d9e5a92d

Два ассистента


Оно тренирует тесную сцепку между партнерами в их взаимодействии. Выберите партнера. Каждый из вас изобретатель, ученый.

Не говорите ни нам, ни партнеру, над чем вы сейчас будете работать. Даю вам пять минут на обдумывание изобретения. Вот какие аппараты, например, изобрели на днях ваши товарищи:


  1. Мощный видеотелескоп, работающий на "дельтакрасных" лучах так, что с Земли даже все кустики на поверхности Венеры видны как на ладони.

  2. Универсальная диагностическая кабина: больной человек заходит в нее, садится в специальное кресло с электронными датчиками, и через минуту готовы все медицинские анализы, выписаны все лекарства, определен курс лечения и названа точная дата полного выздоровления.

  3. Карманный квантовый секретарь: аппарат в виде блокнота, в котором мелким шрифтом мгновенно отпечатываются все ваши мысли (если вам некогда их записать) и сортируются по тематическим разделам.

  4. Первая пара отправляйтесь на площадку, оборудуйте лабораторию необходимыми воображаемыми предметами и приступайте к работе над своим изобретением. Оба за одними и теми же столами, в одной лаборатории. Как работать, не зная, что изобретает ваш партнер? Считайте, что он ваш ассистент и помогает вам. Помогайте ему тоже! Смотрите, чтобы он не напутал чего-нибудь. Разговаривать запрещается!
    Вы в недоумении? Партнер что-то кипятит на спиртовке, явно химическое, это не вяжется с содержанием вашей работы? Немедленно оправдайте ах да, это он дезинфицирует для нас тончайшие проволочки! Скоро ли они будут готовы?
    Почему ваш ассистент смотрит на часы, напряженно отсчитывая секунды, а вы так безмятежны? Может быть, настал решающий момент испытания какой-то небольшой детали вашего изобретения? Следите же за часами!
    Это упражнение обычно выполняется учениками с большим увлечением и захватывает не только исполнителей, но и зрителей. Оба партнера довольно быстро пристраиваются друг к другу и одновременно доводят до конца свою совместную работу. По окончании упражнения они рассказывают, над чем каждый из них работал. Выясняется, что ничего общего в их изобретениях не было: один изготовлял химический состав, стимулирующий гигантский рост моркови, а другой трудился над изобретением "машины времени" и тем не менее в процессе работы оба они верили, что делают одно дело, помогали друг другу, ощущали неразрывную связь в едином взаимодействии. Вынужденные все время присматриваться к партнеру и разгадывать цели его манипуляций, они обрели теснейшую сцепку.
    Упражнение полезно время от времени повторять, "уточняя изобретение" в связи с новейшими научными открытиями.
    ДВА АССИСТЕНТА
    Этот усложненный вариант предыдущего упражнения проводится после того, как ученики начнут верно взаимодействовать в паре:
    У одного изобретателя два отличных молчаливых ассистента. Тут изобретателю гораздо труднее работать, но зато интереснее: надо следить за обоими помощниками, продолжая делать свое дело, разгадывать их блестящие идеи и включать их работу в свой замысел!
    ПРИСТРОЙКА
    Поупражняемся в пристройке, которая при общении партнеров предшествует началу разговора.
    Сад. Две скамейки. Вы незнакомы и хотите познакомиться. Что вы будете делать? Постарайтесь соориентироваться, привлечь к себе внимание партнера такими действиями, которые бы соответствовали предлагаемым обстоятельствам, и когда в результате вы получите возможность что-то сказать партнеру упражнение будет закончено.
    Возьмем упражнения на пристройку, в которых цели партнера неизвестны. Каждому из партнеров педагог дает особое задание, о котором другой не знает. Например, первому, на ухо:
    Врач предупредил вас, что ваш товарищ сошел с ума. Скоро за ним придут, а пока вас просили проследить, чтобы он не ушел отсюда. Разговаривать с ним ни в коем случае нельзя, поэтому читайте книгу, приглядывая за ним.
    А второму:
    Почему-то ваш приятель сегодня молчит и явно не в своей тарелке. Спрашивать его бесполезно, не ответит, такой уж характер. Что же делать?
    ДВОЕ НА СКАМЕЙКЕ
    Многие так называемые этюды на органическое молчание могут быть использованы как упражнения на рождение живого слова.
    Скамейка в парке, назначенное место встречи. Сидит юноша (или девушка), ждет приятеля. Подходит второй юноша, садится рядом, так как и он условился встретиться с приятелем именно здесь. Итак, сидят двое незнакомых людей. И вдруг в какой-то момент каждый из них, приглядевшись к партнеру, вспоминает, что где-то видел его. Но где? Пока не переберешь в памяти все возможные варианты, неудобно начинать разговор. Где же я его видел?.. Каждому разрешается текст: либо "Это вы? Помните?..", либо "Да, да, помню..."
    Надо действительно вспомнить как можно больше возможных мест встречи у знакомых, в театре, на демонстрации... Надо поверить, что это тот самый человек, который так запомнился вам потому, что помог вам чем-то или заступился за кого-то. Надо сомневаться, он ли это. Надо улучить момент, когда удобно завязать разговор. Надо увидеть по его глазам, что и он вас вспомнил, и тогда сами собой родятся слова: "Это вы? Помните?.."
    ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПАРТНЕРУ
    Три этапа отношения:
    1. оно должно родиться;
    2. оно проявляется;
    3. оно изменяется по конкретной причине.
    <

