d9e5a92d

Алабугин А. - Методология обеспечения баланса индивидуальных и групповых интересов

Южно-Уральский государственныйуниверситет, г. Челябинск

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

Использование концепции векторного оптимума по В. Парето, либо равновесия по Л. Нэшу означает, что организационное поведение по какой-либо составляющей баланса интересов не может быть улучшено без ухудшения какой-либо другой составляющей. Так связаны, например, показатели общей надежности системы, в частности, показателя уровень адаптивности (УА) и ее эффективности (сплошная линия на 1). Однако дополнительное воздействие предлагаемого механизма управления уровнем качества развития, как показано в данном исследовании, ведет к появлению диапазона (заштрихован) допустимых решений, отклоняться за пределы которого экономически нецелесообразно. Такие же выводы могут быть сделаны для функции формирование управленческой надежности (УН), которая предлагается нами для осуществления действий, направленных на обеспечение стабильности поведения системы.

Она конкурирует с действиями, направленными на гибкость функций и структур предприятия, выраженных в показателе-свойстве УА социально-экономической системы (СЭС).
В континуальной модели качества управления балансом интересов реализуются также задачи обеспечения краткосрочной эффективности процессов развития (на основе функций и подфункций устойчивости процессов развития УПР). Им противостоят задачи обеспечения долгосрочной эффективности развития в мегасистеме природа население хозяйство (на основе функций и подфункций устойчивости развития УР).

Нормативные величины индексов качества (ИКН), как показателей интенсивности и результативности применения базовых конкретных функций управления (КФУ) и предлагаемых дополнительных (СФУАР), направлены на повышение экономической эффективности (УЭФ) СЭС.
Снижение УЭФ СЭС при уменьшении показателей в соотношениях УАУАН, ИКИКУНН и других показателей СФУАР (ниже номинальных, или оптимальных значений), как показано штриховой линией, объясняется ростом потерь от возрастающего запаздывания в реагировании СЭС на изменения факторов внешней среды, времени на разработку планов и их корректировку. Таким образом, можно предположить появление точки максимума М на кривой (поверхности, в общем случае, при учете нескольких параметров).
Двумерность на 1 позволяет показать лишь снижение эффективности, как цену повышения уровня качества управления процессами адаптации и развития (КУПАР). В гиперпространстве факторов было бы видно, что процесс достижения уровня миссии или целей (точка М) может сопровождаться снижением отдельных показателей факторов качества и эффективности.

Величина снижения возрастает при реализации целей все более высокого уровня, что подтверждает выше сделанный вывод об экономической нецелесообразности отклонения параметров от состояния равновесия. И поэтому в действительности этот кажущийся факт невыгодности целевого развития следует интерпретировать как меру возрастания целесообразности управления качеством развития в условиях возрастающих ограничений.

Особенно это актуально при увеличении степеней сложности, динамизма и неопределенности изменений факторов внешней среды.

Характеристика взаимосвязи показателей эффективности и качества процессов в механизме адаптации и развития предприятия:

УЭФН нормативный уровень эффективности СЭС;
УАН, ИКУНН оптимальные уровни показателей адаптивности и управленческой надежности по критериям эффективности и устойчивого развития системы в долговременном аспекте.
Из известных групп видов деятельности производственная и коммерческая в большей степени определяют экономическую эффективность в краткосрочном периоде функционирования организаций. Для управления ими, как специальными функциями, необходимы, главным образом, общие функции управления по Файолю. Как было далее установлено, для обеспечения долговременной эффективности удержания достигнутых объемов деятельности, сохранения занимаемой доли рынка необходимо дополнительно использовать предлагаемые нами дополнительные общие функции управления (обеспечение межфункциональных коммуникаций в принятии решений и управление обучением или самоизучением персонала).

Эти функции обеспечат равновесное состояние организации с учетом всех направлений деятельности и статически заданных (на определенный период времени) внешних факторов.
Динамическое состояние равновесия и устойчивое развитие системы с учетом сложных и неопределенных изменений внешних и внутренних факторов возможно на основе специальных конкретных функций СФУАР. Они дополняют базовый набор конкретных функций управления.

