d9e5a92d

Собеседования и тесты


исключением одного обстоятельства - он прикован к инвалидному креслу. Хотя в принципе вы не возражаете против приема на работу людей с физическими ограничениями, вы все же сомневаетесь, сможет ли Б эффективно выполнять эту работу. Каким образом он сможет ездить в аэропорт встречать прибывших гостей, устраивать их в отель, организовывать осмотр завода и т. п.?

Вы пригласили Б в свой кабинет, чтобы обсудить этот вопрос.
Роль Б
Вы рассматриваетесь в качестве кандидата на замещение должности на перерабатывающем заводе, передовые методы организации производства которого заслужили высокую оценку как в стране, так и за рубежом. Это должность координатора программ, в чьи обязанности входят организация и непосредственный прием посетителей из других компаний, которые примерно раз в месяц приезжают для осмотра завода. Политика компании -обращаться с посетителями как с весьма важными персонами и уделять им максимум внимания. Вы обладаете подходящей квалификацией для этой работы, имеете большой опыт, и вам часто говорили, что с вами приятно общаться.

Вы владеете несколькими языками и уверены, что у вас есть хорошие шансы получить эту работу, за исключением того, что в результате аварии вы оказались прикованным к инвалидному креслу. Других проблем со здоровьем вы не имеете. Вы знаете, что в соответствии с должностными обязанностями вам придется встречать прибывших гостей в аэропорту, устраивать их в гостиницу, организовывать осмотр завода и оказывать им максимальную заботу. Вы абсолютно уверены, что сможете справиться со всеми этими обязанностями. Вам известна гостиница, где созданы все условия для передвижения в инвалидном кресле, там можно будет размещать делегатов.

Кроме того, у вас есть специально приспособленная для вашего кресла машина (хотя вы и нуждаетесь в помощи еще одного человека, чтобы сесть в автомобиль и выбраться из него). Вы твердо нацелены на получение этой работы и собираетесь использовать вышеуказанные доводы, чтобы доказать свою дееспособность. Если менеджер А, который будет проводить собеседование, согласится пойти на небольшие уступки, вы будете уверены в своем успехе.

А пригласил вас к себе в кабинет, чтобы обсудить этот вопрос.

4. Смельчак и красавица
Упражнение для начала дискуссии об опасностях половых стереотипов в кадровых вопросах
Необходимое время. Примерно 45 минут. Цели
• Усилить понимание участниками негативных аспектов половых стереотипов при работе с персоналом.
• Обсудить, как более эффективно применять принципы равных возможностей.
Размер группы. Любое число участников, которых следует разделить на дискуссионные группы от 3 до 5 человек.
Место проведения. Классная комната. Следует подготовить:


• копии тезисов лекции Смельчак и красавица (по одной каждому участнику);

  • копию списка рекомендаций (одну на группу);
  • краткое содержание соответствующих законов по РВОЗ (равных возможностей в области занятости) и УД (упреждающим действиям) (по одному экземпляру на человека);

• все необходимые параграфы устава той компании, с сотрудниками которой вы проводите тренинг (по одному экземпляру каждому участнику).
Инспектор по РВОЗ из этой компании получает копии последних двух материалов.
Если вы работаете в стране, где не приняты подобные законодательные акты, можете привести примеры из практики стран, где такие акты действуют. Если вы работаете в смешанной группе, т. е. такой, где собраны люди из разных организаций, вы можете использовать уставы одной или двух из них в качестве примеров.
Проведение
1. Разделите участников тренинга на дискуссионные группы от 3 до
5 человек.
2. Объясните смысл упражнения, прочитав небольшую лекцию на
тему Смельчак и красавица.

3. Раздайте:

  • копию тезисов лекции каждому участнику;
  • краткое содержание законодательных актов РВОЗ и устав компании относительно ее политики по РВОЗ и УД каждому участнику;
  • список рекомендаций один на каждую группу.

