d9e5a92d

Сценическое внимание



3. СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ С чего начнем? Исходное положение Кто внимателен? Переходы Семафор Переходы со стульями Передвижки перебежки Творческая площадка Кольцо Фигуры перестановок Лучшие места Часы Волчок Хлопки Отвечай! Двойные хлопки Теннисные мячи Мячи и числа Мячи и слова Земля, воздух, вода Песня Держи свою мелодию Координация движений Игра с носорогом Координация движений с помощью песни Пишущая машинка Два шрифта Испорченная пишущая машинка Линотип Плакат Арифмометр Отстающее зеркало Змейка Врезки Комбинированное упражнение Юлий цезарь Пересеченность Чистая перемена Сервировка Ходить по сцене Толпа
Ни одно из упражнений предыдущих (и последующих) разделов, конечно, не может быть верно выполнено, если у исполнителя нет сценического внимания, если с самого начала не воспитываются такие навыки.
Уточним: мы говорим именно о сценическом внимании, чтобы отделить его от жизненного.
В жизни внимание непроизвольно и инстинктивно. Движут им различные безусловные рефлексы: ориентировочный ("что это такое?"), оборонительный ("это для меня опасно!") и многие другие, еще не классифицированные современной психологией.
В жизни непроизвольное внимание сосредоточивается на том объекте, который наиболее значим в данный момент. В основе этого явления может лежать ориентированный ("что это такое?"), оборонительный ("это для меня опасно!") или какой-нибудь другой рефлекс. При этом обычно доминирует зрительное, слуховое, осязательное или мышечно-двигательное внимание.
В каждый момент творчества, будь то репетиция, или спектакль, возникает непроизвольное внимание, но уже не жизненное, а сценическое, потому что на спектакле актер видит сидящих в зале зрителей, а на репетиции (и даже на студийном уроке) явно разделяются представления "я на сцене" и "те, кто на меня смотрит".
Значит, жизненное внимание, присущее нормальному человеку, как-то преображается, когда этот человек вступает на сценические (или аудиторные) подмостки? Действуют какие-то иные закономерности, примиряющие жизненные проявления со сценической обстановкой и с характером реакций не непосредственных, инстинктивных, а повторных ("пьесу-то ведь читал?").
Познавая, по завету Станиславского, свою природу и дисциплинируя ее, актер открывает в самом себе эти специфические закономерности.
Итак, вниманием мы занимались и прежде. Для чего же нужен этот раздел?
Здесь приведены упражнения и групповые игры, в которых педагог, еще не знающий хорошо своих учеников, может познакомиться с ними, понять их творческие качества: собранность, умение быстро переключаться, способность верить в предлагаемые обстоятельства, физическую свободу или закрепощенность для того чтобы в дальнейшем предложить нужные для их развития упражнения.
Эти "пристрелочные" упражнения воспитывают навыки рабочего самочувствия, организованности, чувства локтя, ощущения себя в коллективе. С них начинается сценическое воспитание артиста. Они возникают в любом периоде обучения, когда нужно еще и еще раз проверить: "кто есть кто" в рождающемся коллективе?
С ЧЕГО НАЧНЕМ?
Прежде всего позаботимся о том, чтобы в аудитории, куда придут ученики, стояли бы вдоль стен стулья в достаточном количестве и были бы стол и стулья для педагога.
Вот вошли ученики.
Садитесь. Сели кто где.
Удобно ли так заниматься? Все ли видят меня? Все ли видят друг друга?

Кто прячется? Попробуйте отыскать такое размещение стульев в аудитории, чтобы каждый из вас видел всех своих товарищей и чтобы я видел каждого из вас... Выстраиваете стулья в линию?

Но так вам хорошо будут видны только ваши ближайшие соседи.
Дружные поиски приводят к верному решению: напротив стола педагога выстраиваются ровным полукругом стулья учеников. Каждый ученик убеждается: "я вижу всех, меня видят все".
А ровный ли у нас полукруг? Везде ли равные расстояния между стульями?
Расстояния проверяются, стулья переставляются. Предоставим это ученикам.
С внимания начинается действие. Внимание к тому, что вокруг нас, что нам надо обследовать, чтобы узнать: что меня окружает? что понятно? что опасно? как надо вести себя? что надо делать?
ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Встать!
Для того чтобы все встали одновременно, нужно, чтобы тело было готово к движению. Плечи, корпус, ноги не напряжены, но и не расслаблены чрезмерно. Для этого нужно "держать осанку", найти такое положение корпуса и ног, при котором удобно сидеть, но можно и мгновенно встать, затратив минимум усилий.



Вот эта поза постоянной готовности к действию исходное положение в полукруге, рабочее положение, при котором легко слушать, смотреть, активно действовать.
Встать! Сесть!.. Нет, не нужно сидеть так, словно аршин проглотили. Не выпячивайте грудь, но и не горбитесь. Плечи развернуты.

Свободные, спокойные руки на коленях. Ноги не закручены спиралью и не упрятаны под стул... Легко сидеть?