На этой основе становится реализуемой задача непрерывной адаптации организационных систем в среде внешних факторов низкой определенности.


Структурная иерархическая теория часто рассматривается как раздел теории сложности, так как она изучает способы балансирования между сложностью системы и ее устойчивостью. Функциональная (динамическая) теория изучает способы изменений систем при обмене энергией и информацией с внешней средой.

При этом изменение связано с относительно кратковременной потерей устойчивости в момент бифуркации.
Следовательно, можно поставить задачу одновременного обеспечения зон приемлемого УА СЭС и ее долговременной эффективности. Речь идет о большей предсказуемости поведения элементов системы, их самоорганизации, как способности моделировать окружающую среду и части самой себя.

В СЭС имеется, кроме того, способность к познанию (когнитивность), позволяющая усиливать свойства самоорганизации.
Заслуга Файоля состояла также в выводе об универсальности общих функций управления, свойственных каждой группе деятельности: разрабатывая и реализуя функции механизма повышения уровня КУПАР, следует предвидеть будущее и планировать его; далее нужно организовать структуру деятельности по выполнению планов и функций; стимулировать активность действий исполнителей; координировать их в направлении цели; наконец, следует контролировать и учитывать промежуточные и конечные результаты деятельности на соответствие планам. Вышепредложенные общие функции соответствуют новым направлениям в понимании деятельности менеджеров в условиях управления стратегического типа при сложно-неопределенных изменениях внешних факторов.
Г. Минцберг считает недостаточным применение пяти функций Файоля, относится скептически к возможностям обдуманного планирования. Он полагает ошибочным разделение функций руководителя на действия (предложения Т. Питерса, на осознание проблем (М. Портер), на лидерство (А.

Залезник, У. Беннис). Главная цель по Минцбергу реализовать действия, связанные с выполнением трех групп ролей (межличностных, информационных и принятия решений). Этот вывод следует из представлений Минцберга о трех уровнях менеджмента содержательного типа: информационном, человеческом и действий.

Такая модель работы менеджера интегрирует прежние теории, позволяя делать акцент на те или иные роли в зависимости от ситуации управления.
В конце 20-го века Дж. Коттер, а затем Ф. Лутанс (Лютенс) установили, что эффективные руководители имеют наибольшую долю успеха в деятельности их предприятий в результате успешного выполнения функций общения и управления персоналом (мотивации, устранения конфликтов, подбора и развития).

Меньший вклад дают функции традиционного руководства (планирование, принятие решений, контроля) и поддерживания активности общения вне организации.
В условиях сложных и неопределенных перемен факторов внешней среды представляется необходимым в качестве новой общей функции управления использовать действия по методу интерактивного планирования Р. Акоффа. Вовлечение персонала в процесс диагностики и планирования резервов в настоящем исследовании предложено осуществлять в форме тестирования, опосредованно активизирующего общение менеджеров и подчиненных.

Это обеспечивает творческий уровень и динамичность перемен, так как люди начинают понимать факторы успеха организации.
Обобщив вышерассмотренные предложения Д. Катца, Р. Кана, Г. Минцберга, Ф. Лютенса, К. Хэйлса, П. Томпсона и Д. Макхью, можно сделать вывод, что их представления о значимости коммуникативных ролей менеджера особенно важны для решения проблем повышения уровня КУПАР. Мы считаем, что предложенный ими состав ролей менеджера применим в реализации любых конкретных функций управления.

Поэтому, предлагается назвать новую общую функцию управления межфункциональные коммуникации в принятии решений.
Непосредственной формой общения по вертикали и по горизонтали, мотивирующей непрерывное развитие персонала, способствующей естественному разрешению конфликтов, является появление (в частности, по мнению Б. Мильнера) новой функции и механизма управления знаниями. Она конкретизирована и названа нами как управление процессами обучения-самоизучения, а механизм ее действия разработан в настоящем исследовании.

