d9e5a92d

Испорченный телефон


д. Тренер ведет дискуссию, предоставляя всем желающим слово, и старается, чтобы люди друг друга не перебивали и не спорили. Тренер всегда может сказать, что важны все мнения, а не только одно, даже если поверить, что может быть только одно правильное мнение. После групповой дискуссии тренер подводит итог и выделяет три момента: нужно уметь говорить, уметь слушать и обращать внимание на невербальные проявления человека, как при монологе, так и при слушании.
"Испорченный телефон"
Затем можно сыграть игру "Испорченный телефон". В нее играют 10-12 человек. Если в группе больше участников, то можно привлечь их всех или часть оставить наблюдателями.

Все участвующие в игре выходят за дверь.
Инструкция. Инструкция для тех, кто за дверью: "Сейчас вы будете передавать друг другу информацию. Вы будете по очереди входить в комнату, выслушивать текст и передавать его следующему.

Первому текст скажу я, он скажет второму, второй третьему и т. д. Ваша задача передать информацию следующему как можно ближе к тексту, желательно слово в слово, ничего не путая, не искажая и не добавляя. Делать можно все, что угодно, записывать нельзя. Понятно?"
Содержание программы тренинга Инструкция для тех, кто остался в комнате: "Сейчас сюда будут входить по одному участники игры, первому я сообщу текст, который он передаст второму, второй третьему и так далее. Ваша задача фиксировать, кто и как точно будет передавать текст (можно разделить участников между наблюдателями, кому за кем наблюдать)".
Текст.
"Марфуша была примерной девочкой.
Работала на заводе.
Ходила, как все, на демонстрации.
Продукты только из магазина.
А секс только с мужем и только по пятницам.
Но вот пошла она как-то в лес и встретила там НЛО. С тех пор все не как у людей.
Работу забросила.
Дома сплошные демонстрации.
Продукты только с рынка.
А секс когда попало и самым необычным образом.
Другой текст, который можно использовать в этой игре, называется "Иван Петрович".
"Иван Петрович ждал вас и не дождался. Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании решает вопрос насчет оборудования, кстати, возможно, японского. Должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без него.

А самое главное, объявите, что всем руководителям среднего звена необходимо пройти тестирование в 20-й комнате в главном здании, в любое удобное время, но до 20 февраля".
Игру можно снимать на видео. Входит первый участник, и тренер говорит ему текст. Первого лучше не снимать, чтобы он от растерянности не потерял весь текст.

Снимать можно в пол и записать только звук. Затем первый приглашает второго, затем второй зовет третьего и так далее.
Анализ игры. Первый вопрос, который тренер задает участникам: "Когда вы передавали информацию, вы говорили, чтобы сказать или чтобы вас услышали?" Конечно, большинство скажут, что они говорили, чтобы сказать, и не пытались помочь партнеру понять и запомнить текст. Отсюда можно сделать первый вывод: когда вы говорите, необходимо все время обращать внимание на собеседника: слышит не слышит, понимает не понимает.

И по выражению лица, и по удивленным глазам всегда видно, что человек не понимает, и тогда стоит остановиться и что-то уточнить, пояснить, задать вопросы.
4 J. Вторая стадия "Ориентация" {p}
Второй вопрос тренера: "Кто помнит инструкцию, которую получили участники игры за дверью?" Общими усилиями инструкция может быть воспроизведена. А далее можно задать такой вопрос: "А что значит "делать можно все что угодно, записывать нельзя. Понятно?"" Все слышали эту фразу, но большинство не обратили на нее внимания и механически ответили: "Понятно", а остальные поняли как-то по-своему.

А в действительности можно было переспрашивать, задавать вопросы, попросить повторить еще раз и т. д. Вывод: задавать вопрос: "Понятно?" не следует, на него у всех стандартный ответ: "Понятно", а понимания при этом может не быть вообще.


Дальше анализируем, кто и что потерял из информации и почему. В ходе анализа можно сказать, что, например, текст про Марфушу специально написан для этой игры и в нем много несоответствий, которые еще больше путают участников. Например, "Марфуша была примерной девочкой, работала на заводе".

