d9e5a92d

Вероятность распада группы.


Если руководитель не выводит группу на третью стадию, то велика вероятность распада группы. Третья стадия выхода из конфликта. Члены группы от эмоциональных форм выражения своих мнений переходят на позицию анализа. На этой стадии сотрудники и руководство идут на компромиссы для выработки совместных решений и общепринятых форм работы.

Правила и нормы принимаются группой, и она же отвечает за их выполнение.
Продуктивный этап группового развития
Продуктивный этап начинается тогда, когда сотрудники осознают необходимость открытого выражения эмоций и мнений относительно целей предприятия и своих собственных, когда появляется понимание, что каждый может открыто высказать свое мнение и это будет воспринято адекватно как руководством, так и членами
группы. Начинает складываться традиция принятия разных мнений и через них прихода к наилучшим решениям. Мнение каждого члена группы становится ценным для предприятия в целом. Вертикаль власти как бы сжимается: руководство становится более доступным для обсуждения проблем предприятия. Появляется забота о гармони взаимоотношений: ради сплоченности группы сотрудники могут отказаться от некоторых личных целей.

Цели предприятия становятся доминирующими в работе сотрудников. Отделы разграничивают свои функции, лидеры свои полномочия. На этом этапе можно говорить о перерождении группы в команду.
Но группа не может бесконечно работать продуктивно. Интенсивность работы группы зависит от ограниченности ее существования или ограниченности сроков достижения ею определенных целей. Если сроки не определены, то и интенсивность падает. Поэтому рано или поздно группа переходит на завершающую стадию. Это не значит, что группа обязательно распадется, возможно, она просто завершит достижение определенных целей или завершит свою работу в данном составе.

Следовательно, начнется следующий виток динамики группы, не обязательно с начала. Если состав группы кардинально не изменился, то группа может продолжить работу с первой стадии продуктивного этапа.
На продуктивном этапе в группе также могут возникать конфликтные ситуации. Но они происходят между отдельными членами группы, не затрагивая группу в целом. При этом группа отслеживает эти конфликты и создает условия для их разрешения, так как подобные конфликты могут тормозить работу группы на достижение поставленных целей.

Конфликты могут возникать из-за не до конца выясненных отношений между некоторыми членами группы на переходном этапе или из-за несогласия на некоторых этапах отдельных сотрудников жертвовать своими целями ради целей группы. Но подобные конфликты единичны, так как в них начинают вовлекаться те сотрудники, которые недостаточно позволили себе раскрыться на переходном этапе и были скорее наблюдателями, нежели участниками процессов в группе. А так как переход на продуктивный этап возможен, если большинство открыто поучаствовало в конфликтах согласования целей, то конфликты на продуктивном этапе носят локальный характер и затрагивают отстающее меньшинство.
Первая стадия ощущение группы. Члены группы начинают чувствовать себя большим, чем просто функциональной единицей
а групповое мнение при принятии каких-либо решений оказывается приоритетным. Появляется ощущение ответственности перед членами группы. Обозначается общегрупповая цель, связанная с целью организации.

Групповые нормы и правила переходят в разряд неосознаваемых и выполняются членами группы без формального контроля со стороны руководства.
Вторая стадия креативная. Группа становится большим, чем сумма всех входящих в нее людей. Проявляется эффект самообучающейся организации.



Члены группы начинают черпать уникальный опыт изнутри, при этом каждый проявляет большую креативность в решениях, находясь в группе, а не вне ее. Группа начинает действовать намного продуктивнее, вырабатывая при этом план дальнейшего развития и совершенствования в рамках организации.
Третья стадия завершающая. Группа подводит итоги своей деятельности по отношению к достижению поставленных целей (или цели). Группа, понимая конечность своего существования, усиливает общегрупповой опыт, начинается его передача другим сотрудникам или группам для сохранения на предприятии.

