d9e5a92d

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

В российской практике для обозначения упомянутых процессов первоначально использовался термин " научная организация труда" (НОТ), затем в 60-е гг. "научная организация управленческого труда" (НОУТ), в начале 70-х гг. "оргпроектирование", как дальнейшее развитие НОУТ. Оргпроектирование это процесс разработки и внедрения проектов рационализации управленческого труда на базе требований НОТ и возможностей организационной и вычислительной техники.


5.2. Организация и планирование трудовой деятельности работников по обслуживанию и управлению предприятием

Организационные формы регламентирования управленческого труда:

  • централизация функций управленческого труда в специализированных подразделениях предприятия (отделы управления персоналом, АСУ и др.);
  • децентрализация функций управленческого труда по разным функциональным подразделениям предприятия (специалисты функциональных отделов или управлений);
  • концентрация функций управленческого труда в самостоятельных специализированных предприятиях и организациях (консалтинговые фирмы).

В практике встречаются и смешанные формы.
Регламентирование труда управленческого персонала основано на применении дух методов:

  1. разработка регламентирующей документации качественные регламенты;
  2. нормирование труда количественные регламенты (Вопросы нормирования труда будут рассмотрены в гл.9).

Наиболее важными регламентирующими документами на предприятии являются положения об отделах и должностные инструкции. Основными нормативными документами в данной области являются:

  • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Госкомитетом по труду и социальным вопросам в 1986г. В него включены квалификационные характеристики (Должностные обязанности, Должен знать, Квалификационные требования) по 132должностям, общим для всех отраслей промышленности, в том числе по 62 должностям руководителей, по 51 специалистов, по 19 служащих;
  • типовые положения и должностные инструкции, разработанные отраслевыми органами руководства.

Использование указанных руководящих материалов на предприятиях затруднительно ввиду отсутствия инструментария разработки должностных инструкций и механизма оценки управленческого персонала.
Зарубежные исследователи предлагают достаточно проработанный методический аппарат для разработки регламентирующей документации, рекомендуя осуществлять ее поэтапно:
1.Этап сбора информации. Опыт фирм США, Японии, Германии, Англии, а также некоторых российских предприятий предлагает следующие методы:

  • саморегистрация работник сам отбирает информацию о работе и заносит ее в форме должностного описания;
  • интервьюирование собеседование с работником по соответсвующему структурированному полностью или частично набору вопросов;
  • метод контрольные списки вопросов работник отвечает на жестко структурированный перечень вопросов;
  • опросники аналог предыдущего метода. Разрабатываются в фирмах, возможно использование стандартных форм. Эффективны в случае, когда много людей выполняет однотипную работу;
  • метод рабочие дневники ведение ежедневных записей о трудовой деятельности работника и затраченного на них времени;
  • групповые методы разновидность интервьюирования, организованного на групповой основе;
  • метод наблюдения процесс занесения информации о работе на бумагу или видеокамеру с записью комментария;
  • метод участия ли активное наблюдение основан на активном вовлечении работника, занятого анализом, в процесс выполнении работы;
  • метод существующей записи сбор информации из имеющихся документальных записей;

2.Этап анализа информации. Методы, используемые при анализе информации:

  • функциональный анализ должностей информация, полученная методом интервьюирования в слабо структурированном варианте и наблюдения, анализируется по трем параметрам: данные, персонал, предметы деятельности;
  • структурированный опросник для анализа должностей вопросы группируются: входная информация, мыслительные процессы, сопровождающие исполнение должности, результат деятельности и др. Каждый вопрос ранжируется по шкале: важность для работы, степень использования, детализация и др., что позволяет количественно описать должности в терминах трудовых операций работников;
  • метод критических ситуаций позволяет анализировать информацию, собранную методом собеседования или дневника критических ситуаций. Метод полезен для разработки систем подготовки, оценки деятельности и отбора работников.

3.Этап составления документов. Жесткие методы здесь отсутствуют, но используются методические документы: контрольные списки вопросов, необходимых для включения в должностные инструкции и для отбора кандидатов на должность.


Анализ отечественного и зарубежного опыта организации управленческого труда позволяет сделать важный вывод о необходимости синтеза уникального подхода к каждому работнику и применении методического аппарата при проектировании для них регламентирующей документации.


6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

6.1 Нормативные правовые акты по труду Государственное регулирование трудовых отношений на предприятии осуществляется в следующих основных формах и направлениях:

  • разработка соответствующей законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;
  • изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения и обязательных платежей в бюджет, ее перераспределение и воздействие на формирование рынка труда и соответствующего кадрового потенциала;
  • прямое участие государства в управлении трудовыми отношениями в бюджетной сфере.

