d9e5a92d

Капитал как категория современного корпоративного управления

Возрастание роли культурного фактора в управлении является важнейшим требованием современности. Чтобы рассчитывать на надежный долговременный успех от современного руководителя в нашей стране требуется высочайшая управленческая культура, к достижению которой приводит психологическая культура человека.

Сформированность психологической культуры будем считать необходимой составляющей управленца нового типа. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие психологическая культура личности не имеет общепринятого определения, но широко используется исследователями в контексте проблемы общекультурного развития человека. И, тем не менее, можно выделить несколько основных направлений в исследованиях по формированию психологической культуры личности.
Во-первых, психологическая культура личности активно обсуждается в контексте проблемы общего культурного развития человека (через развитие психологического компонента культуры или через формирование определенных свойств, качеств личности). Культура личности рассматривается как целостная система, то есть как комплекс упорядоченных избирательно вовлеченных подсистем, компонентов и качеств. Все элементы личностной культуры существуют во взаимосвязи и единстве.

Среди таких элементов личностной культуры, как нравственная культура, культура общения, эстетическая и так далее, исследователи особо выделяют психологическую культуру. Они утверждают, что исходя из степени выраженности подсистем, компонентов, особенно психологической, духовной, социальной, интеллектуальной, нравственной, эстетической и мировоззренческой культуры, можно выделить уровень развития зрелости личности в целом. Главной целью педагогического процесса в этом направлении является формирование свойств, качеств личности, либо компонентов (элементов) личностной культуры, которые помогают личности осознанно (продуктивно, адекватно, целенаправленно, активно) реагировать в изменяющихся внешних условиях.

Определенный уровень сформированности этих качеств (элементов) является критерием выраженности психологической культуры. Ученые предлагают такие компоненты психологической культуры: психические процессы, состояния, свойства, сенситивность, эмпатия, рефлексия.
Во-вторых, психологическая культура личности рассматривается в контексте профессиональной подготовки и деятельности специалистов. Задача оптимизации профессионального обучения выдвигает на первый план вопросы целенаправленного формирования психологической культуры профессионала. Эти исследования посвящены анализу личностных изменений, развитию психических процессов, формированию индивидуального стиля деятельности в процессе профессионализации.

В современных исследованиях содержания профессионального образования особо подчеркивается значение психологической подготовки к будущей деятельности, которая предусматривает укрепление взаимосвязей между определенными качествами как элементами сложных способностей, необходимых для данной деятельности, и формирование умения пользоваться ими в определенных условиях. Раскрывая сущность и содержание понятия психологической культуры личности (культуры мышления, чувств, речи, поведения, общения), ученые исходят из того, что это культура создания и восприятия психологических явлений жизни, отношение человека к действительности, с точки зрения психологических законов развития личности и общества, психоаналитическое свойство личности по отношению к себе и соответственно этим феноменам, совершенствование своих личностных свойств и качеств, способствующих эффективной жизнедеятельности. Таким образом, этот педагогический подход предполагает сведение психологической культуры личности к творческо-профессиональной деятельности, формированию и совершенствованию таких психических процессов (мышление, память, чувство) или личностных свойств и качеств, умений, которые влияют в целом на всю жизнедеятельность человека, в том числе и профессиональную.

Развитие психологической культуры личности через формирование отдельных свойств и умений рассматривается в ходе профессионализации или специально организованного педагогического процесса (спецкурсов или тренингов эмпатии, коммуникативных способностей и так далее), что предполагает широкий спектр деятельности, интегрированную и координированную систему всей воспитательной работы в высших учебных заведениях.
К третьему направлению следует отнести исследования посвященные развитию отдельных компонентов психологической культуры личности (психическая регуляция деятельности, коммуникативная компетентность, социально-перцептивная компетентность, общительность, наблюдательность, сенситивность, децентрация и так далее). Ученые выделяют три элемента психологической культуры: познание себя, познание другого человека, умение строить свои взаимоотношения с людьми и заботиться о своем психическом здоровье. Развитие психологической культуры личности в данном направлении рассматривается как формирование отдельных ее свойств и умений. Каждый из видов психологической компетентности может с полным правом рассматриваться как некий элемент психологической культуры человека.