Полученный опыт в достижении общегрупповых целей соотносится сотрудниками с вариантами достижения личных целей. На завершающем этапе усиливается роль формального лидера. Он помогает сотрудникам аккумулировать полученные знания, анализирует пути достижения целей, выделяет наиболее успешные моменты работы группы и отдельных сотрудников.
Управление групповой динамикой в тренинге командообразования
Группа во время тренинга командообразования также проходит все те этапы и стадии, которые проходит реальный коллектив предприятия.
В этом разделе каждую из стадий мы опишем с точки зрения выделенных нами критериев, позволяющих тренеру определить, на каком этапе и стадии развития находится его группа.
Нами были выделены следующие критерии:

  1. психическое состояние участников группы;
  2. отношения тренера и участников группы;
  3. ролевое осознание участников группы;
  4.  
  5. осознание участниками групповых правил, традиций, целей, норм существования;
  6. усвоение преподаваемого материала.

Начнем с изучения стадий начального этапа групповой динамики
Начальный этап
Начальный этап групповой динамики, как уже говорилось, можно разделить на четыре стадии: вводная, конфликтная, работоспособности и стадия истощения, которая является переходной к следующему этапу групповой динамики.
На основании выделенных критериев поведения членов группы можно рассмотреть каждую стадию начального этапа групповой динамики с точки зрения выделенных нами критериев.
Вводная стадия
Вводная стадия начального этапа характеризуется ориентацией и исследованием каждого члена группы той территории, которую занимает он сам и которую он оставляет для других членов группы. Эта ориентация базируется в основном на предыдущем жизненном опыте членов группы, который они переносят в новые для себя обстоятельства и тем самым начинают проявлять привычные для себя шаблоны социального поведения.
Ориентация и исследование проявляются в ритуалах знакомства с другими членами группы, в изучении их ожиданий, целей, в сопоставлении их целей с собственными ожиданиями и целями.
На вводной стадии члены группы пытаются демонстрировать ту часть себя, которая является социально приемлемой, поскольку находятся в состоянии неопределенности. Подобные состояния сопровождаются чувством тревоги и отсутствия безопасности в структуре группы. Члены группы напряжены, не готовы к глубокому самораскрытию, ограничивают себя в своих поведенческих проявлениях или маскируют истинное поведение демонстрацией наиболее приемлемого, с их точки зрения, поведения.
Во время вводной стадии у членов группы, как правило, возникают вопросы к себе:

  • Буду ли я участвовать в этом тренинге?
  • Насколько я хочу раскрыть себя?

Могу ли я доверять членам группы?
Впишусь ли я в эту группу?
Мое отношение к другим членам группы?
Мое отношение к тренеру, его компетентность?
Отношение ко мне других членов группы и тренера?
Основные потребности членов группы на вводной стадии получение информации и возникновение чувства безопасности. Основной задачей членов группы на этой стадии является поиск (методом проб и ошибок) более целесообразного и безопасного поведения.
Члены группы решают, кому можно доверять, насколько они могут раскрываться, насколько безопасна группа, кому они нравятся и не нравятся и насколько можно включаться в работу.
Участники тренинга еще не знают, чего ожидать от группы. Нормы еще не выработаны.
На этой стадии большинство участников находятся в состоянии тревоги, которую они стараются скрывать известными им способами. Внешне многие не выглядят напряженными, поэтому каждый в отдельности считает, что нервничает только он, и это еще больше усиливает его тревогу.
Состояние тревоги вполне естественно для вводной стадии группового развития. Оно объясняется тем, что уровень доверия в группе еще очень низок. Члены группы знают, что они будут зависеть от поведения других членов группы, но не знают, насколько это поведение их устроит. Многие на этой стадии стараются вести себя любезно и абсолютно поверхностно, стараясь произвести хорошее впечатление на других членов группы и на тренера.

Тем самым они представляются не такими, какими являются на самом деле.
В обсуждении каких-либо тем на этой стадии преобладают стереотипы и оценки, поэтому продуктивность группы очень низка.
На этой стадии тренеру предпочтительно давать задания, имеющие лишь косвенное отношение к общим целям группы, но при этом требующие взаимодействия между членами группы.
Члены группы должны увидеть друг друга в деле, их деятельность будет определенным образом структурирована, и на это можно будет опереться в дальнейшем. При этом члены группы узнают друг друга получше. Подобные задания помогут группе расслабиться, что очень важно, так как взаимодействие на этой стадии скованно,
напряженно и осторожно. Подобная скованность и закрытость членов группы, если она длится достаточно долго, может сформировать нормы поведения в группе.



Содержание раздела