d9e5a92d

Правила на продуктивном этапе


Они это делают без тревоги, так как на продуктивной стадии отсутствует борьба за лидерство, группа принимает лидерство как наилучшую модель поведения при выполнении поставленных целей. Передавая лидерство другому для выполнения поставленной задачи, лидер не боится потерять свое влияние. Он знает, что в других задачах он будет более эффективным и группа воспримет его лидерство как необходимую модель поведения. Правила на продуктивном этапе
Правила устанавливаются и выполняются группой без формальных процедур их принятия. В группе исчезает потребность формального принятия правил и их контролирования. Основные правила неформально принимаются всеми.

Некоторые правила и нормы поведения добавляются, исходя из их нужности для достижения поставленных целей.
В группе неукоснительно начинает действовать правило принятия члена группы таким, какой он есть, со всеми его положительными и отрицательными сторонами. При этом каждый член группы начинает самостоятельно ограничивать свое поведение, понимая, как оно будет влиять на других членов группы.
В подобной группе естественно возникает комфортная и защищенная атмосфера, что приводит к повышению работоспособности и креативности ее членов.
На завершающей стадии продуктивного этапа члены группы начинают проговаривать чувства расставания. Группа готовится к расставанию. О работе в группе начинают говорить словами в прошедшем времени: "было интересно", "получили знания" и т. п.
Все процессы в группе начинают проходить интенсивнее, так как есть понимание конечности работы. Группа начинает принимать разнообразие поведения каждого, и при этом не возни кают тревога и негатив. Например, во время обсуждения некоторые члены группы
позволяют себе, не спрашивая, наливать чай, выходить из круга это все им позволяется группой негласно.
Важно подготовить группу к завершению. Тренер на этапе завершения группы должен давать цели на жизнь вне группы.
Т р е н е р . В конце очень важна консолидация группового опыта. Что накопили? Именно благодаря консолидации нашего опыта мы можем понять, куда мы идем дальше. Какие ресурсы у нас есть, чтобы идти дальше. Если не учитывать накопленные ресурсы, мы рискуем их просто разбазарить.

Проработавшая вместе команда имеет уже свой ресурс. Мы начинаем пользоваться своим, понятным только членам группы, языком, использовать ресурсы каждого по назначению. И это наш накопленный опыт. И каждый возьмет из него себе то, что именно ему необходимо для дальнейшей жизни вне группы.

Консолидация общего опыта и личного: что я для себя взял, участвуя в этом групповом процессе, это обобщение и анализ очень важны.
Не менее важна процедура обратной связи по окончании тренинга. Слушателям предлагается обобщить полученный опыт, сравнить цели, поставленные в начале тренинга, с тем, что достигнуто, отметить, изменились ли цели и если изменились, то как. Также предлагается рассказать, каким образом полученный опыт будет применяться в реальной жизни.
Важно иметь в виду, что члены группы будут неоднородно проходить продуктивный этап, поэтому неодинаковым окажется и усвоение материала. Одни будут пребывать в растерянности от объема полученного опыта, им необходимо время, чтобы проанализировать и упорядочить полученное. Другие уже успеют обобщить, у них будет проявляться желание применить полученные знания в реальной практике.



Будут те, кто изменил свои цели; они связывают полученный групповой опыт с изменениями своих выборов в реальной жизни.
Результаты тренинга. Обратная связь
"У меня до сих пор эйфория. Жажда дальше чего-то продолжать делать. И самое приятное ощущение: жажда какого-то действия".
"Тренинг это не получение ответов на свои вопросы. Это попадание в такую ситуацию, когда ты начинаешь думать, использовать свои ресурсы, сам находить ответы на свои вопросы. Два дня назад требовал: дайте мне что-то.

Сейчас понял, что сам дойду до этого".
"Медведь сидит в клетке, тесной, может сделать четыре шага вперед и четыре шага назад, больше места нет. Тут зоопарк расширяется, ему огромный вольер, бассейн, горки, люди подумали: сейчас мишка обрадуется; а он четыре шага вперед и четыре шага назад. Хотелось бы, чтобы мы
видели и бассейны и горки и этим пользовались. Благодаря этому тренингу мы научились видеть на несколько шагов вперед. Я всем благодарна, каждый личность, такое тепло идет".
"У меня открылись глаза. Я очень доволен и благодарен группе, которая помогла на многое посмотреть по-другому. Теперь в моей жизни довольно многое изменится, не только на работе, а именно по жизни.