Одного человека в каждой группе попросите быть репортером и вести записи.
4. Отведите время, чтобы каждый смог прочитать и усвоить получен-
ную информацию. Затем попросите все команды заполнить Спи-
сок рекомендаций. Оказывайте участникам тренинга необходи-
мую помощь, не включаясь при этом в дискуссию.
Обсуждение. Соберите всех участников тренинга и начните общее обсуждение, попросив репортеров из каждой группы (или нескольких групп на выбор, если команд было много, а запас времени недостаточен), чтобы они подвели итоги по списку предложений своей команды.
Заключение. Постарайтесь закончить обсуждение на позитивной ноте: в настоящее время наблюдается определенный прогресс в рассматриваемой ситуации, мужчины и женщины учатся работать вместе, новое поколение молодых людей находит новые оригинальные способы перераспределения ролей, которые на протяжении многих веков были присущи только какому-то одному полу. Помогите участникам подобрать практические и конструктивные примеры, подтверждающие вышесказанное.
Раздаточный материал
СМЕЛЬЧАК И КРАСАВИЦА
Смельчак и красавица
Старинная поговорка гласит: Только смельчак может завоевать красавицу. Она подразумевает, что если мужчина смел и отважен, то в награду в качестве трофея он непременно получит красавицу. Сегодня большинство людей обоего пола уже не считают, что удел женщины - быть наградой мужчине за его соответствующее поведение.

Вряд ли можно согласиться и с тем, что отвага является исключительно мужской чертой. Но тем не менее до сих пор ведутся споры относительно того, чем может, а чем не может заниматься женщина.

Часть II. Обучающие упражнения по управлению персоналом
В июне 1992 года на австралийском заводе произошел следующий случай: бригадир крикнул сотруднице, которая управляла грузоподъемной машиной: Оставь-ка это кому-нибудь из мужчин, дорогуша! Управлять машиной - не женское дело. Иди лучше приготовь нам чайку, как подобает хорошей девочке!. Эта женщина подала жалобу представителю своего профсоюза, и работа на заводе остановилась до конца дня, пока решался этот спор.

В итоге бригадиру пришлось принести женщине свои извинения в присутствии представителя профсоюза, инспектора по РВОЗ и генерального директора завода. Женщина приняла его извинения, и инцидент был исчерпан, но его виновника предупредили, что если в будущем он позволит себе подобные дискриминационные выпады, его немедленно уволят.
Даже вполне выдержанный руководитель или менеджер может спровоцировать обвинение в дискриминации по половому признаку и создать прецедент для жалоб. Для этого иногда бывает достаточно лишь неверно выбрать слова или произнести какую-нибудь неосторожную реплику, в которой содержится намек на то, что женщины, по сравнению с мужчинами, представляют меньшую ценность на производстве, а результатом подобных действий могут стать серьезные неприятности. На этом основывается исключительное значение процедур поиска и найма работников, одинаково относящимся ко всем сотрудникам независимо от их пола.
Необходимо признавать: те качества, которые традиционно ценились в работниках мужского пола, такие, например, как инициатива, настойчивость, готовность брать на себя ответственность, следует в равной степени ценить и пVощрять в женщинах. А качества, ценимые в женщинах, - терпение, надежность при выполнении рутинных заданий, развитые навыки общения, следует в такой же степени ценить и поощрять в мужчинах.
Нельзя ассоциировать женщин только с традиционными женскими профессиями, например секретарем или служащим конторы, их нужно поощрять работать наряду с коллегами-мужчинами на всех уровнях и во всех качествах практически в любых сферах и областях профессиональной деятельности. Женщины могут работать врачами и стоматологами так же часто, как медсестрами и зубными техниками; адвокатами и судьями наряду с секретарями в суде; научными сотрудниками и профессорами наряду с учителями средней школы; они могут водить грузоподъемные машины, а не только подавать чай своим коллегам. Точно так же соискатели-мужчины не должны ощущать, что их ценность для компании и их состоятельность как личностей зависит только от уровня их доходов или от статуса занимаемой должности.

Процедуры поиска и отбора сотрудников не следует основывать на традиционном представлении, что мужчина должен зарабатывать больше, чем женщина, и являться основным кормильцем семьи.
Необходимо навсегда освободиться от профессиональных стереотипов при найме на работу как мужчин, так женщин. Практически никакая работа не

должна считаться пригодной только для одного определенного пола, и нельзя подразумевать, что определенные виды трудовой деятельности несовместимы с женственностью или мужественностью. Женщин наравне с мужчинами следует поощрять на выдвижение своих кандидатур на должности бухгалтеров, инженеров, летчиков, сантехников, строителей мостов, программистов, мастеров по ремонту телевизоров и астронавтов, в то же время мужчин можно брать на работу в качестве медбратьев, воспитателей детского сада, секретарей, наборщиков текста, библиотекарей, клерков, телефонистов и профессиональных нянь.
Женщин необходимо поощрять в их стремлении подняться по всем ступеням карьерной лестницы.



Содержание раздела