d9e5a92d

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ МЕНЕДЖЕРА

Последние же определяются уровнем интеллектуального проникновения людей в тайны мироздания, а также имеющимися (доступными) ресурсами и освоенными технологиями их превращения в объективированные системы. Они, как сущность открытий и пионерских изобретений, являются фундаментом научно-технического прогресса. Следует заметить, что внимание к фундаментальным достижениям в современном мире четко прослеживается на примере реинжиниринга бизнес-процессов (ВPR) своеобразном ответе Запада на технологический вызов Японии [4]. Вспомним, что ВPR это фундаментальный пересмотр и радикальное реконструирование бизнес-процессов с целью значительных улучшении показателей бизнеса.

Речь в нем идет об улучшении не на 5-10%, а гораздо больше; радикальное принципиальное, вплоть до отказа от старого и проектирования нового процесса; реконструирование достижение эффективного выполнения работы.
Таким образом, кардинальный скачок связан с изменениями буквально всех подсистем предприятия: технико-технологической, социально-психологической, экономико-управленческой. Только их совместный переход (назовем это синергетико-мультипликативным аккордом!) на другие, более эффективные, чем существующие, совокупности принципов действия (S ПД) может привести к кардинальным изменениям показателей.

В этом аккорде крайне существенна роль технических нот.
В обычных ситуациях западные компании предпочитают оперативно отслеживать изменяющиеся потребности, предлагая новые товары/услуги, степень новизны которых, по отношению к заменяемым, как правило, невелика. Такая эволюционная стратегия экономически целесообразна с маркетинговых позиций (ведь высокая новизна товара ведет к росту затрат на рекламу).

И хотя технологическая структура компаний Запада настроена на гибкое реагирование, к революционному (скачкообразному) реагированию их может вынудить только состояние рынка.
В свете этих размышлений путь к достойному месту России в международном разделении труда видится в позитивном использовании не только наших достоинств, но и недостатков. Ведь Л.Г.

Малиновский справедливо отмечает [5], что согласно правилам колонизации (а ныне неоколонизации), никто в Россию высокие технологии передавать не будет, поэтому для достижения высоко-технологичных производств необходимо иметь для начала просто производство, которое необходимо развивать на базе собственных научно-технологических разработок.
Известно, что предтечей производственных циклов являются циклы научные и изобретательские. Поэтому, для современной России особо важен (помимо ряда других путей, обусловленных слоистостью нашей экономики и возможностью сочетания экстенсивных и интенсивных траекторий) путь создания опережающих технико-технологических разработок на уровне изобретений, с последующей своевременной и качественной защитой объектов интеллектуальной собственности и превращения ее в нематериальные активы (НМА) предприятий. Именно с таким товаром надо выходить на высокотехнологичный рынок.

Принципиально новые технические решения создают возможности, значительно превышающие потребности людей. Появляется важный для нас временной лаг, в течение которого (даже при низких темпах нашего технологического реагирования) имеется возможность решить ряд принципиальных вопросов стратегического характера.

Так, получив, например, патенты-аналоги в странах, где возможна реализация этих решений, можно вести работу по продаже лицензий, организации совместных предприятий, внося в их уставной капитал наши права интеллектуальной собственности и проч., иначе говоря, создавать условия, чтобы высокотехнологичные производства зарубежья работали на нас (бензин ваш идеи наши).
Для прорывных разработок в России есть ряд эффективных инструментов, основанных на ТРИЗ и модифицированном на ее основе функционально-стоимостном анализе (ФСА) систем. К экспресс-технологиям создания таких новшенств (инновационной технологии проектирования) относятся, например, методики объединения альтернативных технических систем и функционально-идеального моделирования (свертывания) [6].
Суть первой состоит в переносе при проектировании на базовую (дешевую и технологичную) систему принципа(ов) действия (закона(ов) эффективного функционирования) альтернативной дорогой и нетехноло-гичной системы, а суть второй в выходе по результатам свертывания (создания моделей эффективных малоэлементных объектов и малоопера-ционных технологий) на необходимость задействования в них новых принципов действия (S ПД).
Странам-лидерам мировой экономики сегодня не нужна сильная технологичная Россия. Не случайно международными фондами брошены огромные деньги на пропаганду американских экономических теорий через издание книг, организацию зарубежных стажировок, международных семинаров и конференций. Д.С.



