d9e5a92d

Пессимизма обратного правила


Не сформулировал философ в силу своего пессимизма обратного правила: надо остерегаться составлять очень плохое мнение о человеке, с которым мы только что познакомились. Тоже можно понести ущерб. Это свойство человека доверять проходимцам, которые говорят с апломбом, и сомневаться в честном человеке, который, предлагая какое-либо дело, высказывает все сомнения по поводу его исхода и предупреждает, что возможен известный риск, как позже метко подметил Э.Фромм.

То, что это так, можно видеть на следующем примере; миллионы наших людей попались на удочку компаниям типа МММ. Не устарело и следующее замечание Шопенгауэра: ...истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собою; вот тут-то в разных маленьких делах можно удобно наблюдать хотя бы по одним манерам тот безграничный, ни с чем не считающийся эгоизм, который, если и не отсутствует, то зато бывает скрыт в крупных и важных делах. Именно в умении видеть суть дела за оговорками, опечатками, жестами, взглядами, построением фраз и заключается ядро современных психотерапевтических методик - от психоанализа Фрейда до нейролингвистического перепрограммирования Гриндера и Бандлера.
И я в своей работе стараюсь показать обманутым влюбленным ибизнесменам, что, обладай они психологической подготовкой, спервых же слов признали бы в очаровательном возлюбленном бабника, а в обаятельном бизнесмене - проходимца. Послушайте только две фразы: Я долго искал и наконец нашел ту женщину, которая мне нужна! и Можете абсолютно не сомневаться: мы вовремя с вами рассчитаемся! Ведь сразу же видно, что женщина имеет дело сдонжуаном, а бедолага-бизнесмен - с обманщиком.
Весьма полезно применять на практике и следующие рассуждения философа.
Если человек более или менее нам близкий сделает нам что-либо неприятное или досадное, то следует спросить себя, настолько ли он нам дорог, что мы могли и хотели перенести с его стороны то же самое, даже нечто большее, притом не раз и не два, а много чаще, - или нет? В случае утвердительного ответа много говорить не приходится; но если мы решимся забыть этот поступок... то должны понимать, что этим мы добровольно подвергаем себя повторению того же самого. В случае отрицательного ответа нам следует тотчас же н навсегда порвать сдорогим, может быть, другом, если же то слуга - то следует удалить его. Ибо, если представится случай, он непременно повторит то же самое или что-нибудь подобное, даже если теперь он стал бы горячо и искренне уверять нас в обратном. Решительно все может забыть человек, но только не самого себя, не свое существо.

Характер человека неисправим, ибо все его действия вытекают из некоего внутреннего начала, в силу которого он при одинаковых условиях всегда должен поступать так же и иначе не может... Поэтому примирение с другом, с которым было все порвано, - это слабость, которая искупится тогда, когда он при первом случае учинит с нами точь-в-точь то же самое, что привело кразрыву, только с большей наглостью ввиду сознания, что нам без него не обойтись. Кроме того, забыть что-либо - это выбросить за окно приобретенный опыт.
А теперь случай из практики.
Вечный Принц с помощью психологического тренинга стал Королем, и Золушка, на которой он в свое время женился, перестала его устраивать. Нашел он себе Принцессу-на-горошине, и они начали жить вместе. Осталось только проделать некоторые юридические формальности. Для этого нужно было выждать удобный момент.

Принцесса-на-горошине, тоже моя пациентка, как будто бы с пониманием относилась к этому. Они были счастливы, по крайней мере. Вечный Принц. Вдруг однажды она прямо в общественном транспорте устроила ему скандал, не выбирая при этом выражений. Вот тут бы ему взять да уйти.

Но он это все перенес. Скандалы все грандиозней и по все более мелкому поводу следовали один за другим, и через два месяца совместного проживания он ушел от нее. Но его все-таки тянуло к ней, да иона попросила прощения.
И он взял ее с собой в служебную командировку, которая должна была продолжаться около трех недель. Он решил посмотреть, как сложатся их отношения, если не будет никаких помех.


И вот перед нами его рассказ.
То, что было в Ростове, оказалось бледной тенью по сравнению с тем, что происходило там. Она придиралась к каждому слову и жесту (Почему ты так сказал?, Что это означает? ит.п.). Я оказался и изменщиком, и предателем, искупердяем, ибабником, и вообще носителем всех грехов.

Может быть, моя жена, которую япредал, и имела право на такие высказывания, но только не она. В ущерб семье я обул и одел ее, да еще возил по курортам и командировкам. А если бы не был бабником, то не связывался бы с ней.

