d9e5a92d

Виды конфликтов


Это необходимо для того, чтобы было открыто высказано накопившееся за время развития отношений в группе раздражение, непонимание как между членами группы, так и между ними и тренером. Каковы же источники конфликтов у членов группы на переходном этапе? Таких источников четыре:

  1. Дилемма конформизма и автономии. Члены группы стремятся лавировать между подчинением нормам группы и желанием сохранить собственную автономность.
  2. Сопротивление авторитетам (формальному и неформальному лидеру, тренеру).
  3. Противоречие между желанием члена группы быть независимым и неспособностью быть реально независимым.
  4. Сопротивление изменениям. Развитие группы влечет за собой изменения внутри группы. Возникает противоречие между желанием измениться и оставить все так, как есть.

Группа переходит на продуктивный этап в том случае, когда большинством принимаются общие цели группы, когда члены группы готовы пожертвовать личными целями ради достижения общегрупповых. Группа начинает вбирать общегрупповой опыт и становится самообучаемой. В группе возникает распределение ролей, которое принимается большинством.

Определяются новые нормы взаимоотношений с формальным лидером (тренером).
Цели тренера на продуктивном этапе таковы:

  • разделение ответственности за происходящее в группе между тренером и членами группы;
  • помощь в постоянном осознании возникших общегрупповых правил и целей;
  • продуктивное взаимодействие с выделившимися лидерами;


  • организация условий для самообучения внутри группы;
  • обучение членов группы оценке результатов работы и подведению итогов сделанного;
  • консолидация достигнутых результатов;
  • подготовка членов группы к постановке следующих целей и перенос достигнутого в жизнь вне группы.

Данная модель может быть применима к любым человеческим сообществам государственным, политическим структурам, семейным взаимоотношениям, рабочим коллективам, обучающимся группам и т. п.
Виды конфликтов
Каждому из этапов развития групповых процессов присущи свои виды конфликтов. Конфликты это мощный двигатель развития группы и одновременно критерий, по которому мы можем определить, на каком этапе находится группа.
Если на начальном этапе группе присущи конфликты, связанные с объединением против кого-либо или чего-либо, то на последующих этапах вид конфликта кардинально меняется.
На переходном этапе наблюдается конфликт целей, в который вовлекаются все члены группы. Результат этого вида конфликта уточнение ролевых предпочтений и выявление сущности каждого участника группы.
На продуктивном этапе конфликт также остается, но он выражается в несколько другой форме. Он может принимать форму внутриличностного конфликта, связанного с осознанием и принятием своего положения в группе и с осознанием своего поведения на переходном этапе. Внутриличностный конфликт может быть связан с соотнесением своих целей с общегрупповыми и с пониманием того, что от собственного поведения зависело то, насколько собственные цели были приняты как общегрупповые.

Конфликт связан с ответственностью, которая легла на члена группы в связи с принятой им ролью в группе.
Межличностный конфликт принимает локальный характер, выражающийся в довыяснении отношений между членами группы, которые отстали от общегрупповой динамики. Группа в локальные конфликты не втягивается и старается разрешить их самостоятельно, не привлекая к разрешению тренера. У группы уже есть механизмы разрешения конфликтов, которые она и проверяет во время возникновения локальных конфликтов.
Также конфликт может быть связан с качеством выполнения поставленных целей. Он напрямую соотносится с реализацией общегрупповых целей и проявляется в выяснении отношений по поводу участия каждого члена группы в общегрупповой работе. Если группе кажется, что участие недостаточно, это проговаривается, и проводится работа по выяснению того, каким образом отдельные члены группы могут повысить качество своей работы. Но в выяснение отношений между собой на личностном уровне подобный конфликт
не переходит. Локальные выяснения отношений гасятся или как можно быстрее разрешаются, чтобы это не мешало работе группы в целом.
На стадии завершения может проявляться внутриличностный конфликт, выражающийся в страхе оставить группу и жить без нее. В ощущении, что опыт еще недостаточно усвоился и для его усвоения в группе времени не хватит. В желании вернуться к предыдущим этапам и в понимании невозможности этого.
В межличностном плане появляется конфликт расставания. Члены группы пытаются остановить групповое развитие и приближение расставания. Стремятся усилить роль тренера и передать ему ответственность за накопленный внутригрупповой опыт.