Львов констатирует печальный результат этого процесса как крупномасштабное опошление и примитивизацию экономической мысли в нашей стране [7]. Отчасти из-за этого на многих предприятиях России имеется кадровый голод, свидетельствующий о том, что вузы буксуют в подготовке специалистов нужного качества.
Именно поэтому опора на фундаментальность образования способна стать основой опережающего развития страны. Для этого в обучении и переподготовке кадров должны получить широкое распространение современные технологии творчества на базе теории систем, ФСА и ТРИЗ. Это начинает осознаваться промышленными кругами страны и региона.

Так, выступая на V съезде представителей малого предпринимательства Челябинской области президент ЮУТПП Ф.Л.Дегтярев отметил, что правительству области необходимо в кратчайшие сроки разработать и принять подтвержденную бюджетным финансированием Программу государственной поддержки научно-промышленной и инновационной деятельности на 20042008 гг., предусмотрев в ней, в т.ч. организацию многоуровневой системы подготовки (переподготовки) кадров для инновационной деятельности в научно-технических и промышленных сферах, а также в сфере ведения венчурного бизнеса с активным изучением ТРИЗ [8].
В ходе такой подготовки инновационные кадры должны получить каркас знаний методологического уровня, содержанием которых является знание общих законов развития систем любой природы [9]. Опора на знания этого уровня сможет обеспечить, на наш взгляд, существенное сокращение инновационного цикла за счет интенсификации разработок.
В стране и регионе также нужны срочные меры по улучшению материального положения науки. И хотя в последнее время падение численности занятых в научно-технической сфере приостановилось, следующий резкий спад не за горами. Несмотря на ежегодную потребность в пополнении кадров около 8,5 тыс. человек, в РФ реально приходит в науку порядка 5,2 тыс. молодых специалистов, из них остается не более 3,6 тыс. человек.

Средний возраст ученых приблизился к 50 годам, причем 57% кандидатов и 83% докторов уже перешагнули 50-летний рубеж.
Хотя УрФО является одним из трех округов России, где наблюдается рост численности работающих в науке (только за 2002 год численность персонала, занятого НИОКР, увеличилась на 820 человек), процессы кадровой деградации развиваются быстро. Так, по Уральскому отделению РАН лишь 23,8% ученых имеют возраст до 35 лет.

В государственных вузах Свердловской области 42,5% сотрудников имеют возраст от 36 до 60 лет и 30% старше 60 лет. В отраслевых институтах Свердловской области также основную часть специалистов 62,5% составляют лица в возрасте 35-60 лет, а лица моложе 35 лет всего 20,5%.
Однако всем хорошо известно, что основной вклад в науку делают люди в возрасте до 40 лет. Но эта же возрастная когорта проявляет и наибольшую предпринимательскую активность.

Таким образом, налицо нарушение преемственности реальная угроза, с которой уже лицом к лицу начинает сталкиваться наука страны и региона.

Литература

1. Основы политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу // Материалы совместного заседания Совета Безопасности РФ, президиума Госсовета РФ и Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям от 22.02.2004 г.
2. Материалы Фонда поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО от 18.02.04 // УрФО. 2004. 12.

С. 937.
3. Фатхутдинов Р. Проблемы оценки и повышения конкурентоспособности России // Стандарты и качество. 2000.

7. С.39.
4. Васильев В.Н. Реинжениринг: революция или эволюция? // Менеджмент.

1996. 4. С.8392.
5. Малиновский Л.Г. Конкурентоспособность и бедность в России и их связь с системной организацией мировой и российской политики и экономики // Национальная безопасность и геополитика России.

2004. 3-4.

С.106116.
6. Герасимов В.М., Литвин С.С. Зачем технике плюрализм (развитие альтернативных технических систем путем их объединения в надсистему) // Журнал ТРИЗ. 1990. 1. С.1126; Основные положения методики проведения функционально-стоимостного анализа.