Прямое участие государства в управлении трудовыми отношениями в бюджетной сфере (государственном секторе экономики) проявляется в форме финансирования и управления соответствующими предприятиями, утверждения тарифной сетки, разработки и реализации механизма оплаты труда руководителей государственных предприятий, реализации программ социального развития подготовки и переподготовки кадров в учебных заведениях бюджетной сферы и др. Изъятая и перераспределяемая государством часть доходов предприятий направляется на финансирование мероприятий по содействию занятости населения, регулированию основных параметров рынка труда, осуществление социальных выплат в виде пособий по безработице, организацию общественных работ и др.
Законодательно-нормативная база регулирует: правовые отношения в сфере наемного труда; механизм заключения и реализации коллективных договоров и соглашений; занятость и трудоустройство; порядок заключения, прекращения и расторжения трудовых договоров; организацию и применение наемного труда (рабочее время и время отдыха, заработная плата, дисциплина труда, материальная ответственность); механизм разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и др.
Законодательно-нормативная база трудового права России включает: федеральные законы; законы субъектов Российской Федерации; подзаконные акты органов исполнительной власти; трудовые соглашения; локальные нормативно-правовые акты (коллективные и трудовые договоры).
Особое место среди источников российского трудового права занимает Конституция Российской Федерации. Она законодательно закрепляет: свободу труда; запрет принудительного труда; право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и в размере не ниже минимальной оплаты труда, установленной федеральным законом; право на защиту от безработицы; право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку; право на отдых, работающим по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.
Важнейшее место среди федеральных законов в области трудового права занимает Кодекс законов о труде (КЗоТ) Российской федерации. Он является основным кодифицированным источником трудового права России и регулирует, по существу, весь комплекс трудовых отношений в обществе, в том числе и на предприятии.

КЗоТ регулирует основные трудовые права и обязанности работников, рабочее время и время отдыха, охрану труда, трудовые споры, обеспечивает гарантии занятости и реализации права граждан на труд, участие работников в управлении предприятиями, устанавливает законодательные рамки в области трудовых договоров, заработной платы, норм труда и сдельных расценок.
КЗоТ содержит общую характеристику заключаемых на предприятии коллективного и трудового договора (контракта), обеспечивает гарантии при приеме на работу, сроки трудового договора (контракта) и порядок его заключения, регулирует порядок перевода на другую работу и расторжение договора по инициативе работника и администрации. Устанавливает нормальную и сокращенную продолжительность рабочего времени, регулирует применение ночных и сверхурочных работ, сменность, время начала и окончания ежедневной работы.

Регулирует перерывы для отдыха и питания, устанавливает выходные и праздничные дни, продолжительность еженедельного непрерывного отдыха и ежегодных дополнительных отпусков, порядок предоставления отпусков, а также компенсации за работу в выходные дни и за неиспользованный отпуск. Предусматривает установление минимального размера оплаты труда, права администрации в области установления систем оплаты труда, вознаграждений по итогам годовой работы, регулирует оплату работы в ночное и сверхурочное время, в праздничные дни, сроки выплаты заработной платы и индексацию оплаты труда.
КЗоТ регулирует порядок установления норм труда, их введение, замену и пересмотр, определение расценок при сдельной оплате труда, установление нормированных заданий и норм обслуживания, обязанности администрации в обеспечении нормальных условий работы. Предусматривает материальную ответственность работников и порядок возмещения ущерба, причиненного предприятию, формулирует обязанности работников, порядок обеспечения трудовой дисциплины, правила внутреннего трудового распорядка, поощрения за особые трудовые заслуги и взыскания за нарушение трудовой дисциплины.

В области охраны труда КЗоТ устанавливает, что обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятия.
Наряду с КЗоТ РФ к кодифицированным нормативным актам (федеральным законам) относятся также Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности, О коллективных договорах и соглашениях, О порядке разрешения коллективных трудовых споров, Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий), О повышении минимального размера оплаты труда, О занятости населения в Российской Федерации и др.
Основы законодательства Российской Федерации об охране труда формулируют основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда, провозглашают права работника на охрану труда, устанавливают ограничения на тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, а также обязанности работодателя и работника по обеспечению охраны труда на предприятии. Они предусматривают осуществление государственного и общественного контроля по охране труда, а также возможность приостановления производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда.
Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер. Они обязательны для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Постановления Правительства Российской Федерации представляют собой акты исполнительной власти РФ, носящие подзаконный характер. Они издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента РФ.

