Исследования Герцберга показали, что сам труд является фактором мотивации, деньги являются в основном гигиеническим фактором. К сожалению, это не всегда так . Недавние исследования в области мотиваций указывают, что эта теория не может быть справедливой для всех людей и во всех ситуациях. По этому изменения в организации труда уместны лишь применительно к людям и организациям, обладающим определенными характеристиками.
Эти характеристики обобщены в модели, разработанной Ричардом Хекманом и Грегом Олдхэмом.
В соответствии с теорией Хекмана и Олдхэма существуют три пс ихоло гических состояния, определяющих удовлетворенность человека своим трудом и мотивацию: воспринимаемая значимость работы, т.е. степень, с которой человек воспр инимает свой труд как что-то важное, ценное и стоящее; ощущаемая ответственность, т.е. та степень, в которой человек чувствует себя ответственным и подотчетны м за результаты своего труда; знание результатов, т.е. степень понимания человеком эффективности или результативности своего труда. Те виды работ, которые организованны так, что позволяют какой-то части рабочих испытывать все эти три состояния в достаточно высокой степени, должны дать высокую мотивацию за счет самой работы, высокое качество исполнения работ, большую удовлетворенность работой, а также привести к снижению количества прогулов и уменьшить текучесть кадро в.
В заключение данного параграфа сделаем следующие выводы.
Система кадровых взаимоотношений является одним из главных факторов и условием реализации стратегии предприятия, повышением эффективности предпринимательской деятельности. Она основывается на организации двусторонней связи между работниками и работодателем, результатом которой выступает оптимальное сочетание интересов обоих сторон. В конечном итоге повышается удовлетворенность работников условиями труда и вознаграждением (моральным и материальным), растет производительность труда.
При этом можно говорить о гармонизации и развитии неформального партнерства между наемными работниками и работодателем.
Высокий уровень развития системы кадровых взаимоотношений очень важен при решении руководителей предприятия следовать предпринимательской стратегии. В следующем разделе рассматриваются понятия предпринимательской стратегии и предпринимательской кадровой политики, требуемые характеристики персонала для реализации предпринимательской стратегии, действия менеджеров по управлению персоналом при этом, предпринимательская кадровая политика в условиях рыночной нестабильности.
Определяющий фактор успеха антикризисного правления несомненно, обоснованная кадровая политика предприятия. Персонал является основным богатством, ценным ресурсом предприятия, эффективное управление им обеспечивает конкурентоспособность фирмы по ряду важнейших направлений, в том числе по качеству, обновлению, цене продукции и т.п.
В связи с этим необходимы четкая постановка цели и аргументация кадровой политики предприятия с учетом внешних и внутренних факторов воздействия.
Зарубежный опыт формирования и реализации кадровой политики предприятия в условиях кризиса хотя и является полезным, однако не может быть полностью перенесен в российские условия.
Кадровая политика в зависимости от выбранной стратегии предприятия может быть различной, так как выбранная стратегия требует особенных характеристик персонала (табл.2).
Таблица 2
Характеристика видов стратегий и персонала
Вид стратегии | Характеристика стратегии | Требуемые характеристики персонала |
1 | 2 | 3 |
Предпринима-тельская | предпринимаются проекты с высокой степенью финансового риска; предприятие действует в условиях ограниченности ресурсов |
новаторство; инициативность; готовность к риску; готовность взять на себя ответственность. Очень важно, чтобы ведущие сотрудники были постоянными (долговременная ориентация) |
Динамичес-кого роста | увеличение объемов производства; расширение номенклатуры; уменьшение степени риска |
ответственность и организованность; гибкое мышление, приспособленность к изменяющимся условиям; способность работать в тесном сотрудничестве с другими |
Прибыль-ности | Применяется в условиях, когда предприятие уже обрело устойчивость: сохранение существующего уровня прибыли; ограничение добавочных вливаний финансовых средств |
высокий профессиональный уровень; ориентация на низкий уровень риска; хорошо развитая управленческая система; выполнение функций экспертов в узкой области |
Ликвидацион-ная | Цель уйти с рынка с наименьшими потерями: продажа активов; устранение возможных убытков |
ориентация на краткосрочную перспективу; нацеленность на многопрофильные работы |
1 | 2 | 3 |
Кругооборота | выживание предприятия в условиях финансово-экономического кризиса; обретение стабильности |
