d9e5a92d

Выплаты за счет органов и организаций


Глава 3.Средства, за счет которых выплачиваются гарантийные и компенсационные выплаты 1.Выплаты за счет средств работодателя.
Ранее действовавшее трудовое законодательство устанавливало сохранение заработка за счет работодателя в зависимости от различных причин. Одни из них непосредственно связаны с производством: например, перевод на другую работу по производственной необходимости, изменения в организации труда, изменение существенных условий трудового договора.

Другие имели косвенное значение или совершенно не связаны с производством: например, участие депутатов в работе представительных органов власти, льготы женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, или работникам, имеющим детей-инвалидов, и др.
В зависимости от связи с производством и характера выполняемой работы, нормы, регулирующие сохранение среднего заработка, можно было дифференцировать на четыре основные группы:
нормы, предусматривающие выплаты, непосредственно связанные с трудом работника, и, следовательно, являющиеся объективной обязанностью работодателя;
нормы, устанавливающие выплаты, косвенно связанные с производством, возникающие в связи с не зависящими от работодателя юридическими событиями;
нормы, регулирующие выплаты, которые не имеют отношения к производству и к работе предприятия;
нормы, предусматривающие материальное обеспечение деятельности общественных организаций, главным образом профессиональных союзов.
К первой группе норм, устанавливающих сохранение заработка, относили нормы, которые непосредственно связаны с производством. Их применение обусловлено организационными действиями работодателя, вызывающими изменение условий труда работника.

К таким нормам следует отнести: оплату простоя по вине работодателя, сохранение зарплаты до двух месяцев при переводе или перемещении работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу; сохранение за работниками - изобретателями и рационализаторами прежних расценок на определенный срок (расценки сохраняются в течение шести месяцев); гарантии, предусмотренные для изобретателей и рационализаторов при их освобождении от основной работы для участия во внедрении изобретения или рацпредложения; гарантии работникам при направлении на повышение квалификации; направление работников на обследование в медучреждения; гарантии и компенсации при командировках, а также переезде на работу в другую местность; компенсации за износ инструментов.
Вторая группа норм, которые предусматривают гарантийные выплаты и сохранение заработка за счет предприятия, косвенно связана с производством. Применение этих норм связано с рядом объективных факторов и не зависит от воли работодателя.

К ним можно относили: оплату труда работников моложе восемнадцати лет (согласно ст.180 КЗоТ РФ заработная плата работников моложе 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы); сохранение в течение двух недель прежней оплаты труда для переведенных по состоянию здоровья на более легкую работу, в некоторых случаях зарплата сохраняется более длительное время. Косвенное неблагоприятное воздействие на производство оказывает ограничение ночных, сверхурочных работ, направления в командировки работников, имеющих несовершеннолетних детей или осуществляющих уход за больными членами семей; за счет предприятия осуществляются гарантии при приеме на работу и увольнении беременных женщин и работников, имеющих несовершеннолетних детей (в частности, при их увольнении в связи с окончанием срочного трудового договора за ними сохраняется средняя заработная плата в течение трех месяцев); за счет средств работодателя осуществляются медосмотры лиц моложе 21 года; предусмотрена возможность установления за счет предприятия сниженных норм выработки для молодежи.
Наиболее значительную группу составляли нормы, которые предусматривали сохранение заработка, различные доплаты, выплату пособий, в силу того только обстоятельства, что работник находится в штате предприятия. Гарантийные выплаты осуществляются за счет предприятия, хотя работодатель не имеет никакого отношения к обстоятельствам, с которыми законодатель связывает возникновение гарантийных выплат.

Более того, предприятие объективно не должно нести бремя социально-материальных льгот, поскольку в той или иной форме выполнило свои обязательства путем выплаты налогов. Такие нормы, императивно установленные государством, не учитывали, что в ряде случаев заработок и пособия должны выплачиваться соответствующими государственными органами, страховыми фондами либо из государственного бюджета. В качестве примера можно привести ситуацию призыва работника на военную или заменяющую ее альтернативную службу, когда на работодателя возлагается обязанность выплаты выходного пособия не ниже среднего месячного заработка.