Методические рекомендации. М.: Информ-ФСА, 1991. 40 с.
7. Львов Д.С. Экономическая наука и ее влияние на ход экономических реформ // Промышленность России.

1999. 11.
8. Дегтярев Ф.Л. Развитие инновационного предпринимательства на Южном Урале // Бизнес-вестник. 2003.

6. С.7.
9. Лихолетов В.В. Теория и технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании: Автореф. дисд-ра пед. наук.

Екатеринбург: РГППУ, 2002.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ МЕНЕДЖЕРА МЕТОДАМИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

При нынешних темпах развития рынка новые продукты, технологии и цены слишком быстро копируются и, соответственно, компания также быстро теряет свои конкурентные преимущества. Намного сложнее скопировать умения, навыки, цели, идеи и знания людей, делающих бизнес.

Именно они дают долгосрочные конкурентные преимущества. Ключевыми знаниями и идеями обладают руководители (менеджеры). Во многом именно от них зависит, будет ли верно выбрано направление развития организации, достигнет ли организация процветания или ее ждет крах.

В связи с этим необходимо очень внимательно относиться к системе подготовки менеджеров.
В настоящее время множество вузов готовит менеджеров. Обучение в основном построено на передаче знаний. Однако знание концепций и технологии управления еще не делает человека менеджером.

Выпускники вузов чаще всего не готовы к практической деятельности не только в силу несформированности профессиональных умений, но и в силу личностной неготовности.
Для того, чтобы не отставать от требований времени в системе подготовки менеджеров необходимо интенсифицировать образовательный процесс путем внедрения в него активных методов обучения, позволяющих отрабатывать профессиональные навыки, формировать необходимые модели поведения, в целом повышая и личностную готовность к деятельности менеджера.
О каких же профессиональных умениях менеджера идет речь? Изучению особенностей этой деятельности, условий и факторов достижения в ней успеха посвящено очень большое количество публикаций у нас и за рубежом.
Л.Д. Столяренко приводит данные опросов выдающихся менеджеров США, Европы, Японии, которые показали, что они в качестве важнейших факторов успеха своей деятельности выделяют следующее:

  1. Желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера.
  2. Умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества).
  3. Гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения.
  4. Оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере.
  5. Способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция.
  6. Высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка [4].

Как видно, первые 5 важнейших качеств преуспевающего менеджера представляют собой психологические качества.
Продолжая обзор публикаций, посвященных изучению профессиональных умений менеджера, обратимся к книге Р.Л.Кричевского Если Вы руководитель. Кричевский, ссылаясь на Р.Стогдилла, выделяет следующие важнейшие качества руководителя:
1. Доминантность умение влиять на подчиненных.
2. Уверенность в себе.
3. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость (умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, регулировать свое эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку).
4. Креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект.
5. Стремление к достижению и предприимчивость, способность пойти на риск (разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем).
6. Ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям.

  1. Независимость, самостоятельность в принятии решений.
  2. Гибкость поведения в изменяющихся ситуациях.

9. Общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми [2].
Известный менеджер Л. Якокка считает: Главная причина, по которой способным менеджерам не удается карьера, кроется в том, что они плохо взаимодействуют со своими коллегами и подчиненными. По мнению президентов 41 крупных японских компаний, менеджер-президент промышленной компании должен обладать качествами: энергичная инициативность и решительность, в том числе в условиях риска (42%), долгосрочное предвидение и гибкость (34%), широта взглядов, глобальный подход (29%), упорная работа и непрерывная учеба, самосовершенствование (10%), способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и справедливых санкций (24%), готовность выслушивать мнение других (22%), способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем (20%), личное обаяние (22%), умение четко формулировать цели и установки (17%), умение правильно использовать свое время (16%), готовность использовать открытый стиль управления, приветствующий сотрудничество (19%).
В книге М. Вудкок, Д. Фрэнсис Раскрепощенный менеджер рассмотрено, какие умения и способности необходимы менеджеру, и как их можно развивать, совершенствовать.
Менеджеру требуются: способность управлять собой, разумные личные цели, четкие личные ценности, упор на постоянный личный рост и самосовершенствование, навык системного решения проблем, изобретательность и способность к инновациям, высокая способность влиять, взаимодействовать с людьми, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать и развивать подчиненных, умение формировать эффективные рабочие группы [1].
А.У.Хараш считает, что руководителю необходимы: самостоятельность суждений и решений, способность принимать и осваивать новое, сосредоточенность на деле (деловая направленность), уважение к личности другого человека, умение найти индивидуальный подход к каждому подчиненному, готовность к содействию и сопереживанию, диалогичность, т.е. постоянная готовность выслушать и понять другого человека, учесть его точку зрения при принятии собственного решения [5]. Среди мешающих руководителю качеств перечисляются конформность, ригидность, внушаемость, авторитарность, формализм, эгоцентризм, монологичность [5].
Таким образом, при всем внешнем многообразии в оценке профессиональных умений у многих авторов мы встречаем сходные черты, выделяемые как наиболее важные для руководителя: умение гибко, системно и творчески мыслить, умение управлять собой, умение взаимодействовать с людьми, влиять на них, развитые коммуникативные навыки. О качествах менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая в единое целое (А.

Морита).
Несомненно, что выявленные профессиональные умения нельзя приобрести только традиционными методами обучения в вузе. Формировать профессиональные умения и навыки наиболее целесообразно активными методами обучения.
К активным методам обучения относятся такие, которые построены на целенаправленной специально организованной групповой и межгрупповой деятельности, обратной связи между всеми ее участниками для достижения взаимопонимания и коррекции учебного и развивающего процесса, индивидуального стиля общения на основе рефлексивного анализа Активное обучение основано на собственном опыте участников занятий, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого опыта. На игре или при анализе ситуаций не даются готовые знания, обучаемые побуждаются к самостоятельному поиску информации разнообразными игротехническими средствами [3].
В настоящее время в вузах слабо представлена подготовка менеджеров активными методами обучения. Применение методов активного обучения носит эпизодический характер, в большей степени зависящий от личной инициативы преподавателя.

Отсутствуют специализированные предметы, развивающие умения и навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности будущего управленца.
Проблему можно решить за счет внедрения в практику подготовки менеджеров систематического обучения с использованием тренингов, деловых, ролевых, имитационных игр и других методов активного обучения. По форме это может быть клуб или отдельные курсы, целиком построенные на использовании активных методов обучения. По нашему мнению, в программу формирования профессиональных навыков менеджера целесообразно включить следующие виды тренингов:

  • тренинг эффективной коммуникации;
  • тренинг эффективного поведения в конфликте;
  • тренинг креативности;
  • тренинг по формированию команды;
  • мотивационный тренинг;
  • тренинг методов саморегуляции;
  • тренинг эффективного лидерства;
  • тренинг управления временем;
  • тренинг целеполагания.

Широкое внедрение активных методов обучения в систему подготовки даст возможность формировать такую профессиональную компетентность менеджеров, которая позволяет эффективно работать в условиях рыночной экономики и поддерживать конкурентоспособность предприятия.

Литература

  1. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991.
  2. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель... М.: Дело, 1993.
  3. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2003.
  4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1997.
  5. Хараш А.Я. Руководитель, его личность и деятельность. М.: Просвещение, 1981.

САМООБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РЫНКА ПРЯМЫХ ПРОДАЖ

В трансформируемой России возникла необходимость в самореализации человека в новых экономических условиях. Рынок прямых продаж (ПП) или сетевой маркетинг (Multi level marketing или МЛМ) в этих условиях оказался востребован: многие россияне участвуют в этом виде деятельности в качестве основного занятия, а другие в качестве дополнительного. По разным оценкам в данном виде бизнеса принимают участие до 7 млн. человек, в нем задействованы только в России около 100 корпораций.

