d9e5a92d

Субсидиарность можно рассматривать как противоположность патернализму.

На третьей - центральной является проблема пенсионного обеспечения.
В наибольшей степени предметы социально-трудовых отношений обусловлены двумя блоками проблем: занятость; организация и оплата труда.
Первый из этих блоков определяет возможности обеспечения людей средствами существования, а также реализации индивидуальных способностей. Второй блок связан с условиями труда, характером взаимоотношений в производственных коллективах, возмещением затрат рабочей силы, возможностями для развития человека в процессе трудовой деятельности.
Типы социально-трудовых отношений характеризуют
психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности. По организационным формам выделяют ведущие типы социально-трудовых отношений: патернализм, партнерство, конкуренция, солидарность, субсидиарность,
дискриминация и конфликт.
Патернализм характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия. Оно осуществляется под видом отеческой заботы государства о нуждах населения или администрации предприятия о его сотрудниках. Примером государственного патернализма может служить бывшими СССР.

На уровне предприятия патернализм характерен для Японии и для некоторых других азиатских стран.
Партнерство наиболее характерно для Германии. Экономика этой страны основана на системе детально проработанных правовых документов, в соответствии с которыми наемные работники, предприниматели и государство рассматриваются как партнеры в решении экономических и социальных задач.

При этом профсоюзы выступают с позиций, не только защиты интересов наемного персонала, но и эффективности производства на предприятиях и национальной экономики в целом.
Конкуренция между людьми или коллективами также может способствовать достижению синергетического эффекта. В частности, опыт показывает эффективность рационально организованной конкуренции между конструкторскими коллективами .
Солидарность предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы людей. Чаше всего говорят о солидарности членов профсоюзов при отстаивании интересов наемного персонала.

Солидарность проявляют и члены союзов работодателей, а также члены других союзов.
Субсидиарность означает стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем. Субсидиарность можно рассматривать как противоположность патернализму. Если человек для достижения своих целей вступает в профессиональный или иной союз, то субсидиарность может реализовываться в форме солидарности.

При этом человек действует солидарно при полном сознании своих целей и своей личной ответственности, не поддаваясь влиянию толпы.
Дискриминация - это основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений. При дискриминации нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда, дискриминация может быть по полу, возрасту, расе, национальности и другим признакам .Проявление дискриминации возможны при выборе профессии и поступлении в учебные заведения, продвижении по службе, представлении услуг предприятия работникам, увольнении.
Конфликт является крайним выражением противоречий в социально-трудовых отношениях. Наиболее явными фордами трудовых конфликтов являются трудовые споры, забастовки ,массовые увольнения (локауты).
По характеру влияния на результаты экономической деятельности и качество жизни людей социально-трудовые отношения бывают двух типов:
- конструктивными, способствующими успешной деятельности предприятия и общества;
- деструктивными, мешающими успешной деятельности предприятия и общества.
Конструктивными могут быть отношения либо сотрудничества, взаимной помощи, либо конкуренции, организованной так, чтобы способствовать достижению положительных результатов.
Деструктивные взаимоотношения возникают тогда, когда общая направленность интересов сотрудников и социальных групп не соответствует целям предприятия. Интересы сотрудников предприятия могут различаться по ряду признаков: психофизиологические параметры (пол, возраст, здоровье, темперамент, уровень способностей и т.п.); национальность, семейное положение; образование; отношение к религии; социальное положение; политическая ориентация; уровень доходов; профессия и т.д.
Само по себе различие сотрудников предприятия по этим и другим признакам необязательно ведет к деструктивным взаимоотношениям. Известно множество примеров эффективного сотрудничества самых разных людей.



Основным условием такого сотрудничества является наличие объединяющих ситуации или идеи, перед которыми индивидуальные и групповые различия становятся несущественными.
Объединяющие ситуации - это война, стихийное бедствие, экологическая катастрофа, необходимость сохранения (выживаемости) предприятия в конкурентной борьбе, страх безработицу. Объединяющие
идеи могут быть религиозными, социально-политическими, научными и
др.
Конструктивное взаимодействие сотрудников предприятия основывается на авторитете руководителей, системе пожизненного найма, высоком уровне доходов, рациональном стиле управления, психологической атмосфере в коллективе.
Эффективность системы управления персоналом зависит от учета различий характеристик и интересов сотрудников. В частности, необходимо учитывать особенности работы женщин, людей пенсионного возраста, инвалидов и молодежи. Необходимо уважать религиозные чувства и национальные обычаи.

