d9e5a92d

Диалектико-материалистическое учение о деятельностной сущности человека

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические позиции проверялись в процессе выступлений на региональных и Всероссийских научно-практических конференциях в гг. Н.Новгороде (1997, 1998, 2000 гг.), Рязани (1999 г.), на Нижегородской сессии молодых ученых (1998, 2000 гг.), на методических семинарах и заседаниях кафедры общей педагогики НГПУ, внутривузов-ских конференциях, на семинарах методистов, а также при обсуждении публикаций.

Достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов исследования, адекватных его предмету и задачам.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Насущной задачей обновляемой сельской школы является социально-трудовая подготовка учащихся, эффективность осуществления которой обеспечивается успешным овладением школьниками общетрудовыми сельскохозяйственными умениями, выступающими в качестве необходимых компонентов профессионального мастерства всех специалистов агротехнического и животноводческого профилей (конструктивные, организационно-технологические, операционноконтрольные).

2. Объектом интеграции учебного познания школьников при формировании общетрудовых сельскохозяйственных умений являются естественнонаучные (частные, общие, общепредметные) и агрономические понятия, раскрывающие научные основы сельскохозяйственного производства и трудовой сельскохозяйственной деятельности, а также методологические знания из истории развития естественных и сельскохозяйственных наук, о методах научного исследования этих наук, обеспечивающие раскрытие объективных закономерностей сельскохозяйственного процесса, и модель структуры тру-довой сельскохозяйственной деятельности как объективного явления социальной действительности, отражающая специфические структурные элементы аграрного труда (субъект, объект (предмет), средства, результат).

3. Необходимым условием успешного формирования у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений является единство и комплексность формирования интегрированных политехнических знаний, раскрывающих научные основы сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственного процесса, и общетрудовых сельскохозяйственных умений. Процесс формирования естественнонаучных понятий политехнической направленности, содержание которых носит межнаучный и межпредметный характер, неотделим от их практического применения в учебно-трудовой сельскохозяйственной деятельности. Формирование общетрудовых сельскохозяйственных умений является не только применением сформированных учащимися интегрированных политехнических знаний, но и источником их обогащения. Сформированные общетрудовые умения являются результатом процесса интегрированного обучения; при этом действует комплекс межпредметных связей объектно-предметного, операционно-процессуального и продуктивно-результативного типов.

4. Интеграционные педагогические технологии, обеспечивающие развитие творческой активности и самостоятельности школьников, позиции их в процессе трудовой подготовки как субъекта познания, общения и труда при формировании общетрудовых умений, характеризуются единым подходом учителей биологии, географии, трудового обучения к их конструированию и реализации. Такими технологиями являются технологии проблемного и проектного обучения, которые приобретают черты интеграционной на основе межпредметных связей. Основой моделирования и конструирования учебного процесса в рамках обозначенных технологий является выдвижение перед учащимися интегрированных учебно-производственных социально- и личностно-значимых проблем и их решение в системе интегрированных уроков по биологии, географии, сельскохозяйственному труду.


§1. Диалектико-материалистическое учение о деятельностной сущности человека



Деятельность и личность. Для определения деятельностной сущности человека необходимо дать понятие человеческой деятельности, выявить ее структурные элементы, определить виды человеческой деятельности и их влияние на развитие личности.

В отечественной научной философской литературе раскрываются разносторонние аспекты сущности человеческой деятельности, взятой в целом. По этой проблеме мы проанализировали работы таких отечественных ученых философов как В.Г. Афанасьева, Л.П.Буевой, В. А.Глуздова, М. С.Кагана, А. А.Касьяна, В.П.Кузьмина, Б.Г. Юдина и др. (22; 40; 61; 110; 122; 142; 280).

В философском словаре деятельность трактуется как процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы - объектом своей деятельности. Специфически - человеческий способ отношения к миру - предметная деятельность (К.Маркс). Именно материально преобразующей человеческой деятельности, труду обязан человек как своим первоначальным становлением, так и сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств (110). Человеческая деятельность является сложным многоаспектным явлением социальной действительности, поэтому отразить ее сущность в содержании одного понятия невозможно. В научной философской литературе человеческая деятельность определяется как активность субъекта, направленная на объекты или на других субъектов, а сам человек рассматривается как субъект деятельности (в определенных условиях человек может быть и объектом деятельности) (110). Деятельность рассматривается учеными философами и как процесс создания общественным субъектом условий для своего существования и развития, процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами (40).


В качестве наиболее общих элементов деятельности как целостной системы М. С. Каган выделяет следующие элементы: 1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов; 2) объект, на который направлена деятельность субъекта; 3) активность, выражающаяся в том или ином способе овладения объекта субъектом или в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими.

