d9e5a92d

Игра в туман


Навыки словесного общения, которые я назвал Игра в туман, Негативное заявление, Негативные расспросы, помогают людям справляться с критикой и основаны на тех принципах, которые изложены выше. Давайте рассмотрим каждый из этих навыков. ИГРА В ТУМАН
Когда я помогаю людям справляться с критикой со стороны других людей, я учу их не отрицать какую бы то ни было критику, не защищаться, не контратаковать своей критикой. Начинал я с того, что советовал своим пациентам вести себя так, словно они "туман на море". Этот образ не случаен во многих отношениях.

Такой туман очень стойкий, мы не видим сквозь него ничего. Он не создает препятствий нашему перемещению. Он не "дает сдачи". За ним нет жестких преград, от которых брошенный камень мог бы рикошетом вернуться к нам, побуждая нас поднять его и вновь бросить в туман. Мы можем сквозь него бросить какой-то предмет, это не причинит ему (туману) вреда.

Мы неизбежно прекращаем пытаться спорить со стойким, независимым, не поддающимся управлению туманом. Так же стойко мы можем вести себя и в ответ на критику.
Я использую для этого навыка еще и такие названия, как Согласие с правдой, Согласие в принципе или Согласие со странным. Мое первоначальное название Игра в туман, как кажется, создает устойчивый образ, хотя мои коллеги и студенты (да и я) часто используют его не всегда адекватно.
Каким бы названием мы не пользовались, словесный навык мы можем применять в следующих случаях:
1. Мы можем согласиться с любой правдой, указываемой другими во время критики (Согласие с правдой). Например, если особо заботливая мама продолжает контролировать свою дочь даже тогда, когда она больше не живет дома, дочь может ответить матери на ее критику Игрой в туман; так сделала одна из моих учениц Салли.
Мать: Ты опять поздно пришла, Салли. Я звонила тебе до половины первого ночи.
Салли: Это правда, мама. Я снова вчера поздно вернулась.
2. Мы можем согласиться с возможной правдой в критике других людей (Согласие со странным). В случае с Салли и ее мамой:
Мать: Салли, если ты будешь так часто приходить поздно, ты можешь снова заболеть.
Салли: Возможно, ты права, мама (или: "Возможно, это правда", или: "Я согласна с тобой, мама, если я не буду задерживаться так часто, я смогу больше спать").
3. Вы можете согласиться с общей правдой в логических утверждениях, с помощью которых вами манипулируют (Согласие в принципе). В случае с Салли:
Мать: Салли, ты знаешь, как важно для девушки, которая хочет встретить хорошего человека и выйти замуж, выглядеть хорошо. Если ты будешь так часто задерживаться и в результате недосыпать, ты не будешь хорошо выглядеть. Ты ведь не хочешь, чтобы это случилось?
Салли: Ты права, мама. То, что ты говоришь, имеет смысл, но когда мне нужно, я прихожу достаточно рано.
В этом примере вариантом Игры в туман для дочери может быть следующий. Каждый раз дочь добавляет к сказанному реплику о своем намерении быть независимой от матери: "...но я бы не ждала так долго и не волновалась бы, будь я на твоем месте", или: "...но меня это не волнует", или: "...но я и сегодня собираюсь вернуться поздно у меня свидание".
Когда я в первый раз учу студентов навыку Игры в туман, я обычно делю их на пары, в которых один использует Игру в туман, а другой играет роль критика-"мерзавца". Первый должен соглашаться со всей критикой (соглашаясь с правдой, соглашаясь со странным и соглашаясь в принципе). Второй должен давать негативные комментарии об одежде первого, его внешности, характере, возможно и о сексуальных привычках, т. е. обо всем, что придет ему в голову.
После того как упражнение закончится, я, занимаясь с каждым из студентов отдельно, пытаюсь ослабить разницу между игрой в классе и настоящей критикой. Я делаю это, чтобы уменьшалось их беспокойство в реальных жизненных ситуациях, а не только в тренировочных. Не говоря о своем решении-намерении, я повторяю один из фрагментов диалога и выдаю серьезные комментарии, пугающие, но не отвечающие действительности, например: "Вы могли бы сделать это лучше; это не было хорошо; вы, кажется, опаздываете с ответом; ваш партнер, как кажется, справляется с этим намного лучше, чем вы, и т. д.". Когда студент все время повторяет "Возможно, вы правы", он обычно сопровождает свой ответ если не насмешливой улыбкой, то по крайней мере хитрым блеском в глазах.



Я тоже с трудом сдерживаюсь от того, чтоб не расхохотаться (когда "сурово" разбираю их ответы).
Впоследствии часто оказывалось, что для студентов такая практика превращалась из испытания, вызывающего беспокойство, в развлечение. Какой парадокс! Развлекаться в то время, как тебя критикуют! Научиться этому методу обычно очень легко, и я затем усложняю упражнение, в нем уже принимают участие четверо: один игрок "в туман", другой критик, двое в роли тренеров или наблюдателей. Поначалу "тренеры" помогали игроку "в туман".

