d9e5a92d

Гетерогенный состав: "мальчики" и "девочки" вместе.


Разумеется, может иметь место и взаимообмен членами между командами для того, чтобы максимально приблизить команды к ситуациям реальной жизни, где типичны смены состава команд и травмы, которые могут быть вызваны подобными изменениями.
 
Другие группы
Группы, не являющиеся командными, могут быть сформированы заранее или в начале игры самыми разными способами.

  1. Отбор наобум опасен, так как в результате можно получить недостаточную "перемешанность" группы.
  2. Запланированное, продуманное "перемешивание" с целью включить всех членов группы.
  3. Разделение по посадочным местам (рядам) в аудитории.
  4. Изначально сформированные группы сохраняются в неизменном виде до конца учебного мероприятия.
  5. Учащиеся могут сами формироваться в группы по своему усмотрению.
  6.  

 

  1. Гомогенный состав: только "мальчики" и только "девочки".
  2. Гетерогенный состав: "мальчики" и "девочки" вместе.
  1. Гомогенный и гетерогенный состав младших и старших участников.
  2. Гомогенный и гетерогенный состав членов разных подразделений одной организации или разных организаций.

10. Подход к отбору на основе поведенческого анализа.
Самоотбор
Вышеуказанный вариант 5, очевидно, самый демократичный и нравится большинству групп учащихся, но не всем. Необходимо позаботиться о том, чтобы обучение не пострадало, если не произойдет достаточного "перемешивания". Периодически имеет смысл спрашивать группы: не желают ли они изменить свой состав?
Гетеро- и гомогенное разделение
Необходимо проявлять осторожность в отношении решений по гетеро- и гомогенному разделению, даже если это происходит из лучших соображений и в интересах задания. Вы можете столкнуться с неприятием учащимися этого типа разделения, и вам придется объяснить причины, зачем это нужно.
Вариант 2 представляет собой часто применяемый, ценный, подходящий для учащихся метод формирования, когда в рамках одного мероприятия имеет место несколько заданий. Матрица создается при помощи учащихся, вводимых в простой прогрессии в зависимости от количества заданий и при условии предоставления каждому участнику возможности побывать в роли лидера, рядового члена группы и наблюдателя.
С другой стороны, простая матрица может быть дополнена более сложной формулой, с более сложными структурными комбинациями членов группы вместо простой прогрессии.
Формирование на основе поведенческого анализа
Вариант 10 представляет собой особый подход на основе поведенческого анализа, описанного в главе 4 настоящей книги. Этот подход определяет участников в соответствии с их предпочтениями, и его практическая польза как инструмента наблюдения заключается в определении различных типов людей. Из такого многообразия людей можно формировать подгруппы, например:
 

  • формирование в отдельные группы наиболее активных участников, среднеактивных и малоактивных;
  • формирование гомогенных групп из очень активных, среднеактивных и малоактивных участников;
  • формирование гетеро- и гомогенных групп из членов, ориентированных на творческий вклад в игру и ориентированных на поддержку;
  • формирование гетеро- и гомогенных групп из полезных людей и "балласта".

Формирование должно проходить на разумных основаниях; следует остерегаться ведения счета и не стоит допускать счета "по пунктам". Часто простое формирование бывает самым эффективным и создает вам меньше всего проблем.
Размещение многочисленной группы
Вы можете вообразить, что нет никакой необходимости в комментариях по поводу размещения многочисленных групп для проведения деловых игр, но на удивление часто случается так, что во время учебного мероприятия, когда подгруппы направляются в отведенные им помещения (часть комнаты или отдельную комнату), они возвращаются, чтобы сообщить, что это помещение уже занято кем-то другим. Подобного быть не должно, но если все-таки случается, то это результат недостаточной подготовки.
Когда вы планируете включение творческого задания и уже приняли решение о смешанном подходе, вам следует далее, определив количество подгрупп, либо обеспечить достаточное количество комнат соответствующего размера (причем получить подтверждение, что эти помещения будут в вашем распоряжении в нужное время), либо убедиться, что общий лекционный зал достаточно велик для размещения нескольких групп и предоставления им возможности функционирования практически изолированно друг от друга. В последнем случае вам не стоит сильно беспокоиться по поводу того, что группы могут слышать, что говорят их соседи, и быть в курсе их решений. Если группы призваны выполнить задание и если это задание достаточно интересно, они будут слишком заняты, чтобы слушать, о чем говорят другие.