гибкое мышление, приспособленность к изменяющимся условиям; ориентация на большие цели и дальнейшие перспективы |
Направления кадровой политики | Тип кадровой политики | ||
Предпринимательская | Стабилизирующая | Сокращающая | |
Отбор и расстановка кадров | Ориентированы на поиск людей, способных пойти на риск и довести дело до конца | Чрезвычайно жесткие нормы набора персонала | Отсутствуют |
Оплата труда и вознаграждение | Строятся на конкурсной основе, исходя из возможностей удовлетворения запросов и потребностей работника | Построены на внутрифирменной системе стимулирования, на представлениях о справедливости | Без дополнительных стимулов, с учетом прошлых заслуг работников |
Оценка труда и его результативности | Основывается на конкретном вкладе работника, но не должна быть слишком жесткой | Осуществляется менеджерами по персоналу, на основе четко оговоренных критериях | Формальная, но строгая |
Развитие личности | Носит неформальный характер и ориентировано на наставничество ведущими работниками | Акцент делается на качественный рост уровня и расширение области деятельности | Реализуется в ограниченных масштабах |
Продвижение | Все кадровые перемещения осуществляются исключительно с учетом интересов работников | Перемещение производится с учетом реальных потребностей в них, с использованием разнообразных методов | Не осуществляется |
Вид стратегии | Предпринимательская, кругооборота | Динамического роста, прибыльности | Ликвидационная |
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика Новосибирского электровозоремонтного завода. Анализ кадрового потенциала
История Новосибирского электровозоремонтного завода начинается со строительства паровозоремонтных мастерских в 1941 году, а выпуск продукции начали в 1942 1943 годах.
В 1964 году началось освоение ремонта электровозов и в октябре 1964 года отремонтирован первый электровоз серии ВЛ-23 442, а в ноябре 1965 года выпущен из ремонта первый электровоз серии ВЛ-8 091. В 1965 году приказом МПС 7-7450 завод переименован в Новосибирский электровозоремонтный завод.
В 1966 1970 годах завод приступил к ремонту электровозов серии ЧС-2 и ЧС-3.
В 1971 1975 годы полностью закончена реконструкция завода. В этот период отремонтировано электровозов 985 единиц, электровозных якорей, тяговых двигателей, вспомогательных машин 5296 единиц, колёсных пар 4057 единиц, отлито серого чугуна 1207 т., цветного литья 2197 т., изготовлено поковок и штамповок 9545 т.
По 1992 год завод ремонтировал только электровозы серии ВЛ-60. В тяжелейших условиях рынка, чтобы сохранить коллектив завода, необходимо было дополнительно набирать заказы на ремонтную продукцию.
В 1993 году завод освоил ремонт тягового агрегата угольной промышленности серии ОПЭ-1. В 1994 году в ремонт вернулись электровозы серии ВЛ-10 И ЧС-2.
В 1995 году был освоен ремонт электровоза переменного тока серии ЧС-4Т.
По итогам работы за 2000 год Новосибирскому ЭРЗ присуждено 1-ое место в соревновании среди предприятий МПС.
В номинации БИЗНЕС-ОЛИМП За успешное развитие партнерства и решение социальных задач завод объявлен лауреатом по итогам 2000 года.
За период с 1964 года до настоящего времени заводом освоены и выпущены из ремонта электровозы производства Новочеркасского электровозостроительного завода серий: ВЛ-8; ВЛ-10; ВЛ-23; ВЛ-60 и производства завода Шкода г. Пльзень Чехословакия серий: ЧС-2; ЧС-3; ЧС-4; ЧС-2т; ЧС-4т.
Основными целями деятельности Завода являются удовлетворение потребностей железных дорог, отраслей народного хозяйства, предприятий и организаций в ремонте электровозов, колесных пар и тяговых двигателей, механизмов, узлов и запасных частей при высоком качестве, надежности, снижения себестоимости и получение прибыли.
Для достижения указанных целей Завод осуществляет следующие виды деятельности:
¦производство капитального ремонта электровозов;
¦производство капитального ремонта тяговых двигателей и вспомогательных машин;
¦производство капитального ремонта локомотивных колесных пар;
¦изготовление деталей контактной сети;
¦производство запасных частей для подвижного состава;
¦выпуск чугунного литья, поковок, штамповок;
¦разработка конструкторской документации на ремонт электровозов, узлов и деталей;
¦производство товаров народного потребления;
¦выполнение работ по договорам с заказчиками;
¦осуществление в установленном порядке внешнеэкономической деятельности в производстве работ, составляющих основу деятельности завода.
Имущество Завода, находящееся на его балансе, закрепляется за ним на праве хозяйственного ведения и состоит из основных фондов и оборотных средств, а также иных ценностей, стоимость которых отражается в его самостоятельном балансе.