Соглашаясь с положительной социальной направленностью этого нормативного положения, я считаю, что практика выплат за счет работодателя выходного пособия при призыве на военную службу, так же как и другие военно-служебные расходы, требовала принципиального пересмотра. В данном случае, по моему мнению, возможны два варианта: первый - выходное пособие при призыве на военную службу должно выплачивать Минобороны; другой вариант - предприятие, но за счет бюджета.
В условиях рыночных отношений предприятия не были заинтересованы нести за свой счет дополнительные расходы на проведение общих социальных программ, в том числе - обучение работников в учебных заведениях. Мне представляется, что необходимо было последовательное разделение задач, стоящих перед предприятиями и государством.
Работодатели призваны заниматься организацией труда и производства, получать прибыль, оплачивать труд работников. Поэтому предприятия всех форм собственности необходимо было освободить от несвойственной им льготно-благотворительной деятельности, направленной на содержание за свой счет работников, которым устанавливаются различные льготы.

Расходы на такие льготы должны быть предусмотрены государством в соответствующих централизованных бюджетах.
Фактически при действии старого КЗОТ предприятие платило дважды: один раз - через установленные государством налоги; второй - непосредственно работникам. Такое положение нередко приводит к открытой войне работодателей с работниками, имеющими право на гарантийные выплаты и доплаты.

Если сохранение заработной платы различным категориям работников за счет работодателей вызывало споры с точки зрения социально-экономической обоснованности, то установление для работодателей расходов, связанных с льготами для общественных организаций, создаваемых на предприятиях, являлось абсолютно неприемлемым.
Возложение на предприятия обязанности материально обеспечивать организацию и деятельность профсоюзов является анахроничным. Так, согласно ст.232 КЗоТ РФ предприятия обязаны были отчислять денежные средства профорганам на культурно-массовую и физкультурную работу. В соответствии со ст.233 КЗоТ РФ предприятие обязано было бесплатно предоставлять выборному профсоюзному органу необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, уборкой и охраной; в бесплатное пользование по трудовому законодательству предоставляются профорганам здания, сооружения, сады и парки, хозяйственное содержание которых, а также ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана производится за счет предприятия.

Членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от производственной работы, по коллективному договору (соглашению) может предоставляться освобождение от работы с сохранением среднего заработка для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива и для профсоюзной учебы.
Материальное содержание профсоюза за счет предприятия вызывало возражения по ряду причин:
во-первых, выборные профорганы, а соответственно и профсоюзы в целом, становятся материально зависимыми от работодателя со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями;
во-вторых, не все работники предприятия являются членами профсоюза, а их содержание осуществляется из доходов всего трудового коллектива;
в-третьих, в условиях рыночных отношений предприятия, если на то нет их доброй воли, не должны бесплатно содержать какие-либо общественные образования.
Таким образом, первую группу норм, предусматривающих сохранение зарплаты в связи с организацией производства, можно считать обоснованной, и их следовало оставить без изменения в действующем трудовом законодательстве.
Вторая группа норм, частично связанная с производством и выполняемой работой, требовала определенного изменения с учетом экономической заинтересованности предприятий.
Третья группа норм, предусматривающая сохранение зарплаты и выплаты различных компенсаций за счет работодателя в связи с обстоятельствами, не имеющими отношения к производству, требовала коренного пересмотра. Этот вид льгот, по общему мнению, должен был исключен из действующего законодательства..

Это расширило возможности приема на работу граждан, в том числе социально незащищенных лиц, а также тех, кто нуждается в дополнительных гарантиях.
Четвертая группа норм, предоставляющая за счет предприятий материальные льготы профорганам и их выборным органам, по общему мнению, должна была полностью исключена из ранее действующего законодательства о труде.
В первую очередь следует отметить, что в отличие от прежнего КЗОТА РФ новый кодекс указывает предоставление гарантий и компенсаций исключительно с трудовыми отношениями работника с работодателем. Поэтому, если гарантии и компенсации подлежат предоставлению в рамках заключенного договора, то соответствующие выплаты производятся из средств работодателя. Если же работник выполняет государственные или общественные обязанности, за плату сдает кровь, то соответствующие выплаты, должны производиться органами, в интересах которых совершаются такие действия.

