d9e5a92d

Гуси-лебеди


Действуйте так, как если бы на самом деле куклы вас видели, слышали, понимали. ИГРАЕМ В "КОШКИ-МЫШКИ"
Сыграйте в массовые детские игры так, как если бы вы были детьми. Во что будете играть? В "кошки-мышки"? Рассчитывайтесь:
"Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился паук. Фук!"
Кошка есть. Рассчитывайтесь еще:
"Стакан,
Лимон,
Выйди вон!"
И мышка есть. Все помнят условия игры? Становитесь в кружок, беритесь за руки.

Помните, что вам всего пять лет. Отдавайтесь игре с тем всепоглощающим увлечением, какое свойственно этому возрасту. Кошка страшный и коварный зверь, нельзя подпустить ее к мышке!
Девушки, сыграйте в "большую скакалку", а мужчины в лошадки!
Сыграем в жмурки!
В пятнашки!
ГУСИ-ЛЕБЕДИ
А "гуси-лебеди" помните? Ну-ка, ну-ка, вспоминайте детство! Когда в последний раз играли в "гуси-лебеди"? В пионерском лагере на Карельском? А вы?..

Вот и вспомнилась лужайка возле дачи, подружка-соседка с рыжими косичками, вы сами с вечно ободранными коленками... И неожиданно, сами собой, вспомнились слова:
"Гуси-гуси га-га-га!
Есть хотите? Да, да, да!"
Как дальше?.. Ах, ноги сами рванулись в игру? Правильно, так телу легче вспомнить все приключения гусей.
"Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!"
Кто волк? Ясно, я так и знал. А остальные, значит, гуси.

Начали!..
Теперь другая игра: Кого хочу, того схвачу! Берегитесь, невнимательные!
ИГРУШКИ
Мы говорили, что дети относятся к куклам, как к живым существам. Но если так, нам нетрудно представить себе, что мы-то и есть куклы! Например:


  • вы громадная кукла, которая умеет закрывать глаза и пищать "ма-ма",
  • вы плюшевый медведь,
  • вы заводная мартышка, которая умеет взбираться по дереву, если ее завести,
  • вы плюшевый тигренок,
  • вы надувной заяц (следите, чтобы из вас не выскочила пробка, а то воздух выйдет!),
  • вы металлическая заводная лягушка,
  • вы Буратино,
  • вы пьющий аист (видели такую стеклянную игрушку, которая наклоняется и пьет воду?).

  • Ну, "влезайте в шкуру" игрушки. Не изображайте игрушку, а вообразите себя плюшевым медведем, например. Что это такое? Решите (и сразу же попробуйте в действии):

    1. Как бы вы ходили по комнате, если бы у вас были плюшевые ноги, набитые опилками? Если бы ноги эти не сгибались в коленках? Если бы они присоединялись резинками к вашему плюшевому туловищу? Если бы эти ноги могли вертеться во все стороны (чуть зазевался и разъехались)? Если бы у вас были такие ноги, разве не пришлось бы вам медленно ступать, переваливаясь с ноги на ногу? Ходите, пробуйте! Не забываете о коварной резинке? Не делайте слишком широких, больших шагов, а то растянетесь на полу!

    2. Как бы вы двигали своими руками, если бы они не сгибались ни в кистях, ни в локтях? Если бы эти плюшевые руки были прикреплены к вашему плюшевому туловищу такой же коварной резинкой, как у ног, если бы у вас были такие руки, то как бы вы ими здоровались, отталкивали, брали вещи? Пробуйте!

    3. Какие бы звуки вы производили, если бы вдруг чудесным образом превратились в медведя, но сохранили бы свой человеческий ум? Если бы вы были лишены возможности говорить по-человечески, то как бы вы объяснялись? Попробуйте ревите по-медвежьи, но заставьте товарищей понять, чего вы хотите!

    4. Как бы вы смотрели и как бы двигались ваши оба глаза, если бы они были стеклянными бусинками?

