d9e5a92d

Материалы для проведения тренингов


Мой ребенок за последние два-три месяца очень изменился. После того как он приехал от бабушки из деревни, он совсем "отбился от рук". Грубит, огрызается, дерется со сверстниками, срывает шапки с прохожих. В школе на него тоже жалуются, сплошные двойки. А ведь до этого был прекрасный ребенок, учился хорошо, ходил в кружок.

А теперь что? Соседи меня уже сторонятся, в школе говорят, что я плохая мать. А что я могу сделать?

Мы уже и беседовали с ним, и обещали ему разное, если он будет хорошо вести себя. Отец его уже несколько раз выпорол, но ничего не помогает. (Пауза ждать ответа партнера...) Материалы для проведения тренингов
6. Вот, сынок, после долгих усилий мне удалось получить отпуск в июле и достать две путевки в горы. Мы там славно отдохнем. Тем более, тебе предстоит в августе сдавать вступительные экзамены в институт, и потом мы с тобой уже вряд ли сможем вместе отдохнуть.

Ты ведь знаешь, что мне горный воздух очень полезен. Да и тебе полезно побыть с отцом, ведь потом ты уедешь на пять лет учиться, и у тебя появятся новые друзья и знакомые. (Пауза ждать ответа партнера...)
7. У меня очень сложное дело о разделе имущества: квартиры, мебели, дачи с хорошим участком, машины и прочего. Я не знаю, как это лучше сделать, так как очень привык ко всему этому. То ли по-мирному договориться, то ли сразу в суд подать? Конечно, за 15 лет привыкаешь ко всему: ко всем этим удобствам, к книгам (у нас хорошая и большая библиотека), есть коллекция старинных серебряных монет, которую я собирал с детства.

Я уже не говорю о преимуществе своей отдельной комнаты, где можно укрыться пледом и отдохнуть или почитать одному. Но теперь я в полной растерянности, так как в вашей приемной только что видел мою жену, которая со мной почему-то даже не поздоровалась... (Пауза ждать ответа партнера...)
8. Вы знаете, не могу никак понять, почему люди ко мне так плохо относятся? Я же не делаю им ничего плохого. Я, конечно, принципиальный человек и всегда говорю людям правду в глаза об их недостатках и о том, что я о них думаю.

Если кто-то там "шашни" какие-нибудь с девчонкой заводит, смеется, шутки там всякие во время работы рассказывает или одевается невесть во что, штаны там дырявые, или вдруг опаздывает кто-то. Я всегда выступаю против этих и других недостатков всех членов нашего коллектива. А они, неблагодарные... (Пауза ждать ответа партнера...)
9. Доктор, вы сами говорили, что операция новая и полное излечение после операции наступает лишь у половины больных. Что возможно и незначительное ухудшение состояние после операции. Тем более мне важно, кто будет делать операцию, насколько хорошо он знаком с историей болезни, ее развитием и лечением, насколько он сам уверен в положительном исходе. Вы ведь должны знать, что говорят больные и об этой, и о других операциях. Говорят, что один врач пьет лекарство перед операцией, потому что у него слабое сердце, которое в любой момент может отказать.

Другой пьет спирт, чтобы руки не дрожали. Говорят, бывают случаи, когда ножницы или другой какой инструмент оставляют внутри человека, и так и зашьют... (Пауза ждать ответа партнера...)
Приложение {p}
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРГУМЕНТАЦИИ СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ПОЗИЦИИ, РЕШЕНИЯ
1. Оперировать простыми, ясными, точными понятиями.
2. Вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику:
а) открыто признавать правоту собеседника, а потом приводить собственные аргументы;
б) продолжать оперировать только теми аргументами, которые приняты собеседником;
в) сначала отвечать на аргументы собеседника, а потом приводить собственные аргументы;
г) сохранять вежливость.
3. Учитывать личностные особенности собеседника:
а) нацелить аргументацию на цели и мотивы собеседника;
б) избегать простого перечисления фактов, излагать преимущества того или иного события;
в) употреблять понятную собеседнику терминологию;
г) соизмерять темп аргументации с особенностями темперамента собеседника.
4. Пытаться как можно нагляднее излагать свои доказательства, идеи и соображения:
а) использовать ручку и бумагу для рисования схем, конспектировать ход беседы;