Постановления Правительства РФ, будучи нормативными актами, принятыми в развитие действующего законодательства, устанавливают соответствующие нормы, например тарифные ставки (оклады) работников бюджетной сферы. Особо следует выделить значение постановлений Правительства РФ как источника трудового права, регулирующего условия труда отдельных категорий работников.
Постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда социального развития Российской Федерации издаются в целях обеспечения правильного единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих государственных органов управления, регулирующих общественные отношения в сфере руда. Они касаются вопросов нормирования и оплаты труда в различных отраслях народного хозяйства, утверждения квалификационных характеристик рабочих и служащих, порядка предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям работников, режима труда и отдыха на отдельных предприятиях и производствах, порядка исчисления среднего заработка и часовых тарифных ставок, порядка предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени и др.

Межведомственными источниками трудового права могут являться и акты некоторых других министерств (например, Министерства экономики, Министерства финансов и др.), если они получили на то поручение Правительства РФ.
Наряду с федеральными нормативными актами органов государственной власти и государственного управления к числу источников трудового права относятся и акты органов власти и управления субъектов РФ. Они имеют ограниченную сферу действия (в рамках региона субъекта РФ), не должны противоречить соответствующим федеральным нормативным актам и базируются на, конституциях республик и уставах других субъектов РФ. В последние годы в России появились качественно новые источники трудового права: генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые, тарифные, профессионально - тарифные, территориальные соглашения и др. Они представляют собой договорные акты, заключаемые на двусторонней или трехсторонней основе и выражают отношения социального партнерства между представителями работников и работодателей.

Третьей стороной в таких соглашениях нередко выступает соответствующий компетентный орган государственного управления.
В соответствии с Законом РФ О коллективных договорах и соглашениях указанными выше соглашениями могут предусматриваться положения: об уплате, условиях, охране труда, режиме труда и отдыха; о механизме регулирования оплаты труда; о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством; о содействии занятости, переобучении работников; об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве; о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков); о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества.

Показатели статистической отчетности по труду

Статистическая отчетность по труду предполагает формирование следующих основных показателей:

  • Число отработанных человекочасов, из них:

работниками списочного состава;
внешними совместителями;

  • Численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации;
  • Число неотработанных человекочасов работниками, работавшими неполное рабочее время по инициативе администрации;
  • Численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, из них:

без сохранения заработной платы;

  • Отношение фактически отработанного рабочего времени к установленной продолжительности рабочей недели;
  • Число календарных дней временной нетрудоспособности;
  • Число человекодней нетрудоспособности из за заболеваемости;
  • Число пострадавших от несчастных случаев на производстве;
  • Число человекодней нетрудоспособности от несчастных случаев на производстве;
  • Материальные последствия несчастных случаев, связанных с производством;


7. Нормы труда, их функции и роль в управлении производством

7.1. Мера и нормы труда.
В период становления рыночных отношений экономисты занялись тщательным изучением затрат труда в целях их сопоставления. Поскольку виды труда разнообразны, необходимо было найти единый измеритель.

Таким измерителем является рабочее время.
В современных условиях назначение нормирования труда активно воздействовать на потенциальные возможности и результаты деятельности предприятий по достижению двух взаимосвязанных экономических и социальных целей: обеспечение производства и реализации конкурентоспособных товаров и услуг и воспроизводство человеческого ресурса.
Под мерой труда следует понимать такие общественно необходимые затраты рабочего времени, которые складываются в условиях рынка. Мера труда отражает величину рыночных затрат и выражает затраты абстрактного труда.
Нормы труда являются конкретным выражением меры труда на каждом предприятии. По своей величине они могут быть больше меры труда, и тогда предприятие не получает прибыль, и наоборот.

В последнем случае предприятие получает прибыль, поэтому оно всегда заинтересовано в снижении норм труда на изготовление продукции (выполнение работы), что дает возможность уменьшить издержки производства.
Нормы труда, с одной стороны, должны являться средством получения прибыли, а с другой способствовать решению социальных задач, в первую очередь таких, как обеспечение для наемного работника нормальной интенсивности труда, его материальной заинтересованности при работе по обоснованным нормам.
Все нормы труда в зависимости от методов их разработки делятся на две группы: научно обоснованные и опытно-статистические.
К первой группе относятся нормы труда, обоснованные с точки зрения наиболее эффективного использования технических, технологических и организационных возможностей производства, а также имеющие психофизиологическое и социально-экономическое обоснования.
Опытно-статистические нормы определяются исходя из опыта нормировщика или мастера и статистических данных. Однако опыт работника и данные о затратах труда на операцию или изделие и фактической выработке отражают прошедший период.

Они фиксируют достигнутый уровень и поэтому не способствуют выявлению внутрипроизводственных резервов и дальнейшему росту производительности труда.
По степени укрупнения все виды норм труда делятся на дифференцированные (элементные), укрупненные и комплексные.
К дифференцированным относятся нормы времени на элементы операции, установленные на основе дифференцированных нормативов. Эти нормы рассчитываются на действия, приемы, отдельные комплексы приемов и являются наиболее точными нормами времени, отражающими все условия и возможности производства.

