d9e5a92d

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ГЕРМАНИИ


Являясь менеджером предприятий он видел главные причины пьянства народа: 
Нищета невежество пьянство
В связи с этим он экспериментально доказал справедливость своих идей.
Оуэн был противником классовой борьбы, обращался с планами переустройства общества к сильным мира сего - политикам, одновременно был близок рабочему классу.      
Он проводил экономические эксперименты на своих предприятиях, с помощью которых доказывал выгодность его идей обществу;  детально разрабатывал проекты будущего общества: рационы питания, устройство зданий и т.п.; тратил деньги на претворение таких проектов в жизнь.      
Он опирался на учения экономистов, в частности Рикардо, предлагал организовать специальные обменные пункты на основе трудовых издержек. И такие опыты проводились (базар справедливого обмена), но оказались ошибочными. Вместо настоящих на них должны были быть рабочие деньги (квитанции).      
Он опроверг закон народонаселения Мальтуса.      
ТЕОРЕТИКИ, ПУБЛИЦИСТЫ
Т. Годскин (1787-1869 гг.) проанализировал эксплуатацию наемного труда с помощью теории Рикардо.      
У. Томпсон (1785-1833 гг.) лендлорд, последователь Оуэна.
Д. Грей (1798-1850 гг.), Д. Брей (1809-1895 гг.) - публицисты, которые писали не научные трактаты, а публицистические сочинения для рабочих   
   ПРАКТИКИ СОЦИАЛИЗМА.
Чартизм (30-40 годы Англия) - рабочее движение, защищающее интересы трудящихся.      
Вейтлинг (1808 - 1871 гг.) - организатор рабочего движения в Германии.    
Бланкизм - заговорщическое революционное   движение Франции.



  1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ГЕРМАНИИ



Общеэкономическая наука идеология национальных
Интересов. Она должна учитывать уровни развития
Страны и помогать решать проблемы ее
Экономического развития.

Противники классиков

Сисмондисты  «историки» социалисты  коммунисты

Оппонентом классической школы, возникшей в целом в Англии  Франции, стала также историческая школа Германии.
Экономика и экономическая наука. В 19 веке наиболее развитой страной была Англия. В ней произошла промышленная революция, и ее промышленность стала наиболее развитой.

Для успеха этой промышленности нужен был свободный доступ на мировой рынок. В связи с этим Англия    ратовала за либерализм, зная о том, что в этих условиях ее промышленность уничтожить промышленность конкурентов из других стран. Все это нашло отражение в парадигме английской политэкономии. 
Германия не была передовой страной средневековья. Она оказалась феодально раздробленной. На ее территории существовало несколько сот самостоятельных княжеств с собственным денежными системами, таможнями и т.п. В ней слабо была развита промышленность и капитализм вообще. У неё были другие социально-экономические проблемы по сравнению с Англией.

А поэтому надо было добиться объединения страны как основу для экономического, промышленного прогресса.
Экономическая отсталость Германии была причиной отсутствия у нее корифеев политэкономии. Политическая экономия есть теоретический анализ развитого экономического строя, чего в Германии тогда не было (см. 1. 13.

489). Поэтому запоздало развитие экономической мысли в Германии. Одновременно это объясняет специфику германской экономической школы  ориентацию на экономические проблемы страны, их защиту он конкурентов других стран.

Эту функцию и взяла на себя историческая школа Германии.
    От 18 века немецкая политэкономия унаследовала определенный метод познания описательное изложение всей суммы общественных наук с упором на теорию и практику управления государством. Официальной экономической доктриной был меркантилизм даже тогда, когда от него отказались развитые страны. А в начале 19 века постепенно происходило внедрение идей А. Смита. И многие экономисты Германии увидели в этом опасность для своей страны, выступили против некоторых идей классической школы политэкономии.

В результате и возникла историческая школа Германии.
В ней выделяют идеи Листа и его последователей - «историческую школу» старых и новых историков.
Фридрих Лист (1789-1846). Начало экономической науке в Германии положил Ф Лист выдающийся ученый и большой патриот. Отец его был состоятельным кожевником.

Отец сначала пошел по его стопам. Затем его отдали в ученики к писцу. В этом он достиг большого успеха. Он стал способным чиновником. Увлекающийся, экспансивный, энергичный, признанный в стране… Он был одним из основателей Торгово-промышленного союза, главная задача которого борьба за экономической единство Германии.