Завод владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Источниками формирования имущества Завода являются:
?имущество, закрепленное за Заводом МПС РФ;
?денежные и иные средства, полученные от оказанных услуг, производства работ и реализации продукции;
?средства, выделенные в установленном порядке из федерального и местного бюджетов, фондов МПС РФ;
?кредиты банков и другие средства кредиторов;
?доходы от ценных бумаг;
?иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Современное состояние рынка ремонтных услуг
Недостаточное количество поставок новых пассажирских локомотивов, длительные сроки эксплуатации основных пассажирских локомотивов серии ЧС, требуют скорейшего обновления и наращивания парка пассажирских локомотивов. В настоящее время в парке пассажирских локомотивов срок службы истек у 51% электровозов постоянного тока и 31% электровозов переменного тока.
Состояние парка пассажирских локомотивов и планируемый прирост пассажирских перевозок требуют проведения капитальных ремонтов с продлением срока службы и строительство подвижного состава пассажирских локомотивов нового поколения. Проведение капитальных ремонтов с продлением срока службы на 15 лет позволит повысить надежность пассажирских электровозов, увеличить межремонтные сроки, сократить эксплуатационные расходы.
До 1994 года завод являлся единственным заводом России, производящим ремонт электровозов серии ВЛ-60 для всех железных дорог бывшего Союза Советских Социалистических Республик, где эксплуатировался электровоз данной серии. Новосибирский электровозоремонтный завод является одним из 6 предприятий отрасли, осуществляющим ремонт подвижного состава и производство запасных частей для нужд сети железных дорог России.
Сейчас, кроме ЭРЗ в г. Новосибирске ремонт электровозов осуществляется в Свердловске, Челябинске, Москве, Ростове, Улан-Удэ.
С 1994 года в связи с сокращением грузовых перевозок сократилась потребность в ремонте электровозов серии ВЛ-60 и возросла потребность в ремонте электровозов для пассажирских перевозок и, главным образом, чешского производства серии ЧС: единственный завод в Запорожье, производящий ремонт вышеназванных электровозов оказался за пределами России.
В настоящее время завод специализируется на ремонте электровозов чешского производства ЧС-2; ЧС-2Т; ЧС-4Т, в том числе в соответствии с указанием МПС РФ осуществляется освоение капитально-восстановительного ремонта (КРП) электровозов ЧС-2 с продлением срока службы на 10-15 лет, восстановлением и улучшением их эксплуатационных характеристик, усилением несущих базовых элементов конструкции, заменой оборудования на новое, соответствующее современному техническому уровню.
Кроме того, для избежания резкого падения объемов выпуска товарной продукции, после проведения необходимых маркетинговых исследований, заводом освоен ремонт промышленного агрегата ОПЭ-1 для угольных отраслей России и Казахстана. Из-за низкой платежеспособности железных дорог России, незначительного уровня оплаты денежными средствами и, как следствие, отсутствием их у завода, последним ежегодно осваивается более 100 наименований деталей, запасных частей, комплектующих изделий, ранее поставляемых из-за рубежа.
Освоение новых видов ремонта подвижного состава и производства запасных частей к нему позволило расширить рынок на Московскую, Октябрьскую, Куйбышевскую, Свердловскую, Юго-Восточную, Дальневосточную, Западно-Сибирскую железные дороги.
На рынке названных дорог завод имеет устойчивые связи. В силу того, что ремонтные предприятия МПС специализировались на определенные серии локомотивов, есть основания считать, что на ближайшие несколько лет завод по всем видам ремонта электровозов серий ЧС-2, ЧС-2Т, ЧС-4Т будет иметь стабильный рынок в России.
Общая площадь завода составляет 24,7 Га, из них 9,8 Га (т.е. около 40%) производственные застройки (цеха, здания, сооружения), производственные площади завода превышают 76,5 тыс. кв. м., на территории проложено 6,98 км железнодорожных путей.
Местонахождение завода характеризуется выгодным положением, т.к. он располагается на разветвлении дороги по направлениям на Кузбасс, на Запад, на Юг и на Московское направление, вблизи Транссибирской магистрали, располагается в центре РФ и, соответственно, равноудалён от Заказчиков.
Завод осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами исполнительных органов власти, МПС России и Уставом, утвержденным заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации от 22.09.1992 г.
Краткая характеристика производственных цехов
Основная деятельность завода состоит из 5-ти производств: электровозоремонтного, электромашинного, колёсного, литейно-кузнечного и вспомогательного.
