d9e5a92d

Эмоция


- А теперь представь, что у тебя внутри есть регулятор, который ты можешь выставлять на нужное значения уровня адреналина. Проверь, как он работает…
Этот способ бывает более удобен тем, у кого возникают трудности с визуализацией. Если метафорически тоже не получается, можно предложить отметить изменение внутренних ощущений и связать эти ощущения с числовыми значениями.
Шкалирование эмоции. Я думаю вам бы хотелось управлять собственными эмоциями. Получать доступ и нужное количество. Ведь иногда эмоции бывает слишком много, а иногда катастрофически мало. Например, волнение перед экзаменом – это хороший пример слишком много.

А неуверенность перед ним же – слишком мало.
Хорошо, кто хочет научиться управлять какой-то своей эмоцией. Андрей, замечательно. Что это за эмоция?
- Уверенность в себе.
Отлично. Прочувствуй её сейчас.
- Да.
Хорошо, ты можешь себе представить максимально возможный уровень уверенности в себе. Ну, когда кроме уверенности вообще ничего не остаётся. Абсолютная уверенность.
- Представить то я могу…
Пока этого достаточно. Пусть этот максимальный уровень будет сто процентов. Тот уровень уверенности в себе, который ты можешь вызвать в себе прямо сейчас – это сколько?

В процентах?
- Чуть меньше половины.
А если в процентах: тридцать, тридцать три, сорок девять с половиной?
- Ну я не могу так точно.
Приблизительно.
- Около сорока.
Отлично. Сконцентрируйся опять на этой эмоции. Сделай сейчас пятьдесят процентов.
- Да.
Шестьдесят.
- Да.
Семьдесят.
- Да.
Восемьдесят.
- М-м-да.
Девяносто.
- (Мнётся) М-м-м. Да.
Хорошо. Давай не такими большими шагами. От восьмидесяти ведь восемьдесят три процента недалеко?
- Да, это близко. У меня получилось.
Ну тогда и восемьдесят пять процентов для тебя просто получатся?
- М-м-м. Да.
А восемьдесят семь ещё проще.
- … Да.
Хорошо. Идём на рекорд – девяносто процентов.
- … Да!
А девяносто три?
- Девяносто два!
Хорошо, остановимся на этом. Девяносто два процента! Замечательно.
А теперь небольшой диктант. Я буду называть уровень в процентах, а ты у себя выставляй нужное состояние. Тридцать, … пять, … девяносто, … шестьдесят три, … восемьдесят шесть, девяносто девять.
- О, у меня и сейчас и девяносто девять получилось!
Отлично. Раз получилось девяносто девять, значит получится и сто. Тебе осталось чуть-чуть!
- ДА!
Теперь пройдись по шкале вверх-вниз несколько раз, от нуля до почти ста, аккуратно размечая эти уровни эмоций. Возьми столько времени, сколько тебе нужно.

- Я сделал это.
Хорошо. Спасибо. Несколько вопросов.

Андрей, что тебе дал этот процесс?
- Я научился управлять уверенностью. У меня как бы ручка такая внутри появилась. Я могу её покрутить – и получаю нужный уровень.
Замечательно! Андрей, представь пожалуйста, как ты можешь этим пользоваться в жизни?
- Ну, например при общении с начальником. Или с женой. С клиентами когда общаюсь.
Тебе понравилось то, что получилось?
- Да, замечательно.
По шагам. 1. Эмоция. Определите эмоцию, управлять которой вы хотите научиться.
2. Шкала. Определите внутри себя шкалу. Для этого просто определите максимально возможный в принципе уровень эмоции как 100%. И определите, какой уровень этой эмоции по этой шкале у вас прямо сейчас.

Это может быть хоть 1%.
3. Максимальный уровень. Ваша задача постепенно увеличивая интенсивность состояния достигнуть стопроцентного уровня.
4. Путешествие по шкале. Аккуратно пройдитесь по шкале от нуля до ста процентов, с шагом в три-пять процентов.
5. Обобщение. Оцените процесс. Что он вам дал? Как вы можете пользоваться полученным навыком в жизни?
Рекомендации. При выполнении данной упражнения достаточно получить доступ к управлению в любом виде. То есть не требуется осознавать, что именно человек внутри себя подкручивает. Для объяснения достаточно метафоры.

Единственное условие – занимающийся должен действительно продемонстрировать изменение состояния. Более точный разбор будет в последующих упражнениях и техниках.
Наиболее часто возникающие проблемы при выполнении этого упражнения – трудности с определением крайних точек, скачкообразное изменение состояния.
Если занимающемуся трудно представить крайние точки, то можно предложить ему испытать максимально возможный уровень переживания. При представлении человек может получить только очень небольшой доступ к переживанию или даже представить, как это выглядит у других людей. При переживании он погружается в состояние максимально. При этом можно помогать ему собственным состоянием. Ещё один вариант – принцип маятника.