Эти предложения противоречат друг другу по восприятию, так как примерная девочка обычно представляется как школьница младших классов и т. д., а здесь она работает на заводе. Таким образом, можно рассмотреть закономерности при получении и передаче информации и сделать подробный анализ по листочку, прокомментировав каждый пункт.
Тренер раздает участникам листы с текстом (приложение 5), зачитывает по очереди пункты, спрашивает у группы, что они думают по этому пункту, а затем дает свой комментарий и рекомендации, как нужно говорить, чтобы люди могли лучше и услышать и запомнить.
"Слушатель пропускает информацию через личностный фильтр". Это значит, что любой человек, услышав информацию, сравнивает ее со своими представлениями, со своим жизненным опытом, с известными ему фактами. И передавая ее дальше, может что-то поменять, рассказать по-другому, потому что ему так понятнее, потому что это соответствует его жизненному опыту.
"Незначительные, с точки зрения получающего, моменты выпускает". Это значит, что люди делят информацию на важную и неважную, причем важную и неважную не для них, а в данном тексте. И неважную информацию забывают сказать, полагая, что другая является более важной. Из-за этого текст начинает сокращаться от игрока к игроку.

Обычно уже четвертый или пятый участник замечают, что приглашать следующего начинают все быстрее и быстрее.
"Непривычные слова заменяет на привычные". В данном тексте, например, используется слово "примерная". Это слово сейчас использу-
Содержание программы тренинга ется редко, и обычно в конце Марфуша становится хорошей, добропорядочной и так далее.
"Слушатель обрабатывает информацию сообразно своей логике". В данном тексте во многом отсутствует логика, а некоторые предложения противоречат друг другу. Обычно это приводит к тому, что люди начинают как-то связывать предложения.

Например, "Марфуша жила в деревне, затем поехала в город", "вышла замуж и стала работать на заводе", или "и пошла в лес за грибами" и так далее.
"Слушатель запоминает необычные, "жареные", факты. Но "больное" слово может доползти до конца, а может быть заменено на менее опасное и эмоционально выдержанное". В тексте два момента, которые привлекают внимание, это секс и НЛО. Эти слова за счет своей эмоциональной насыщенности вытесняют другую информацию, и обычно в тексте к последнему участнику сохраняются только секс и НЛО, но в то же время часто слово "секс" заменяют чем-то другим, например, "занимались любовью", "жили хорошо и все у них было в порядке".

НЛО иногда заменяют на инопланетян, а иногда теряют.
"То, что можно истолковать, слушатель истолкует". На фоне только что проведенной игры обычно этот пункт можно даже никак не комментировать, поскольку на примере всех участников можно найти ему подтверждение.
Теперь необходимо прокомментировать рекомендации по передаче информации.
"Говорить однозначно", "Использовать простые слова". Абсолютно понятные рекомендации чем проще и однозначнее информация, тем она лучше понимается и запоминается.
"Важное проговаривать несколько раз". Вполне понятная рекомендация, так как действительно лучше сказать несколько раз и рискнуть выглядеть попугаем, чем впоследствии пожалеть о том, что это не было сделано.
"Структурировать сообщение, разбивать его на пункты". Очень полезная рекомендация: в любом сообщении должна быть внутренняя структура, должно быть понятно, как предложения связаны друг с другом. Самый простой пример структуры это пронумерованные предложения: первое, второе, третье и так далее. Очень сложно потерять предложение, которое идет под номером.

Например, если есть первое, второе, четвертое, то сразу ясно, что было что-то третье.
"Контролировать состояние слушающего и отслеживать, когда он не понимает информацию". Это значит, что во время разговора необходимо постоянно следить за выражением лица, за глазами собеседника и
^ j Вторая стадия "Ориентация"
по его реакции можно заметить, когда человек не слышит или не понимает. Это сигнал того, что надо остановиться и повторить еще раз, задать вопрос или прокомментировать сказанное.
"Вам все понятно?" не спрашивать, так как все обычно отвечают: "Да". Надо задать вопрос на уточнение, например: "После нашего разговора что вы будете делать дальше?", "Что вы сделаете в первую очередь?" Это понятная рекомендация, так как еще со школы у всех выработался рефлекс на вопросы: "Вам ясно?", "Вам понятно?", автоматически отвечать "понятно", при этом не всегда понимая, о чем их спрашивали.
"Если произошла помеха (вас перебили), то надо остановиться и вернуться назад, проговорить еще раз предыдущее предложение". Обычно, когда человека перебивают, то из-за переключения внимания обычно теряется последняя мысль, последнее предложение. Все могут вспомнить подобные ситуации, когда после помехи кто-то из собеседников говорит: "А о чем я говорил?" Поэтому для сохранения связи в сообщении лучше повторить последнее предложение и после этого продолжить свой рассказ.



Содержание раздела