d9e5a92d

Идея самодостаточности


Взгляды свои Сенека изложил в Нравственных письмах к Луцилию, Вопросах естествознания и др. Он также является автором девяти трагедий. Философские сочинения Сенеки впоследствии оказали влияние на мемуарно-моралистический жанр, а его трагедии - на У.Шекспира идраматургов французского классицизма. Я удивляюсь, почему его взгляды не нашли применения в психотерапии. Когда я с ними познакомился, прочтя Нравственные письма к Луцилию, был потрясен иочарован.

Эти чувства попытаюсь сейчас передать и вам. Ястал составлять краткий конспект, но заметил, что просто переписываю книгу. С трудом сделал сокращения в надежде, что вы добудете его работы и прочтете их полностью. Копи время, которое прежде у тебя отнимали и крали. Часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорней всех потеря времени по нашей собственной небрежности.
В том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди; а большая ее часть у нас за плечами, - ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежит смерти. Не упускай ни часу. Все у нас чужое, одно лишь время наше.

Поздно быть бережливым, когда осталось на донышке. Сравните с положениями экзистенциального анализа илоготерапии Франкла, призывающими людей к деятельности.
Сенека придает большое значение спокойствию духа, оседлости жизни и неторопливости. Первое доказательство спокойствия духа - способность жить оседло и оставаться с самим собою. Разве чтение множества писателей и разнообразнейших книг не сродни бродяжничеству и непоседливости?

Нужно долго оставаться с тем или другим из великих умов, питая ими душу, если хочешь извлечь нечто такое, что в ней бы и осталось. Кто проводит жизнь в странствиях, у тех витоге гостеприимцев много, а друзей нет. Даже самое полезное не приносит пользы на лету.

А сейчас ты не путешествуешь, а скитаешься и мечешься, гонимый с места на место поисками того, что есть везде: ведь всюду нам дано жить правильно.
Идея самодостаточности и умение жить одному прослеживается затем в идеях А.Шопенгауэра,
Сенека призывает к умеренности: Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше.
Снять страхи помогают рассуждения Сенеки о смерти. Никакое зло не велико, если оно последнее. Пришла к тебе смерть? Она была бы страшна, если бы могла остаJаться с тобою, она же или не явится или скоро будет позади.

Спокойная жизнь - не для тех, кто слишком много думает о ее продлении. Большинство так имечутся между страхом жизни и мучениями смерти; жалкие, они ижить не хотят и умереть не умеют. Сделай свою жизнь приятной, оставив всякую тревогу о ней.
Гибнуть и терять одинаково неизбежно. Найти помощь против этих потерь мы можем в том, чтобы хранить утраченное в памяти. То, чем мы владеем, можно отнять, чем мы владели, того не отнимешь.

Случай отнимает вещь, но сохраняет плоды обладания ею, которые мы теряем сами... сожалея об отнятом... Будем считать неизбежным то, что может случиться. Я обеднею - значит окажусь среди большинства. Буду изгнанным - почту себя уроженцем тех мест. Я умру?

Но это значит, что я не смогу заболеть, не смогу упасть. Смерть или уничтожает нас, или отпускает на волю.
Размышляй о смерти. Нам нужно научиться размышлять осмерти. Кто научился смерти, тот перестал быть рабом.
И еще: Я стараюсь, чтобы каждый день был подобием целой жизни. Я не ловлю его, словно он последний, но смотрю на него так, что, пожалуй, он может быть и последним. Я готов уйти ипотому радуюсь жизни, что не беспокоюсь, долго ли еще проживу.

Старайся ничего не делать против желания. В ком есть охота, для того необходимости нет. Несчастен не тот, кто делает по приказу, а тот, кто против желания.

Научим же нашу душу хотеть делать то, что требуют обстоятельства; и прежде всего без печали думать о нашей кончине. И опять здесь прослеживаются идеи гештальттерапии о психической зрелости. К зрелым личностям представители этого направления относят тех, кто приспосабливается кобстоятельствам и изменяют (усовершенствуют) себя.
Блестящ призыв Сенеки к умеренности: То, что требует природа, доступно и достижимо... ... Кому в бедности хорошо, тот богат. Не поступай подобно тем, кго желает не усовершенствоваться, а быть на виду, и не делай так, чтобы в твоей одежде и образе жизни что-нибудь бросалось в глаза.



Пусть изнутри мы будем иными - снаружи мы не должны отличаться от людей. Пусть вошедший к нам в дом дивится нам, а не нашей посуде. Велик тот человек, который глиняной утварью пользуется как серебряной, но не менее велик тот, кто серебряной пользуется как глиняной. Слаб духом тот, кому богатство не по силам.

