d9e5a92d

Развитие фантазии


РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ
Как ты ходишь?
10 минут
Это упражнение дает возможность почувствовать разные способы дви-жения. При этом участники пробуют генерировать идеи самостоятельно. Для некоторых это окажется сложнее, чем думалось сначала.

Отставьте в сторону столы и стулья, чтобы освободить место.

  1. Участники начинают ходить по комнате, пытаясь как можно равномернее заполнить отведенное пространство. Примерно через минуту любой из игроков может начать игру, спросив: "Как бы ты двигался, если бы шел через глубокий сухой песок?"
  2. Все задумываются над этим вопросом и напрягают свою фантазию, пытаясь представить себя в такой ситуации. Каждый пытается имитировать движение по песку, изменяя походку, движения ног и рук. Движения одного участника необязательно должны быть похожи на движения другого, темп ходьбы каждый определяет для себя сам.
  3. Секунд через десять участник, первым начавший игру, кладет руку кому-нибудь на плечо и таким образом предлагает ему взять инициативу. Этот человек может сказать, например: "Как бы ты ходил, если бы превратился в робота?"
  4. Вся группа теперь пытается имитировать движения робота.
  5. Предложения могут быть самыми разнообразными:
  • Как бы ты двигался, если бы был канатоходцем?
  • Как бы ты двигался, если бы пол намазали клеем?
  • Как бы ты двигался, если бы в доме внезапно вспыхнул пожар?
  • Как бы ты двигался, если бы у тебя была сломана нога?
  • Как бы ты двигался по улице прекрасным весенним утром?

6. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый член группы не
задаст свой вопрос.
Вожаки
10 минут
Это упражнение построено на том, что один из участников задает ма-неру движения, а все остальные копируют ее. Эффективность его определяется тем, насколько каждый член группы может заставить себя полностью сконцентрироваться на действиях другого и быть внутренне готовым безропотно принять чужую инициативу. Нередко можно наблюдать ситуации, когда человек блокирует чужую инициативу, не хочет ее принимать, в то время как открытость к чужим предложениям является одной из существенных предпосылок для успешной работы в команде.

Отставьте в стороны столы и стулья, чтобы освободить место.

  1. Вся группа перемещается по комнате вслед за одним участником, выполняющим функцию "вожака стаи". Им может быть любой. "Вожак" по своему усмотрению предлагает группе разные способы движения, остальные должны следовать за ним и как можно точнее копировать его.
  2. Через 10-15 секунд кто-нибудь из участников проталкивается вперед и занимает место ведущего, начиная двигаться совершенно иначе и в другом ритме, а остальные снова копируют его движения. Новый ведущий должен предложить группе способ движения, отличающийся от прежнего, чтобы всем было сразу ясно, что у стаи новый "вожак".
  3. Новый "вожак" не определяется заранее. Просто в какой-то момент один из участников встает во главе группы. Это придает всей процедуре неожиданность и спонтанность.
  4. Играйте до тех пор, пока каждый член группы не попробует себя в роли "вожака".
  5. Упражнение завершается подведением итогов:
  • Понравилось ли мне перехватывать инициативу?
  • Как я чувствовал себя в толпе?
  • Чья манера движения была для меня наиболее вдохновляющей?
  • Богатую ли фантазию проявила группа?

Спонтанная трансформация
15 минут
Перед Вами классическое и в то же время достаточно сложное упраж-нение, задействующее как фантазию, так и внимание игроков. Характер движения участников меняется в зависимости от их настроения. Будет лучше, если ведущий наравне с другими примет участие в игре.

Отставьте в стороны столы и стулья, чтобы освободить место.

  1. Вся группа садится в круг, а кто-то один выходит в центр круга и начинает двигаться, группа все повторяет за ним. Движения водящего должны отражать его настроение или быть ему противоположными. Кроме того, водящий воспроизводит какую-либо мелодию, которая тоже повторяется остальными участниками.
  2. Группа копирует мелодию и движения водящего, так что все игроки двигаются синхронно и издают одинаковые звуки.
  3. Если водящий считает, что группа успешно и точно повторила его мелодию и движения, то он возвращается на свое место, а в центр выходит следующий.
  4. Новый водящий сначала повторяет движения и мелодию прежнего, а затем начинает вносить изменения в соответствии со своим настроением, не забывая изменить и звуки. Участники группы повторяют все трансформации.
  5. Когда второй водящий решает, что группа успешно подражает ему, он возвращается на свое место, уступая инициативу следующему.
  6. Играйте до тех пор, пока каждый не побывает в роли водящего. В заключение подведите итоги.
  7.  
<

p> Каракули по Винникотту
15 минут
В основе этого упражнения лежит техника английского детского те-рапевта, психиатра и психоаналитика Дональда Вудса Винникотта. Используя непонятные каракули одного участника, другой рисует свою собственную картину. При этом задействуется вся сила человеческого воображения, способная творить чудеса буквально "из ничего".