Психологическую компетентность руководителя ученые представляют как совокупность его психических образований (знаний, умений, качеств), обеспечивающую психологически грамотное, обоснованное осуществление профессиональной деятельности и общения. Ряд исследователей уделяют внимание формированию отдельных компонентов психологической культуры личности (например, культура мышления). Культура мышления и деятельности предполагает своей основой рефлексию деятельности и мышления, разработку и применение средств организации рефлексии. Исследованию и формированию рефлексивности студентов посвящено немало работ.

Однако следует согласиться с мнением авторов, что это направление ограничивает необходимость рассмотрения психологической культуры личности как целостного системного явления. Они утверждают, что нельзя сводить целое (психологическую культуру) к одному ее элементу или сумме ее составляющих, и считают, что в приобретении психологических знаний, как и любых других, эффективность существенно нарастает при наличии системы, элементы которой должны быть, по возможности, фундаментально обоснованны.

Более того, по мнению многих ученых, компетентность носит более инструментальный, прикладной характер, тогда как культура личностное образование.
Авторы четвертого направления анализируют пути воздействия на психологическую культуру человека в конкретной общности. Исследователи, анализируя пути воздействия на психологическую культуру человека в целом, а не через развитие у нее отдельных компонентов, тем или иным способом изучают психологическую культуру конкретной общности людей в целом, чтобы анализировать отдельные стороны этого целого.

В этом случае ученые определяют психологическую культуру личности как иерархию принимаемых ею норм, ритуалов, запретов, стереотипов поведения, и выделяют такие важные черты психологической культуры человека, как интерес к проявлениям иной культуры, восприимчивость к этим проявлениям, терпимость к представителям других культур. Для некоторых специалистов по управленческому консультированию за рубежом, психологическая культура человека это, прежде всего, механизм, помогающий им жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Таким образом, индивидуальная психологическая культура каждого является основой продуктивного развития всей организации (группы, коллектива). Основной способ воздействия на психологическую культуру в группе это рефлексия, осознанность индивидуальной психологической культуры, стремление к саморазвитию, учет влияния условий групповой психологической культуры.
Нам ближе второе направление, поскольку предметом нашего исследования является формирование психологической культуры у студентов технического университета (будущих управленцев) в процессе изучения ими психолого-педагогических дисциплин. Исходя из целей и возможностей исследования в структуру понятия психологическая культура управленца мы включили два компонента: культура общения и культура чувств.

Важнейшим основанием культуры управленца, критерием ее выраженности в нем выступает его общение с другими. Будущему профессионалу нового поколения необходима культура общения, уровень которой проявляется в наличии деловых коммуникативных умений. Культуру общения можно сформировать только в общении и без знаний не может быть умений.

Психолого-педагогические дисциплины обладают большими возможностями по формированию у студентов культуры общения и культуры чувств.
Культура чувств управленца проявляется, прежде всего, в способности посмотреть на себя со стороны; в способности понять свои чувства. Тогда есть уверенность, что управленец поймет и чувства подчиненных.

Рефлексивный компонент психологической культуры является доминирующим, дающим основу для творчества, поиска, создания новых культурных образцов профессиональной деятельности. Рефлексия это размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление своей деятельности в системе отношений с миром, в котором живет человек.

Она выступает в форме осознания действующим субъектом того, как он воспринимается и оценивается другим индивидом. Рефлексия не врожденная способность, ее надо осваивать и тренировать будущему управленцу уже в стенах вуза.
Понимание чужих эмоций и внимательное к ним отношение, называемое сопереживанием, или эмпатией, также влияет на успешность управленческой деятельности. Без этой способности решить многие управленческие проблемы затруднительно.

К третьему показателю культуры чувств управленца мы отнесли толерантность как основу взаимодействия.
Психологической культуре придают все большее значение главы солидных корпораций. Вечно недовольные, придирчивые управленцы, нагоняющие страх на подчиненных, в наши дни непопулярны.