б) использовать сравнения, но без преувеличений, так как они вызывают недоверие.
Материалы для проведения тренингов
5. Не забывать, что "излишняя" убедительность вызывает отпор со стороны собеседника, а 12 ярких довода достигают большего эффекта.
6. Использовать специальные приемы аргументации:
а) метод перелицовки постепенное подведение собеседника к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания решения проблем вместе с ним;
б) метод "салями" постепенное подведение собеседника к полному согласию с вами путем получения его согласия сначала в главном, а затем в необходимых для полного согласия частностях;
в) метод расчленения разделение аргументов партнера на верные, сомнительные и ошибочные с последующим доказательством несостоятельности его общей позиции;
г) метод положительных ответов такое построение разговора, когда партнер на ваши первые вопросы отвечает "Да... да... да..." и потом продолжает соглашаться с вами уже по более существенным для дискуссии вопросам;
д) метод классической риторики согласие с высказываниями партнера с последующим внезапным опровержением всех его построений с помощью одного сильного аргумента (применяется в случае излишней агрессивности партнера);
е) метод замедления темпа умышленное медленное проговари-вание слабых мест в аргументации партнера;
ж)метод двухсторонней аргументации указание как преимуществ, так и слабых сторон предлагаемого вами решения (этот метод рассчитан на интеллектуального собеседника).
7. Своевременно делать обобщения и выводы по проведенному обсуждению аргументов.
Приложение {p}
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ И РАЗВИТИЮ КОНФЛИКТА
1. Перебивание партнера.
2. Принижение партнера.
3. Высказывание негативных оценок в отношении партнера, его слов, поступков.
4. Подчеркивание разницы между собой и партнером.
5. Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего вклада.
6. Мелочные придирки.
7. Искусственное создание дефицита времени для решения проблемы.
8. Резкое убыстрение темпа беседы.
9. Полное непонимание или нежелание понять партнера.
10. Отсутствие или потеря эмоционального контакта с партнером.
11. Избегание пространственной близости и контакта глаз с партнером.
Поведение в напряженной конфликтной ситуации
Фаза 1. Настройка на партнера.
1. Не замыкайтесь в беседе на себе, на своем состоянии, на своих мыслях.
2. Старайтесь смотреть в глаза партнеру, на его лицо, руки, позу, следить за изменениями выражения лица и позы.
3. Пытайтесь мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в конфликтное состояние.
4. Попытайтесь поставить себя на место партнера и почувствовать: "А каково бы было мне в этом состоянии?"
Материалы для проведения тренингов
Фаза 2. Перестройка поведения партнера (Техники выравнивания напряжения).
1. Дайте партнеру выговориться и сделайте паузу.
2. Скажите о том впечатлении, которое производят на вас слова партнера.
3. Скажите о состоянии: а) своем, б) партнера.
4. Подчеркните свою общность с партнером.
5. Подчеркните значимость мнений и суждений партнера для вас.
6. Обратитесь к фактам.
7. В случае вашей неправоты немедленно признайте ее и предложите выход из ситуации.
8. Сохраняйте самообладание.
9. Ведите себя корректно и даже подчеркнуто вежливо.
10. Повторяйте самые неразумные слова партнера.
11. Если партнер слабее вас или имеет более низкий статус, покажите ему, что вы понимаете его состояние.
Рекомендации
1. Не замыкаться на себе.
2. Следить за поведением партнера.
3. Вставать на место партнера.
4. Сочувствовать.
Приложение {p}
ПРИЕМЫ
УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА
1. Приветствие:
а) улыбка;
б) обращение по имени и отчеству;
в) рукопожатие или легкий поклон.
2. Установление контакта глаз.
3. Изменение дистанции социальной и физической:
а) желательно встать, приветствуя собеседника, выйти из-за стола, встречая его и провожая к месту, где вы ведете разговор;
б) лучше сесть так, чтобы между вами и собеседником не было преграды (например, письменного стола);
в) целесообразно разместиться не прямо лицом друг к другу, а под углом 90 градусов.
4. Рекомендуется дать понять собеседнику, что вы готовились к встрече с ним подобрали бумаги, подготовили кресла для беседы и т. п.
5. Не рекомендуется вступать в разговор на деловую тему в коридоре учреждения, во время перекура, в буфете, в обеденный перерыв.
Приложение 12
СЛАЛОМ*
1. Студент-практикант: "Меня направили к вам в цех, а все посылают от одного к другому. Не знаю, к кому и обратиться. Может, я здесь вообще не нужен?"
2. Плановик (женщина): "Иван Васильевич! Только одну подпись! Знаю, что вы торопитесь. Нет, не здесь! Сейчас...

Нет, нет... Сейчас... " (роется в бумагах до тех пор, пока руководитель терпит и ждет).
3. Молодой мастер: "Иван Васильевич! Варить некому, а сварщик выпивши. Допустить его к работе?"
4. Кладовщица: "Иван Васильевич! Машина пришла, шофер ругается разгружать некому. Говорит, так с грузом и уедет, если сейчас не разгрузят.



Содержание раздела