d9e5a92d

Низкая дисциплина, производительность труда и ответственность.


В частности, в экономической сфере необходим переход:


От
жесткого, административно-командного регулирования цен, заработной платы, производства, потребления, товарных потоков
К
свободному ценообразованию на основе спроса и предложения на товары, услуги, деньги, рабочую силу и фискально-финансовым способам влияния на цены и доходы;
От
планового наделения ресурсами и постоянного государственного финансирования убыточных производств
К
приобретению ресурсов на открытых регулируемых рынках, с обязательной возможностью (и неизбежностью) банкротства убыточных предприятий;
От
мягких бюджетных ограничений, когда руководитель предприятия, даже имея деньги на расчетном счету, не мог приобрести ресурсы, и наоборот - не имея денег, инвестировал
К
жестким ограничениям по деньгам и нормальному правовому регулированию задолженности, вплоть до банкротства;
От
практически 100%-ой государственной собственности на средства производства, 80%-ой доле в ВВП и 95%-ой доле в занятости (по сути - все граждане являлись госслужащими, в том числе и колхозники)
К
ограничению государственного сектора 20-33%-ной долей;
От
имитации экономического роста на основе хищнического использования ресурсов (в том числе и трудовых), добровольно-принудительного, административного изъятия прибыли предприятий и доходов граждан в бюджет
К
реальному росту на основе преимущественно частных инвестиций, формируемых финансовой системой из частных же сбережений на основе добровольности и возмездности.


Нет и не будет единства в представлениях о том, общество какого типа россияне желают построить. Проблема усугубляется тем, что строительство это начHлось в России в 1992 году не с чистого листа, как, например, в послевоенной Японии, а в результате краха доказавшей свою принципиальную нереформируемость командно-административной, социалистической, плановой системы, оставившей после себя тяжелое наследство в виде:


  1. Гиперконцентрации производства. Неэффективные, с избыточной занятостью, да к тому же и градообразующие промышленные гиганты - мастодонты раннего индустриализма.

  2. Гипертрофированного ВПК. Попытка конверсии которого с треском провалилась еще в конце 80-х гг.

  3. Производства отрицательной прибавочной стоимости. Когда цена готового продукта не покрывает даже базовых или средних переменных издержек на его производство.

  4. Случайного размещения производства. Города заводы строились преимущественно в местах, не пригодных для нормальной жизни - например, на крайнем Севере.

  5. Недоразвитой инфраструктуры. Как транспортной - В России нет дорог - только направления, так и рыночной - Нет сервиса - только обслуживание, Нет индустрии развлечений - только клубы. Не было также нормальных банков, бирж и т. д.

  6. Разбалансированного товарно-денежного обращения, проявлявшегося в виде дефицитов, талонов, купонов, открыток, очередей и спецраспределителей.

  7. Нищеты подавляющего большинства населения. Совокупные денежные доходы составляли менее 40% реального ВВП, а совокупные сбережения - менее 30%.

  8. Социально-психологического иждивенчества и инфантилизма, вскормленного госпатернализмом. Низкая дисциплина, производительность труда и ответственность.

  9. Правового нигилизма. Проявляющегося в обыденном сознании в виде поговорок типа Закон - что дышло, Суди не по закону, а по совести, От сумы да от тюрьмы не зарекайся и прочих благоглупостях, а в повседневном поведении в виде перманентной готовности решать проблемы не правовым путем.

  10. Институциональной недоразвитости. Ни один из трех фундаментальных институтов современного общества - семья, собственность, гражданское право - не был нормально развит. В хиреющем состоянии поддерживались такие важные институты, как здравоохранение, образование, армия, идеология.

  11. Скрытой безработицы. Существовали и продолжают существовать миллионы (от 7,5 до 25) искусственных рабочих мест. Прежде всего в НИИ и заводоуправлениях. а также на планово-убыточных предприятиях.

  12. Инфляции и спада производства. С 1961 по 1986 покупательная способность рубля снизилась в 2,5 раза, затем этот процесс ускорился. Экономический рост прекратился фактически в конце 70-х годов, и после короткого всплеска середины 80-х начался спад, который превысил 10% ВВП уже к осени 1991 года.