При разработке режима труда и отдыха, систем мотивации и оплаты следует учитывать особенности творческого труда, семейное положение сотрудников, условия для повышения квалификации работников.
К числу наиболее важных социальных взаимоотношений относятся взаимоотношения между руководителями и подчиненными. В России экономика десятилетиями функционировала на основе административных методов, а точнее, просто на страхе подчиненных перед начальством.

Такие взаимоотношения были особенно откровенными между руководителями различных уровней.
Опыт развитых стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Существенное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.

Миграция населения. Международное разделение труда

Численность населения постоянно изменяется. Изменение численности населения Земли происходит за счет естественного прироста, который по отдельным регионам далеко не одинаков. Относительно быстро растет население развивающихся стран. В развитых странах естественного роста населения вообще не наблюдается или он настолько мал, что не позволяет обеспечивать воспроизводство трудовых ресурсов.

Для этих стран единственным выходом является пополнение рабочей силы за счет миграции населения из слаборазвитых и развиваются стран.
Использование иностранной рабочей силы уже давно стало непременным условием нормального процесса воспроизводства. В странах, активно использующих иностранных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Так, например, во Франции иммигранты составляют 1/4 занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении; в Бельгии - половину горняков; в Швейцарии - 40 % всех строительных рабочих. В то же время для большинства развивающихся стран, осуществляющих экспорт рабочей силы, отказ от него означал бы потерю важнейшего валютного источника.

Так, если в Египте эксплуатация Суэцкого канала в конце 80х годов давала прибыль в 200 млн. дол. а туризм - 800 млн. долл. ,то денежные перевода . эмигрантов - 3.1 млрд. долл.
Миграция рабочей силы - явление сложное, неоднозначное, требующее пристального изучения в контексте современных тенденций развития мировой экономики, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями экономической жизни общества.
До последнего времени иностранные рабочие использовались преимущественно в тех сферах, где велика доля ручного труда: строительство, сфера обслуживания, и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или непрестижной для местного населения. Здесь доля иностранцев очень велика и порой доходит до 70 %,а это значит, что такие предприятия уже сориентированы" на использование иностранной рабочей силы.
В связи с проходящим процессов объединения Европы во второй половине 90-х годов, по прогнозам Немецкого федерального института занятости, ускоренный экономический рост создает рабочие места, но не вызовет иммиграции по образцу и подобию 60-х годов. Страны ЕС будут неохотно совершать вербовку из третьих стран.

Основные преимущества, как предполагается, получат Великобритания, Германия, Франция и страны Бенилюкса.
Если первоначально центрами притяжения рабочей силы были в основном индустриальные государства Западной Европы и Северной Америки, то в 70-е годы весьма стремительно сформировался рынок труда в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. Он, по существу, до последнего времени был третьим центром иммиграции. Сюда к началу 80-х годов оказалось стянуто около 3 млн. иностранных рабочих.

Об значительной интенсивности миграционного процесса свидетельствует большой удельный вес иностранных рабочих. Так, в Арабских Эмиратах она составила около 50 %, В Катаре - около 80 %, в Саудовской Аравии и Бахрейне - по 40 %.
Четвертый центр сформировался в Латинской Америке. Здесь в основном Аргентина и Венесуэла принимает рабочих из соседних стран.

Общее число иммигрантов достигает здесь 3 млн. человек, подавляющее большинство которых составляют латиноамериканцы.
Межотраслевая миграция имеет место и в Африке и в Азии. Надо сказать, что в области миграции статистика не отличается большой достоверностью. Что же касается Африки, то статистический учет и вовсе не дает возможности устанавливать ее действительные масштабы и направления. По приблизительным оценкам, миграция составляет 2 млн. человек.

