d9e5a92d

Каждый раз впервые!


Конечно, вы начнете разыскивать брошку и постараетесь делать это так естественно, чтобы музейный работник не почувствовал обмана. Теперь повторите еще раз поиски брошки в том же вымысле (музейный работник следит за вами, вот он!), но в схеме первоначальных физических действий.
Нашли? Музейный работник, вы им поверили? А в чем разница между первыми поисками (подлинными) и последними (в смысле?).
КАЖДЫЙ РАЗ ВПЕРВЫЕ!
Повторите любое из упражнений, которое вы уже делали, а потом еще повторяли мысленно:
  • как вы переставляли стул, чтобы освободить место,

  • как вы уходили в дверь, чтобы скрыться от неприятной встречи,

  • как вы ходили, чтобы научиться маршировать,

  • как вы затворяли дверь, чтобы защититься от грабителей.

  • Вот еще одна конспективная запись Станиславского:


      "1) Перенесите кресло сюда.
      2) Повторите... Нет! копируете как в первый раз.
      3) Повторите... Копируете свое самочувствие.
      4) Повторите действие. Вникайте больше в самое действие дошли до правды".
      ОТЫСКИВАТЬ ПРАВДУ!
      Строчка в "Задачнике" Станиславского:
      "Отыскивать правду и сравнивать ее с ложью".
      Тренируясь в повторных действиях, вы отыскиваете правду, сравнивая ее с ложью. Работая с воображаемыми предметами, вы делаете то же самое.
      Исследуя элементарное действие, вы тоже занимаетесь формированием специального контролера чувства правды.
      А вот когда вы просто идете по улице, или едете в троллейбусе, или вы в магазине, в фойе кинотеатра, в парикмахерской есть ли там материал для подобного тренинга? Присмотритесь внимательно к жизни вокруг вас. Речь не о том, что вы заметите фальшивые, наигранные взгляды и интонации в какой-нибудь болтовне двух кумушек!
      Подловите не явную фальшь, а скрытые, почти незаметные штампики в поведении людей. Их много у всех, у вас в том числе. Но увы! нам легче их заметить у других, нежели у себя.

      Говорят, человек бывает до конца естественен только наедине с собой.
      Отыскивайте же по крупицам правду и ложь. Найдя правду, подумайте, в какой форме она выглядит ложью. Найдя ложь угадайте, какая правда ею прикрыта.
      Ваш материал взгляды, фразы, движения, поступки, общение знакомых между собой и незнакомых людей, все, что вы видите и слышите. Будьте чутким барометром правды.
      НЕПРАВДА
      Воспитывая чувство правды, Станиславский иногда провоцировал учеников, давая им непосильные задания, рождающие фальшь и наигрыш:


        "1) Повеситься.
        2) Гибель Помпеи.
        3) Клеопатра со змеями".
        Не подозревающий о подвохе ученик изо всех сил пыжился, стараясь правдиво выполнить задание, но, конечно, у него ничего не получалось, кроме поверхностного обозначения чувств и внешней позировки. Наглядный урок неправды показывал исполнителю и всем зрителям-ученикам, что сложнейшие человеческие эмоции могут быть реалистически сыграны только в том случае, если актер подготовлен к ним всем предыдущим ходом роли или преджизни, всей совокупностью логики и последовательности предыдущей жизни образа. Играть перед зрителем рано.

        Надо еще многому научиться.
        Сходное по цели упражнение "Заколитесь" приведено ниже, в разделе беспредметных действий.
        БОЛЬНО!
        К упражнениям на инстинктивные реакции нужно подходить с большой осторожностью и только тогда, когда ученик в других упражнениях всем своим существом понял (и почувствовал), что такое физическое ощущение правды. Эти упражнения в еще большей степени, чем все прочие, требуют полной веры.
        Наверно, каждый из вас хоть раз, да обжигался у костра, или от горячей плиты, а то и просто от спички. Вспомните такой случай.
        Что вы делали тогда? Просто отдергивали руку, вскрикнув. Успевали вы что-нибудь подумать? Нет.

        Тело действовало независимо от вашего сознания, так вам казалось потом. Рука отдергивалась сама, правда?
        Еще раз вспомните один-два случая из вашей жизни.
        Идите на площадку к столу. Это горячая кухонная плита, а вы начинающие мастера по ремонту плит. Где-то есть небольшая трещина, надо ее найти, пока она всю плиту не расколола.