Они создают нездоровую рабочую атмосферу, ведущую к текучке кадров и конфликтам. Непрерывный стресс мешает людям творчески и добросовестно подходить к своим обязанностям. В наши дни, чтобы создать у подчиненных нужную мотивацию, грамотный управленец должен демонстрировать не только такт, но и готовность к командной работе и открытой дискуссии. Спросом пользуются профессионалы с высокой психологической культурой, которая проявляется в культуре общения и культуре чувств.

Рефлексия, эмпатия, толерантность всегда были присущи интеллигенции, а потому можно сказать, что спросом в XXI веке будет пользоваться управленец-интеллигент.

Капитал как сущностная категория современного корпоративного управления

Термины капитал, капитализация, капиталисты все чаще используются в современном российском бизнес-сообществе. В этой связи возникает необходимость рассмотреть сущность данных категорий и их место в системе российского корпоративного управления.
Исторически термин капитал произошел от латинского слова capita, что означает голова. Имелась в виду голова крупного рогатого скота, которая выступала своеобразным расчетным средством, а также измерителем богатства. Известный классик Адам Смит трактовал капитал как накопленный запас вещей, а Д. Рикардо уточнил, что к капиталу относятся лишь вещи, представляющие собой средства производства.

В известной теории А. Маршалла капитал это вещи, образующие предпосылки производства.
Современные западные экономисты недалеко ушли по смысловому значению в определении капитала от своих предшественников. Так, профессор Колумбийского университета (США) Дьюи к капиталу относит все, что играет полезную роль в производстве: средства производства, полезные ископаемые, предметы потребления, рабочую силу и т.д..
В России, стране с широкими просторами и философским мышлением, и капитал понимается тоже очень широко как самовозрастающая стоимость. Иными словами, капитал рассматривается как определенное общественное отношение, как организованное менеджерами постоянное движение денежной энергии, меняющей свои формы на товарную, производственную и т.д. и прирастающей в процессе этого непрерывного кругооборота.
Таким образом, смысл существования чего-то, что мы называем капиталом это его непрерывный рост (или капитализация). А капиталист это персонифицированный капитал, т.е. человек, имеющий данную точку роста.

На капиталиста работают деньги, а на специалиста работает он сам. У капиталиста есть машина по зарабатыванию денег, состоящая из материальных ресурсов, оборудования, зданий, сооружений и людей. А у специалиста есть только его способность к труду, которую он обменивает (удачно или не очень) на соответствующий денежный эквивалент.

Специалист не будет иметь денег, если не будет трудиться день за днем. А капиталист уже может иногда, а потом и все чаще и чаще отдыхать все равно он останется точкой притяжения денег, так как он собственник закрученного капитала.

О вопросах социальной справедливости речь здесь не идет.
Десять лет стремительного развития рынка в России оказалось достаточным для того, чтобы у нас появились свои вновь рожденные капиталисты. К наиболее известным из них относят Михаила Ходорковского (ОАО Нефтяная компания ЮКОС), Алексея Мордашова (ОАО Северсталь), Олега Дерипаску (ОАО Русский алюминий), Каху Бендукидзе (ОАО Объединенные машиностроительные заводы), Александра Мамута (Инвестиционная компания Тройка-Диалог), Владимира Потанина (ЗАО Холдинговая компания Интеррос), Михаила Фридмана (Председатель Совета директоров ОАО Альфа-Банк), Анатолия Чубайса и Романа Абрамовича и т.д.

Многие из них имеют сложнейшие корпоративные структуры под своим управлением, развитые в географическом аспекте (так, в Нижегородской области мы имеем дело уже с большинством из перечисленных персонифицированных капиталов). Капитал при этом диверсифицируется (распределяется) по разным отраслям и сферам деятельности, что страхует капиталистов от неблагоприятных, кризисных явлений в какой-либо одной сфере.

Капитал живет, т.е. постоянно находится в движении, перетекает из одного бизнеса в другой, концентрируется на наиболее доходных участках, покидает менее выгодные места обитания, поглощает более мелкие фирмы, продает непрофильные активы и т.д..
Специфика российской действительности в том, что движение капитала (и капиталистов вслед за ним) не является прозрачным. Если на Западе куски капитала в буквальном смысле олицетворяются акциями и облигациями, а рыночный курс данных ценных бумаг свидетельствует о привлекательности того или иного капиталиста (эмитента), то в России фондовый рынок еще только развивается.

