d9e5a92d

Говорова - Принципы выявления потребностей в персонале. М., 2002. 46 с

Планирование будь то в отношении производства, будь то в отношении персонала представляет собой первостепенную по значимости функцию управления организациями. Сущность планирования заключается в определении целей организации, путей и методов их достижения.
Планирование в рыночной среде подразумевает учет множества переменных величин, факторов, которые являются неуправляемыми, плохо управляемыми или даже плохо прогнозируемыми. Поэтому современное планирование предполагает, прежде всего, выработку ориентиров и оценку возможных альтернатив, выбор которых будет осуществлен в будущем сообразно складывающимся обстоятельствам.

Руководство организации осознает, что реализация плана в рыночных условиях подразумевает его постоянную корректировку, причем эта корректировка не связана с некомпетентностью тех, кто составлял план. Планы создаются в сценарной форме, предполагающей различные пути развития в соответствии с изменением внешнего окружения, действиями других организаций и многими другими условиями.
По методологическим особенностям планирование делится на стратегическое и текущее. В отношении персонала у каждого из этих видов планирования возникают свои специфические задачи, свои приоритетные направления.
Стратегическое планирование представляет собой организационный механизм разработки и реализации стратегии, с помощью которой руководство организации концентрирует ресурсы в производствах, сулящих наибольшие перспективы в будущем. В данном случае имеется в виду как финансовые и технологические, так и людские ресурсы. Стратегическое планирование по своей направленности противоположно планированию от достигнутого, так как основу для него составляют характеристики внешнего окружения в будущем, а не особенности внутренней ситуации и традиции организации.

Стратегическое планирование в чем-то схоже с маркетингом, можно даже сказать, что стратегическое планирование - это пролонгированный маркетинг. Если сущность маркетинга состоит в организации управления с целью удовлетворения существующих потребностей людей, то стратегическое планирование направлено на удовлетворение будущих потребностей, которые возникнут через несколько лет.

Стратегическое планирование подразумевает отслеживание тенденций развития персонала, а также определение стратегической потребности в трудовых ресурсах, возникающей в процессе реализации тех или иных глобальных производственных планов.
В рамках стратегического планирования персонала должно быть уделено особое внимание вопросам определения долгосрочных потребностей в кадрах той или иной квалификации, выбору форм финансирования образования, разработки программ внутрифирменного обучения с тем, чтобы стратегические цели организации были достигнуты в поставленные сроки и с наибольшей компетентностью. Основной направленностью стратегического планирования персонала становится тем самым готовность к крупным, долгосрочным и дорогостоящим мероприятиям в области подготовки и развития трудового потенциала предприятия.
В противоположность стратегическому - текущее планирование концентрирует внимание на небольших колебательных изменениях в трудовых ресурсах. В сфере управления персоналом текущее планирование не сводится только к конкретизации и детализации стратегического плана.

Наряду с детализацией и конкретизацией стратегического плана, текущее планирование персонала имеет свою собственную сферу применения, связанную, прежде всего с тем, что персонал представляет собой как бы живой организм, какие-то клетки которого умирают, а другие вновь рождаются. В рамках текущего планирования рассматриваются вопросы увольнений, выходов на пенсию, в декретные и творческие отпуска, текучести кадров и т.п. Основной особенностью текущего планирования является его оперативность, т.е. обеспечение готовности к быстрой реакции на небольшие изменения.

Фактически, текущее планирование - это планирование замещения выбытия трудовых ресурсов. Текущее планирование связано с оперированием цифрами, полученными на основе анализа недолгосрочных потребностей организации и характеристиками, отражающими колебания численности рабочей силы.

Эти цифры, конечно же, не исчерпывают текущей план, они представляют собой лишь количественную его сторону. Затем необходимо разработать мероприятия с тем чтобы с наименьшими затратами и наибольшей эффективностью набрать недостающее количество работников.

В плане должны быть рассмотрены и финансовые аспекты вопроса, так как все мероприятия по рекрутированию кандидатов и их отбору (в особенности реклама и специальное тестирование) стоят немалых денег.