В основном более богатые страны берут неквалифицированных работников. Специалисты, приезжающие из других регионов мира, составляют не более 500 тыс. человек.

Страны Азии, являясь в подавляющем большинстве экспортерами рабочей силы, принимают высококвалифицированных специалистов по отдельным специальностям. Наконец, Австралия использует около 200 тыс. человек, многие из которых готовятся к получению гражданства страны пребывания.
Необходимо подчеркнуть, что миграционные процессы характеризуются не только количественными показателями, направлениями передвижения, но и квалификационными характеристиками мигрантов.
Научно-техническая революция формирует особый рынок высококвалифицированной рабочей силы. Для него характерны высокое творческое содержание, самомотивация, основывающаяся на высоком уровне образования, высокая стоимость рабочей силы, приспособляемость ее к новым экономическим условиям. По прогнозам европейских экспертов, работники самой высокой квалификации будут самой мобильной рабочей силой.

Либерализация коммерческого законодательства и увеличивающееся жизненное пространство для компаний будут стимулировать подвижность мелких и средних компаний внутри ЕС. В этих условиях спрос на рабочую силу высокой квалификации будет таким большим, что сюда устремятся эмигранты из третьих стран.
До недавнего времени основными поставщиками кадров высокой квалификации в США и западноевропейские страны были Индия, Пакистан и Египет. Эта тенденция в настоящее время и в ближайшем будущем измениться: произойдет переориентация в связи с изменением ситуации в восточноевропейских странах и в бывшем СССР.

Сказанное относится и к представителям особого рынка труда - спортсменам, артистам, музыкантам.
В то же время, как уже отмечалось, иммигранты занимаются и непрестижными тяжелыми и вредными работами. Эти рабочие места даже в периоды кризисов при увеличении числа безработных не привлекают местное население.
Государство довольно активно влияет на процесс миграции.
При оживление производства допускается либерализация импорта, при спаде происходит его лимитирование. Регулируется не только количество иммигрантов, но и профессиональная, квалификационная, половозрастная структуры и, конечно, продолжительность проживания в стране.
В странах-импортерах сложилась система государственных мер регулирования миграции Оно включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе, национальные службы миграции, а также межгосударственные соглашения.
На межгосударственном уровне странами-участницами Организации экономического сотрудничества и развития создана служба, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. Иммиграционная политика проводится непосредственно через национальные службы эмиграции, которые обычно создаются при министерствах труда, юстиции или внутренних дел. Иммиграционные службы стран осуществляют функции контроля за въездом в страну иммигрантов. Они выдают разрешения, согласованные с заявками предпринимателей на въезд и работу, а также определяет время пребывания.

Отметим, что регулирование продолжительности пребывания осуществляется в разных странах по разному. Для ФРГ, например, в основном характерна жесткая ротация (пребывание от одного года до трех-пяти лет без приема семей).

Для Франции, Бельгии, Великобритании, наоборот, характерна семейная иммиграция, приводящая к расширению внутреннего рынка. Для США, Канады, Австралии, Новой Зеландии наиболее приемлемой оказалась ассимилированная миграция, предусматривающая получение гражданства после определенного срока непрерывного пребывания.

Экспорт рабочей силы


Экспорт рабочей силы сопровождается валютными переводами эмигрантов, выступающими в роли своеобразной платы за экспортируемый товар - трудовые ресурсы. Причем получение валютных доходов от экспорта рабочей силы не ведет к одновременным производственным затратам в стране происхождения, как это характерно для торговли товарами.
Существуют четыре прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:
- налоги с прибыли фирм-посредников;
- непосредственные перевода иммигрантов на родину на поддержку семей и родственников;
- личное инвестирование иммигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг и др.).
- капитал от стран - импортера рабочей силы, идущий часто на воспроизводство трудовых ресурсов и в социальные сферы.
Кроме того, возможны и прямые компенсации за утечку рабочей силы от стран импортеров.
Расчет показывает, что валютная эффективность экспорта рабочей силы как минимум в пять раз выше валютной эффективности товарного экспорта. Поступления по этой статье за последние года возрастали среди других поступлений развивающихся стран наиболее высокими темпами - 10 % в год.