Передел и перелив собственности проходит на только и не столько на фондовой бирже, сколько на теневых рынках и путем политических и юридических манипуляций.
Тем не менее, капитализм в России развивается.
Капитал, как двуликий янус, имеет две стороны своего существования. С одной стороны, это пассивный капитал, под которым понимаются многочисленные источники привлекаемых для бизнеса финансовых ресурсов.

Это могут быть средства учредителей (акционеров), банковские кредиты, коммерческие заемные средства и т.д. С другой стороны, мы можем говорить об активном капитале о том, как привлеченные средства распределены активными усилиями менеджеров (или владельцев) бизнеса по направлениям деятельности. Активный капитал фигурирует в форме приобретенного оборудования, зданий, сооружений, запасов сырья и материалов, финансовых активов (ценных бумагах других эмитентов), а также в форме денежных средств на расчетных, валютных счетах и в кассе предприятия. Своеобразным зеркалом таких привлечений и размещений капитала может являться бухгалтерский баланс (правда, некоторые специалисты считают его кривым зеркалом).

Тем не менее баланс это определенная финансовая модель бизнеса. Сумма активов баланса, как известно, равна сумме пассивов и в настоящее время она олицетворяет весь капитал, имеющийся в распоряжении у того или иного юридического лица (хозяйствующего субъекта).
Следовательно, финансовая мощь того или иного бизнеса определяется просто надо посмотреть сумму баланса (старое название валюта баланса). Можно сравнить ее с аналогичными предприятиями определить, какой бизнес крупнее.

Можно посмотреть динамику суммы баланса во времени. Если баланс все время увеличивается (в разрезе поквартальном или помесячном), то тенденция считается позитивной, значит, фирма развивается успешно (говорят еще, что она находится на спирали жизни).

Если же баланс уменьшается, имеется негативная тенденция рестрикции (сжатия) капитала, то фирма уменьшает свою финансовую мощность (находится на спирали смерти).
Парадокс в том, что точки роста капитала притягивают еще больше капитала (деньги к деньгам). Всем потенциальным инвесторам хочется присоединиться к успешным бизнесам, чтобы их деньги раскручивались также хорошо. И наоборот, как только в бизнесе начинают наблюдаться тенденции проедания капитала (превращение фирмы в своеобразную черную дыру), так желающих присоединиться к ней становится катастрофически мало. Более того, уже втянутые игроки спешно пытаются вытащить свой капитал из падающего бизнеса: банки начинают требовать возврата кредитов, поставщики больше не привозят товар на реализацию, а хотят предоплаты, акционеры сбрасывают акции по пониженным курсам в надежде хоть что-то вернуть себе до наступления окончательного краха.

Поэтому в мире финансов банкротства происходят стремительно, подобно тому, как катится снежный ком с горы.
Это объясняет многие факты современной жизни. Например, Нижегородский масло-жировой комбинат весьма успешное предприятие. Стремительная капитализация.

Одновременно, необходимость в защите резко возрастает- многим нравится сей лакомый кусок. Другие же предприятия могут годами находится в кризисном состоянии (и даже состоянии банкротства)- стратегических инвесторов почему-то не находится.

Если же процедура банкротства проходит подозрительно быстро значит, она была инсценирована фактическая точка роста выдавалась за точку кризиса.
Таким образом, искусство создания и поддержания точек роста капиталов есть тот показатель, по которому можно оценивать эффективность деятельности той или иной корпоративной команды менеджеров.
Источником развития капитала является, как известно, прибыль. Ее отношение к сумме вовлеченных в оборот ресурсов характеризует скорость прироста капитала или норму прибыли (рентабельность).

Считается нормальной рентабельность на уровне 15% годовых (т.е. любой капитал, вовлеченный в оборот определенной точкой роста, прирастает в год на 15%).
Главная буржуинская тайна лидеров капиталистического производства состоит в том, что они нашли оптимальную для себя рыночную нишу и смогли эффективно наладить ее обслуживание, сбалансировав финансовые интересы всех участников. Потребитель радостно приобретает соответствующие блага (товары или услуги) по нормальным рыночным ценам (окупающим понесенные затраты и включающим значительный прибавок). Поставщик ресурсов в приоритетном порядке поставляет продукцию точке роста, т.к. она гарантированно оплачивается.