Затем стал политиком. Был осужден, но бежал в другие страны. Вернулся, сидел в тюрьме, его выслали с семьей в США.

Затем жил во Франции… В конце жизни жил в Германии.


Его идея - путь к процветанию и объединению Германии через рост промышленности, которая нуждается в защите от сильной иностранной конкуренции
Он неоднократно жертвовал карьерой и благополучием за право отстаивать идею объединения страны, которое произошло через 25 лет после его смерти (в 1871 году).
Лист успешно продвигался по административной лестнице, участвовал в организации строительства железных дорог и т.п. Он занимался публицистикой и преподаванием.
Он много сделал для Германии, но нажил себе много врагов. В результате тяжелая жизнь, необеспеченность семьи, слабое здоровье... В 57 летнем возрасте у него произошел психологический срыв, ставший причиной его самоубийства осенью 1846 года.
У него были ученики. Он стал основоположником исторической школы  первого серьезного оппонента классической политэкономии.      
Основное экономическое произведение Листа «Национальная система политической экономии» (1841 год). В ней отсутствовали проблемы стоимости, прибыли, распределения, отношения классов и т.п. Главной его идеей является взаимоотношение различных наций.

Свою задачу он видел в обосновании такой экономической политики Германии, которая помогла бы ей встать вровень с передовыми нациями. С этих позиций он подверг критике идеи своих предшественников.
Учение своих предшественников он назвал школой космополитической экономии. По его мнению, политэкономия должна быть идеологией страны для достижения экономического прогресса.
Он выступил против полной свободы частного интереса бизнеса. Он считал приоритетными интересы страны, а не отдельных граждан.
По Листу человечество идет к единому процветающему обществу. Но это дело далекого будущего. Пока же оно разделено на разные нации. Классики, по его мнению, исследуя общие законы развития всего человечества, упускали из виду «интересы и особенности национальностей».

Поскольку нации находятся на разных стадиях (этапах) развития, то рекомендации классиков не могут быть отнесены ко всем странам. В связи с этим он делал акцент на эволюционном анализе развития экономики и показе ступеней ее. Он выделял пять этапов: дикость, пастушество, земледелие, мануфактурное и коммерческое состояния экономики страны. На высшем уровне из них находилась по Листу только Англия.

Уровень Германии был значительно ниже.
Проникновение более развитых стран через свободу предпринимательства и торговли в экономику менеее развитых стран целесообразно на более низких этапах развития. Тогда менее развитая страна получает преимущества цивилизации. На пятом же уровне нации свойственно стремление к мировому господству.

Ее внедрение в экономику менее развитых стран сначала ведет к росту потребления в последней стране, а затем к разорению и нищете вследствие упадка собственной промышленности.



Поэтому, заключает Лист, к государству с неокрепшей экономикой не могут быть применены рекомендации английской школы экономики о свободе торговли. Вплоть до укрепления собственной промышленности такая страны должна проводить политику протекционизма, главным инструментом которой являются таможни. В этом состоит основное содержание «воспитательного протекционизма», выдвинутой еще в 18 веке.
Воспитательный протекционизм и национальное единство Лист и рекомендует для скорейшего развития производительных сил страны, ее экономики. Именно производительные силы, к которым он относили и «умственный капитал» (а не товары и деньги) Лист считал богатством нации.
Идеи Листа послужили основой усиления экономической роли государства Германии. На этой основе возникла традиция Германии, которая поддерживается и сегодня.
Главные идеи исторической школы
  1. Общее и специфика в экономике стран. Не отрицая общих экономических законов, «историки» считали их делом будущего. Пока время для этого не наступило. Главная задача учесть специфику страны с тем, чтобы защитить ее интересы в борьбе с иностранными конкурентами. Поэтому надо разрабатывать не общую теорию экономики, а учение о национальной экономике.

Лист утверждал, что экономика каждой конкретной страны развивается по собственным законам, которые зависят от истории, традиции и законодательства. Поэтому для каждой страны следует писать особую «национальную экономику» в противоположность универсальной политэкономии классиков. По мнению историков бессмысленно искать общие законы в экономике всех стран.
По мнению учеников Листа (представителей «старой исторической школы) В Рошера (1817-1894), Б. Гильденбранда (1812-1878 и К. Книса (1821-1898) классики политэкономии в сущности производили подтасовку в науке, перенося сделанные на опыте Англии выводы на весь мир и объявляли эти выводы «универсальными экономическими законами».      

Интересные записи



Содержание раздела