Основным элементом будь то стратегического, будь то текущего планирования является выявление потребностей в трудовых ресурсах. Наряду с достаточно понятными вопросами замещения выбытия персонала (определение среднего уровня текучести кадров, количество выходов на пенсию и в долгосрочные отпуска), здесь существуют специфические процедуры определения потребностей, отражающих развитие бизнеса. Именно этот аспект является наиболее сложным и интересным.

Существует множество методов определения будущих потребностей в персонале. Основными из них являются:
Экстраполяция. Этот метод планирования трудовых ресурсов основан на продлении в будущее существующих тенденций, связывающих показатели производства и количество персонала (прежде всего соотношение между объемом работ и численностью занятых).

Так, применительно к деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации объем услуг по социальному страхованию должен определять общую численность работников. Соответствующие нормативы могут быть экстраполированы в будущее, и прогноз объема работ может послужить отправной точкой для определения потребностей в персонале.

Естественно, что отнюдь не всегда данный метод является адекватным. Для успешного применения экстраполяции необходимо иметь в наличии тенденции и нормативы, на которые можно будет опираться в соответствующих вычислениях.

Это возможно только в том случае, когда основная деятельность организации и производительность труда работников остаются неизменными. Кроме того, цифры, полученные путем экстраполяции, должны быть скорректированы с учетом планирования мероприятий по повышению производительности труда, если таковые имеются. В ряде случаев корректировка должна учитывать и емкость рынка. В частности это касается сферы страховых услуг.

Если рынок уже заполнен, прием на работу дополнительных работников может привести к снижению производительности уже работающих. Здесь нужен тонкий расчет, имеющий целью повышение производительности всех работников, при снижении индивидуальной выработки каждого.
Балансовый метод. Данный метод очень близок к экстраполяции, но отличие заключается в том, что планирование персонала в данном случае осуществляется для нескольких связанных между собой или видов деятельности в организации.

Особенно эффективен этот метод для расчета количества обслуживающего персонала.
Таким образом, баланс между видами деятельности может быть просчитан как по продукции, так и персоналу. В крупных организациях, таких как Фонд социального страхования Российской Федерации, использование такого метода может принести хорошие результаты.

При этом основной недостаток экстраполяции здесь сохраняется: те тенденции и соотношения, которые распространяются на будущий период деятельности организации, должны уже существовать; т.е. данный метод опять-таки хорошо работает применительно к неизменным условиям работы и видам деятельности. Так, количество сотрудников Управления делами должно находиться в балансе с общей численностью сотрудников Фонда и размером его имущества.
Экспертный опрос. Привлечение экспертов используется для определения потребностей в трудовых ресурсах, прежде всего при переходе на новую продукцию. В качестве экспертов - людей, на мнение которых можно положиться - могут выступать менеджеры по персоналу, специалисты различных функциональных профилей и руководители первичных коллективов.

Опрос последних представляет собой особый случай. Менеджеров спрашивают, потребуются ли им дополнительные работники для выполнения новых заданий и, если - да, то в каком количестве.

Такой опрос имеет целью не столько абстрактное построение структуры будущей занятости, сколько конкретное распределение заданий между коллективами с соответствующей их комплектацией. Менеджер может представить, какие работники справятся с новыми заданиями, какие - нет, тем самым будут проанализированы не только количественные, но и качественные характеристики персонала.

Кроме того, менеджер будет в какой-то мере ответственен перед управлением организационно-кадровой работы в том, что касается взятых на себя обязательств.
Моделирование. Данный метод также применяется для определения потребностей в рабочей силе в изменяющихся условиях.

Модель может быть составлена как на основе требований технологии (масштабов работ, соответствия между количеством работников и видом оказываемой услуги, количеством и спецификой потоков информации и др.), так и на основе социотехнического подхода, учитывающего запросы производственной и социальной подсистем организации (обогащение труда, развитие персонала, ротация кадров и др.). При реализации новых проектов в Фонде социального страхования Российской Федерации могут быть использованы модели линейного программирования, минимизирующие потери как от избыточного, так и от недостаточного количества работников.