У государства нет претензий, так как растет налоговая масса с данного предприятия по мере роста оборотов. Банкам своевременно возвращаются кредиты и автоматически капают полагающиеся проценты, поэтому банки любят давать деньги именно в данный бизнес.

Персонал предприятия своевременно получает зарплату и даже премии, а иногда и тантьемы (долевое участие в прибыли). Акционеры (владельцы) бизнеса могут претендовать на значительные дивиденды (есть реальный источник), а могут и не изымать деньги из текущей деятельности, так как они хорошо капитализируются и обеспеченность их акций (долей) стремительно растет.
По принадлежности фирме пассивный капитал делится на собственный и заемный. К собственному относится уставный капитал, нераспределенная прибыль текущего периода, прошлые накопления в форме специальных фондов.

К заемному принято относить кредиты банков, коммерческие кредиты, кредиторскую задолженность (капитал, связанный обязательствами, чужие деньги в нашем обороте). Финансовыми специалистами рекомендуется, чтобы при любых пульсациях собственный капитал был больше или равен заемному, чтобы сохранить финансовую независимость фирмы.
Если рентабельность капитала высокая (как минимум, выше средней ставки процента по кредитам), то можно увеличивать объем заемных средств в обороте, ибо возникает так называемый финансовый рычаг. Финансовый рычаг означает дополнительную скорость обогащения собственников фирмы за счет использования ими привлеченных, заемных средств.

Если же рентабельность капитала низкая (ниже средней ставки процента по кредитам, которую ассоциируют со ставкой рефинансирования Центробанка), то надо стремиться как можно скорее расплатиться со всеми долгами и заняться поиском внутренних резервов развития бизнеса.
Таким образом, в настоящее время необходимо своевременно выявлять закономерности развития капитала и стремиться осознанно управлять этим процессом.

РОЛЬ НЕОИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ В ПОДГОТОВКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Задача повышения качества профессионального и в том числе вузовского образования всегда актуальна в силу того, что образование является подсистемой постоянно меняющейся реальности и оказывает на нее значительное влияние в стратегическом плане. О необходимости своевременного реформирования образования и его роли в эффективности экономических систем свидетельствуют многие исследования.

Так, согласно оценкам ряда специалистов, увеличение продолжительности образования в США на один год ведет к увеличению ВВП на 5-15%. Отдача от вложений в образование в развивающихся странах еще выше: инвестиции в начальное образование в странах с низким доходом обеспечивают рост ВВП в среднем на 23%.

Крупные инвестиции в образовательную сферу в США в конце 19 века привели к формированию системы образования, которая обеспечила в дальнейшем полноценное развитие экономики, обеспечив ее хорошо подготовленными кадрами и заложив основу для развития научно-технического потенциала.
В условиях современной России, конечно, представляется весьма затруднительным говорить а значительных финансовых вложениях в систему образования, однако, пересмотр концептуальных основ обучения специалистов, совершенствование учебных программ, методологии образования, повышение его качества это, говоря экономическим языком, некапиталоемкие направления совершенствования системы образования. Наверное, глубина, масштабы и направления этих преобразований должны быть различны при подготовке разных специалистов.

Направления и способы повышения качества вузовского образования довольно широко изучены. Многие из них являются универсальными. Однако конкретный выбор способов в значительной степени зависит от особенностей вуза и особенностей получаемых специальностей.

Особое внимание должно быть уделено подготовке тех специалистов, от профессиональной деятельности которых зависит успех трансформаций российской экономики и общества в целом. Такими специалистами безусловно являются государственные и муниципальные служащие.
Неудачи в процессе осуществления рыночных реформ, современное состояние сферы управления, ее эффективности в области трансформации экономики, степень достижения желаемого экономического роста и преодоления бедности свидетельствует о необходимости применения новой методологии в анализе проблем, смены научной концепции управления и разработке программ социально-экономического развития с позиции отличных от сегодня существующих концепций управления.



Содержание раздела