Члены группы стараются тормозить процессы в группе, чтобы успеть получить как можно больше от общегруппового опыта и опыта тренера.
Виды обучения
Процесс обучения строится в основном на знаниях, умениях и опыте тренера. От него зависит, чему научатся члены группы, и как они будут выполнять выученное и отработанное на тренинге. Другие члены группы не являются носителями опыта и не исполняют обучающей роли.

Обучение на начальном этапе носит характер формирования навыка. При этом многие члены группы ожидают от подобного обучения некоторой развлекательности и комфортности. Самостоятельный поиск, трудности воспринимаются ими как недостаточная подготовка тренера.

В обучении хотят быстроты, чуда, неизвестных приемов, которые быстро и без достаточных усилий со стороны обучающихся, научат их ожидаемым техникам. Ответственность за обучение полностью лежит на тренере. Любые паузы и заминки, а также длительное сосредоточение на отдельном члене группы и его проблемах вызывают у группы состояние тревоги и неудовлетворенности.

Поэтому группой больше принимаются такие формы работы, в которые вовлекаются все, или те, в которых тренер демонстрирует свой профессионализм.
Навыки, полученные на начальном этапе, в группе не до конца осознаются: участникам группы сложно понять, как применять их в своей жизни.
Другие участники группы воспринимаются как окружение, в котором желательно комфортно усваивать нужный материал. Тренер воспринимается как маг, который за время тренинга сможет разрешить большинство проблем и научить тому, чему сам участник тренинга научиться не в состоянии.
На этом этапе участники требуют как можно больше методических материалов. Как правило, эти материалы не очень внимательно читаются и по ним не происходит усвоения, но они воспринимаются как гарант обучения в будущем, когда тренера не будет рядом, как показатель серьезности подхода тренера к своему предмету.
На переходном этапе процесс обучения воспринимается как отход от него. О нем члены группы забывают. На первый план выходят межличностные отношения, а все связанное с обучением становится наполнением, вокруг которого выясняются отношения.

Тренер перестает быть единственным носителем знаний. Но и члены группы еще носителями знаний не становятся.
Это период отсутствия носителей знаний. Это период, в котором группа на время перестает на осознанном уровне обучаться и учиться навыкам, ради которых она собралась. Знания и навыки начинают проявляться, процесс их получения перестраивается (но на неосознанном уровне).

Любое обучение в этот период неэффективно, так как цели переходного периода не включают в себя обучение и усвоение навыков. Тренеру лучше занимать отстраненную позицию и не выступать в роли носителя формальных знаний.
Обучение на переходном этапе лучше всего строить с опорой на поведение участников в группе по принципу "здесь и сейчас", а не на оторванных знаниях и умениях.
На продуктивном этапе начинается истинный процесс обучения, носителем которого является не только тренер, но и все члены группы. Тренер перестает быть абсолютным носителем истинных знаний. Он начинает исполнять роль мудрого аналитика процессов, иногда акцентируя внимание на том, что группа недостаточно увидела или обобщила. Тренер снимает с себя и роль организатора процесса.

Группа сама в состоянии определять время и контролировать процессы.
В группе увеличивается креативность, многие проблемы она в состоянии решить самостоятельно. Именно на этом этапе можно говорить о развитии креативности членов группы, так как она появляется не в виде навыков, а в виде естественного процесса, влекущего за собой новые идеи и решения.
При решении поставленных задач в группе выделяется новый тип лидеров, способных привнести свои интеллектуальные способности в это решение. К ним прислушиваются, их рекомендации выполняют.
Члены группы начинают переносить полученный групповой опыт в свое будущее, связывать его с реальной деятельностью. На этом этапе меняются цели и задачи членов группы. Многие цели, которые они ставили перед тренингом и решения которых ожидали от тренера, оказываются несущественными.

На первый план выдвигаются цели, связанные с собственными достижениями и изменениями.
Для участников группа становится тем инструментом, с помощью которого они начинают проверять верность выбранного направления. Методические материалы на этом этапе приобретают свою ценность и значимость, так как изложенное в них сравнивается с непосредственным опытом членов группы.



Содержание раздела