Вам, однако, следует предусмотреть возможные проблемы, если одна группа завершит задание раньше другой (других), хотя это может оказаться полезным для усиления давления на другие группы (если только это входит в ваши планы).
Другой недостаток в том, что часто помещения для подгрупп забывают снабдить ресурсами, заставляя учащихся прерывать выполнение
 
задания, идти к вам, чтобы попросить необходимые материалы (для поиска которых вам может понадобиться дополнительное время).
Эти два аспекта непременно должны быть вами учтены в вашей памятке на подготовительном этапе.
Безопасность
Все виды заданий независимо от того, требуют ли они физической или умственной активности, должны быть безопасны. На интеллектуальном уровне ни одно из заданий не должно быть представлено таким образом, чтобы оно могло как-либо нанести ущерб чувству собственного достоинства кого-нибудь из учащихся или выставить его в неприглядном свете. Безусловно, даже самый "сложный" человек должен быть вовлечен и не должно быть никаких попыток с чьей-либо стороны проверить эту "сложность" или заставить его продемонстрировать защитную реакцию.

Однако вы должны осознавать, что самый большой риск может таиться в относительно спокойной обстановке учебного мероприятия, особенно если имели место обсуждение и соглашение между тренером и группой в начале мероприятия. Это может существовать в форме группового или индивидуального договора, когда формируются отношения между тренером и учащимися, который предусматривает, в какой степени обе стороны могут действовать и какие ответные действия могут быть ими предприняты. Такой договор не должен быть просто принят, как это часто бывает, но родиться в результате открытого обсуждения.
Группа в полном составе должна принимать участие в создании такого договора таким образом, чтобы он был собственностью и группы, и тренера. Договор должен охватывать взаимоотношения в пределах заданий, которые будут иметь место во время мероприятия. Во время проведения задания могут быть сделаны заявления, которые не должны где-либо разглашаться без согласия остальных; замечания, неприятные для остальных членов группы, поэтому договор должен включать право любого участника выносить подобные вопросы на обсуждение таким образом, чтобы ситуацию можно было прояснить мирным путем, без взаимной агрессии.

В договоре необходимо предусмотреть, что после завершения задания, во время традиционной итоговой сессии, комментарии должны быть честными, искренними и конструктивными, т. е. способствовать эффективной обратной связи, а не ограничиваться негативными критическими высказываниями.
До тех пор пока участники учебного мероприятия не будут иметь договоры в отношении того, что делается и что говорится, их вклад в деловые игры не будет искренним и полным, и как следствие этого, и они
 
сами, и их коллеги, что-то потеряют, не говоря уже о том, что у них может возникнуть чувство, будто бы их вкладом в задание пренебрегли. Несмотря на то что призыв к обсуждению договора и достижению соглашения в начале мероприятия может показаться действием слишком формальным, но это именно то время, когда такое обсуждение будет наиболее эффективно. Страшно представить, что вас ждет в случае инцидента, если вы не подготовлены к такой возможности заранее.
Факторы физической безопасности
Когда речь идет о более традиционных заданиях в отличие от практических заданий, проводимых вне помещения, факторы физической безопасности не слишком привлекают к себе внимание. Тем не менее этот аспект следует учитывать, так как некоторые задания связаны с некоторыми аспектами безопасности, например: перенос определенных предметов, используемых для проведения практических заданий, может быть связан с риском; задание, где я использую строительную балку, связано с некоторым риском того, что участники могут получить какие-либо небольшие повреждения, и т. д. Если есть хоть какая-нибудь вероятность, что выполнение задания может представлять угрозу безопасности, вы должны обеспечить минимизацию риска или полное его избежание. В противном случае группу необходимо поставить в известность заранее.

Очевидно, задания на открытом воздухе представляют собой особую категорию и имеют особые требования.
Время
Временные рамки заданий подразделяются на две категории:

  • распределение времени в пределах учебного мероприятия и
  • контроль за временем во время выполнения задания.

В первом случае необходимо помнить, что задания отнимают значительное количество времени.



Содержание раздела