Однако такую структуру деятельности можно назвать неполной, так как в системе деятельности не выделен еще один необходимый элемент - средства деятельности, с помощью которых субъект может овладеть объектом, от которых зависит способ овладения, характер активности. Орудия и средства деятельности представляют собой систему искусственных органов общественного человека, без которых субъект деятельности является пустой абстракцией. Исключая из системного анализа орудия и средства деятельности, невозможно понять изменения в объекте, эволюцию целей и развитие самого субъекта деятельности (Л. П.Буева). Таким образом, выделяются следующие подсистемы деятельности:

1) подсистема человек-техника, которая состоит из субъекта деятельности, орудий и средств деятельности, ее предмета и
результатов;

2) способ соединения общественного или индивидуального субъекта деятельности с другими субъектами, выраженный в системе общественных, прежде всего материально-производственных отношений;

3) система управления и самоуправления деятельностью в виде определенных общественных надстроечных институтов и отдельных побудительных сил в сфере общественного и индивидуального сознания (40).

Виды деятельности. В научной литературе не существует общепризнанной точки зрения о видах человеческой деятельности. Разные авторы, исходя из различных признаков, положенных в основу классификации, выделяют производственную деятельность и деятельность потребления, материальную и духовную, организационноуправленческую, теоретическую и практическую, игровую и трудовую и др. В конце 70-х годов широкое распространение в философской литературе получил системно-структурный подход к анализу деятельности, развиваемый М.С.Каганом. В системе субъект-объектных отношений М.С. Каган выделяет четыре вида деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная.

Преобразовательная деятельность шире чем труд и даже практика, так как она охватывает все формы человеческой деятельности, которые ведут к изменению реальному или идеальному, существующего и к сознанию того, чего прежде не существовало. В зависимости от характера объекта преобразовательная деятельность может быть: во-первых, преобразованием природы, т.е. трудом, если употреблять этот термин в конкретном смысле, в котором употреблял его К.Маркс, говоря, что труд - есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой (169, с. 456); во-вторых, преобразованием общества, которое выражается в изменении социальных объектов-отношений, институтов, учреждений; в-третьих, преобразованием человека, взятого и в его физическим и в духовном бытии.

Когда предметом преобразовательной деятельности становится человек, он перестает быть субъектом и оказывается объектом. Особым случаем является четвертый вид преобразовательной деятельности, в котором она направляется на него самого, на его Я, с целью физического или духовного самоусовершенствования.

В зависимости от характера субъекта выделяется индивидуальная деятельность, социально-групповая и деятельность общения, взятого в целом. Также преобразовательная деятельность может выступать как в форме производства, так и в форме потребления. Есть еще одно деление преобразовательной деятельности - на деятельность творческую и механическую.

Познавательная деятельность такова, что активность субъекта, направленная на объект, не модифицирует его, не разрушает и не реконструирует, а отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте. Объектами познавательной деятельности являются природа, общество, человек или сама познающая личность. Само познание выступает на двух уровнях - практического и научного познания. Когда познавательная деятельность обращается к своему Я, она превращается в самопознание.

Третий тип отношений субъекта и объекта - оценивающая или ценностно-ориентационная деятельность, которая имеет духовный характер. Своеобразие этой деятельности состоит в том, что она дает объективно-субъективную информацию о ценностях, а не о сущностях. Носитель ценности предстает перед субъектом именно как объект, который он соотносит со своими духовными потребностями, идеалами, устремлениями. С самим человеком и даже с собственным Я, когда они рассматриваются как носители ценности, происходит превращение из субъектов в объекты.

Огромную роль в трех вышеизложенных видах деятельности играет еще один вид деятельности - это коммуникативная деятельность. Социальная природа человека делает общение людей условием труда, условием познания, условием выработки системы ценностей.

В исследовании Л. П. Буевой критерием разграничения человеческой деятельности, осуществляемой в двух наиболее общих формах - практической и духовной, являются предмет деятельности и ее результат. Классификация видов практической деятельности предлагается по следующим основаниям: по сферам жизнедеятельности; по уровням социальной культуры; по отношению между практикой и теорией.

Духовная жизнь общества, в которой реализуется потребность практики, выполняет следующие функции: познание предмета и условий деятельности; информирование и ориентацию субъектов деятельности; формирование побуждений, мотивации, воли, выработку ценностей, целей, планов и программ, а также нормирование, регулирование и контроль за осуществлением деятельности, организации и управления ею.

Духовная деятельность представляет собой процесс целенаправленного систематизированного отражения действительности, ее результатами являются преобразования в сфере общественного сознания (40).