На основе этих функций возникает культура организационного обучения посредством применения опыта, распространения знаний как непрерывный способ создания конкурентных преимуществ. В обучающихся предприятиях быстрее создается общее видение будущего организационного состояния, передается личное мастерство, внедряются инновации, требующие изменения организационной культуры.
На важность развития компетенции организации обратили внимание Г. Хэмел и К. Прахалад: создание ощущений необходимости перемен, информирование каждого работника о достижениях конкурентов, обучение персонала и т. п. Таким образом, в состав стержневых компетенций СЭС входят развитые коммуникации, приверженность общему делу, которые определяют стержневую продукцию и качество конечных товаров. Для практической реализации таких компетенций в работе предлагаются также дополнительные специальные функции управления.

Они задают целевую направленность в действиях всех подразделений организации.
Относительно более низкий уровень сложности процессов изменений соответствует практике тактических усовершенствований в рамках неизменного исходного качества. Речь идет о внутренне ориентированных действиях типа делегирования полномочий, снижения затрат, внедрения информационных технологий, развития и мотивации персонала. В этой ситуации достаточно эффективен стандартный набор функций управления.

Однако длительное выживание организации на их основе возможно лишь при высокой определенности изменений внешних факторов.
При необходимости решения значительно более сложных проблем стратегического характера требуется инструментарий структурно-эволюционного либо революционного типов. Внешне ориентированные процессы изменений означают рост объемов деятельности либо диверсификацию, реструктурирование производства и т. п. Для реализации соответствующих стратегий используются две группы методов.

Эволюционные изменения при неопределенности целей и приоритетов проблем осуществляются в рамках процессов организационного развития. По сути, они представляют длительный, непрерывный процесс развития персонала под руководством лидеров-агентов изменений.

В числе стандартных функций управления особую значимость приобретают действия по стимулированию самообучения и самоорганизации.
Радикальные перемены революционного типа в случае ясных целей и ограниченных проблем, высокой неопределенности внешних факторов, требуют методов управления по целям, управления проектами, тотального управления качеством. Поскольку настоящие предложения направлены на функциональное переосмысление процессов деятельности предприятия с целью большей ориентации на потребности внешних и внутренних потребителей, то содержание функций СФУАР целесообразно определить по методике реинжиниринга процессов действия адаптационного механизма.
Выбор метода реинжиниринга процессов обосновывается исходя из анализа характеристик текущей ситуации в решении задач определения структуры и действия механизма. В качестве факторов выбора целесообразно использовать степени неопределенности факторов среды и целей, сложности изменений и вовлеченности персонала, необходимой для успешного действия и реализации механизма.
Диагностика проблем обеспечения качества развития в ситуации неопределенности внешних факторов и сложных по составу приводит к таким выводам, что они не могут быть отнесены к простым, рутинным трудностям, решаемым исходя из опыта и анализа существующей практики. Управленческая ситуация является жестко ограниченной.

Действительно, четко определены приоритеты в решении проблем и характеристики будущего состояния объекта управления. Неопределенность целей (после диагностики резервов повышения уровня качества определения состава функций в механизме) низкая.
Можно отметить низкую, как правило, эмоциональную вовлеченность основной части персонала в проект изменений СЭС при внедрении адаптационного механизма. Действительно, общение с людьми и тестирование показывают преобладание отрицательных оценок перемен (внешне инициируемые, слабо управляемые, сложные, противоречивые и т. п.). Многие из опрашиваемых не представляют сути и актуальности предполагаемых перемен. Во многом это объясняется тем, что на многих предприятиях в большей степени используются методы администрирования либо целевого управления (по принципу сверху-вниз).

На этапе разработки инновационные изменения не требуют широкого использования системы менеджмент-обучение (совместного целеполагания и адаптации в процессе непрерывной учебы и самообучения). Это необходимо при внедрении и функционировании механизма.
Кроме того, нами выявлена достаточно высокая процедурно-вычислительная сложность разработки и внедрения рассматриваемого проекта. Для обеспечения долговременной корректности данных, вводимых в программу интегрированной информационной системы любого типа, необходимо постепенное (в течение двух-трех лет) изменение организационной культуры власти и роли. Она должна превратиться в горизонтально ориентированную систему взаимоотношений внутренних и внешних потребителей, опосредованную совокупностью вспомогательных и основных бизнес-процессов по С. Хенди в культуру задачи.

