d9e5a92d

Выраженность Диагностированных Моделей

Характерно, что для руководителя в автопредприятии формально-латентный фактор по перечню качеств на 60-80% совпадает с моделью оптимального руководителя. То есть степень эффективности начальника функционального или линейного подразделения автотранспортного предприятия непосредственно связана со степенью его включенности в формальную или латентную структуру.
Конечно, нельзя считать, что приведенные результаты репрезентируют деятельность типичного хозяйственного руководителя Таблица .5 Выраженность Диагностированных Моделей

ДОЛЖНОСТНОЙ УРОВЕНЬ ВЕСА ФАКТОРОВ
ФОРМ.-ЛАТЕНТНЫЙ ПОЛОЖ.-ИНВЕРСНЫЙ
Нач. Лабораторий (1992 г.) 6,47 (2)* 7,99 (1)
Нач. Лабораторий (1988 г.) 10,46 (1) не выявлялся
Нач. Отделов НИИ (вспомог.) 6,73 (2) 6,73 (2)
Нач. Отделов НИИ (разраб.) 4,57 (3) 9,88 (1)
Нач. Трансагенств 10,6 (1) не выявлялся
Нач. Автоколонн автокомб. по доставке грузов населению 8,96 (1) не выявлялся
Нач. Функц. отделов того же автокомб. 11,4 (1) не выявлялся
Нач. Автоколонн автокомб. по снабжению предприятий 11,22 (1) не выявлялся
Нач. Функц. отделов того же автокомб. 8,33 (1) не выявлялся

* Числа в скобках обозначают ранг фактора в матрице, определяемый по величине его веса в сравнении с весами других факторов.
эпохи перестройки. Но они могут более или менее достоверно отображать ситуацию в двух контрастных по своим функциям отраслях.

Это позволяет рассматривать приведенные перечни качеств как полученные с разных исходных точек срезы менталитета представителей управленческого корпуса в один из ключевых периодов формирования новых экономических отношений. Полученные результаты были использованы руководством предприятий при кадровых перестановках, выполняемых в процессе формирования новой организационной структуры, создание которой обусловливалось требованиями переходного периода.
Результаты диагностики, выполненной на основании использования системы Элита позволили при формировании оргструктуры произвести должностные перестановки управленцев как высшего, так и среднего звена без последующего изменения рекомендованных социологом назначений, что свидетельствует о высокой достоверности диагностической методики.

Контрольные вопросы


  1. Какие бывают искажения при оценке экспертами представителей персонала организации?
  2. Что такое функции и дисфункции организации?
  3. Какие варианты социально-психологических нормативов деятельности руководителя применяются в системе Элита?

