d9e5a92d

Трудные участники в тренинговой группе


Прежде чем подводить итог всему вышесказанному, необходимо отметить следующее: все эти механизмы не являются манипуляцией.
Общие вопросы По моему мнению, манипуляция - это то, что делается во вред другим или только на пользу себе. Все вышеперечисленные механизмы работают на пользу группе, и тренер обязан их использовать, так как это усиливает результат тренинга. И если это все на пользу группе, то почему же нельзя учиться весело, легко, быстро?!
1.6. ТРУДНЫЕ УЧАСТНИКИ В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ
В любой тренинговой группе всегда есть участники, которые решат, что тренинг это очень удобный способ самоутвердиться: большая аудитория, все сидят в кругу, всех хорошо видно и можно себя показать.
Существует несколько категорий трудных участников.
Например, участники, активно мешающие тренеру тем, что часто возражают ему. Так, когда тренер дает задание группе, то такой трудный участник может заявить, что в жизни все не так, и совершенно бесполезно играть в такую игру, или говорит, что это ни к чему хорошему не приведет.
Конечно, причина может быть в том, что этот участник просто боится, и все его комментарии нужны, чтобы защититься от возможного проигрыша. Но если часть участников тренинга тоже боится, то они тоже могут его поддержать.
Поведение тренера в такой ситуации должно быть направлено на то, чтобы снять опасения группы. Тренер старается с самого начала работать максимально доброжелательно. Игры, которые идут в начале тренинга, не должны быть для группы страшными, они должны носить массовый характер и быть по возможности веселыми и забавными; очень важно включать между играми веселые подвижные разминки, например, "Зоопарк с хлопками" (описание игры см. далее).

После такой разминки большинство участников на многие игры вызываются добровольно, и никакого сопротивления просто нет.
Другой вариант, когда участник решил поспорить с тренером не из-за того, что боится играть в игры, а для того, чтобы группа оценила его как смелого, решительного человека. Он просто хочет выделиться.
В такой ситуации тренер соглашается с любыми здравыми замечаниями и возражениями этого участника и говорит: да я с вами согласен, вы говорите совершенно правильные вещи, и поэтому мы будем проигрывать все ситуации по частям одну часть в одной игре, другую в другой. А в итоге мы проговорим и проиграем все ситуации. Если
Общие вопросы замечания не совсем здравые, то необходимо просто разобрать любое такое высказывание на группе, чтобы все согласились, что это замечание не по существу. Например, трудный участник говорит, что вот таких требовательных клиентов вообще не бывает. Вы спрашиваете у группы, так ли это, и, скорее всего, несколько человек в группе скажут, что у них были не только такие, но и гораздо хуже.

Обычно после одного такого разбора "трудный" успокоится.
Но бывает, что трудный участник занимает совершенно неконструктивную позицию и спорит просто для того, чтобы спорить. В такой ситуации достаточно дать ему возможность высказаться по любому поводу и сразу предложить подтвердить свои слова в игре. Тренер может предложить ему показать в игре все, о чем он сейчас заявил, и конечно, дать такую роль, где будет много ошибок.

А позже в разборе игры ему можно мягко показать, что говорить и уметь вещи разные. С такими трудными участниками надо придерживаться принципа наращивания давления сначала мягко, а если не реагирует, то все более жестко ставить человека на место. Чем мягче, тем лучше, но иногда лучше вначале человека привести в чувство, чем он испортит весь тренинг.
Что не следует делать, когда в группе есть кто-то, кто активно работает против тренера? Нельзя включаться в спор с таким участником. Тренер может увлечься и начинается война.

Группа встанет на чью-то сторону. Если она встанет на сторону тренера, то человека могут психологически загрызть. Но групповое давление очень сильный механизм влияния, и прибегать к нему можно только в крайнем случае.

А если группа объединится против тренера, то его могут просто "вынести" из группы.
Еще одна категория трудных участников это те, кто решил заработать себе авторитет, присоединившись к тренеру. Такой "помощник" комментирует все слова тренера, все время говорит: да, я знаю, это очень полезно, я читал в книге по психологии, что это очень важно, и так далее. Или: "Я знаю, тренер правильно вам, дуракам, говорит, учитесь, пока вас учат. Я в таких вещах разбираюсь, слушайте тренера" и так далее. Такого человека тоже можно попытаться мягко успокоить.