Социальная информатика как инструмент анализа информационного общества


Обзор проблематики основных направлений моделирования коммуникативной среды социума свидетельствует о необходимости формирования нового научного направления - социальной информатики. Основными предпосылками для создания и развития подобного направления исследований является следующее:
1. Мир стоит на пороге новой информационной цивилизации. Ее первой фазой, вероятнее всего, будет уже наступающее постиндустриальное информационное общество, в котором должны не только радикальным образом измениться условия труда, быта и отдыха людей, но и многие сегодня привычные нам представления об образе жизни, удобствах и культуре, пространстве и времени.

Именно поэтому информатизация общества и её социальные последствия необходимо рассматривать как магистральное направление общественного прогресса на современном этапе развития цивилизации.
2. На этапе перехода к информационному обществу на первый план выдвигаются уже не проблемы дальнейшей технизации общества, как это считалось еще несколько лет назад, а проблемы его интеллектуализации, создания и внедрения новых социальных технологий, основанных на эффективном использовании главного) стратегического ресурса общества - знаний.
3. Человечеству предстоит не только сформировать новую среду своего обитания, которая будет базироваться на разнообразных и глубоко развитых информационных процессах, но также и найти выход из назреваюшего информационного кризиса. Тенденция неуклонного перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу является существенным, но не единственным симптомом приближения информационного кризиса.

Можно указать на следующие три основных симптома.
a. Рост количества информации превышает возможности существующих средств обработки, передачи, хранения и интегрирования. Все это существенно снижает эффективность ее использования в качестве полезного продукта труда. Особенно растет объем информации научных знаний. Она удваивается уже за 2-3 года.

Обстоятельства усугубляются тем, что при отсутствии единой среды даже в локальных областях мира налицо дублирование затрат на производство тех или иных знаний.
b. Капитальные материальные затраты на создание и тиражирование средств хранения, передачи и переработки информации в мировой информационной среде становятся обременительными даже для бюджета мирового сообщества. Темпы развития аппаратных средств переработки информации (ЭВМ), хранения и передачи ее в мире соответствуют потребностям создания мировой информационной среды (например, Интернет).
c. Отсутствие единых универсальных программно-инструментальных средств весьма затрудняет проблемы описания, интегрирования, идентифицирования знаний в различных предметных областях. В информационных системах под знаниями понимают сложно организованные данные, содержащие одновременно как фактографическую (регистрация некоторого факта), так и семантическую (смысловое содержание некоторого факта) информацию, которая может потребоваться пользователю. Эти сложно организованные данные могут иметь в своем составе встроенные процедуры, которые представляют собой математические модели, активизирующиеся в процессе обработки данных, что определяет активность знаний, их первичность по отношению к процессам обработки. Использование формальных методов преобразования и интерпретации данных позволяет автоматизировать процессы обработки накопленных знаний.

Отличительной особенностью банков знаний от банков данных является наличие интеллектуального ядра, в состав которого входят база знаний, диалоговый интерфейс и программа-планировщик. База знаний для пользователя должна быть кладовой знаний, рассортированных по значимости, а стало быть, и по стоимости. Для производителей знаний она должна быть лучшим способом сохранения и приумножения затрат на производство этих знаний, каковым для производителей материальных ценностей является денежный банк.

Знания (информация) должны быть для их производителей основным источником материальных благ. Банки знаний как новый тип человеко-машинных систем сулят широкие возможности для обучения (в том числе и дистанционного) использования специалистами проектных, научных и промышленных организаций.

Наиболее известна такая их разновидность, как экспертные системы.
С этой целью науке предстоит разработать новые методы, которые должны позволить человеку не только правильно понять и исследовать открывающуюся перед ним новую высокодинамичную информационную картину мира, но и, постигнув единство законов информационного обмена в природе и обществе, научится целенаправленно формировать эту картину во имя своего будущего.
Стратегически важной и долгосрочной представляется также проблема формирования новой перспективной концепции образования и воспитания будущих поколений людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Эта концепция должна учитывать не только особенности и новые возможности информационного общества, которые могут быть использованы для формирования творческой, гармонично развитой личности, но и быть гуманистически ориентированной.