ЛИТЕРАТУРА


  1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., Наука, 1982. 199 с.
  2. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Минск:, Наука и техника, 1986. 203 с.
  3. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., Политиздат, 1977. 382 с.
  4. Боровик В.С. Службы социального развития промышленных предприятий и потребность в новом типе мышления
  5. Барклянский Ю.А. Концепция деятельности социологической службы Норильского комбината // Концепции деятельности социологических служб промышленных предприятий. М., ИСИ, 1986. 171 с.
  6. Борисов В.А., Козина И.М. Об изменениии статуса рабочих на предприятии //Социологические исследования. 1994. - 11.
  7. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. М., Знание, 1991. - 80 с.
  8. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева и др. М., МГУ, 1987. 304 с.
  9. Волков Г. Общество, человек, управление // Коммунист. 1977. N14.
  10. Вооглайд Ю. Место консультанта в совершенствовании организации управления. // Теория и практика управленческого консультирования. Таллинн: Валгус, 1978. 163 с.
  11. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М., Инфо-Арт, 1993. 335 с.
  12. Грудулис А.Я. Социальная инженерия на службе современного капитализма. М., Мысль, 1972. 72 с.
  13. Григас Р. Социальная организация предприятия и ее функции. Вильнюс: Минтис, 1980. 317 с.
  14. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., Наука, 1972. 536 с.
  15. Геллерштейн С.Г. Руководство по психотехническому профессиональному подбору. М., Госуд. изд-во, 1-я Образцовая типография, 1929. 374 с.
  16. Девятко Н.Ф. Измерение установки: становление социологической парадигмы // Социологические исследования. 1991. 6.
  17. Дикарева А.А., Мирская М. И. Социология труда. М., Высшая школа, 1989. 303 с.
  18. Донцов А.И. Психология коллектива. М., МГУ, 1984. 208 с.
  19. Социология труда / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. М., МГУ, 1993. 368 с.
  20. Ефимов А. Элитные группы, их возникновение и эволюция // Знание-сила. 1988. 1.
  21. Жуплев А.В. Эффект горизонта. М., Московский рабочий, 1989. 168 с.
  22. Зайцев А.К. Социологическая служба производственного объединения. М., Экономика, 1982. 56 с.
  23. Зайцев А.К. Методика разработки и внедрения социальной технологии в условиях промышленного предприятия. // Социальные резервы повышения качества и эффективности труда. М., МДНТП им. Ф.Э. Дзержинского, 1986. 106 с.
  24. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М., Дело, 1993. 300 с.
  25. Иконникова Г.И. О понятии социальной технологии // Фило- софские науки. - 1984. 5.
  26. Ионин А.Г. Технология социальная // Современная западная социология. Словарь. М., Политиздат, 1990. 432 с.
  27. Кабаков В.Д., Лебедев А.Д. Совершенствование кадровой политики на предприятиях машиностроения. Л., Машиностроение, 1988. 83 с.
  28. Калашников С.В. Место и функции социологической и психологической проблематики в деятельности социально-психологических служб // Концепции деятельности социологических служб промышленных предприятий. М., ИСИ, 1986. 171 с.
  29. Кравченко А.И. Социология труда: тенденции и итоги развития // Социологические исследования. 1994. 6.
  30. Кравченко А.И. Социология труда // Социология. Словарь-справочник. М., Наука, 1990. Т.2. 231 с.
  31. Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. М., Наука, 1991. 238 с.
  32. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. М., Наука, 1987. 238 с.
  33. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., Политиздат, 1988. 478 с.
  34. Кудряшева Л.Д. Каким быть руководителю? Л., Лениздат, 1986. 158 с.
  35. Кудряшева Л.Д. Системно-психологическая оценка кадров и управленческих систем. Кишинев, Штиинца, 1983. 159 с.
  36. Колбановскиий В. Так называемая психотехника // Психологический журнал. 1992. 3.
  37. Лапин Н.И., Наумова Н.Ф., Коржева Э.М. Теория и практика социального планирования. М., Политиздат, 1975. 197 с.
  38. Мак-Грегор Д. Человеческий фактор и производство // Соци- ологические исследования. 1995. 1.
  39. Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., Прогресс, 1982. 267 с.
  40. Марксистско-ленинская социология. М., МГУ, 1989. 285 с.
  41. Меньшиков Л.И. Служба социологии и психофизиологии труда на рижском ПО Коммунар // Концепции деятельности социологических служб промышленных предприятий. М., ИСИ, 1986. 171 с.
  42. Маркович Д. Социология труда. М., Прогресс, 1988. 627 с.
  43. Мерсер Д. ИБМ: Управление в самой преуспевающей корпорации мира. М., Прогресс, 1991. 453 с.
  44. Мертон Р. Явные и латентные функции // Информационный бюллетень научного совета АН СССР по проблемам конкретных социологических исследований. М., ИСИ, 1968. 6.
  45. Методические рекомендации по оценке кандидата на должность руководителя среднего звена. М., НПО Главмосавтотранс, 1986. 47 с.
  46. Методические рекомендации по оценке деловых и личностных качеств линейных руководителей среднего звена. М., НПО Главмосавтотранс, 1987. 41 с.
  47. Методические рекомендации по подбору состава водительских бригад с целью повышения эффективности их деятельности. М., НИС по труду Главмосавтотранса, 1982. 36 с.
  48. Методические рекомендации по обоснованному изменению состава водительских бригад с целью повышения эффективности их деятельности М., НИС по труду Главмосавтотранса, 1984. 56 с.