Я страшно доволен".
Наиболее часто встречающиеся вопросы тренеру
Во время тренинга у членов группы появляются вопросы, связанные с обобщением полученного материала. Ниже мы приводим наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них в режиме диалога членов группы и тренера.
Вопросы группы:
И. И. А что происходит с командой, если кто-то приходит, кто-то уходит? Тренер. На каком этапе?
И. И. Давайте на всех этапах. На первом этапе понятно. На этапе конфликта?

Он станет в роли наблюдателя?
Тренер. Его можно втянуть. На продуктивном ему будет сложнее, группа уже имеет свои сложившиеся традиции.

Адаптация его будет дольше. Но если в группе сформировались правила принятия другого, группа начнет втягивать. Так часто бывает: попадает человек в сообщество с определенными правилами и нормами поведения и меняется. Вы в своем городе можете бумажки бросать? Можете, потому что здесь принято.

Вы приезжаете, допустим, в Испанию и перестаете бумажки бросать. Там так не принято. Опыт группы, сообщества оказывается сильнее, чем ваш личный.

И одному человеку противостоять группе очень сложно.
И. И. А возможно выпадение человека из команды так, чтобы это существенно отразилось на ее работе? Есть какие-то роли, соответствующие должностям.
Тренер. Вспомните: когда из группы ушла Т. И., что произошло в группе?
Группа осталась. Некоторые члены группы заняли нишу ее активности, стали более активны. Освободившуюся нишу начинают занимать другие члены группы.

Поначалу будет сложно, привычные роли будут меняться. Участники самостоятельно распределили активность Т. И., потому что группа уже сложилась, стала единым целым.
Н. И. Что делать руководителю, если начался конфликт на предприятии? Разводить, уйти, наорать или каждый раз по-разному?
Тренер. Каждый раз по-разному, но есть один очень важный момент: если вы будете выделять одного сотрудника за счет другого во время конфликта, это может быть сигналом к переходу в скрытый конфликт или к тому,
что ваши сотрудники поссорятся и разойдутся окончательно. У вас должна быть нейтрально-конролирующая позиция: "Я люблю всех, но договориться между собой вы должны самостоятельно. Это важно не только мне, но и предприятию.

Если это необходимо, я помогу договориться, но не буду вставать на чью-либо сторону".
В. Н. Я понимаю, что конфликт должен состояться, он должен прорваться. Я вчера понял, что у меня в одной группе идет конфликт, и дал ему идти дальше, только сказал, что завтра они должны прийти к единому мнению, и мы разберем.
Т. И. Но ты же ограничил их.
В. Н. Да. Во времени.
Т р е н е р. А вы думаете, я вас не ограничивала? Контролирующая роль должна быть, но не должна быть ролью, которая напрямую влияет на результат. Например, когда на предприятии наказывают сотрудника, не разбираясь, почему это произошло. В. Н. дал свободу, но установил временные рамки.

На то он и руководитель, чтобы эти рамки задавать.
Н. И. Насколько директору надо быть провокатором, чтобы конфликт открылся? Насколько их можно стравить?
Тренер. Обратимся к ходу событий на нашем тренинге. Я вас стравливала?

Нет. Я создала ситуацию. Как только вы начинаете руководить, появляется опасность остаться на первом этапе. Рамка это те правила, по которым мы играем. Давая сотрудникам анализировать, что происходит, вы снимаете эмоциональность.

И не вы им должны говорить, что и как произошло, а они сами должны анализировать и давать обратную связь.
Выводы

  1. Тренинг командообразования строится на знании основных этапов и стадий группового развития.
  2. Групповые правила целесообразно обобщать и выводить на уровень осознания на продуктивном этапе группового развития.
  3. Участники в ходе тренинга должны научиться отслеживать свой чувственный опыт и анализировать происходящее.
  4. Роль тренера меняется в зависимости от этапа и стадии группового развития.
  5. Четкое разграничение ролей в группе свойственно начальному этапу групповой динамики. На продуктивном этапе проявляется гибкое распределение ролей в зависимости от поставленных перед группой целей.
  6. Паузы представляют собой один из критериев определения этапа группового развития.
  7. Выбор игр, упражнений и заданий должен соответствовать особенностям протекания каждого этапа групповой динамики.
  8.  

Неверный выбор игр, упражнений и заданий может затормозить групповую динамику.

  1. На каждом этапе важно отслеживать вид возникающих конфликтов. Конфликт является критерием и неотъемлемой частью групповой динамики.
  2. Ритуал обратной связи неотъемлемая часть тренинга командообразования, во время него тренер отслеживает изменения групповой динамики.
  3. Каждая игра, упражнение или задание должны заканчиваться анализом как поведения каждого участника группы, так и общегрупповых процессов.
  4.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Содержание раздела