В исследовании А.А. Чунаевой выделяется три уровня классификации деятельности: 1) уровень идеализированных абстрактных видов деятельности; 2) уровень особенных ее видов; 3) конкретных форм деятельности (272, с.57-69).

В исследовании В.Г. Афанасьева выделяется три основных вида деятельности - производственная, социально-политическая, духовная (познавательная, эстетическая), исходя из наличия трех основных уровней отношений человека к природной и общественной реальности. Каждый из видов деятельности подразделяется на множество подвидов (22).

Трудовая деятельность как основной вид человеческой деятельности и фактор формирования личности. При соотнесении содержания понятий труд и деятельность можно отметить, что они не совпадают: сфера деятельности значительно шире (Л. П.Буева). Не всякая деятельность есть труд. Деятельность может быть условием и предпосылкой труда. Все психические функции и процессы, такие как внимание, воображение, наблюдение, мышление и т.п., являются внутренними аспектами предметной деятельности человека и в той или иной степени включены в процесс труда, его обслуживают, но взятые сами по себе трудом не являются.

Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, а также потребление и разрушение продуктов предшествующей деятельности, но только как условие создания новых ценностей.

Труд как философская категория раскрывается через анализ его многообразных функций в обществе. Среди них выделяются следующие: источник общественного богатства (вещественного и духовного); основа существования и развития общества; интегратор всех форм человеческой деятельности; средство и способ удовлетворения человеческих потребностей; средство преобразования, изменения и развития общественных отношений, законов и форм, основа познания и сознания в целом на всех уровнях и во всех формах; средство и способ развития человека, самоутверждения личности в обществе (Л .П. Буева).

Процесс труда включает в себя два ряда отношений. Определенное отношение человека к природе - первая сторона труда. Преобразуя внешнюю природу, человек вместе с тем преобразует и свою собственную. Труд включает в себя следующие простые элементы: 1) целесообразную деятельность, или сам труд; 2) предмет труда; 3) средства труда; 4) результат труда.

Принципу деятельности придается важнейшее методологическое значение в изучении человека и общества. Диалектика бытия индивида заключается в том, что образующая его система качеств, с одной стороны, проявляется в его деятельности, а с другой, - в этой деятельности формируется. Поэтому, например, о характере человека мы судим по тому, как он раскрывается в его поведении, но именно в практическом действии характер выковывается, закаляется.

Личность рассматривается как результат процесса социализации индивида, в котором последний становится субъектом деятельности и именно в этом качестве приобщается к социальному опыту, распредмечивает его, осваивает и усваивает (М. С. Каган) (110).

С одной стороны, реальное место личности в жизни определяется не ее мыслями, а ее делами, ее практическим поведением; с другой стороны, само содержание ее духовной жизни есть своеобразная форма деятельности, находящаяся в двусторонней связи с практической деятельностью данной личности. Поэтому личность следует определять прежде всего через целостно рассмотренную ее деятельность.

Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и поэтому характеризуется следующими потенциалами: гносеологический, аксеилогический, творческий, коммуникативный.

Гносеологический потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность и которая складывается из знаний о внешнем мире, природном и социальном.

Аксиологический потенциал личности определяется обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.

Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию, созидательному и (или) разрушительному, продуктивному или репродуктивному и мерой их реализации в той или иной сфере труда.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми.

Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами и т.п., а тем, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает, с кем и как она общается. Трудовая деятельность является основным видом человеческой деятельности, фактором формирования личности.

Сельскохозяйственный труд и его особенности. Сельскохозяйственный труд - один из главных видов деятельности человека: более половины жителей планеты занимаются этим видом труда. Трудовая деятельность в условиях сельскохозяйственного производства характеризуется всеми вышеназванными признаками. Вместе с тем, ей присущи специфические особенности, раскрытые в исследованиях отечественных ученых-философов (В.Г. Афанасьева, В.П. Кузьмина, А.Д. Урсула, Э .Г. Юдина и др.), ученых-специалистов сельского хозяйства (А.А. Жученко, В.П. Васильева, Е.П. Галямина, А.М. Емельянова, А.П. Засухина, И.З. Лившица и др.), отечественных педагогов и психологов (П.Р. Атутова, К.Ш. Ахиярова, С.Я. Батышева, Л.Н.Дроздова, Л.В. Загрековой, А.Н.Леонтьева, Е.А. Милеряна, К.К.Платонова и др.).

