d9e5a92d

Способы поведения в конфликтных ситуациях


Вы встречаетесь в коридоре и говорите..." "Шарфик"
Участниц две (обязательно женщины).
Инструкция: "Тебе вчера твой любимый подарил шарфик, который он привез из Индии. Шарфик очень красивый, очень необычный. Подруга у тебя попросила этот шарфик на вечеринку, и на вечеринке шарфик попал на свечу и сгорел.

Ты, не зная об этом, обещала своему другу, что завтра его наденешь в театр. Вы встречаетесь с подругой. Ваши действия?"
СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ
В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
В разговоре о конфликтах можно дать теорию по опроснику Томаса "Пять способов поведения в конфликтных ситуациях".
Первый способ называется "уход". Человек всячески избегает конфликта, старается в любых ситуациях сделать вид, что ничего не произошло; такой человек часто говорит, что считает себя неконфликтным, что у него почти не бывает конфликтов.


Содержание программы тренинга Но в действительности, если рассмотреть этот способ на обычном бытовом примере, то получается иная картина. Оказывается, что в результате ухода от конфликта у его участников может накапливаться недовольство. Представьте, что два человека одновременно хотят смотреть две разные программы по одному и тому же телевизору.

Достаточно обычная ситуация. Один говорит, что хочет смотреть футбол, другой, что хочет смотреть любимый фильм. После этого они замолкают.

Если оба человека придерживаются принципа избегания в конфликте, то понятно, что они должны делать в подобной ситуации выключить телевизор и смотреть на погасший экран. Конечно, в жизни это может выглядеть менее драматично. К примеру, они могут пойти и заняться своими делами, или включить какую-то третью программу и т. д. Но суть ситуации остается прежней: ни один не получает то, что хочет. И конечно, они будут думать друг о друге, что "если бы не он, то я бы спокойно смотрел свой..." Если эта ситуация повторится несколько раз, то это приведет к тому, что когда-нибудь, когда первому не нужен будет телевизор, а второй заявит, что он хочет смотреть телевизор, то первый может в ответ заявить, что ему тоже хочется, но другую программу.

Вопрос стал принципиальным.
Второй способ поведения в конфликтных ситуациях называется "конфронтация". Использование этого способа приводит к тому, что выигрывает один человек, а второй проигрывает, то есть один получает выигрыш на 100%, а другой получает ноль. Выигравший может также выиграть и чувство вины, а проигравший выиграл обиду. Рассмотрим это на нашем примере с телевизором.

Один взял пульт и сказал: "Я буду смотреть свой футбол, и меня не волнуют твои проблемы". Он выиграл сейчас, но не выиграл на всю жизнь. А если второй растерялся от его наглости сегодня, то завтра он будет к этому готов и будет сильнее сопротивляться. Если представить, что один явно сильнее другого, то все равно второй может сопротивляться.

Например, спрячет в следующий раз пульт от телевизора или сломает что-то, и так далее. Таким образом, получается, что этот способ поведения в долговременной перспективе имеет только отрицательные последствия.
Следующий способ называется "вынужденная уступка" это зеркальный вариант второго способа. Он заключается в том, что один, проиграв в первый раз, будет усиленно готовиться ко второму раунду. Это жизнь, посвященная борьбе.

На примере с телевизором это может выглядеть так: муж отобрал пульт, жена растерялась и сдалась, но в следующий раз она будет готова к такой ситуации и, может быть, расплачется. Тогда муж проиграет, но будет готовиться к следующей схватке.
4 6. Коммуникативные конфликты в тренинге
Четвертый способ получил название "компромисс". Это когда можно что-то поделить поровну. Но на примере телевизора понятно, что делить телевизор бессмысленно.

Если делить время, то это тоже не выход, так как смотреть первую или вторую половину передачи нет смысла, да и не выбрать и то, и другое имеет свои минусы.
Обычно человек обращает внимание не на то, что получил, а на то, что не получил. Кроме того, в компромиссе есть один подводный камень: начиная что-то делить, люди увлекаются и доходят до абсурдных ситуаций. Например, поделив мебель, пилят пополам последний стул.



Конечно, когда что-то делится легко и оба согласны поделить поровну, то это может быть выходом.
Пятый вариант называется "сотрудничество". Этот вариант хорош тем, что каждому участнику можно выиграть сто процентов, а может быть, и сто пятьдесят. Например, один добровольно уступает другому потому, что к нему хорошо относится и не считает, что второй ему обязан.