  1. Все участники садятся за столы. Каждый рисует какую-нибудь кривую, затем обменивается заготовками с другим участником и пытается нарисовать картину на основе чужих каракулей.
  2. Скажите, что картины можно рисовать и правой, и левой рукой. Лучше всего, если Вы дадите участникам разноцветные мелки или фломастеры, чтобы картины получились выразительнее (10 минут).
  3. В конце упражнения каждый показывает свою картину и рассказывает, что с ним происходило во время выполнения задания. Обсудите с группой следующие вопросы:
  • Что я ощущал во время рисования?
  • Какой рукой я рисовал?
  • Было ли что-то, что поразило меня в моей собственной картине?
  • Чья еще картина произвела на меня впечатление?

Метафорические портреты
45 минут
В этом упражнении каждый участник получает возможность сосредо-точиться на личности другого члена группы и нарисовать портрет, который должен подчеркивать его индивидуальность. Помимо фантазии, в игре задействуются качества, необходимые для создания атмосферы взаимопонимания в команде: доброжелательность и внимание.
Материалы
Каждому участнику необходим лист бумаги и коробка мелков или цветных фломастеров.

  1. Участники сидят за столами. Все пишут на листе бумаги свое имя, затем листки перемешиваются, и каждый вытягивает по одной бумажке. Имя того, кого нужно рисовать, значится на вытянутом листке. Портрет не обязан быть реалистичным, но должен отражать индивидуальность и внутренние качества "натурщика". Портреты могут быть выполнены в абстрактной технике, с помощью цветов и форм, или быть метафорическими, на которых рисуемый человек представлен цветком, животным, орудием, домом, островом и т. д. Наконец, портрет может быть нереальным "натурщик" изображается в виде фантастического существа (15 минут).
  2. После этого группа собирается вместе. Все участники по очереди показывают свои творения, остальные пытаются угадать, кто изображен на портрете. Тот, кто угадает первым, представляет свой рисунок.

3. Когда изображение обсудили, автор дарит его своей модели.
Варианты
Каждый рисует не только портрет своей модели, но и свой собственный на том же листе. Условия те же, плюс к этому художник может показать на рисунке свои отношения с тем, кого он рисует, это могут быть, например, двое животных, которые между собой борются или, наоборот, играют, дерево, на котором сидит птица, и т. д. Интерес этого варианта состоит в том, что в такой картине художник сообщав нечто важное и о себе.
Неожиданные ассоциации
10 минут
Li то очень интересное упражнение, требующее спонтанности, творчес-cdj кого подхода и одновременно умения понять и прочувствовать "чужой материал". Во время выполнения упражнения сразу становится понятно, кто из игроков склонен блокировать чужие инициативы и занят только своими мыслями.

  1. Группа садится в круг. Вы начинаете игру. Возьмите в руку мягкий мячик или какой-нибудь другой предмет, который можно легко ловить и бросать, плюшевую игрушку и т. д. Бросьте предмет кому-нибудь из членов группы, сказав при этом единственное слово, которое в этот момент пришло Вам в голову, например "теннис".
  2. Тот, кто поймал мяч, бросает его следующему игроку, называя при этом слово, которое ему самому только что пришло в голову, например "локоть".
  1. При этом наблюдаются спонтанные реакции и ассоциации, которые вызывает у участников то или иное слово.
  2. Чтобы никто из игроков не мог подготовиться заранее, мяч следует бросать вне всякой закономерности. Но прежде чем кто-то получит мяч во второй раз, проследите, чтобы все остальные поучаствовали в игре хотя бы по разу.
  3. После упражнения задайте группе следующие вопросы:
  • Был ли процесс непрерывным?
  • Кто из игроков задумывался на более длительное время, чем другие?
  • Чувствовал ли себя кто-нибудь вне игры?
  • Чем было вызвано это ощущение "выключенное™"?
  • Не принадлежали ли все слова одной теме, за пределы которой участники не выходили?


Содержание раздела