Специфические черты трудовой деятельности в условиях сельскохозяйственного процесса обусловлены взаимодействием человека с природой, особым объектом управления, которым, в частности, в земледелии, являются агробиогеоценозы, представляющие собой сложные системы, в которых объединена совокупность процессов биотического и абиотического характера. Предметами труда являются земля, растения, животные со своими видовыми особенностями. В качестве средств производства используются в сельском хозяйстве: а) биологические средства производства - организмы культурных растений и животных, микроорганизмы; б) биогеохимические средства производства (почва, удобрения и др.); в) природноклиматические факторы; г) технические и энергетические факторы; д) технологические факторы. Доминирующую роль во взаимосвязанной системе средств сельскохозяйственного труда принадлежит в силу специфики аграрного производства агробиологическим факторам (виды, сорта, агроэкосистемы с заданными свойствами) по сравнению с социальными и техногенными (А. А.Жученко, А. Д. Урсул).

В качестве субъекта труда выступают крестьяне (фермеры, арендаторы, кооператоры, предприниматели) (см. схема 1).


Отдельные компоненты трудовой деятельности в условиях сельскохозяйственного процесса, а также трудовая деятельность в целом являются методологической основой и источником интеграции в системе трудовой подготовки сельских школьников вообще и при формировании у них общетрудовых сельскохозяйственных умений, в частности. Это обусловлено такой характерной особенностью предметного труда как единство процессов опредмечивания и распредмечивания. Процесс распредмечивания означает необходимость со-образования деятельности человека как субъекта сельскохозяйственного труда с имманентными законами объекта его деятельности. Это предполагает опору на знания о закономерностях сельскохозяйственного процесса, отраженных в фундаментальных и сельскохозяйственных науках, их комплексное применение в процессе выполнения основных функций участников аграрного производства (Л.В. Загрекова) (90).

Вместе с тем, основы сельскохозяйственных знаний, изучаемые в сельской школе, обнаруживают специфическое единство, взаимосвязь общественных, естественных и технических наук, выраженных, в частности, в экологии как интегрированной науке. Интеграционные процессы, происходящие в экологии и сельскохозяйственной науке, объективно обусловлены тем, что законы аграрного производства возникли в результате системного взаимодействия социальных, экономических, антропогенных и космических факторов. Поэтому процесс успешного овладения человеком как субъектом труда основными компонентами трудовой сельскохозяйственной деятельности объективно требует от тружеников аграрного производства кроме знаний химии, физики, техники, биологии расширенных интегрированных знаний о научных основах сельскохозяйственного производства, являющихся научной основой формирования у них общетрудовых сельскохозяйственных умений. Подготовке таких работников должна содействовать сельская общеобразовательная школа.

Эти социальные запросы настойчиво требуют повышения эффективности формирования у сельских школьников общетрудовых сельскохозяйственных умений и создают необходимые предпосылки

для осуществления с этой целью интеграции естественнонаучных и агротехнических знаний. Аналогичные требования для интеграции наук и их основ, изучаемых в школе, выдвигает и создает научно технический прогресс, развитие фундаментальных и прикладных наук. Интеграция науки является определяющим фактором, влияющим на темпы, масштабы и эффективность интенсификации сельскохозяйственного производства. Формируется качественно новая сфера деятельности - научно-производственная. Ее отличие от традиционной деятельности труженика села состоит в том, что при выборе технически, технологически и экологически обоснованных решений производственных задач здесь используются не только узко профессиональные знания и опыт, но и применяются знания фундаментальных естественных и сельскохозяйственных наук и исследовательские методы (Л .А.Жученко, В .И.Зорин, Л .В.Загрекова, А.Д.Урсул). Социально-экономический аспект интеграции науки и практики обусловлен созданием наукоемких технологий сельскохозяйственного производства, подготовки специалистов с новым системно-интегрированным мышлением, готовым к успешному выполнению социально-трудовых функций - производственно-исполнительных, производственно-коммуникативных, социально-производственных в условиях рыночной экономики. Поэтому способность к интеграции, синтезу, системному анализу и прогнозу - это социальнозначимые качества личности современного конкурентоспособного человека - работника сельскохозяйственного производства (А.М.Новиков и др.). Все это повышает значимость общеобразовательного аспекта трудовой подготовки и формирования у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений и обусловливает актуальность интеграции знаний о научных основах сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной трудовой деятельности, усваиваемых учащимися при изучении разных основ наук и в разное время и являющихся теоретической основой формирования у них общетрудовых сельскохозяйственных умений, а также интеграции знаний о человеке как субъекте сельскохозяйственного труда.

Таким образом, содержание и структура общетрудовых сельскохозяйственных умений, выступающих в качестве необходимого компонента профессионального мастерства всех специалистов агротехнического и животноводческого профилей, характеризуются специфическими особенностями.


Содержание раздела