Люди сохранили отношения и даже сделали их лучше. И просто приятно делать что-то хорошее хорошему человеку. Другой пример: оба сели перед телевизором и поняли, что одновременно два разных канала не посмотреть. Кто-то предложил: "А давай пойдем в гости, в театр или в кафе". И здесь выигрыш больше, так как этого не было в планах, а идея возникла в ходе конструктивного конфликта.

Люди получают что-то большее, чем просмотр телевизора, и улучшают свои отношения. Конечно, выход из более сложных ситуаций найти не так просто, но это единственный способ, который гарантирует хороший результат.
Также можно рассказать о "претензии без претензий" и потренироваться. Для этого нужно научиться предъявлять претензии без претензии: так, чтобы не обидеть собеседника. Например, муж приходит домой, а дома нет ужина.

Если он недоволен, то может особым образом "посмотреть" на жену или наговорить ей много неприятных слов. Но в любом его "сообщении" можно выделить три блока. Первый блок это описание самой ситуации: "Я пришел домой, еды опять нет..." Второй блок это сообщение о том, что он хочет есть: "Я умираю от голода..." Третий блок оценка жены как плохой хозяйки: "Ты всегда так себя ведешь, ты ни на что не годная жена".

В этой претензии муж хочет, чтобы она обратила внимание на второй блок, а жена обращает на третий, обижается и, соответственно, конструктивного общения уже не предвидится. Чтобы сообщить претензию без претензии, необходимо изменить сообщение в третьем блоке, например, описать ситуацию: "Я пришел домой, а ужина нет". Второй блок: "Мне не нравятся такие ситуации". Третий блок заменить на просьбу о помощи: "Помоги мне,
Содержание программы тренинга пожалуйста, покорми меня и т. д.". Услышав такое обращение, жена, вероятнее всего, отреагирует на него положительно. Таким образом, в любых ситуациях, переформулировав свою претензию в претензию без претензии, мы не обижаем человека и не нарушаем коммуникацию.
Точно так же мы сами можем не входить в "угол", когда слышим претензию от кого бы то ни было. Сами в уме можем перевести претензию в конструктивную форму и понять, что если человек кричит, то не на нас, а нам. Это крик о помощи, он уже не может не кричать и ему надо помогать, а не обижаться на него.

Он просто не знает, как правильно предъявлять претензию, вот и все.
Для заметок
4.7. ИГРЫ ДЛЯ ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ
ИГРЫ-"КАТАСТРОФЫ"
Рассмотрим два варианта: "Катастрофа в пустыне", "Катастрофа на Луне". Игра "Катастрофа в Уральских горах" описана ранее.
"Пустыню" и "Луну" можно давать на бланках (приложения 1, 2). В первый день тренинга чаще проводят "Пустыню"; группа обычно не справляется, и следует вывод, что группа работает хуже, чем каждый в отдельности. "Катастрофу на Луне" лучше проводить в последний день, так как задача легче; кроме того, после трех дней тренинга группа работает лучше и разница между результатом в первый день и в последний может быть очень значимой. Это показатель эффективности тренинга и работы группы.
"Катастрофа в пустыне"
Сначала каждым участником в индивидуальном порядке заполняется колонка "Я", затем группа вместе решает ту же задачу и заполняет колонку "Группа". После групповой дискуссии дается экспертная оценка и считается разница по модулю "Я Эксперты" и "Группа Эксперты". И в столбик подсчитывается сумма.
Экспертная оценка "Катастрофы в пустыне". На первом месте косметическое зеркальце, потому что можно сразу подать сигнал. Драповое пальто на втором, потому что жарко, нужна теплоизоляция от такой жары. Третье вода, понятно почему.

Четвертое фонарь. Фонарь нужен для того, чтобы светить ночью, это и сигнализация, и способ ловить каких-то животных. Пятое парашют, как средство сигнализации, еще с его помощью можно сделать навес от солнца. Шестое плащ синтетический, с его помощью можно добывать воду. Седьмое нож перочинный, скорее всего, если поймать какое-то животное, то можно разрезать.

Восьмое пистолет, в основном его можно использовать, как средство звуковой сигнализации и для охоты, но в пустыне нет крупных животных. Девятое очки. В тени от парашюта они не особо нужны.
Содержание программы тренинга Десятое набор марлевых перевязочных пакетов. 11-е место компас, вещь бесполезная, так как с компасом и картой нельзя сориентироваться и определить место падения. Поэтому карта на 12-м месте. 13-е место книга "Съедобные животные пустыни". Она не важна, так как можно есть всех, кого удастся поймать.

Несъедобными являются только жало у скорпиона и зубы у змеи. Водка на 14-м месте, потому что пить нельзя, так как это увеличит влагоотдачу организма.



Содержание раздела