Концепция, в частности, должна предусматривать использование так называемых креативных систем и информационных технологий, открывающих новые возможности для информационной поддержки творческих процессов.
4. В процессе развития техносферы человечество создает и широко внедряет в социальную практику все более сложные технические средства и комплексы, многие из которых являются сетевыми системами, управляемыми автоматическими или же высокоавтоматизированными средствами. Характерными примерами таких комплексов являются автоматизированные производства химической промышленности, энергетические и транспортные сети, атомные электростанции и силовые установки, системы сбора и обработки разведывательной информации и управления оружием. Главными требованиями, которые предъявляются к таким системам, являются их высокая надежность, непрерывность и безотказность функционирования, достоверность информации, предоставляемой пользователям системы и обслуживающему персоналу. В то же время при достижении определенного уровня сложности любой технической системы надежность и устойчивость ее функционирования начинают снижаться, и в результате возрастает вероятность возникновения аварийных ситуаций, последствия которых часто оказываются непредсказуемыми.

И это является еще одним проявлением возможного информационного кризиса.
Какой будет информационная нагрузка на человека в постиндустриальном обществе, никто пока не знает. Известно лишь, что нагрузка будет быстро возрастать, но, как это скажется на здоровье людей, пока неясно.

Поэтому возможности человека по адаптации к быстро возрастающим информационным нагрузкам должны быть заблаговременно исследованы. Именно они могут стать тем ограничивающим фактором, который будет определять допустимые масштабы и темпы информатизации, общества.

Учитывая высокую социальную значимость проблемы, можно предположить, что для ее изучения потребуется развитие на стыке информатики и психологии новой научной дисциплины - информационной психологии.
5. Развитие коммуникационной среды информационного общества привело к развитию сетевой виртуальной коммуникации. Виртуальную коммуникацию можно рассматривать как разновидность смысловой коммуникации, содержанием которой является обмен образами, информационными по природе и различающимися по способам их восприятия. Она возникла на определенном этапе развития информационной революции и развивалась параллельно с формированием глобальной коммуникационной среды социума.

Виртуальная коммуникация в эпоху информационного общества отличается следующими проблемными особенностями: увеличением возможностей социализации личности; развитием производства знания; развитием сетевой экономики; превращением информации в один из основных ресурсов общества; изменением основных характеристик коммуникационной среды-времени и пространства; стратификацией информационного общества; неравномерностью распределения основного ресурса информационного общества - знания. Доля богатства, достающаяся индивидам в обществе, будет зависеть от их доступа к образованию, а обществу в целом - от его социальной организации, политической системы и политических курсов; возникновением информационного империализма в коммуникационной среде мирового сообщества; утратой национального информационного суверенитета; широким развитием опосредованных форм человеческого общения, допускающих неоднозначную идентификацию субъектов общения, виртуализация реальности; усилением порождающего характера коммуникации (самовоспроизводимость), разростанием сетевых структур; снижением способности общества к поддержанию социального порядка; расширением диапазона коммуникации путем превращения локального акта в публичный акт; технизацией культуры; ослаблением культурного фона коммуникации, давлением универсального языка агрессивной культуры; ослаблением роли традиции в коммуникации и превращением капитализма в панкапитализм; усилением самореферентности коммуникации; ростом маргинализации сознания и тенденций превращения общества в общество спектакля за счет широкого использования симулякров; снижением авторитета объективного знания; повышением авторитета конвенциального знания, конституированием эпистем посредством масс-медиа; переходом от диалога к полилогу в выяснении истины; размыванием границ смысловых конструкций и плюрализмом концептуальных пространств; повышением дискурсивности знания; расширением источников и способов получения и продуцирования множественных информационных сред - симулякров гражданского общества; расширением возможностей криминализации общества и терроризма и как следствие жизнь в системе электронных замков, сигнализаций и on-line полицейского контроля; расширением (не всегда оправданным) гедонистических возможностей.
Реальной перспективой превращения виртуального информационного мира в помойку данных - источник могущества виртуального класса.
В связи с тем, что перспективы развития информационного общества имеют как светлые стороны, так и весьма мрачные стороны, самой важной из всех перечисленных проблем является глобальная проблема выживания и обеспечения безопасности развития человечества, которая тесно связанна с проблемой равноправной международной интеграции. Масштабы и сложность глобальных проблем современности столь значительны, что пути их решения могут быть найдены только совместными усилиями мирового сообщества, которые в свою очередь должны быть направлены на социализацию групп различного масштаба. Необходимость этого наиболее ярко проявилась в последние годы при попытках решить глобальные проблемы предупреждения ядерной катастрофы и экологического разрушения биосферы. При этом, в частности, было установлено, что эти проблемы, как и другие глобальные проблемы современности, имеют четко выраженные информационные компоненты, представляющие собой самостоятельные сложные социально-информационные проблемы, решение которых может быть получено только на основе развития и совместного использования мировым сообществом современных и перспективных информационных технологий и средств информатики.

