d9e5a92d

Структура внимания и транс


Структура внимания и транс. Прежде чем рассказать о том, как можно думать о внимании, несколько понятий.
Сборка. Есть одна забавная особенность: то, что мы видим на 99% - работа мозга. Он достраивает то, что мы видим до некого целого на основе опыта.

Вы смотрите на стул и знаете, что у него четыре ножки. Хотя может видите только две. Остальное – работа мозга.

Он достроил кусочки того, что вы видите до такой штуки под названием стул на основе того, что вы видели до этого.

Проще объяснить на примере Куба Неккера. Вы смотрите на него и видите трёхмерную фигуру – куб. Но на бумаге (или экране) – это просто набор линий. Остальное – работа мозга.

Он из набора линий создал трехмерный объект.
К стати, Куб Неккера можно воспринимать несколькими разными способами. Во-первых, он может быть повёрнут вниз (передняя грань ниже задней). Во-вторых он может быть повёрнут вверх (передняя грань выше задней.

В-третьих его можно воспринимать в виде странной фигуры, у которой центральный прямоугольник образует верх, два треугольника и четыре трапеции составляют остальные грани. В-четвёртых, фигура аналогичная предыдущему варианту, но только прямоугольник – это дно. В-пятых, его можно воспринимать как набор линий.
Это – разные варианты сборки. То, что с этими линиями делает мог. И если первые два варианта воспринимать легко, остальные три – тяжёлое дело.

Особенно попытка увидеть то, что действительно нарисовано – набор линий.

  • Само собой можно собрать и ещё несколькими способами, фигуры получаются несколько странными, но…

По всей видимости – это то, что называется гештальтом.
Гештальт: (от нем. Gestalt - форма, структура) - основное понятие гештальт-психологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания (кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии).
Семь плюс-минус два. Но если внимание – система однозадачная, что тогда описывает формула, что во внимании может быть максимально семь (плюс-минус два) объекта? Внимание – хитрая штука. Фокус внимания действительно штука однозадачная, но позволяющая быстро-быстро перемещаться.

Для быстрого-быстрого перемещения нужно помнить некоторое количество предыдущих настроек. Что и делается: семь – это число различных сборок, гештальтов, которые хранятся в памяти. То есть у внимания какая-то своя память.

Кроме неё есть ещё кратковременная – туда грузится что-то интересное из замеченного, и долговременная – если это интересное стоит запомнить надолго.

  • Как у цифрового тюнера в музыкальном центре или телевизоре – есть некоторое количество запомненных настроек. Если больше – нужно выкидывать старую настройку и на её место ставить новую.

Если сравнивать всё это с компьютером, то память, в которой хранятся семь (плюс-минус две) настроек – это кэш процессора. Кратковременная память – оперативная память компьютера. Ну а долговременная – это жёсткий диск.
Фигура/Фон.

Следующее – это понятие фигуры и фона. Фигура – это то, что выделено вниманием и собрано мозгом. Фон – все остальное вокруг. Для объяснения – следующая картинка. На ней можно видеть либо белую вазу, либо два чёрных профиля.

Если вы видите вазу – она становится фигурой, если профили – наоборот. Одновременно вы можете видеть только что-то одно.

  • Термин тоже из Гештальт-психологии. Только чуть в другой трактовке.

Структура внимания. Все началось с достаточно простой мысли – а как организовано внимание (чем бы оно ни было)? Если у человека есть такая вещь как внимание, то оно естественно должно иметь некую структуру и способ организации.

Например, если внимание почему-то перескакивает с одного объекта на другой, то что-то происходит внутри. Какая-то игра субмодальностей.
Как человек организует вот это выделение Фигура/Фон и им управляет. При чем мне не совсем пока понятно, работает ли внимание только с Фигурой, или способно обратиться и к Фону тоже.

  • Последнее означает следующее. Может ли внимание обратиться к фону так, что бы он фоном и остался, а не превратился в фигуру.

Я так же думаю что данное исследование будет интересно тем, что если понять механику внимания, то можно подобрать ключи к его управлению несколько иным способом чем простая нагрузочная тренировка. Так же я постараюсь выдать несколько идей по этому поводу и предложить набор упражнений для развития и управления внимания.