  49. Методические рекомендации по разработке плана социального развития коллектива автопредприятия. М., НИС по труду Главмосавтотранса, 1980. 96 с.
  50. Методы социологических исследований. Материалы третьей Всесоюзной конференции в Звенигороде. М. ИСИ, 1989. Вып. 3. 112 с.
  51. Недобенко К.В. Социально-психологический аспект нормативного поведения руководителей в организации. КД. Л., 1985.
  52. Никредин Г.Д. Разработка и внедрение социальных технологий в производственном коллективе. Ар. КД. М., 1990.
  53. Ослон А.А. Принципы компьютерной технологии ВЦИОМ. // Методы социологических исследований. Материалы третьей Всесоюзной конференции в Звенигороде. М. ИСИ, 1989. Вып.3. 112 с.
  54. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., Межд. фонд Культурная инициатива, 1992. Т. 1. 442 с. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. 9.
  55. Попова И.М. От социального знания к социальной инженерии // Социологические исследования. 1988. 1.
  56. Пригожин А.И. Социологические аспекты управления. М., Знание, 1974. 63 с.
  57. Пригожин А.И. Социология организаций //Социология. Словарь-справочник. М., Наука, 1990. Т.1. 204 с.
  58. Пригожин А.И. Социология организаций. М., Наука, 1980. 257 с.
  59. Пригожин А.И. Социальное управление // Социология. Словарь-справочник. М., Наука, 1990. Т.1. 204 с.
  60. Папулов А.П. Кадры управления производством. М., Экономика, 1985. 159 с.
  61. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро- шевского. М., Политиздат, 1990. 494 с.
  62. Персонал // Бюллетень ВЗУУП. Киев, ВЗУУП, 1991. 1.
  63. Рихтаржик К. Социология на путях познания. М., Прогресс, 1981. 262 с.
  64. Розанов Э.А. Социальная технология как метод управления коллективом. КД. М, 1991.
  65. Симоненко И.Л. Соотношение социологического и психологического подходов при разработке компьютерных методик // Социологические исследования. 1992. 1.
  66. Симоненко И. Л. От кадровой политики к управлению персоналом // Социологические исследования. 1994. 8-9.
  67. Симоненко И. Л. Компьютеризация социально-инженерной деятельности //Социологические исследования. 1995. 12.
  68. Соколов В.А., Гимадутдинова Г.Х. и др. Ориентир. Казань, Татарское книжное издательство, 1991. 286 с.
  69. Соколова Г.Н. Тенденции развития социологии труда // Социологические исследования. 1991. 3.
  70. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., Прогресс, 1977. 250 с.
  71. Стояцкий М. Н. Условия и средства реализации социальных технологий в процессе модернизации советского общества // Социальные технологии, вопросы теории и практики. Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, Рост. гос. ун-т, 1992. 181 с.
  72. Соловьев, А. Лучанкин. Предисловие // Социальные технологии, вопросы теории и практики. Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, Рост. гос. ун-т, 1992. 181 с.
  73. Сысоева Л.Л. Социальная инженерия и специфика промышленной социологии // Социологические исследования. 1984. 1.
  74. Суслов В.Я. Предмет социологии труда. Л., ЛГУ, 1971. 216 с.
  75. Тарасов В.К. Персонал-технология. Отбор и подготовка менеджеров. Л., Машиностроение, 1989. 367 с.
  76. Тарасов В.К. Система автоматизированной аттестации руководителей и специалистов. Таллин, Валгус, 1984. - 119 с.
  77. Ушанов Ю.А. Практика работы управленческих консультантов в США // Социально-психологические проблемы управленческой деятельности в условиях хозяйственной самостоятельности предприятий. М., МДНТП, 1989. 131 с.
  78. Федотова А.П. Основные направления развития системы социального управления на ПО Светлана // Концепции деятельности социологических служб промышленных предприятий. М., ИСИ, 1986. 171 с.
  79. Филиппов А.В. Работа с кадрами как составная часть управ- ления социальными процессами // Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. М., Моск. ин-т упр-я им. С. Орджоникидзе, 1989. 153 с.
  80. Фоминых В.П. Межличностные отношения в структуре взаимодействия членов подрядных коллективов //Проблемы социально-психологической службы промышленного предприятия. Курган, Полиграфист, 1985. 310 с.
  81. Ф. Франселла, Д. Банистер. Новый метод исследования личности. М., Прогресс, 1987. 233 с.
  82. Харман Г. Современный факторный анализ. М., Статистика, 1972. 485 с.
  83. Херцберг Ф., Майнер М.У. Побуждения к труду и производст- венная мотивация // Социологические исследования. 1990. 1.
  84. Чичилимов В.В. Повышение эффективности деятельности социологической службы промышленного предприятия // Концепции деятельности социологических служб промышленных предприятий. М., ИСИ, 1986. 171 с.
  85. Штольберг Р. Социология труда. М., Прогресс, 1982. 248 с.
  86. Шаховой В.А. Организация работы с кадрами управления предприятий. М., Знание, 1982. 62 с.
  87. Щербина В.В., Садовникова Л.Б. Социолого-психологическое обеспечение работы с кадрами. Кишинев, Штиинца, 1989. 149 с.
  88. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М., МГУ, 1993. 120 с.
  89. Щербина В.В. Проблемы технологизации социоинженерной деятельности // Социологические исследования. 1990. 8.
  90. Щербина В.В. Технология оценки кандидата на должность руководителя // Социологические исследования. 1987. 4.
  91. Щербина В.В. Использование методики ГОЛ в заводской социологии // Социологические исследования. 1989. 5.
  92. Якокка Л. Карьера менеджера. М., Прогресс, 1990. 384 с.
  93. Hayek F. A. Collektivist Ekonomik Planning. 1935.
  94. Maslou A. H. Motivation and personaliti. N. Y. 1970.




Содержание раздела