В последние годы среди специалистов и государственных деятелей, занимающихся глобальными проблемами, все более укрепляется мнение о необходимости создания международных систем наблюдения за развитием экологических, социальных, политических и военно-стратегических процессов в различных регионах мира. Эти системы должны оперативно представлять результаты наблюдений соответствующим международным и национальным организациям, которые могли бы своевременно оказать необходимое воздействие на кризисные ситуации. Создание таких систем в сочетании с современными методами информационного моделирования позволяет в принципе уже сегодня анализировать и прогнозировать развитие многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, а также в районах экологических бедствий, в местах природных или технологических катастроф и крупных аварий. Необходимо отметить, что комплексная информатизация, создание глобальных систем экологического мониторинга на основе спутниковых систем связи, а также систем наблюдения за политической обстановкой в различных регионах мира, создание новых высокоэффективных средств для информационного моделирования и прогнозирования экологических, политических, экономических и социальных процессов - это уже реалии настоящего и ближайшего будущего, позволяющие надеяться на то, что решение многих глобальных проблем современности все же удастся найти еще до наступления необратимых катастрофических последствий.

Таким образом, своевременное получение, распространение и использование объективной и достоверной информации о развитии глобальных процессов является сегодня важнейшей частью и необходимым условием выживания человечества в быстро изменяющемся информационном мире, насыщенном техническими системами.
Поэтому одна из новых для человечества проблем, связанных с обеспечением безопасности его дальнейшего развития - оценка предельно допустимого (для данного этапа развития науки и техники) уровня сложности создаваемых человеком технических систем. Проблема эта возникла во второй половине двадцатого века, когда впервые стали создаваться и широко внедряться сложные автоматизированные системы и комплексы, на которые человек переложил большое количество ответственных функций по управлению технологическими, производственными и оборонными процессами, поставив себя таким образом в зависимость от функциональной надежности этих систем. Важная и сложная задача состоит в том, чтобы сформировать у людей нового поколения представление о единстве закономерностей информационных процессов в природе и обществе, новый ноосферный тип мышления, чувство взаимной ответственности за будущее нашей планеты, основанное на гуманистической ориентации мировоззрения .
Важность проблемы потребует выработки целого комплекса мероприятий по ее решению. Центральное место в этом комплексе должна занять разработка методов упреждающего моделирования процессов динамического регулирования различных направлений развития техносферы.

Человечество должно научиться достаточно точно определять допустимый предел сложности создаваемых им систем и выработать чувство безопасной дистанции от этого предела - такова одна из новых задач выживания человечества, которая должна быть органически включена в систему глобальной безопасности новой информационной цивилизации.. Одним из важных инструментов для решения указанных выше задач и должна стать социальная информатика - новое направление фундаментальных и прикладных научных исследований.



Содержание раздела