этой проблемы невозможно избежать, попробуйте хотя бы нейтрализовать ее, назначив двух наблюдателей для каждой ситуации, и преобразуйте трио в квартет!

Однако помните, что и этот метод не панацея, так как у двух разных людей с разным восприятием могут получиться разные результаты наблюдения.
Трио: игра-наблюдение
В дополнение к "тройному" подходу к наблюдению существует особая форма проведения игры с двумя участниками, известная как "трио". В основе этого метода уже известная ситуация с тремя действующими лицами: двумя участниками и одним наблюдателем. Роль наблюдателя зависит от типа игры.

Для более подробного знакомства читайте главу 11 настоящей книги.
 
В игре все аспекты в равной степени важны и существенны, но если бы меня поставили перед необходимостью выбора самого главного, я бы выбрал этап обзора и обмена мнениями, т. е. этап, следующий за выполнением игры. Разумеется, если нет игры нет и обзора! К сожалению, тренеры-инструкторы из опасения ударить в грязь лицом перед учащимися часто либо сокращают обзоры, либо отказываются от них вовсе.

В других случаях сама игра считается единственным аспектом, достойным внимания.
Однако и Колб, и Хани, и Мамфорд придерживаются мнения, что нельзя ограничивать обучение одними практическими играми. Необходимо отдавать должное время и внимание осмысливанию, построению теорий и обдумыванию того, что произошло, с кем произошло, на кого и как это повлияло и какой получился результат. Можно также поразмыслить на тему: почему это произошло, каковы были альтернативы и как развивался бы процесс по альтернативному пути?

В конечном счете, подведя итоги всем этим размышлениям и предположениям, можно извлечь ценные уроки и подготовить план более эффективных действий.
Недостаточно опытные тренеры-инструкторы не всегда осознают, что для эффективного обзора иногда требуется больше времени, чем для самой игры. В частности, это относится к ситуации, когда в одной игре участвуют несколько подгрупп. В конце игры им всем нужно доложить о своих действиях/открытиях, обсудить наблюдения, оценить открытия, истолковать увиденное и прийти к соглашению, выделить в игре обучающие моменты и построить планы действия.

Неудивительно, что этот процесс требует большого резерва времени.
 
Варианты
Форма обзора и обсуждения зависит от сути игры, работы наблюдателей, взаимосвязи игры с другими явлениями и процессами и т. д., но какова бы ни была форма, целью непременно остается выявление основных обучающих моментов для последующих обсуждений. Варианты процесса обзора включают:

  • обзор работы группы, инициированный и проводимый тренером-инструктором;
  • поведенческий анализ;
  • инициированный тренером-инструктором обзор, осуществляемый совместно с группой;
  • просмотр видеозаписи, сделанной наблюдателями в процессе игры.

Обзор работы группы тренером-инструктором
В свое время такой метод обзора применялся почти повсеместно. Причина была не в его наибольшей эффективности, а в возможности для тренером-инструктора полностью контролировать процесс, что считалось очень важным. Он заключался в том, что в конце игры, когда тренер-инструктор (тренеры-инструкторы) выступал в качестве наблюдателя, "эксперты" на основании своих записей высказывали свое мнение об игре и действиях игроков.

Этот подход существует и в наши дни и порой его применение обосновано, хотя и существует опасность предубежденного, предвзятого (и, возможно, неточного) подхода. Многое зависит от того:

  • насколько искусен тренер-инструктор в качестве наблюдателя;
  • насколько опытен тренер-инструктор в записывании важных событий;
  • насколько опытен тренер-инструктор в анализе информации;
  • насколько опытен тренер-инструктор в подведении итогов наблюдения;
  • насколько группа доверяет мнению тренера о ней.

Обратная связь здесь носит, по сути, односторонний характер, при котором тренер-консультант информирует группу о своих наблюдениях и выводах, а затем переходит к следующему событию или игре, предполагая, что сказанное понято и принято учащимися. Ложный
 
подход к взаимодействию имеет место, когда группу просят прокомментировать выводы тренера-инструктора. Если выводы положительные, то сказанное тренером воспринимается почти или совсем без комментариев. Если же отношение тренера критическое (причем высказано в неодобрительной манере), ответ на такое высказывание также может быть очень негативным, критичным и даже может спровоцировать конфликт.



Содержание раздела