Позднее им приходилось "тренировать" критика, чтобы помочь ему выдумать еще что-нибудь "оскорбительное" и "унижающее" критикуемого. Три критика против одного человека! Обратимся к примеру.
ДИАЛОГ 4
Два ученика, проходящие тренинг, учатся использовать Игру в туман.
К р и т и к: Я вижу, вы опять одеты в своем стиле небрежно.
Ученик: Совершенно верно Я одет как обычно (Игра в туман).
Критик: Эти штаны! Похоже, что вы украли их на распродаже подержанных вещей и даже не погладили.
Ученик: Они немного помяты, не так ли? (Игра в туман).
Критик: Помяты это мягко сказано. Они ужасны.
Ученик: Возможно, вы правы Они действительно выглядят слишком плохо, чтобы их носить (Игра в туман).
Критик: А рубашка! Ну и вкус у вас.
Ученик: Может быть, вы и правы Я не придерживаюсь строгого вкуса в одежде (Игра в туман).
Критик: Любой, кто так одевается, явно немногого достиг.
Ученик: Вы правы. У меня много промахов (Игра в туман).
Критик: Промахи! Вы это так называете? Скорее провалы!

Вы просто один целый Большой Каньон.
Ученик: Может быть, вы и правы Мне многое нужно бы улучшить (Игра в туман).
К р и т и к: Я сомневаюсь, что вы можете хорошо работать, если и одеваться толком не умеете.
Ученик: Это правда Я бы мог лучше делать свою работу (Игра в туман).
Критик: Если бы вы были поумней и у вас было бы хоть какое-нибудь представление о морали, вы бы спросили кого-нибудь, где купить одежду получше, чтобы не выглядеть таким оборванцем.
Ученик: Это правда, я бы мог спросить кого-нибудь, где купить одежду получше, и я мог бы быть, конечно же, умнее (Игра в туман).
Критик: Вы нервничаете, когда я говорю вам то, что вам не нравится.
Ученик: Я уверен, что не нервничаю (Игра в туман).
Критик: Вы не должны нервничать, я же ваш друг.
Ученик: Это правда, я не должен нервничать (Игра в туман).
Критик: Вероятно, я единственный, кто вам такое скажет.
Ученик: Я уверен, вы правы! (Игра в туман и немного сарказма).
Критик: Вы смеетесь надо мной.
Ученик: Да, это правда (Игра в туман).
Критик: Вы здесь не для того, чтобы учиться сарказму, вы это уже умеете! Вы искусно показываете, как играть в туман.
Ученик: Вы правы, я уже знаю, что такое сарказм, и, вероятно, учусь чему-то новому (Игра в туман).
Критик: Вы никогда этому не научитесь.
Ученик: Вероятно, вы правы, у меня это не очень хорошо получается (Игра в туман).
Критик: Вы снова теребите ухо.
Ученик: Это правда (Игра в туман).
Критик: И вы тут же убрали руку, когда я сказал об этом.
Ученик: Да (Игра в туман).
Критик: И мое замечание об этом опять заставило вас нервничать.
Ученик: Предполагаю, вы правы (Игра в туман).
Критик: Вы беспомощны.
Ученик: Возможно, вы правы (Игра в туман).
Критик: И что у вас с волосами? Вы похожи на хиппи.
Ученик: Да, наверное (Игра в туман).
Критик: И похоже, они к тому же и грязные.
Ученик: Это правда. Они могли бы быть чище, не так ли? (Игра в туман).
Критик: Вы не должны усмехаться, когда вам говорят, что вам полезно.
Ученик: Это правда. Не должен (Игра в туман).
Критик: Вы похожи на человека-машину, ничего индивидуального. Ученик: И правда, похож (Игра в туман).
Критик: Вы не похожи, вы и есть человек-машина. Я думаю, вы не можете сказать никому и ничего, кроме "да".
Ученик: Я понимаю, почему вы так думаете (Игра в туман).
Критик: Ну хорошо. Можете вы сказать "нет"?
Ученик: Возможно (Игра в туман).
Критик: Вы не знаете?
Ученик Поживем увидим.
Как вы видите из этого диалога, использование Игры в туман дает несколько преимуществ. Прежде всего она учит ученика внимательно слушать, что говорит критик. Если критик говорит, к примеру: "Вы похожи...", ученик отвечает: "Вы правы, я похож..." Если тот говорит: "Я думаю...", ученик отвечает: "Я понимаю, почему вы так думаете..." Новичок учится реагировать только на то, что ему действительно сказали, а не на намеки, которые кроются под критикой.

Это учит новичка быть хорошим слушателем: слышать то, что ему говорят, а не читать мысли и не интерпретировать то, что ему сказали, не сомневаться в себе. Вдобавок, этот навык помогает новичку думать в терминах вероятности, а не в абсолютных понятиях, таких, как данет, черное-6елое, 100 процентов ноль. Разумеется, ученику мало что приходится делать, но тем не менее он делает свое дело.



Содержание раздела