Рассуждения о выборе методологии основываются на опыте управленческого консультирования на ряде предприятий промышленности, обучения в высшей школе и при переподготовке специалистов.

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕКАК ТРЕБОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

В связи с переходом к рыночной системе хозяйствования в сфере высшего профессионального образования в России возник ряд противоречий между специфическими требованиями, предъявляемыми особенностями бизнеса к личности предпринимателя и отсутствием этих качеств у многих субъектов бизнеса, между уровнем и качеством экономического образования и стартовым уровнем знаний предпринимателей; между количеством экономических вузов и качеством предоставляемых ими образовательных услуг. Эти противоречия связаны с необходимостью освоения предпринимателями знаний в области менеджмента, маркетинга, финансов и т.д. и осуществления рационально-организованной бизнес-образовательной среды в регионе.
Профессиональное обучение предпринимательских кадров призвано решать важнейшие экономические и социальные функции. В области экономики - это развитие трудовых ресурсов общества, повышение профессиональной мобильности; в социальной области - повышение профессиональной устойчивости и конкурентоспособности на рынке труда, что должно рассматриваться как средство защиты от безработицы.
При всей фундаментальности отечественного высшего образования в нем все еще слабо принципиально важное звено - обратная связь с его потребителем, производством, а точнее - бизнесом. Оно далеко не полностью отвечает реальным запросам экономики. Обладая известными научными школами, признанной во всем мире методологией преподавания, высшие учебные заведения обучали и продолжают в немалой степени обучать по программам, зачастую далеким от того, что может потребоваться выпускникам в производственной деятельности.

Отсюда - необходимость наладить в системе современного бизнес-образования обратную связь и тесное взаимодействие с фирмами-потребителями.
Ответом на эти требования стало возникновение сравнительно новой для России междисциплинарной сферы образовательной деятельности - бизнес-образования, представляющей собой синтез экономики, управленческой социологии, психологии и права. Бизнес-образование появилось в начале 90-х гг. в условиях реформирования отечественной экономики и перехода к рыночным отношениям.

Потребности общества в специалистах-рыночниках обусловили появление бизнес-образовательных учреждений в сфере высшего и среднего профессионального образования, а также внешкольного образования и образования взрослых.
Цель бизнес-образования дать специальные знания и навыки управления предпринимателям и менеджерам всех уровней. Причем бизнес-образование ориентировано на практическую подготовку профессиональных менеджеров, предпринимателей и руководителей всех уровней.
Одной из важнейших задач бизнес-образования является формирование специфически рыночного экономического мышления, которое не только обеспечивает эффективность деятельности фирм, но содействует социальной адаптации людей к меняющимся экономическим условиям жизни общества. Современная экономика предъявляет всё возрастающие требования к профессиональной подготовке управленческих кадров. Поэтому бизнес-образование призвано не только дать обучащимся теоретические знания, но и максимально их подготовить к деятельности в различных ситуациях, связанных с разнообразным риском. Особую роль приобретает умение специалиста провести экспертный анализ в принятии различного рода решений.