Так не ей на это пенять!
Но окончательно я протрезвел, когда услышал, что все мои успехи связаны с ее помощью. В моих делах мне многие помогали, и я охотно принимал эту помощь, стараясь как-то ответить тем же, и, может быть, в большей степени. Но как только слышал упрек в неблагодарности, то сразу спрашивал, сколько я должен, ибо всякая услуга имеет цену, расплачивался, и больше уже с этим человеком никаких дел не имел. Я уже давно следовал этому правилу. В данном же случае я, скорее, понес ущерб, ибо связь с ней меня, человека с незапятнанной репутацией, дискредитировала.

Одни деловые партнеры перестали со мной контактировать, а другие даже не начинали, ибо, по их убеждению, нельзя иметь дело с аморальным типом. Правда, об этом я узнал позднее.
И я решил использовать технику амортизации и следить за каждым своим словом и жестом. Видя такое повиновение, она постепенно успокоилась, и последняя неделя прошла сносно. Когда мы вернулись в Ростов, каждый в свою квартиру, я без всяких объяснений уехал на месяц.

С работы она уволилась, а может быть, ее уволили. Но средства для существования я ей оставил. Меня удивляло, почему она так торопила оформление брака. Она сказала, что хочет триумфа.

Чтобы была свадьба, гости и пр.
Я ей ответил, что тоже хочу триумфа. К этому времени я уже был заметной фигурой в своих кругах. Она довольно быстро росла в личностном плане, но все-таки это был мезальянс.

Меня это, правда, не останавливало. Я видел в ней большие способности. Но ее слова меня взбесили, и я сказал, что тоже хочу триумфа. Далее между нами произошел такой диалог
Она: А тебе какого еще триумфа надо?!
Я: Такого же, как и тебе. Ты выходишь замуж за видного человека, и я хочу жениться на состоявшейся женщине.
Она: Но когда я стану такой, то ты мне не будешь нужен!
Я: Вот и отлично! Я помогу тебе стать такой, а потом, если у тебя сохранится любовь ко мне, мы поженимся. А пока будем жить врозь!
Естественно, я отказался и от интимных отношений.
Не буду описывать всех мучений Вечного Принца (о них ты сможешь прочитать в книге Психологический вампиризм) и вернусь к Шопенгауэру.
Поскольку все поступки человека вытекают из его характера, он советует рассматривать свойственную людям феноменальную глупость или низость, проскользнувшую в их деятельности или в литературных трудах, лишь как добавление к характеристике человеческого рода. В.Гюго недостатки великих людей рекомендовал считать не недостатками, а особенностями. Не ругаем же мы розу за шипы, льва - за дурной запах, слона - за толстую кожу.

Шопенгауэр предлагает смотреть на недостатки людей как на материал для познания.
Помогает мне Шопенгауэр и следующими рассуждениями.
Прогоняйте природу - она все равно вернется. Он подчеркивает значение в жизни человека врожденных свойств и призывает вести воспитание таким образом, чтобы оно не противоречило природе. Всякое поведение, вытекшее из абстрактного правила, относится к поведению, вытекшему из первичных, врожденных склонностей, так, как искусственное произведение, например часы, в коих материи навязаны несвойственные ей формы и движения, - к живому организму, в котором и форма, и материя проникают одна в другую исоставляют одно.

Как говорил Наполеон: Все, что неестественно - несовершенно.
Ведь и юридические законы, и требования морали охотно выполняются людьми, если они соответствуют их природе. Может быть, потому у нас часто ничего не получается, что требования наших законов не соответствуют нашему внутреннему устройству Еще Солон говорил, что писаные законы, как паутина, удерживают только слабого. В своей работе с пациентами я стараюсь помочь им реализовать свои Yпособности таким образом, чтобы при этом не вступить впротиворечие с требованиями морали и права и одновременно удовлетворить свои природные потребности.

Например, оковы моногамии преодолеваются тем, что супружеские пары обучаются разнообразить свой секс, а в психологическом плане постоянно растут именяются. Поэтому, с точки зрения морали и закона, человек живет содним партнером, а с точки зрения природы - с разными.
Шопенгауэр советует быть самим собой и предостерегает нас от какой бы то ни было аффектации, ибо тогда человек старается казаться не самим собою, а чем-то другим, а следовательно, это другое он считает лучше самого себя. Аффектирование какого-либо качества, хвастовство им - это признание самому себе, что не обладаешь им.



Содержание раздела