Он частично занимает место тренера и начинает руководить работой группы, исходя из своих собственных целей. Но общегрупповые цели не формируются, руководство осуществляется на процессуальном уровне. В этом случае группа остается на конфликтной стадии, так как периодически между тренером и неформальным лидером возникает борьба за власть.
Но, поскольку на начальном этапе велика роль тренера, то, если группой начинает руководить неформальный лидер, в целом она остается недовольна работой. Группа начинает считать тренера недостаточно подготовленным. Тренер в этом случае также остается недоволен работой группы, при этом он или начинает рефлексировать по поводу собственной недостаточной, с его точки зрения, подготовки или перекидывает ответственность за происходящее на группу, считая ее членов недостаточно подготовленными к восприятию его материала.
Группа в этом случае быстро переходит на стадию истощения, причем истощение наступает раньше, чем реальное окончание тренинга. Как правило, члены группы расходятся недовольные результатами тренинга.
Если роль тренера структурирована и его влияние велико, то группа начинает усваивать материал на стадии работоспособности начального этапа. Психическое состояние членов группы характеризуется при этом комфортностью и доверительностью, но оно всецело зависит от поведения тренера. Тренер ведет группу, задает тон и формирует нормы, выступая одновременно техническим экспертом и моделью поведения для участников группы. Члены группы считают себя успешными, если им удается копировать поведение тренера. Другие члены группы при этом не воспринимаются ими как носители обучающего опыта.
При решении проблем, задач, при достижении целей, члены группы обращаются к тренеру, а не к другим членам группы. Это является основной характеристикой стадии работоспособности начального этапа, отличающей ее от продуктивной стадии продуктивного этапа.
Тренер помогает участникам включаться в работу. Тренер помогает решать возникающие проблемы. Тренер помогает в определении целей каждого участника группы. Тренер структурирует работу группы.
На этой стадии наиболее успешно проходят занятия, в которых тренер разделяет группу на пары, тройки, малые группы.
В малых группах участники чувствуют себя более защищено, им легче соотнести свое поведение, цели с целями небольшого числа участников. Поскольку единых целей группы еще нет, то разделение на подгруппы делает работу результативной и внешне продуктивной. Тренеру в этом случае легче достигать собственных целей по принципу "разделяй и властвуй".
Таким образом, успешность работы группы в целом на стадии работоспособности начального этапа зависит от тренера.
Если работа группы заканчивается на этой стадии, то участники остаются довольны полученными знаниями и работой тренера. Но знания и навыки, как правило, в реальной жизни применяются недостаточно, так как опираются не на собственный опыт участников, а на опыт тренера. Сформировавшиеся после групповой работы связи между участниками неустойчивы и поверхностны, поскольку полного раскрытия истинных целей их присутствия на тренинге не происходит.
Зачастую члены группы оказываются зависимы от тренера и недостаточно самостоятельны в развитии навыков вне тренинговой группы.
Тренинги, которые включают в себя три стадии начального уровня, характерны для тренингов усвоения знаний и навыков. Однако они не подходят для тренингов креативности, формирования команд, глубокой проработки проблем на уровне изменения свойств личности.
Стадия истощения
Если на стадии работоспособности начального этапа тренер начинает ослаблять свое руководство и структурирование работы группы, то группа постепенно переходит на стадию истощения. На этой стадии продуктивность работы группы падает, возникает иллюзия остановки развития навыков, тупика, отсутствия перспектив. У тренера может возникнуть ощущение недостаточности собственных знаний и навыков, желание поиска более совершенных упражнений и более глубокого материала.
Если тренер не передает часть ответственности группе, то группа может находиться на стадии истощения начального этапа достаточно долго и не перейти наследующий переходный этап.
В этом случае есть опасность перетекания конфликта переходного этапа в конфликт переходной стадии начального этапа. Групповая динамика остановится и войдет в петлю повторяемости.
Если тренер на стадии открытого конфликта передает ответственность группе, то все члены группы достаточно быстро втягиваются в открытый внутриличностный конфликт.
Внутриличностный конфликт в этом случае получает вербальный выход: члены группы начинают вслух проговаривать свои опасения и свои желаемые цели. Благодаря этому их тревога уменьшается. Они начинают проговаривать свое состояние на уровне эмоций и чувств, а не на уровне интеллектуализации.
Межличностный конфликт на переходном этапе выражается в выяснении отношений внутри группы. При этом происходит согласование собственных целей участников с целями группы. Члены группы перестают искать ответственного за происходящее.
Во время конфликта ответственность начинает перекидываться с одного члена i руины на другого. Ответственность делят между собой неформальные члены группы. Начинает складываться иерархия внутригрупповых взаимоотношений, в соответствии с которой и распределяется мера ответственности за происходящее. Другими словами, ответственность за происходящее в группе члены группы берут на себя. В связи с этим и цели каждого в группе становятся частично общегрупповыми.
Неформальные лидеры вносят большую часть своих целей в общегрупповые, другие члены группы вносят ту часть своих целей, которая им начинает полагаться в соответствии со складывающейся иерархией их положения в группе.
Тренер остается формальным лидером, и уже группа решает, какую часть ответственности оставить ему. Это будет зависеть от силы неформальных лидеров и от того, насколько установленные цели в группе будут соотнесены с целями тренера. А это, в свою очередь,
связано с тем, насколько тренер на начальном этапе смог донести до группы свои цели и насколько группа приняла их.
Стадия истощения конфликта
На стадию истощения конфликта группа выходит тогда, когда основные цели и задачи практически всех членов группы в той или иной степени проговариваются.