Работодатель в таких случаях со своей стороны только освобождает работника от исполнения трудовых обязанностей( ст. 165 ТК РФ) без производства каких-либо выплат, даже среднего заработка.
Гарантии при направлении работников в служебные командировки. При направлении работников в служебные командировки, за ними в установленном порядке сохраняются место работы( должность) , а также средний заработок(ст.

167 ТК РФ).
Кроме того работодатель производит возмещение следующих командировочных расходов(ст. 168 ТК РФ): расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства ( суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Примечательно, что согласно ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации, и такие размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Р.Ф. для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Возмещение расходов при переезде на работу в другую местность. При переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность, последний обязан возместить(ст. 169 ТК РФ):

  • Расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества( за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);
  • Расходы по обустройству на новом месте жительства

Как видим, в перечень возмещаемых расходов не вошли единовременное пособие на самого работника и на каждого переезжающего члена семьи, а также заработная плата за дни сбора в дорогу и обустройства на новом месте жительства, но не более 6-и дней, а также за время нахождения в пути, ранее предусмотренные статьей 116 КЗОТ РФ и Постановлением Совмина СССР от 15 июля 1981 года 677 О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность.
Однако, в статье 169 ТК приведено объемное понятие, как расходы по обустройству на новом месте жительства, которые вполне могут вобрать в себя и расходы, приведенные в предыдущем абзаце.
Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора, но не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Р.Ф. для организаций, финансируемых из федерального бюджета( до издания новых нормативных актов, могут использоваться постановления Совмина СССР от 15 июля 1981 года 677).
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением. Если ранее действовавший КЗОТ РФ в целом ряде гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, совмещающим работу с обучением, фактически не действовал, то новый ТК РФ вобрал в себя все действующие в настоящее время виды, случаи и условия предоставления гарантий и компенсаций.
Следует отметить. Что по-прежнему гарантии и компенсации в общем случае( если иное не предусмотрено договором между работником и работодателем) могут предоставляться только лицам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию учебных заведениях, и только лицам, успешно обучающимся.
Если все это имеет место, то работодатель обязан предоставить установленные законом льготы. При этом не имеет значения, работник поступал(поступает) самостоятельно или направлен работодателем.

Кроме того, следует учитывать, что льготы предоставляются при условии получения образования соответствующего уровня впервые.
Работнику , совмещающему работу с обучением одновременно в двух учебных заведениях, льготы предоставляются только в связи с обучением в одном из этих образовательных учреждениях по выбору работника( ст. 177ТК РФ).
Отмечу, что порядок предоставления льгот работникам-слушателям послевузовского образования по- прежнему регулируется Федеральным законом РФ от 22 августа 1996 года 125 ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании.
Гарантии и компенсации работникам, направляемым для повышения квалификации. При направлении работника для повышении квалификации с отрывом от работы, за работником согласно статье 187 ТК РФ сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы.
Работникам, направленным для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, дополнительно возмещаются командировочные расходы.
Компенсация за использование личного имущества работника. При использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ инструментов, личного транпорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием.

Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. При этом компенсация за использование личных автомобилей для служебных поездок должна производиться с учетом положений письма Минфина РФ от 21 июля 1992 года 57 Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок и приказа Минфина РФ от 4 февраля 2000 года 16н Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок.
Обеспечение работника средствами индивидуальной защиты. Как статья148 ранее применявшегося КЗОТ РФ, стать 17 Федерального закона РФ от 17 июля 1999 года 181 ФЗ Об основах охраны труда в Российской Федерации, ТК РФ (статья221) предусматривает обязанность работодателя обеспечивать лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением, сертифицированными средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезараживающими средствами в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, приобретение, хранение, стирку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт выданных работникам по установленным нормам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

В настоящее время в рамках обеспечения работников средствами индивидуальной защиты должно использоваться требования постановления Минтруда РФ от 18 декабря 1998 года 51, которым утверждены Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также Типовые отраслевые нормы выдачи средств индивидуальной защиты, утвержденные Минтрудом России.
Выдача молока и лечебно-профилактического питания. В соответствии со статьей 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам должны выдаваться бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

На работах с особо вредными условиями труда должно предоставляться бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других продуктов, а также лечебно-профилактического питания утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. До установления такого порядка организации должны руководствоваться постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1987 года 73/п-1, которым утверждены Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, а также Рационы лечебно-профилактического питания и нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов, Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания . Трудовым кодексом установлены и другие гарантии и компенсации работников в связи с прекращением трудового договора(глава27 ТК РФ), по временной нетрудоспособности(ст.