    5. Ставьте перед собой эти и другие магические "если бы" и действуйте!
      ИГРЫ ИГРУШЕК
      Каждый из вас стал какой-нибудь игрушкой? Сыграйте-ка в пятнашки! Хозяева спят, так что никто не узнает, как не по-игрушечному вы ведете себя.
      Разве может металлическая заводная игрушка-лягушка так быстро поворачиваться? В том-то и горе ее, что для поворота ей нужно много раз прыгать по дуге!
      Заводная мартышка тоже, к несчастью, устроена так, что умеет двигаться только вперед и назад. Ей уж никак не повернуться! Вот и выжидайте как только опасность приближается, летите стрелой вперед или назад. Скорости-то вам не занимать!
      Запятнали бедного аиста, а он самый медлительный. Разве ему поймать кого-нибудь? Ищите выход, аист. Обманите их, притворитесь спящим и запятнайте клювом первого, кто подойдет.
      ИГРУШКИ ОПРАВДЫВАЮТ ПОЗЫ
      Игрушки, разделитесь на пары. Сделайте парные упражнения на оправдание позы. По моему удару кидайте свои игрушечные тела в неожиданную для вас позу, но не забывайте о своих возможностях, не принимайте таких поз, каких не могла бы принять ваша игрушка!... Удар!
      Пара тигренок и надувной заяц верно ли вы оправдываете свои позы? Если бы вы были зайцем, разве не насторожило бы вас такое соседство? Хоть тигренок и свой, игрушечный, но все-таки хищник! Что это за позу он принял? Не грозит ли вам опасность? А может быть, стоит умаслить его помочь ему поймать добычу?
      Это упражнение парное, значит, каждый из вас должен приспособиться, пристроиться к партнеру, угадать его намерения и вплести свое оправдание в общее действие. Обязательно учитывайте характер партнера и игрушечное устройство его тела... Вот, я вижу, Буратино и аист сообща копаются в земле. Червяков ищете? Тогда окажите друг другу взаимные услуги аисту неудобно своим длинным воображаемым клювом копать землю, а Буратино своими тонкими деревянными пальцами может великолепно сортировать червей: жирных для аиста, маленьких себе для рыбалки.
      ИСПОРЧЕННЫЕ ИГРУШКИ
      А если бы вы были испорченными игрушками?
      У куклы, которая умеет закрывать глаза и говорить "ма-ма", глаза неисправны. То оба закрываются и открываются, то один откроется, а другой застревает в глазнице. Не правда ли, мучительное самочувствие? К тому же что-то происходит с голосом иногда он противно скрипит.
      У плюшевого медведя правая нога держится на одной ниточке (растянулся-таки на полу). Бок продырявлен, зашит. Нитка тоненькая, ненадежная, того и гляди, опилки посыплются.
      У заводной мартышки что-то творится с механизмом, поэтому координации движений нет руки и ноги иногда ведут себя не так, как хочется, а сами по себе.
      У плюшевого тигренка отваливаются пуговки-глаза, они пока держатся, но при резком движении непременно оторвутся. Вот и попробуй вести себя сдержанно при тигрином темпераменте!
      У надувного зайца все бы ничего, да вот измазали его чернилами, а он чистюля! Как отмыться, оттереться? Да и за пробкой надо все время следить, она последнее время непрочно держится!
      У заводной лягушки повреждена лапа. Поэтому беднягу все время заносит в сторону. Нужны героические усилия, чтобы выпрямлять свой путь.
      У Буратино нос раскололся на две части, вдоль. Какой-то раздвоенный хобот получился, он торчит перед глазами, мешает смотреть на мир.
      У пьющего аиста трещина на стеклянной спине. Если она увеличится аист лопнет.
      Ищите верное самочувствие живой игрушки в действии.
      ПАРНЫЕ ИГРЫ
      Задания на парные действия испорченных игрушек:



      • кукла и тигренок разучивают по нотам песенку на два голоса,
      • мартышка с плюшевым медведем и лягушка с аистом танцуют шейк под радиолу,
      • заяц и Буратино стреляют из пневматической пушки по мишеням.

      • Потренируем переключения. Не прерывая действия, превращайтесь из сломанных игрушек в целехонькие. По команде "раз!" вы сломанные. На "два!" целые. Раз!.. Два!.. Раз!.. Два!.. Два!.. Два! Да, требуется внимание. Раз!..
        Я ЭТО ОН!
        Продолжая работать над развитием артистической смелости, над умением оправдывать любые необычные обстоятельства, сделаем упражнение, которое покажет, умеют ли ученики реализовать в действии свою наблюдательность, а также кто из них склонен к острой характерности.
        Разделим учеников на пары.
        Вспомните всё о своем партнере: как он сидит, стоит, ходит, смотрит, слушает, разговаривает; его излюбленные словечки, его неискоренимую привычку почесывать подбородок, его странную особенность мгновенно переходить от хохота к убийственной скуке; уловите своеобразие его "способа думать", догадайтесь о его самочувствии при общении с вами именно с вами, а не с кем-нибудь другим; то есть поймите его отношение к вам.
        Нам нужно заказать новое оборудование аудитории ширмы, кубы, скамейки. Отправляйтесь на площадку со своими партнерами и решите сообща, как по-новому оборудовать и обставить аудиторию. Можете даже поспорить. А я буду хлопать в ладоши.
        Один удар это вы. Два удара это не вы, а ваш партнер. После двух ударов вы продолжаете действовать, но уже превратившись в своего партнера, а он в вас.
        Не имитируйте только внешние особенности поведения партнера. Уловите своеобразие его индивидуальных, личностных качеств.
        Я КТО УГОДНО!
        Каждый юноша моряк, красивый сам собою. Каждая девушка морячка, еще красивее. Освойтесь со своей новой профессией...
        Драйте палубу! Отлично! Сейчас пробьют склянки и вы уже не моряки, а летчики и стюардессы...
        Вы шоферы. Сами уж придумайте, на каких машинах сидите, на такси или на тяжелогрузных... Действуйте!..
        Переключаемся. Один хлопок моряки, два летчики, три шоферы. Всякий раз возвращайтесь к прежним занятиям: если хлопок остановил вас на том, что вы шваброй драили уголок возле капитанской рубки, значит, при следующем возвращении на палубу продолжайте свое дело и свои профессиональные мысли.
        Кто же вы такие? Везде одинаковые? Поговорим о том, как профессия изменяет поведение человека...
        БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ
        Из большого количества "чудесных" упражнений можно использовать и такое:
        А если бы вы были человекоподобными жителями одной из обитаемых планет созвездия Кассиопеи, нашими братьями по разуму?..


        Содержание раздела