Решать все эти проблемы пришлось на марше, параллельно с реализацией основных переходных программ, а иногда и вместо них. А этих программ наберется десяток. И лишь успешное окончание их реализации подведет черту под вторым в XX веке переходным периодом в истории России.
1. Либерализация цен и хозяйственной деятельности, предполагающая освобождение подавляющего большинства цен от административного контроля, сведение количества лицензируемых видов деятельности к минимуму, замену разрешительного принципа создания и ликвидации предприятий на уведомительный.
Либерализацию цен провести удалось еще в 1992 году. Тут же была решена проблема дефицита и очередей. Однако количество лицензируемых видов деятельности продолжает неоправданно расти, а уведомительного принципа не было и в помине даже в 1997-м.
2. Разгосударствление, предполагающее приватизацию большей части государственной собственности, включая земельную. Сведение доли государства в национальном богатстве и ВВП с 95 до 25-33%. Так называемая малая приватизация - передача в частные руки прачечных, булочных, ремонтных мастерских, парикмахерских и т. п. была завершена уже в 1992-м. В 1993-94 гг. состоялся так называемый ваучерный этап большой приватизации.

В 1995-96 гг. правительство предприняло попытку передачи госпредприятий в частное управление методом денежных залоговых аукционов. С 1997 года начались прямые продажи госсобственности на инвестиционных торгах и аукционах. Но бывшие госпредприятия в своем большинстве так и не получили эффективного собственника и стратегического инвестора, способного кардинально улучшить менеджмент. К тому же к концу 1997-го не был решен земельный вопрос.

Формально едва ли не три четверти ВВП в 1997 году производилось в частном секторе. Фактически же государство продолжает прямо или косвенно контролировать более двух третей общественного производства. Не удивительно, что работники частных предприятий и акционерных обществ продолжают направлять свои требования по заработной плате не формальным хозяевам, а федеральному правительству.
3. Создание рыночной инфраструктуры - банков, бирж, торговых домов, аудиторских и консалтинговых фирм, рекламных и маркетинговых агентств, страховых и инвестиционных компаний, пенсионных и паевых фондов, современных средств связи и передачи информации. Рыночная инфраструктура была практически создана к началу 1995 года. В середине 1997-го в России уже было 2000 банков, 30 действующих бирж, 10000 рекламных агентств, 1000 страховых компаний, несколько сотен консалтинговых и аудиторских компаний.

Началось создание аналогов взаимных фондов - паевых инвестиционных фондов.
4. Финансовое оздоровление. Предполагалось остановить инфляцию, стабилизировать национальную валюту, повысить скорость обращения денег и прохождения платежей, изменить структуру денежной массы таким образом, чтобы в ней преобладали безналичные средства, преимущественно инвестиционного характера. После четырех лет драматического падения, понизившего курс с 1,5 до 4500 рублей за доллар, с апреля 1995-го курс стабилизировался в границах 4500-5200 руб./доллар. Затем снижение возобновилось, но уже темпами, существенно уступающими темпам роста цен.

В начале 1998 года покупательная способность доллара на российском рынке вернулась к уровню начала 1991 года. Инфляция сведена с 80 до 2-3% в квартал. Скорости обращения денег и прохождения платежей существенно возросли.

А вот структура денежной массы значительно ухудшилась. В ней возросла наличная составляющая с 15 до 35% денежных агрегатов. Резко увеличились квазиденежные компоненты - неплатежи, зачеты и т. п., объем которых существенно (в два-три раза) превысил объем собственно денежной массы.
5. Маневр трудовыми ресурсами. Предполагалось перевести миллионы работников из государственного сектора - в частный, из трудоизбыточных регионов - в трудодефицитные, из умирающих, трудозатратных отраслей - в прогрессирующие, высокотехнологичные. Чтобы к концу перехода структура занятости в России соответствовала постиндустриальной - 7-9% в сельском хозяйстве.

18-25% - в промышленности, более 65% в сфере услуг. Доля занятых в госсекторе сократилась с 95% в 1991 году фактически - до 70% в 1997-м, (формально - до менее чем 40%). Маневр трудовыми ресурсами пока удается совершать без общего всплеска безработицы. Правда, в отдельных регионах (Иванове, Кузбасс, Северный Кавказ, Удмуртия) эта проблема уже вышла на одно из первых мест.

Искусственные рабочие места продолжают сохраняться, только теперь там еще и месяцами не платят заработной платы.
6. Реструктуризация доходов и расходов семьи. Предполагалось увеличить долю денежных доходов населения в ВВП, снизить долю заработной платы в совокупных доходах семьи, увеличить объем и долю сбережений и расходов на услуги в текущих совокупных расходах, при снижении доли расходов на продукты питания и товары.

Интересные записи



Содержание раздела