1. Электровозоремонтное производство осуществляет различные виды ремонта подвижного состава электровозов серии ВЛ-60, ЧС-2, ЧС-2Т, ЧС-4Т, промышленных агрегатов ОПЭ-1, ремонт колесных пар, изготавливает узлы, запасные части для подвижного состава. Данное производство включает в себя электровозосборочный, аппаратный, колесный, тележечный цеха.
2. Электромашинное производство осуществляет ремонт тяговых двигателей НБ-412, НБ-412п, ТЛ-2К, ЧС-2, ЧС-4Т, ремонт вспомогательных электрических машин, узлов и запасных частей к ним. Этот вид производства составляют электромашинный и секционный цеха.
З. Колёсное производство занимается ремонтом и изготовление колёсных пар для электровозов ЧС-2, ЧС-4, ЧС-4Т, ВЛ-10, ВЛ-60, ВЛ-80, тягового агрегата ОПЭ-1, а также ремонтом буксового узла.
4. Литейно-кузнечное производство: литейный цех изготавливает колодки тормозные вагонные, колодки фосфористые, детали из цветного металла, маслоты для поршневых колец, детали из серого чугуна для ремонта подвижного состава, производит переплавку лома из цветных металлов (меди, алюминия, бронзы, латуни), кузнечно-механический цех осуществляет ремонт и изготовление узлов и деталей подвижного состава, детали стрелочных переводов и контактной сети, поковки весом до 350 кг из обычных и легированных сталей.
5. Вспомогательное производство обеспечивает цеха основного производства энергоресурсами, водой, инструментом, оснасткой, нестандартным оборудованием, производит гальваническую обработку деталей, транспортировку грузов, капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений и оборудования.
Численность рабочих Новосибирского электровозоремонтного завода в период с 1990 года колебалась как в сторону увеличения (максимальное значение 2332 человека зафиксировано в 1990 году), так и в сторону уменьшения (минимум рабочих 1860 человек было на заводе в 1998 году). Контингент изменялся в зависимости от плановых и фактических объёмов ремонта, задания руководства на сокращение численности по указанию МПС.
По состоянию на 20 марта 2002 года общая численность работников НЭРЗ составляет 2333 человека, что на 1 человека больше максимального значения за прошедшие 12 лет. Среднесписочная численность производственно-промышленного персонала (ППП) и непромышленной группы представлена на рисунке 6.
Что касается возрастного состава, то наибольшую группу здесь представляют рабочие в возрасте 41-50 лет (31,4%). Вторая по величине группа рабочих: среди мужчин- 21-30 лет 358 человек (15%), среди женщин 31-40 лет - 153 человека (6,5%).
Также на заводе числятся 4 рабочих в возрасте до 18 лет и 193 работника в возрасте свыше 60 лет (136 из которых - мужчины).
Таблица 4
Численность персонала завода по отделам
Отдел | Численность | |
чел. | % | |
Заводоуправление | 9 | 0,39 |
Отдел главного технолога | 29 | 1,24 |
Отдел главного конструктора | 13 | 0,56 |
Экономический отдел | 17 | 0,73 |
Финансовый отдел | 5 | 0,21 |
Главная бухгалтерия | 19 | 0,81 |
Юридическое бюро | 2 | 0,09 |
Отдел кадров | 10 | 0,43 |
Отдел главного механика | 5 | 0,21 |
Отдел главного метролога | 11 | 0,47 |
Отдел главного энергетика | 7 | 0,30 |
Отдел маркетинга | 12 | 0,51 |
Прочие отделы | 314 | 13,44 |
Электровозосборочный цех | 259 | 11,08 |
Электромашинный цех | 222 | 9,50 |
Аппаратный цех | 181 | 7,74 |
Колёсный цех | 88 | 3,77 |
Ремонтно-комплектовочный цех | 64 | 2,74 |
Секционный цех | 152 | 6,50 |
Тележечный цех | 117 | 5,01 |
Инструментальный цех | 67 | 2,87 |
Литейный цех | 129 | 5,52 |
Кузнечный цех | 61 | 2,61 |
Ремонтно-механический цех | 73 | 3,12 |
Энергоцех цех | 103 | 4,41 |
Теплосиловой цех | 1 | 0,04 |
Строительный цех | 71 | 3,04 |
Котельный цех | 95 | 4,07 |
Центральная заводская лаборатория | 20 | 0,86 |
Автотранспортный и ж/д участки | 109 | 4,66 |
ЖКХ | 72 | 3,08 |
ИТОГО: | 2337 | 100 |