По-видимому, такая тенденция сохранится и впредь.
Экспортом рабочей силы занимаются не только развивающиеся страны, но и такие страны как Италия, Португалия, Греция. Все дело здесь в разнице национальных зарплатах, а не в уровне промышленного или технического развития.
Поскольку иммигранты переводят на родину лишь небольшую часть средств из своих личных заработков, значительные средства привозятся реэмигрантами в виде валютных средств и ценных бумаг. В последние года реэмигранты стали привозить все больше товаров производственного назначения, вплоть до машин и оборудования, которые находятся в их личной собственности и используются для организации небольших производств у себя на родине.

В подавляющем большинстве стран правительственные постановления максимально поощряют ввоз иммигрантами средств производства: снижают или снимают таможенные пошлины и другие барьеры. Поскольку цены на машины во всем мире в основном растут довольно быстро, то иммигранты, порой еще работая за рубежом и собираясь возвращаться домой, начинают организовывать кооперативы, чтобы купить технику.

Интересно отметить, что такие кооперативы пользуются финансовой поддержкой банков, которые предоставляют им кредиты в случае, если их трудовых сбережений не хватает для приобретения всего необходимого оборудования, обеспечивающего полный производственный цикл.

Российские проблемы

Необходимо отметить, что процесс расширенного, а в ряде случаев простого воспроизводства трудовых ресурсов в нашей стране нарушен. В большинстве регионов наблюдается падение прироста населения. Крайне низка оплата труда, не дающая человеку адекватной отдачи за те функции, которые он выполняет в своем трудовом процессе. А в условиях кризисного состояния экономики все это приводит не только к падению производительности труда, но и к полному разложению самой большой ценности государства - трудовых ресурсов.

Таким образом, получается порочный круг, который довольно трудно разорвать.
Одним из эффективных путей такого прорыва может служить экспорт рабочей силы. Нет необходимости подчеркивать, что международная миграция в силу естественных экономических причин всегда была направлена из стран с более низким заработком в страны с более высоким.

Таким образом, человек сможет, поехав на заработки за рубеж, прежде всего восстановить начальный воспроизводственный процесс, приобрести новые производственные навыки, купить технику, в т. ч. и производственного назначения.
Следует учесть, что подготовка и принятие закона о порядке выезда и въезда в страну, с одной стороны, породили в нашем обществе очень большие ожидания и надежду на возможность временного заработка за рубежом, а, с другой, рассматривается ведущими мировыми державами как ключевой элемент демократических преобразований и как необходимое условие для постоянного предоставления кредитов. Возникает необходимость создать концепцию участия России в международном трудовом обмене.
Для захвата хотя бы 10 % основных мировых рынков (т.е. 1,5 млн. чел.) при государственной экспансии по расчетам потребуется около 10 лет.

Но в перспективе Россия могла бы постоянно держать за рубежом более 1,5 млн. человек при благоприятной мировой конъюнктуре и содействия других стран и получать ежегодный доход, по оценкам, в 10-20 млрд. дол.
Вопросы:
1. Охарактеризуйте структуру рабочей силы.
2. Каковы основные подходы к сущности государственной политики регулирования занятости?
3. Какие существуют типы социально-трудовых отношений?
4. В чем заключается международное разделение труда?
5. Назовите основные центры экспорт рабочей силы.
6. Охарактеризуйте российские проблемы рынка труда.
Литература
1. Трудовой Кодекс РФ.
2. Закон Российской Федерации О занятости населения в РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1991, 18 (с изменениями и дополнениями).
3. Закон Российской Федерации О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности // Собрание Трудовой Кодекс Российской Федерации.
4. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда.

М.: ЮНИТИ, 1999.
5. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда.

М.: ЗАО Финстатинформ, 1999.
6. Владимирова Л.П. Экономика труда.

М.: изд. Дом Дашков и К, 2000.
7. Попов Л. А. Анализ и моделирование трудовых показателей. М.: Финансы и статистика, 1999.
8. Рофе А.И. Экономика и социология труда.

М.: изд. МИК, 1996.
9. Генкин Б.М. Экономика и социология труда.

М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.



Содержание раздела