Применяются они в условиях крупносерийного и массового, а иногда и серийного производства, где требуется высокая точность норм.
Укрупненные нормы труда разрабатываются на изделие, технологический процесс в целом, на определенный объем работы. Определяются они по данным фотографии использования рабочего времени и хронометража, а также по укрупненным нормативным материалам.

Комплексной называется норма времени (выработки), рассчитанная на конечный укрупненный измеритель (например, м3 кладки, т угля), характеризующий комплекс взаимосвязанных работ.
Нормы труда в зависимости от охвата работ делятся на местные, отраслевые и общепромышленные. Местные нормы разрабатываются на работы или операции, свойственные одному или группе аналогичных предприятий.

Отраслевые нормы применяются на всех предприятиях отрасли независимо от их ведомственного подчинения. Применение таких норм обязательно для предприятий данной отрасли промышленности.

Общепромышленные нормы предназначены для большинства или всех предприятий независимо от района их расположения, а также отраслевой и ведомственной принадлежности.
По способу построения нормы времени бывают типовые и единые.
Типовые нормы времени рассчитываются на основе разработанного типового технологического процесса исходя из нормативов времени и режимов работы оборудования. Они предназначаются в основном для нормирования труда в условиях серийного производства, что является недостатком типовых норм. Единые нормы времени (выработки) устанавливаются на выполнение технологически однородных работ, организационно-технические условия выполнения которых везде одинаковы.

Они разрабатываются для наиболее типичных условий работы и обязательны для применения.
В зависимости от периода или времени действия нормы труда делятся на разовые, временные, условно-постоянные и сезонные. Разовые нормы устанавливаются на операцию (изделие), носящую единичный характер (внеплановые, аварийные), применяются в основном в опытном производстве и бывают преимущественно опытно-статистическими.

Временные нормы устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда. Срок действия временных норм не должен превышать трех месяцев. Они могут быть научно обоснованными и опытно-статистическими. Условно-постоянные нормы должны соответствовать организационно-техническим условиям и тщательно обосновываться.

Постоянных норм нет. Они динамичны и систематически уточняются.

Сезонные нормы применяются в сезонных производствах.

Система норм и нормативов

На предприятиях используется система норм труда, отражающих различные стороны трудовой деятельности. Норма труда определяет величину и структуру затрат рабочего времени, необходимых для выполнения данной работы, и является эталоном, с которым сравниваются фактические затраты времени в целях установления их рациональности.

При нормировании труда рабочих и служащих применяются следующие виды норм труда: нормы времени, нормы выработки, обслуживания, численности, управляемости, нормированные задания. Поскольку всеобщим измерителем труда служит рабочее время, все нормы труда являются производными от нормы времени.
Норма времени это количество рабочего времени, необходимое для выполнения единицы определенной работы (операции) одним рабочим или группой рабочих соответствующей численности и квалификации в наиболее рациональных для данного предприятия организационных, технических и хозяйственных условиях с учетом передового производственного опыта. Норма времени исчисляется в человеко-часах, человеко-минутах или человеко-секундах.
Чтобы установить норму времени, необходимо выяснить состав затрат рабочего времени и конкретные их величины для выполнения данной работы.
Состав нормы времени можно представить в виде следующей формулы:
Нвр = Тпз + Топ +Торм +Тотл +Тпт; Топ = То + Тв, (7.2.1)
где Нвр норма времени; Тпз подготовительно-заключительное время; Топ оперативное время; То основное время; Тв вспомогательное время; Торм время на обслуживание рабочего места; Тотл время на отдых и личные надобности; Тпт перерывы, обусловленные технологией и организацией производства.
В зависимости от характера отдельных элементов затрат времени изменяется методика нормирования каждого из них.
Подготовительно-заключительное время, например, устанавливается на партию одинаковых изделий или в целом на все задание. Величина его не зависит от размера партии деталей, а зависит от типа и особенностей организации производства и труда, а также от характера работы.

В условиях единичного и мелкосерийного производства подготовительно-заключительную работу выполняет сам рабочий. В массовом производстве многие из этих работ выполняют специальные рабочие (наладка оборудования и др.).

Необходимая величина подготовительно-заключительного времени определяется на основе данных фотографии рабочего времени и нормативов времени.
Основное и вспомогательное время для всех процессов, кроме ручных, устанавливается раздельно. Основное время зависит от объема выполняемой работы и от режимов применяемого оборудования.

Оно может быть сокращено за счет совмещения приемов работы, использования многоместных приспособлений, групповой обработки деталей и т.п.
Состав работ по обслуживанию рабочего места и необходимые затраты времени на их выполнение зависят от типа и организации производства, характера выполняемой работы, вида оборудования и т.д.



Содержание раздела