d9e5a92d

Внутренний ритм


3-е занятие. Внутренний ритм.

Если кратко...
1. Управление собственным ритмом обычно дает возможность отлично управлять внутренним состоянием.
2. Мозг человека постоянно строит модели реальности.
3. Для того, чтобы построить модель, вам необходимо заметить не менее ТРЕХ характерных признаков, повторяющихся не менее ТРЕХ раз.
ВОПРОСЫ.
- А всегда ли люди полностью соотвествуют всем этим моделям?
Есть определенные различия между моделью, подходящей для конкретного человека, и общей моделью, обобщающей характерные признаки и в какой-то мере подходящей ко всем людям или к определенной их части. К общим моделям можно отнести идею каналов восприятия или Врат Сортировки. Общие модели обычно подходят большинству, но люди настолько разные, что всегда можно найти человека, для которого это будет неверно или только частично правильно.
:) - Ты читал в газете результаты социологических исследований? Каждая вторая домохозяйка изменяет мужу.
- Ну и что дают мне эти исследования? Мне нужны фамилии, адреса и номера телефонов.

Поэтому желательно каждую модель подгонять под каждого конкретного человека, по крайней мере, проверять, насколько эта общая модель ему подходит. Говоря по-другому, общая модель нужна только для того, чтобы создать индивидуальную модель для конкретного человека.
           Сейчас мы займемся калибровкой и подстройкой под Внутренний Ритм. Ритм обычно очень хорошо описывает состояние человека и помогает войти в его внутреннее пространство, то есть стать своим. К тому же управление собственным ритмом обычно дает возможность отлично управлять внутренним состоянием. А калибровка этого самого ритма (Ритмическая Калибровка) - прекрасное упражнение на построение моделей. Вам заранее не известно, что конкретно вам нужно искать, какие внешние признаки внутреннего состояния калибровать, и как получать обратную связь.

Вам придется совершенно самостоятельно построить модель внешнего проявления внутреннего ритма человека, опираясь только на вашу наблюдательность и чуткость. Можно сказать, что человеческий мозг ничего другого и не делает - он только строит модели мира. Одни более удачны, другие - менее, одни подходят к одной ситуации, другие к другой.

Но все, что бы мы не делали - это просто попытка ужать внешний мир до размеров нашего ограниченного сознания, привести его в соответствие с набором внутренне понятных символов и образов.
С этой точки зрения можно сказать, что НЛП - это искусство строить модели, или модель того, как строить модели наиболее эффективным способом. То есть модель моделей, мета-модель психики.
:) Двое знакомых сидят в кафе.
- Жизнь похожа на чашку чая, - задумчиво произносит один из них.
- Почему? - удивляется второй.
- Откуда мне знать? Я что, философ?

Когда вы строите модель, вы сопоставляете то, что говорит и делает человек, с его внешними изменениями (ведь внутренние изменения мы можем отследить только по внешним). А для того, чтобы построить модель, желательно, чтобы какой-то паттерн, какой-то характерный признак, повторился 3 раза. Это может быть какое-то слово или фраза, интонация, движение, наклон головы... А также может быть некая последовательность - сначала наклон головы, потом улыбка, потом правая рука вверх.

И желательно чтобы вы заметили не один, а не менее трех признаков.
Три раза по три признака...
Когда он говорит о том, что ему нравится, его голос становится выше, голова наклоняется вправо и немного вперед, а уголки губ идут вверх.
Когда она волнуется, кожа ее лица розовеет, голос становится выше, и она начинает моргать быстрее.

Для того, чтобы построить модель, вам необходимо заметить не менее ТРЕХ характерных признаков, повторяющихся не менее ТРЕХ раз.
Таких признаков можно заметить намного больше, но для этого требуется более высокая сенсорная чувствительность. Любое изменение состояния будет проявляться практически во всем - начиная от тонуса мышц и кончая высотой голоса, нужно только научиться это замечать. Я бы порекомендовал вам тренироваться делать это осознанно (бессознательно вы моделируете всю жизнь). У вас есть множество знакомых, родственников, сотрудников и соучеников для того, чтобы вы могли потренировать собственную наблюдательность и вполне осознанно заметить, что :


Петя, когда пытается соврать, немного покачивает головой, а голос более высокий, и темп более быстрый;
к Когда Вале что-то не нравится, но она пытается не показывать вида, у нее поджимаются губы, она постоянно слегка приподнимается на носках ног, наклоняет голову вперед и смотрит вниз.