Если не поможет, то поймать на слове, и, как опытному человеку, дать самую трудную роль в игре. Обычно этого достаточно, и далее этот человек ведет себя куда как сдержаннее. Еще необходимо отследить, чтобы такого "активиста" не заклевала группа.

Лучше его остановить в самом начале, потому что группа может это сделать достаточно грубо.
Трудными можно назвать и пассивных участников. Они обычно ведут себя очень тихо и стараются не участвовать ни в каких играх, где
1.6. Трудные участники в тренинговой группе
нужны добровольцы. Кроме того, они не участвуют в групповых дискуссиях или ограничиваются очень короткими фразами. Скорее всего, эти участники просто боятся и таким образом проявляют свой страх и беспокойство.
Поведение тренера здесь остается самым традиционным. Необходимо с самого начала не только сказать, но и показать всем участникам группы, что здесь совершенно безопасно. Для этого в самом начале тренер объясняет цели тренинга, говорит о том, что в тренинге не будет каких-то сложных и опасных ситуаций. Очень хороший вариант в начале группы спросить у участников, каковы их опасения и ожидания, и если у участников есть какие-то опасения, нужно дать комментарий по каждому высказыванию, чтобы снять эти опасения.

Кроме того, тренер с самого начала ведет себя очень корректно, старается расслабить группу уместными шутками.
Но, конечно, самые тревожные из группы все равно могут себя вести достаточно пассивно. Преодолеть такое возможно. Для этого необходимо стараться включать их в различные игры, но только на принципе добровольности. Если в группе кто-то ведет себя таким образом, сначала необходимо дать такому человеку освоиться и не предлагать ему активное участие в тренинге до обеденного перерыва, а иногда и весь первый день. Вообще, хорошо планировать на первый день много игр, в которых участвуют все, и таким осторожным участникам приходится работать вместе со всеми.

Кроме того, нужны такие игры, где все делятся на подгруппы по три, четыре, пять, шесть человек, и состав групп необходимо постоянно менять.
Необходимо с самого начала обратить внимание на таких пассивных участников и поберечь их, чтобы кто-то их случайно не обидел. Когда будет видно, что они немного освоились, то можно иногда ненавязчиво приглашать их к участию в каких-то ролевых играх. Обычно при хорошей и доброжелательной обстановке, которую формирует тренер, с начала второго дня пассивных в группе просто не бывает.

Более того, часто добровольцев для игр больше, чем ролей, и приходится устанавливать некую очередь.
Еще одна категория трудных это те, кто любят говорить, что они все знали и до тренинга, что они ничего нового не узнали, или что-либо подобное. На такие высказывания, по моему мнению, вообще не стоит реагировать. Во-первых, тренинг это тренировка, а не выдача новой информации.

Во-вторых, всегда есть какая-то новая информация, а все подобные высказывания не что иное, как попытка самоутвердиться. И ни в коем случае нельзя возражать и раздражаться на эти
Общие вопросы высказывания. Можно сказать: да замечательно, новым в тренинге может быть только ваше поведение, ваше понимание ситуаций, этим мы и занимаемся.
Есть категория таких трудных участников, которые пришли на тренинг целенаправленно бороться за что-нибудь, особенно, когда в тренинге участвуют руководители. Такие "борцы" иногда пытаются устроить на тренинге митинг или профсоюзное собрание. Их нужно достаточно жестко останавливать, объясняя, что у нас не собрание и нет возможности обсуждать темы, которые не входят в план тренинга.

Пожалуйста, все обсуждения и собрания после завершения тренинга.
Если они пытаются увести обсуждение какой-то игры в сторону, то у нас есть правило "здесь и теперь", всегда уместно на него ссылаться. Если человек очень беспокойный и говорливый, то после очередного высказывания можно запретить ему говорить долго только по одному предложению и не чаще одного раза за игру.
Еще один тип трудных участников это так называемые экстрасенсы, целители и так далее. Они мешают тем, что могут в группе комментировать какие-то ситуации, используют специальную терминологию. Чаще всего они абсолютно безобидные, им просто хочется сообщить, что они этим занимаются, найти сторонников и почитателей, но в группе это могут воспринять достаточно негативно. Они, например, могут кому-то сказать: я вижу у тебя поменялся цвет ауры, но ты не волнуйся, просто посиди спокойно, я все исправлю.

И чтобы не обострять ситуацию, им в перерыве можно вежливо сказать, что многие люди не понимают, как это важно, поэтому могут реагировать на это плохо, и на группе больше ничего такого говорить не надо.



Содержание раздела