    p>
    Пример заданий двум партнерам. Первому:
    Товарищ просил вас зайти к нему. Вы догадываетесь, для чего: да, уже давно пора "выяснить отношения", открыто сказать, что вы любите Свету, а она любит вас, а не его. Придется ему примириться с этим.
    А вы уже примирились. Надо, как это ни трудно, покончить со всеми недомолвками, а то вы потеряете друга. Вы приготовили сюрприз две мексиканские шариковые ручки: для него и для Светы.

    Вернется ли прежняя искренность и простота ваших отношений?
    Это драматический этюд с точным текстом. Его можно было бы записать так:


      "Постучав в дверь, Первый входит в комнату. Второй молча кивает ему.
      ВТОРОЙ. Минутку! (Отходит, роется в шкафу.)
      ПЕРВЫЙ. Я не спешу.
      ВТОРОЙ (подходит и протягивает две шариковые ручки). Тебе и Свете.
      ПЕРВЫЙ (не сразу). Спасибо!"
      Это все. Действуйте! Накопите отношения сообразно своим целям и начинайте.
      Итак, первый этап "рождение отношений" заготавливается в преджизни. Со "шлейфом" родившегося отношения вы начинаете этюд. Обмен первыми репликами проявляет эти отношения.

      Вы ощутили во время действия, как обострено ваше восприятие поведения партнера? Первый готовится к трудному, решительному объяснению, выжидая подходящий момент. Второй опасается, что размолвка между вами зашла слишком уж далеко, и тоже готовится к трудному одним искренним жестом изменить отношения, сломать лед.
      Ощутили ли перемену отношения в конце?.. Повторите этюд.
      Самое трудное не знать, что сейчас сделает партнер, что скажет. Будьте внимательны к его поведению, не теряйте непрерывную мысль... Повторите этюд!
      Верили себе?.. А в чем сфальшивили?.. Повторите этюд!
      СЛОВЕСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
      Подготовленные упражнениями на рождение слова и упражнениями на взаимодействие партнеров, ученики могут перейти к освоению словесного взаимодействия. На занятиях сценической речи это умение будет тренироваться особо, но первые навыки словесного взаимодействия ученики должны получить на уроках актерского мастерства.
      Начнем с какого-нибудь простейшего диалога:
      Пойдем? Ладно. Или:
      Отдай! Нет.
      Ученики сидят двумя рядами: один партнер напротив другого.
      Каждому сидящему в левом ряду нужно добиться, чтобы партнер немедленно вернул взятую вещь. Решите, какую именно. На это авторским текстом отпущено одно слово: "Отдай!" Текст партнера: "Нет!" Больше никаких слов в тексте не имеется. Разрешается после отказа партнера повторить "отдай!", а партнеру снова сказать "нет!"
      Я скажу, когда можно будет говорить текст. А пока пристройтесь к партнеру: один готовится потребовать вещь и уже залезает своими щупальцами чувств в глаза партнера, размышляя, отдаст он или нет и как его заставить отдать, а другой тоже не спускает глаз с партнера, решая ни за что не отдавать вещь, приготавливаясь к отпору. Не знаете, какую вещь потребует партнер?