183 ТК РФ), при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании, в области медицинского обеспечения, донорства, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (глава9), охраны труда( раздел10 ТК РФ).

Выплаты за счет органов и организаций, в интересах которых работник выполняет государственные и общественные обязанности.


Выплату среднего заработка должна осуществлять сторона, вызвавшая работника, а работодатель на время отсутствия освобождает работника от работы( ст. 170 ТК ОФ).
Таким образом, ранее действовавшая статья 111 КЗОТ РФ, гарантировавшая работнику сохранение среднего заработка на время выполнения государственных или общественных обязанностей, с принятием нового ТК РФ свою практическую силу полностью утратила, в связи с чем средняя заработная плата из средств работодателя не должна выплачиваться при убытии работников в рабочее время для:
1.осуществления избирательного права;
2.участия в сессиях Советов народных депутатов, а в случаях, установленных законодательством, и при выполнении ими других депутатских обязанностей;
3.явки по вызову в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору и в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также участия в судебных заседаниях в качестве народных заседателей, общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и трудовых коллективов;
4.участия в работе комиссий по назначению пенсий и врачебно-трудовых экспертных комиссий(ВТЭК) в качестве выделенных профсоюзными организациями членов этих комиссий
5.явки по вызову в комиссии по назначению пенсий в качестве свидетелей для дачи показаний о трудовом стаже;
6.участия членов добровольных пожарных дружин в ликвидации пожара или аварии;
7.выполнения других государственных или общественных обязанностей -в случаях, предусмотренных законодательством.
Материальное обеспечение народных заседателей за время участия в осуществлении правосудия предусмотрено ст. 11 Федерального закона от 17 ноября 1999 г. (2 января 2000 г.) N 37-ФЗ О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 ноября 2001 г. (18 декабря 2001 г.) N 177-ФЗ (СЗ РФ.

2000. N 2. Ст. 158; 2001.

N 52 (ч. 1). Ст.

4924).
За народным заседателем в период исполнения им своих обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются средний заработок, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством (п. 2 ст. 11). Суд возмещает народному заседателю командировочные расходы в порядке и размерах, предусмотренных для судей (п.

3 ст. 11).
Дополнительно суд выплачивает народному заседателю за счет федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1/4 части должностного оклада судьи данного суда. Это вознаграждение не облагается подоходным налогом (п.

1 ст. 11).
Время исполнения народным заседателем своих обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа (п. 4 ст.

11).
Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта РФ за счет средств федерального бюджета выплачивается вознаграждение в размере 1/4 должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ (ст. 6 Федерального закона от 11 апреля 2001 г. (30 мая 2001 г.) N 70-ФЗ Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации - СЗ РФ. 2001. N 23.

Ст. 2288).
О гарантиях и компенсациях присяжным заседателям см. ст. 86 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. N 976 О судоустройстве РСФСР с изменениями и дополнениями - Ведомости РСФСР.

1981. N 28.

Ст. 976.
Гарантийные и компенсационные выплаты, полагающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым в связи с явкой в налоговый орган или работой по его поручению, перечислены в ст. 131 Налогового кодекса.
Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащие выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, определены в Положении, утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 298 (СЗ РФ. 1999. N 13.

Ст. 1601).

В нем, в частности, говорится, что за лицами, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, за время их отсутствия в связи с этим на работе сохраняются место работы (должность) и средний заработок по основному месту работы (п. 5).
Переводчики, специалисты и эксперты получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, по нормам оплаты, утв. Минтрудом России по согласованию с Минфином России.

Привлечение указанных лиц осуществляется на договорной основе (п. 4).
Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам, понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные (п. 1).
О порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру и суд см. Инструкцию, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г., с изменениями и дополнениями, внесенными в нее постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 2 марта 1993 г. (СП РСФСР.

1990. N 18. Ст. 132; САПП РФ.

1993. N 10. Ст.

847).
7. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе (с изменениями и дополнениями) граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1000 руб., им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы (п. 1 ст.

6).



Содержание раздела