        Попробуйте поводить пальцем над поверхностью, чтобы понять, достаточно ли остыла плита.
        Неожиданный для учеников громкий удар (можно незаметно подговорить одного из не работающих на площадке учеников ударить по столу) непременно вызовет инстинктивную реакцию, если одни были погружены в свое дело: они вздрогнут, многие отдернут руки.
        Испугались? А что вы сделали потом, сразу же после того, как отдернули руки? Да, подумали что за удар, почему? Это и есть последовательность жизни при любой инстинктивной реакции: сначала нормальное течение жизни, потом неожиданное для вас физическое движение вашего тела, а затем ориентировка "что случилось?".



        Обратите внимание на то, что ориентировка (сознательное действие, когда вы смотрите, думаете, слушаете) происходит немедленно после непроизвольной реакции. Отдернулась рука, и сразу же вспыхнула мысль: что такое, что произошло?
        Повторим упражнение. Исследуйте горячую плиту, а когда услышите удар, отдергивайте руку, как если бы вы обожглись! Теперь вам придется труднее, ведь вы знаете, что будет удар.

        Как сделать его неожиданным? Только одним способом: полностью погрузитесь в свое дело, в мысли, решайте, какова температура жара, скоро ли остынет плита, где эта трещина и удастся ли отремонтировать плиту. Помогайте себе мысленной речью, старайтесь увидеть все конфорки.

        Когда услышите удар не раздумывая, вскрикните, отдергивая руку.
        После удара:
        Смелее надо "кидаться" в крик, не думать, как дернется рука. Вспомните упражнения на оправдывание позы, когда вы бросали свое тело в неожиданные положения! А почему прекратили действие после того, как отдернули руку?

        Удар вас выбил из действия? Но ведь и в жизни случилось бы так же: мгновенный ожог сбил бы вас с мысли, вы, отдернув руку, тут же посмотрели бы на то место плиты, где обожглись, а потом, потирая палец, постепенно вернулись бы к прежним мыслям. Итак, углубитесь сейчас в изучение плиты, думайте, как ее отремонтировать, и не ждите удара.

        Можно ликвидировать трещину или придется заменять всю плиту?..
        Много раз нужно повторить упражнение, пока чувство правды, выработанное учеником, не отметит: "Верю!". Непременно спросим учеников-зрителей:
        Верим?.. А промашки были?
        ИНСТИНКТИВНЫЕ РЕАКЦИИ
        Другие задания на инстинктивные реакции, связанные с защитными или ориентировочными инстинктами человека:
        Подойдите к стене комнаты. Полная темнота, вы ничего не видите, нужно нащупать на стене выключатель. Закройте глаза и ищите, где он.
        Удар это значит, вы попали пальцем в обнаженные провода и вас сильно дернуло током. Как поведет себя тело? Что будет с мыслями?
        Вы идете по темному лесу, ищете тропинку, которая выведет вас на дорогу к дому. Вспомните какой-нибудь уголок знакомого вам леса.
        Что бы вы делали в таких обстоятельствах? Пробуйте!.. Да, вглядывались бы, пытаясь узнать место, вспомнить, где тропинка.

        А как осторожно ступают ваши ноги среди корней и ям!.. Услышали странный звук это вам показалось, что вы наступили на змею! Идите же, ищите тропинку!
        После удара:
        Верно вели себя или нет? Хорошо, что не побоялись вскрикнуть и отскочить так, как если бы на самом деле наступили на змею. А почему выбились из действия? Что бы вы сделали?

        Сразу же посмотрели бы, змея это или нет. Всмотритесь внимательней видите, это же обрывок старой веревки! Выполните еще раз непрерывную цепочку из трех действий и вы поверите в правду вашего поведения:


        1. Идите и ищите тропинку.

        2. По звуку защитите себя, только не обдумывайте заранее, что сделаете: отпрыгнете ли или отдернете ногу? Защитите себя!

        3. Сразу же всмотритесь в подозрительное место и, увидев веревку, возвращайтесь к прежним мыслям, ищите тропинку!

        4. Наигрыш, играние штампов испуга недопустимы, ведь каждый пугается по-своему. Недопустима и излишняя боязнь наигрыша. Если верно воспитывается чувство правды, пусть ученики смело бросаются в крик, не думая о нем.
          Не менее опасна и болезнь "переиграть", она может превратиться в стойкую привычку "недоигрывать".




          Содержание раздела