Естественно, это только правило, которым вы можете пользоваться, а можете не пользоваться, это решать вам самим. Сейчас я бы предложил попробовать использовать его во время упражнения, чтобы вы потом могли сравнить результаты с теми, которые вы получаете обычно. Хотя, возможно, вы именно так и поступаете, только недостаточно осознанно. Теперь же вы можете просто начать тренировать это умение - строить модели.

В определенном смысле, эта группа обучает умению строить модели в приложении к общению. Фактически мы занимаемся этим на протяжении всего времени работы. Это несколько другой уровень задач - вам предлагается не просто научиться пользоваться моделями, кем-то другим построенными, но научиться правилам построения этих моделей, то есть искусству строить эти модели самостоятельно.

Если вы помните, я обычно вам предлагал тему или область, к которой стоит присмотреться более внимательно, а вы, уже используя свой жизненный и прочий опыт, создавали своё собственное описание, свою собственную модель.
Чем больше у вас моделей, тем больше у вас выбор, тем легче вам подобрать более подходящую к конкретной ситуации. Жизнь гораздо шире и богаче любой модели. Несмотря на то, что я знаю весьма большое количество техник изменения (а это тоже модели), при работе с клиентом очень редко удается пользоваться техникой в первозданном виде, обычно приходится комбинировать куски этих техник или придумывать что-то новое, оригинальное.

Именно поэтому я считаю, что умение строить модели более ценно, чем умение только пользоваться ими. Хотя с другой стороны, я знаю нескольких человек, работающих только в одной модели, с одной техникой, но зато очень хорошо. И, по моему опыту, они обычно гораздо более эффективны, чем некоторые НЛПеры, знающие много техник, но не слишком умело использующие это знание.

А если говорить о жизни, человек умеющий делать что-то одно, но очень хорошо, ценится намного более умеющего делать много разных вещей, но плохо.


Упражнения.
Упражнение 1. Определение ритма.
Попробуйте идентифицировать свой собственный ритм. Для этого вы можете начать ритмично двигать ладонью, меняя ритм, пока не почувствуете резонанс. Или вы можете начать напевать какую-нибудь фразу, меняя скорость песни, пока не найдете наиболее соответствующую вашему состоянию.
Упражнение 2. Выражение ритма.
Найдите наиболее подходящий способ внешнего выражения внутреннего ритма, желательно через ритмичное движение: покачивание головой, притоптывание, постукивание пальцами. Потренируйтесь, чтобы это внешнее выражение точно соответствовало вашему внутреннему ритму.
Упражнение 3. Соответствие ритма состоянию.
Составьте список нескольких привычных для вас состояний. После этого попробуйте определить внутренний ритм для каждого состояния и записать его.
* Обычно для этого требуется секундомер, а ритм записывается как пульс - по количеству тактов за минуту.
Например:
1) грусть - 45;
2) спокойствие - 34;
3) раздражение - 62;
4) радость - 54;
5) удивление - 67.
Упражнение 4. Управление собственным состоянием.
Вы можете управлять собственным состоянием изменяя внутренний ритм. Пройдите по гамме и для каждого значения запишите состояние.
* Учтите, что ритм характеризуется не только частотой, так что на одно и то же значение ритма может быть несколько различных состояний.
* У Вас могут быть и промежуточные значения в гамме: 42, 37, 66 и т.д.

30 - расслабленность, депрессия;
35 - спокойствие;
37 - состояние просыпания по утрам;
40
45
50
55
60
65
70
75
80
Упражнение 5. Отстройка от навязанного ритма.
Включите запись какой-нибудь ритмичной музыки. Сначала подстройтесь под ритм этой музыки, а потом, внимательно слушая ее, смените свой ритм так, чтобы он отличался от ритма музыки и удерживайте его порядка минуты.
5 - 7 раз.
Упражнение 6. Калибровка внутреннего ритма другого человека.
Определите внутренний ритм собеседника (или человека, за которым вы наблюдаете). Исходя из ритма назовите его состояние.
7 - 9 раз.
Упражнение 7. Подстройка под ритм.
Во время беседы, определите ритм собеседника, и говорите в соответствии с этим ритмом. Ваша задача: все время быть подстроенным и говорить в его ритме.
5 - 7 раз.
Упражнение 8. Ведение.
Подстроившись под ритм собеседника, попробуйте, меняя свой собственный ритм, изменить ритм собеседника.
7 - 9 раз.
Упражнение 9. Внешние признаки ритма.
Определите для данного человека внешние признаки, соответствующие разным ритмам (не менее чем по 3 признака на каждое состояние).
40 - голова наклонена вправо, плещи опущены, дыхание ровное.



Содержание раздела