Критические субмодальности Фигура/Фон. Давайте сначала попробуем разобраться в том, как вообще человек различает, что вот это – Фон, а вот это – Фигура. Должно быть некое субмодальное различие между этими двумя вещами, каким-то образом оно должно быть организовано.
Лично для меня это напоминает фокус. Внутренне, на что я обращаю внимание (или внимание обращается) более резкое, яркое, там присутствую цвета. Это выглядит немного выпуклым на более плоском фоне. То есть как бы Фигура имеет объем, а фон плоский.

Фон серее, гораздо более размытый, не имеет объема и если там есть движение, то оно размытое и практически незаметное.
Приблизительно то же самое наблюдается и с внешними картинами.

  • Что, скорее всего, и должно было бы происходить.

Фигура гораздо четче и резче, а то, что относится к фону воспринимается более серым, размытым и неподвижным.

Вообще, можно разделить область восприятия на две области: Область Фигуры – это зона Первого Внимания (Внимания Сознания), Область Фона соответственно зона Второго Внимания (Внимания Бессознательного).

  • Этими термина я с вашего позволения и буду пользоваться дальше, осознавая всю спорность их применения. Весьма возможно, что это может быть хорошей метафорой и различию между сознанием и подсознанием. Сознание – это Фигура, что-то яркое, контрастное, четкое и маленькое по отношению к целому, а подсознание – более размытое, серое и большое.

При работе на группе было замечено что у большинства приблизительно такой же способ выделения Фигуры. Это как бы пятно на более незаметном фоне. При этом критическими субмодальностями для визуального каналом наиболее часто называли:
резкость
яркость
контрастность
На эти три субмодальности пришлось порядка 3/4 от общего числа. Встречались такие критические субмодальности, такие как:
направление
объем
размер (искажение реального размера)
расстояние
Расширение восприятия. Выберите область, где несколько однородных объектов. Это может быть полка с книгами, стопка компакт-дисков, коробка карандашей. страница с текстом или стоянка машин.

Сморите на неё так, чтобы фокус зрения был посередине. Переводите внимание последовательно с предмета на предмет, не двигая фокус зрения. Например, сначала вправо, потом вернитесь к центру и влево.

На каждом предмете задерживайте внимание на 3-4 секунды. Пока вы держите предмет в фокусе внимания, рассмотрите его как можно более подробно. Учтите, что в области бокового зрения с непривычки это сделать довольно сложно.
Помните о том, что положение глаз во время этого упражнения всё время остаётся на одном и том же месте. Смещается только фокус внимания.
По началу внимание может расползаться, захватывая несколько предметов, некоторые объекты будет трудно заметить, а те, которые замечаются, трудно собрать. Старайтесь сознательно усиливать критическую субмодальность фокуса внимания.
Меняем интенсивность критической субмодальности. Другой вариант выполнения этого упражнения: начальные условия такие-же. Но после смещения фокуса восприятия вы меняете интенсивность критической субмодальности от минимального до максимально возможного.

Например, если критическая субмодальность восприятия – яркость, то обратив внимание на нужный предмет сначала усильте его яркость до максимума, потом уменьшайте яркость до такого уровня, пока внимание не скакнёт на следующий объект.
При увеличении интенсивности критической субмодальности обычно фокус внимания начинает сужаться. Для меня критическая субмодальность фокуса внимания – яркость. Я смотрю на полку с книгами. Если я делаю во внутреннем восприятии одну из книг ярче, все остальные становятся более тёмными. Фокус внимания смещается именно к этой книге.

При уменьшении яркости фокус внимания начинает расширяться, остальные книги на полке становятся заметны лучше. В какой-то момент фокус расширяется настолько, что фигурой становятся все видимые книги на полке. Деталей мало, но они все в фокусе внимания.

  • Об играх с размером фокуса внимания чуть позже.

При этой игрушке происходит ещё одна забавная вещь. Книга становится более яркой чем все остальные книги на полке, но при этом в центре фокуса внимания она ярче, но эта яркость уменьшается к периферии. Мозг собрал книгу – она стала фигурой, но размера фокуса не хватает на весь объект.

Можно поиграться, чтобы вся книга была одинаковой яркости (ну, если критическая субмодальность – яркость).
Так же забавно, когда пытаешься прочесть название книги – текст как бы отделяется от обложки, становится ярким, а обложка уходит в фон. Для того, чтобы связать текст с книгой, приходится фигурой опять делать всю книгу с надписью – название при этом становится совершенно не читаемым.
Вытеснение. Поступаете наоборот, чем в предыдущем варианте упражнения.



Содержание раздела