В этих целях в учебном процессе учреждений бизнес-образования используются современные технологии и методы, ориентированные на практическую направленность бизнес-образования.
Сотрудничая, с потенциальными работодателями, образовательные учреждения высшего звена должны определять, какие характеристики выпускников для них наиболее значимы, так как именно образовательные учреждения в современных условиях являются основным звеном в формировании спроса на рынке труда. Таким образом, образовательное учреждение получает возможность оценивать соответствие выпускаемых специалистов в сфере бизнеса потребностям организаций, а организация - функционировать с максимальной эффективностью.
Основной формой сотрудничества образовательного учреждения с организациями является заключение трехсторонних договоров о подготовке бизнес-кадров: организация студент высшее учебное заведение. Развитию партнерских отношений и расширению рынка потребителей способствует и деятельность факультетов повышения квалификации, центров непрерывного образования.
Предпочтение потребителей, отданное тому или иному учреждению образования, основывается на таких конкурсных преимуществах, как инновационность в образовательном процессе, предоставляемые гарантии качества, гибкость руководства во взаимоотношениях с потребителями.
Проблема заключается в том, что для удовлетворения потребности в качественном бизнес-образовании необходимо создание иной образовательной среды, которая бы учитывала как, различный стартовый уровень профессионально-экономических знаний потенциальных слушателей, так и возможности реализации разноуровневого подхода в бизнес-образовании этой категории.
Основу содержания бизнес-образования составляют циклы дисциплин экономического и управленческого характера: экономика предприятия (фирмы), менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учёт и другие, а также курсы юридического профиля: аудит, хозяйственное, финансовое, коммерческое право и т.п.
Бизнес-образование может носить как универсальный характер, так и учитывать особенности квалификационных требований в различных сферах экономики. При разработке учебных планов и программ российские образовательные учреждения бизнес-образования в значительной мере опираются на опыт зарубежных стран с учётом особенностей современной отечественной экономики, национальных традиций хозяйствования и менталитета населения.
Традиционные учебные планы ориентированы на некритическое усвоение экономических знаний субъектами, которые не имеют какого-либо социально-экономического опыта. Между тем для лиц, обладающих определенным хозяйственным, социальным, экономическим опытом учебный план должен быть определенным образом трансформирован с целью учета личного опыта обучающихся.
В настоящее время на базе Волгоградского государственного технического университета проводится планомерная работа по созданию оптимальной образовательной среды в области бизнес-образования. Экономическое образование можно получить как в качестве основного, так и второго высшего, а также и в рамках системы повышения квалификации кадров.

Второе высшее образование осуществляется на базе учебных планов основного высшего экономического образования и реализуется по очно-заочной форме обучения. Однако, такая форма не всегда приемлема для многих субъектов экономической деятельности.

В таких случаях университет предлагает систему повышения квалификации в области экономики, бухгалтерского учета, менеджмента, управления персоналом и т.д. Система дополнительного экономического образования может реализовываться как краткосрочное повышение квалификации, так и по полным учебным программам.

Краткосрочное повышение квалификации осуществляется в рамках 72 часов и ориентировано на получение узконаправленных знаний в области экономики, на освещение инновационных изменений в экономике: законодательства, методических рекомендаций, нормативно-правовых актов в области экономики. Более продвинутые программы от 200 до 500 часов ориентированы на профессиональное экономическое совершенствование, на приближение профессионального уровня и качества подготовки к уровню, который необходим сегодня. 1
Внедрение обучения на базе дополнительных профессиональных программ осуществляется на коммерческой основе, что является значимым источником внебюджетных средств университета в условиях формирования рыночных отношений в образовании. Экономический механизм системы дополнительного профессионального образования представляет собой совокупность взаимосвязанных хозяйственных и организационно-правовых методов, посредством которых университет реализует собственные экономические интересы и приводит их в соответствие с интересами общества и отдельной личности. Суть рыночного характера образовательных услуг составляют такие категории как цена, стоимость, издержки, прибыль и прочее.

Таким образом, в системе бизнес-образования действуют продавцы образовательных услуг, формирующие предложение и потребители, которые определяют спрос на эти услуги.
В целом, возникновение сравнительно новой для России междисциплинарной сферы образовательной деятельности (бизнес-образования) неслучайно, так как интерес к бизнес-образованию у различных категорий предпринимателей постоянно возрастает, о чем свидетельствует рост контингента обучающихся и объем оказываемых бизнес-образовательных услуг. Главная задача бизнес-образования состоит в достижении соответствия результатов деятельности государственных учебных заведений и негосударственных образовательных центров потребностям рыночной экономики, предприятий сферы предпринимательства и малого бизнеса. Именно система бизнес-образования может удовлетворить объективную потребность в формировании в рыночных условиях новых стандартов экономического мышления и поведения людей, в целенаправленной подготовке новых кадров руководителей, маркетологов и др., способных вывести страну на передовые экономические рубежи.

Тем самым бизнес-образовательные услуги призваны сыграть важную роль в становлении класса предпринимателей, обеспечить современной системе образования столь необходимую обратную связь с отечественным и зарубежным деловым миром.



Содержание раздела