Удобно? Встать!
КТО ВНИМАТЕЛЕН?
Для того чтобы определить, кто внимателен, а кто нет, сыграем на одном из первых занятий в какую-нибудь детскую игру.
Давайте-ка выясним, кто летает. Если я назову что-нибудь летающее, стрекозу, например, отвечайте хором: "летает!" и поднимите руки. Если спрошу о поросенке молчите и не поднимайте рук.

То, что поросенок может лететь с мостков в воду, не считается.
Орел летает?.. Воробей летает?.. Божья коровка летает?..

Змея летает?
А теперь выясним, что можно назвать круглым? Мяч круглый?.. Арбуз круглый?..

Насос круглый?
Что это за шум на улице? Машина в трамвай врезалась? Ах, просто две дамы поссорились!
ПЕРЕХОДЫ
Тренируем навыки рабочей собранности:
Посмотрите на своих товарищей по полукругу, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа сидел ученик с самыми светлыми волосами, рядом с ним потемнее, а крайним слева был бы ученик с самыми черными волосами.
Никаких шумных обсуждений! Сидя на месте, молча, каждый ученик ориентируется, куда он должен перейти, и по хлопку педагога все одновременно меняются местами.
Пересядьте по алфавиту фамилий!
По алфавиту имен!
По росту!
Бесшумно! Четко! Легко!

Никаких лишних движений только целесообразные!
СЕМАФОР
В упражнение приведенное выше введем такое усложнение: Вот три листка бумаги: зеленый, желтый и красный. Продолжайте ваши переходы, но еще и следите за мной, я буду иногда поднимать один из листков. А ваша обязанность: на зеленый хрюкать, но идти, на желтый замереть, на красный топать на месте. Пожалуйста, продолжайте пересаживаться и будьте внимательны к возникающим цветам семафора!

В том случае, если семафор выключен, идите нормально.
ПЕРЕХОДЫ СО СТУЛЬЯМИ
Так же как и в прежнем упражнении, нужно меняться местами, но переходить вместе со своими стульями. При переходе держать стулья в условленном положении: перед собой, сбоку, над головой.
Сначала без ограничения времени. Потом по счету.
Я буду считать до десяти. Распределите так свои движения, чтобы без суеты уложиться в назначенное время. На счет "раз" встаете и начинаете переходы.

На счет "десять" садитесь на новом месте.
Стулья не должны сталкиваться! Ни одного звука в аудитории, ни одного скрипа! Представьте себе, что вы делаете перестановку декораций на сцене в короткой паузе между картинами. Темнота, занавес открыт.

Ни шумочка!
ПЕРЕДВИЖКИ ПЕРЕБЕЖКИ
Включаем магнитофон. Звучит поп-музыка.
Слышите, как удивительно яростно брякает ударник? Ап-хоп, ап-хоп!.. Уложите все свои движения в его ритм: вот стулья перед собой, а вот над головой (по устрашающему "бряк!" посреди мелодии) и сбоку, и влево, и вправо, двигайтесь по кругу!
А теперь не по кругу, а по квадрату!
ТВОРЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА
Для выполнения индивидуального упражнения оставим одного ученика на "сцене". Остальным со своими стульями надо перейти в "зрительный зал" к столу педагога.
А как это сделать организованно и бесшумно? Пробуйте! В результате полукруг разрывается пополам, две дуги становятся по обе стороны столика.

Принцип "я вижу всех, меня видят все".
То же самое на счет "пять!"
На счет "двадцать восемь!"
Творческий полукруг на площадке и разорванный полукруг в "зале" перед творческой площадкой два основных и, право же, удобных расположения стульев на уроке.
КОЛЬЦО
Встречается в упражнениях еще одно расположение стульев кольцо. Воспитывая навыки творческого самочувствия, потренируем и эту перестановку.
Ученики сидят в полукруге. По счету (на "десять" или на "пять") надо переместиться со стульями так, чтобы получилось самое большое кольцо, какое только возможно в аудитории.
Точнее распределяйте свои движения по времени. Сесть нужно с последним счетом... А расстояния между стульями везде получились одинаковыми?
Снова в полукруг. Снова в большое кольцо.
Внимание к соседу! Не мешать ему, переставляя свой стул! Следите за его движениями, действуйте одновременно с ним!
По счету (на "десять" или на "пять") превратим большое кольцо в малое стул к стулу. Потренируем и создание среднего кольца, промежуточного по величине между большим и малым.
Потренируем перемену расположения стульев в произвольном порядке:
Большое кольцо, на счет "пять!"... Малое, на счет "десять!" Большое, на счет "двадцать три!"... Среднее, на счет "три!".

Бесшумность, четкость, завершенность постоянные требования.
ФИГУРЫ ПЕРЕСТАНОВОК
Таким же образом производится превращение полукруга, по определенному счету, в различные фигуры: треугольник, прямоугольник, овал, восьмерку, лесенку.



Содержание раздела