      Считайте, что у вас много вещей, которые тот считает своими, хотя не имеет на них никакого права. Договариваться не надо, пусть вещи будут разными.
      Когда завяжется тесная сцепка между партнерами, надо одному за другим давать тихое разрешение на слова.
      Не добились своего? Плохо требовали. Дело не в громкости.

      А ну-ка, пристройтесь к партнеру еще раз!
      Поменяйтесь ролями.
      Нельзя прекращать упражнение, пока ученики не поймут (и не почувствуют), что внутренняя активность должна перейти в активное слово, и пока они не поверят в правду своего словесного действия.
      А к тем, кто смотрел на них, вопрос:
      Слова были живыми?
      В ЭФИРЕ
      Тема упражнения разговор как словесное взаимодействие. Весь мировой эфир забит звуками бесчисленных радиостанций. Но в этом кажущемся хаосе есть определенный порядок: если настроиться на определенную волну, ты услышишь своего радиопартнера, а он услышит тебя. Единый радиоканал свяжет вас, и море звуков, бушующее рядом, не помешает вашему разговору.

      Разделитесь на пары и разойдитесь по комнате. Ваш партнер должен быть у противоположной стены. Придумайте, что вам нужно сообщить партнеру и что нужно узнать у него.
      Буду давать два сигнала: один удар команда к общему разговору, два удара мгновенное прекращение разговора.По первому удару говорите все разом, громким голосом передавайте партнеру свои сообщения и узнавайте, что вам нужно. На партнера не смотреть! Отвернитесь и начали!
      Не глядя на партнера, ученики стараются поймать его голос и понять его сообщение в общем хоре звуков. Время от времени два удара восстанавливают тишину и дают всем возможность сориентироваться в происшедшем.
      Когда большинство партнеров наладило связь, педагог дает новые задания:
      Продолжаем прием и передачу не громкими голосами, а тихими. Почти шепотом.
      Теперь повернитесь к партнеру, свяжитесь с ним глазами. Передавайте и принимайте еще тише.
      Еще тише!
      Еще! Самым тихим шепотом, на который способны.
      Заканчивайте громко!
      РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ
      Позвоните приятелю по воображаемому телефону!
      До того как ученик приступит к разговору, нужно добиться, чтобы он верно обращался с воображаемым аппаратом, точно набирал определенный номер, знал место действия ("где стоит телефон? в будке? где эта будка? вспомните конкретную будку на улице!").
      С кем вы разговариваете? Видите ли внутренним зрением своего партнера? Когда вы в жизни разговариваете по телефону вспомните! вы всегда представляете себе партнера, видите его на экране внутреннего зрения.

      Что вас заставляет видеть? Его голос! А сейчас вы говорите с воображаемым партнером, как услышать его голос?

      Как услышать партнера внутренним слухом? Попробуйте мысленно отвечать за партнера так, как отвечал бы он, по вашему мнению. Мысленная речь должна сочетаться с видением партнера.
      Взаимосвязь с вымышленным партнером важный раздел в освоении сценического (а следовательно, и словесного) действия.
      ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПУНКТ
      Если разговор по телефону не получается убедительным, возможно, это оттого, что ученик не в силах сразу справиться со многим и с активностью внутренней жизни, и с видением партнера, и с полной свободой в состоянии публичного одиночества. Можно облегчить задачу и помочь вере в реальность разговора созданием в аудитории телефонного переговорного пункта.
      Телефоны по всем стенам. Отправляйтесь к телефонам и разговаривайте все сразу, каждый со своим мысленным партнером. Общий шум не должен вам мешать, ведь в переговорном пункте всегда шумно, однако нам все-таки удается сообщить по телефону нужное известие.
      Всем вместе легче говорить, чем в одиночку? Знаете, что на вас не обращают внимания? А теперь все-таки попробуйте позвонить из телефонной будки один!




      Содержание раздела