Известные предприниматели, например, такие как Том Клайн, используют элементы ПП в товародвижении женских костюмов и видит большие перспективы данной отрасли экономики.
Прямые продажи это такой вид деятельности по продвижению товаров и услуг, при котором предоставляется достоверная информация о товаре или услуге потенциальному клиенту с целью заключения сделки.
Новый вид деятельности потребовал приобретения новых знаний, умений, навыков, которые возможно получить на корпоративных обучающих семинарах, конференциях, тренингах и др. Тем не менее, при отсутствии пока специальных бизнес-школ, образование о данной отрасли экономики люди приобретают путем самообразования. Здесь особое внимание следует обратить на подготовку лидеров бизнеса управленческих кадров, которые вынуждены получать знания в основном путем самообразования.

Те образовательные учреждения, которые осознают необходимость предоставления услуг в данной отрасли знаний рынок ПП, приобретут конкурентные преимущества.
Таким образом, актуальность самообразования, а также обучения управленческих кадров на рынке ПП очевидна.
В современном обществе меняется соотношение образования и самообразования. Образование, полученное институциональным путем, является лишь основой для самообразовательной деятельности.

Самообразование способно довольно активно реагировать на изменения в обществе, за счет получения новой информации, самообразование особенно важно на рынке ПП, так как знания, приобретенные в новой отрасли экономики, напрямую влияют на эффективность использования их на рынке ПП.
Самообразование является критерием активности человека в окружающем мире. Насколько человек активен в самообразовании, настолько он и компетентен в своей профессиональной сфере. Самообразование несет и воспитательную функцию в социализации личности.

Личность в ходе самообразовательной деятельности воспитывает в себе черты характера под воздействием получаемой информации.
Самообразование как вид деятельности становится основой для дальнейшего развития общества в целом.
Проблему самообразования в той или иной степени разрабатывали отечественные и зарубежные авторы. Аитов Н.А., Богданов А.И., Вершинин И.Д., Долгоруков Ю.М., Ждановских М.И., Зборовский Г.Е., Змеев С.И., Ковалев С.М., Левитан К.М., Маслов А.С., Нечаев В.Я., Осипов П.Н.

Полякова Н.Л. , Столяренко Л.Д. ,Харчев А.Г. , Шуклина Е.А.
Самообразование как вид деятельности на рынке ПП является малоизученным феноменом.
Самовоспитание входит в самообразовательную деятельность. Индивид в какой-то мере воспитывает себя, обучаясь самостоятельно. Самообразование-это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя [1] Индивид должен сам определить, выбрать.

Что ему нужно для дальнейшего духовного и профессионального роста, и исходя из этого, определить для себя ту сферу знаний, которая ему понадобится.
Воспитание, с этой точки зрения целенаправленное формирование личности на основе формирования определенных факторов [2]. Такими факторами, оказывающими влияние на формирование личности, являются мировоззрение личности, ее отношение к явлениям и предметам окружающего мира, и как результат этих двух факторов поведение личности, которое тоже влияет на ее формирование.
Таким образом, делаем вывод, что, воспитание зависит от личностных характеристик. Понятия самовоспитание и самообразование основываются на способности индивида к развитию, а точнее к саморазвитию.

Приобретая опыт человечества, индивид сам создает что-то для дальнейшего пополнения знаний, новое в нем. Самовоспитание выступает как фактор развития человека.
В подтверждении этого высказывания говорится о том, что в ходе самовоспитания человек осуществляет процесс самообразования. Самообразование как категория педагогики, это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленное на собственное развитие [2]. Что же такое опыт человечества в этом понятии?

Опыт человечества можно определить как совокупность знаний во всех областях науки, которые человек может получить при определенных условиях.
Этот блок понятий, опираясь на личностные характеристики, раскрывает воспитательный аспект самообразования. В этом отражается стремление, желание личности собственном развитии.
Таким образом, самовоспитание эта система внутренних самоограничений, направленных на собственное развитие. Процесс самообразования и самовоспитания сопряжен с усвоением знаний, развитием личности.
С. М. Ковалев рассматривает самообразование как целеустремленную деятельность индивида, направленную на выработку, совершенствования или изменения качеств личности в соответствии с социальными и индивидуальными ценностями, ориентациями, складывающимися под воздействием условий жизни и общественного воспитания [3].



Содержание раздела