Сделать раскачку – сначала уменьшить, а потом увеличить состояние. Так можно делать несколько раз, пока не получится выйти на предельный уровень.
- Может ли быть уровень эмоции больше чем сто процентов?
Не всегда, но может. Мы сейчас взяли только представление человека о максимуме. Вы себе не представляете в какие крайности люди впадают в критических ситуациях. Но нам сейчас нужен просто какой-то достаточно высокий уровень.

Чтобы от чего-то отталкиваться и измерять. Как в экономике: уровень 1997 года – 100%. 1998 – 95%. 2001 – 123%.

И так далее. Просто нужно что-то зафиксировать.
- А если человек выберет слишком маленький максимальный уровень?
Тогда у него просто будет шкала, на которой он может регулярно выходить за цифру сто. Уверенность – двести процентов. Некоторым это может понравиться!
Здесь же совершенно не важны абсолютные цифры. Главное – контроль и управление состоянием, а не точная цифра. Это ведь очень субъективно – двадцать семь процентов уверенности, двести процентов уверенности.

Это сравнивается только внутри человека.
Дальше по процессу. Человек представил себе максимум. Но пока только представил. Вы видите вершину горы, но вы туда ещё не попали. Дальше нужно проложить маршрут, расставить знаки.

И вы потихонечку идёте к этой вершине.
Следите за реакцией человека, когда вы называете ему новый уровень. Какие-то участки можно проходить большими шагами, какие-то мелкими. Вам человек всё время невербально будет сообщать, насколько быстро он готов пройти этот участок.

Андрей засомневался в быстром скачке с восьмидесяти до девяносто, и я ему предложил пройти помедленнее. Он не сказал об этом, но показал своим видом.
- Всегда ли можно дойти до ста процентов?
Считайте, что да. Мы же изначально берём за сто процентов максимально возможный уровень. То есть изначально предполагается, что он достижим для данного человека, хотя может для этого и нужно приложить определённый усилия.

Просто думайте об этом таким способом и у вас получится!
- Зачем нужен был этот диктант?
Я хотел немного обмануть Андрея. Главное препятствие на пути к вершине – это сомнение. Я его немного отвлёк, и он забыл что нужно сомневаться.

Иногда этот приём срабатывает, иногда нет.
Дальше. После того, как вы достигли максимума, нужно разметить шкалу, поставить интенсивность эмоции в соответствие с конкретными цифрами. Пройтись по всей шкале от самого начала до самого конца с довольно маленьким шагом.
А потом человек делает обобщение, подводит итого: что ему дал этот процесс.
- Для чего можно использовать этот подход?
Чаще всего я использую этот подход для улучшения доступа к состоянию. Например, Клиент может войти в нужное состояние (не обязательно эмоцию), но жалуется, что оно не достаточно сильное. В этом случае шкалирование состояние таким образом, когда максимум не достигается, но представляется или вы просто усиливаете состояние пока не получите невербальный сигнал, что мол хватит, бывает весьма эффективным.
Ещё одно наиболее частое использование – вы обучаете Клиента получать доступ к нужному ресурсу сознательно и отправляете тренироваться в жизнь. Чтобы он там дотренировал до уровня бессознательной компетентности. На мой взгляд это бывает очень полезно с точки зрения разделения ответственности и большего включения Клиента в процесс изменения.
Плюс к этому это может быть просто общим полезным навыком, к тому же весьма мотивирующим – я могу управлять эмоциями. Класс!!!
Линия транса: UpTime - DownTime. Ещё один вариант использования можно посмотреть в упражнениях к статье Структура внимания и транс
Встраиваемые приборы. Ещё один вариант использования шкалирования – создание более удобных индикаторов, это сделать обратную связь максимально наглядной. Конечно, подмечать мелкие внешние признаки невербалики вещь чрезвычайно полезная, но уж больно неочевидная для нашего сознания. Хотелось бы сделать это попонятнее.

Вот если бы был такой приборчик – со стрелочкой и цифирками, тогда да… Все было бы просто. Раппорт установлен - лампочка зажглась. Мечта.
Вот воплощением такой мечты мы сейчас и займемся. При чем даже более чем… У нас этот прибор всегда будет с собой – в голове. Голова эта такая штука – её очень тяжело забыть дома и обычно она всегда с собой. Хотя у кого как…
Итак, прибор для определения … Начнем с доверия. И раппорта. Доверие – самое важное в коммуникации.

Вот с оценки уровня доверия и начнем.
Индикатор доверия.


Сначала мы создадим индикатор оценки того, как вы на данный момент относитесь к кому либо.
1. Шкала. Сначала нам нужно визуализировать шкалу.



Содержание раздела