И надежда, и страх присущи душе неуверенной, тревожимой ожиданиями будущего. Аглавная причина надежды и страха - наше неумение приспосабливаться к настоящему и привычка засылать наши мысли далеко вперед. Нас мучает и будущее, и прошедшее.

И никто не бывает несчастен от нынешних причин. Невооруженным глазом здесь видны идеи гештальттерапии и принцип жить здесь и теперь.
И еще: Кто заботится о будущем, тот потеряет настоящее, чем мог бы наслаждаться... Есть ли что более жалкое и более глупое, чем бояться заранее? Что за безумие - предвосхищать собственное несчастье?

Кто страдает раньше, чем нужно, - страдает больше, чем нужно.
Сенека призывал заниматься философией, своим духовным хребтом. Если ты занимаешься философией - это хорошо, потому что только в ней - здоровье, без нее больна душа, и тело, сколько бы внем ни было сил, здорово так же, как у безумных и одержимых (выделено мною. - М. Л.). Так прежде всего заботься о том, настоящем здоровье.

Упражняться только для того, чтобы руки стали сильнее, плечи - шире, бока - крепче, - это занятие глупое и недостойное образованного человека. Сколько бы тебе ни удалось накопить жиру и нарастить мышц, все равно ты не сравнишься ни весом, ни телом с откормленным быком. К тому же груз плоти, вырастая, угнетает дух и лишает его подвижности.

Не изучая мудрости, нельзя жить не только счастливо, но даже исносно, ибо счастливой жизнь делает совершенная мудрость, асносной - ее начатки...
Философия выковывает и закаляет душу, подчиняет жизнь порядку, управляет поступками, указывает, что сделать и от чего воздержаться, сидит у руля и направляет среди пучин путь гонимых волнами. Без нее нет бесстрашия и уверенности. Если есть вфилософии что-то хорошее, так это то, что она не смотрит вродословную. Благородство духа доступно всем.

Для этого мы достаточно родовиты... Менять надо не тело, а душу! Пусть бы ты уехал за широкие моря - за тобою везде, куда бы ты ни приехал, последуют твои пороки. То же самое ответил на чей-то вопрос Сократ: Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если повсюду ты таскаешь самого себя.

Сколько ни разъезжай, все пропадет впустую. От себя не убежишь! Надо сбросить с души ее груз, а до того тебе ни одно место не понравится.
Сенека утверждает, что надо жить в соответствии с заRонами природы: Если ты в жизни сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат. Природа желает малого, людское мнение бесконечно многого. Излишества лишь научат тебя желать еще большего. Естественные желания имеют предел, порожденные ложным мнением - не знают на чем остановиться, ибо все ложное не имеет границ. Как перекликается это положение с мнением К.Хорни о том, что уневротика формируется идеальное Я, долженствования итребования которого не знают границ!

И еще: Неужели природа, дав нам такое небольшое тело, наделила нас ненасытной утробой так, что мы побеждаем алчностью самых огромных и прожорливых зверей? Ничуть нет! Природа довольствуется малым! Много ли воздается природе?

Нам дорого обходится не наш голод, а наше тщеславие. Тех... кто подчиняется желудку, мы должны причислить не к людям, а к животным, а некоторых даже не кживотным, но к мертвецам. Жив тот, кто многим приносит пользу, жив тот, кто сам себе полезен.
Для одного моего пациента эти слова послужили началом инсайта.
Вот его письменный отчет.
Когда я услышал эти слова Сенеки, то вдруг понял, что даже когда ем в одиночестве, как бы хочу доказать другим, что я не хуже их. Я перестал гоняться за деликатесами, меньше ходить на вечеринки, больше заниматься собой, совершенствоваться в своей специальности. Расходы на еду заметно уменьшились, я даже похудел, на что уже перестал надеяться.

Квалификация моя росла, другим я стал приносить больше пользы, да и доходы возросли.
А вот отрывок, в котором предвосхищены идеи сценарного анализа Э. Берна.
И теперь ты желаешь того же, что желала тебе кормилица или дядька, или мать? Да, мольбы близких для нас - все равно, что мольбы врагов: ведь мы выросли среди родительских проклятий. Пусть боги услышат и нашу бескорыстную просьбу за себя.
Сенека призывает заниматься собой. Есть благо и в нем же источник и залог блаженной жизни: полагаться на себя. Если яхочу позабавиться чьей-нибудь глупостью, то искать мне далеко не надо: я смеюсь над собой. Наша беда не приходит извне: она внас, в самой нашей утробе. И закоренелые пороки для меня не безнадежны.

Нет ничего, над чем не взяла бы верх упорная работа.



Содержание раздела