d9e5a92d

Методы, используемые в сметном планировании

1) стоимость изготовленных изделий, произведенных для сторонней реализации и на капитальное строительство предприятия;
2) стоимость полуфабрикатов выработки и продукции вспомогательных производств, произведенных для сторонней реализации;
3) стоимость работ, услуг, произведенных на сторону;
4) стоимость продукции подсобного производства, реализуемой на сторону.
Планирование объема производства определяется в установленных ценах.
Существует такое понятие, как незавершенное производство, которое означает незаконченное производство продукции по всем производственным стадиям. Анализ и оценка незавершенного производства помогают представить предстоящий объем работ.
Производственная программа является одним из элементов процесса планирования. При формировании программы следует руководствоваться основной целью предприятия максимизацией прибыли.
Производственная программа может быть нескольких видов: программа выпуска продукции, программа производственных цехов, производственная программа вспомогательных и обслуживающих цехов, программа ремонтных цехов, программа инструментальных цехов, программа энергетических цехов, программа транспортных цехов. Годовые программы по всем цехам формируются на основании годовой программы предприятия.

Методы, используемые в сметном планировании


Одним из видов планирования является сметное планирование, которое лежит в основе оценки потребности предприятия в оборотных средств для наиболее эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью. При планировании потребности в оборотных средствах используются следующие методы:
1) нормативный;
2) расчетно-аналитический;
3) балансовый;
4) метод оптимизации;
5) метод моделирования.
Сущность нормативного метода заключается в расчете объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на плановый объем показателя. Расчетно-аналитический метод подразумевает оценку потребности в оборотных средствах путем расчета затрат и потребности в ресурсах.
Сущность балансового метода при оценке потребности в оборотных средствах заключается в увязке объема затрат и источников доходов. Балансовый метод используется в основном на стабильных предприятиях.

По данному методу потребность в оборотных ресурсах рассчитывается путем умножения выручки на долю элемента оборотных средств в выручке.
Метод оптимизации означает оценку потребности в оборотных средствах в многократном варианте. Из нескольких смет выбирается та, в которой отражен минимум затрат или максимум дохода.
Сущность метода моделирования основана на факторном анализе функциональных связей между различными составляющими процесса производства (например, моделирование зависимости оборотных средств от объемов реализации продукции).
Определение потребности в оборотных средствах производится также на основе выявления тенденции прошлого периода, очищенного от случайных индивидуальных факторов.
При нормировании потребности в производственных запасах (как одного из элементов оборотных средств) руководствуются следующим расчетом:
Потребность в производственных запасах = (расход производственных запасов за нормируемый период х норма производственных запасов в днях / продолжительность планового периода в днях.
При нормировании в незавершенном производстве потребность в заделах незавершенного производства рассчитывают так:
(Единовременные затраты при запуске изделия + Последующие затраты при его изготовлении за нормируемый период) х Норма задела незавершенного производства в днях / Продолжительность планового периода в днях.
При нормировании потребности в запасах готовой продукции потребность в запасах готовой продукции рассчитывают как выпуск готовой продукции за нормируемый период, умноженный на средневзвешенную норму по всем изделиям в днях и деленный на продолжительность планового периода в днях.

Стратегическое налоговое планирование


Налоговое планирование в стратегическом плане является наивысшим этапом налогового планирования на предприятии. Если рассматривать этот вопрос с практической точки зрения, то налоговое планирование представляет собой оптимизацию предприятия.

Конечным результатом данного процесса должен явиться налоговый план, целью которого является достижение стратегических целей предприятия, так как налоговое планирование призвано определить будущие перспективы предприятия в налоговом аспекте. Налоговое планирование имеет основу для определения стратегических целей, которые влекут за собой принятие определенных управленческих решений. Любая налоговая стратегия имеет под собой основу в виде налоговой идеологии, которая представляет систему принципов управления налоговыми платежами.


Процесс стратегического налогового планирования базируется на нескольких основных этапах.
1. Определение периода налоговой стратегии. Налоговое планирование в какой-то степени легко при достаточной информированности развития экономики, перспектив этого развития.

Основой для определения периода налогового планирования служит отраслевая принадлежность, специфика предприятия.
2. Мероприятия по изучению внешних налоговых факторов и налоговой политики государства. Полный и точный анализ ситуации налогового законодательства дает возможность прогнозировать изменения этой среды в будущем.

Налоговое планирование это неотъемлемая часть финансового планирования в целом.
3. Определение стратегических целей касательно налоговой политики предприятия. Главная цель любой деятельности это максимизация прибыли. Главная цель любого планирования это минимизация рисков и получение максимального финансового результата.

Налоговое планирование также преследует цель повышения благосостояния собственников компании, повышение уровня рентабельности. Эффективная система налогового планирования должна обеспечивать необходимое наличие ресурсов и наиболее эффективное использование средств и капитала компании.
4. Определение целей налогового планирования в конкретном плане по периодам. Здесь рассматривается взаимосвязь и динамичность показателей налогового планирования, их взаимодействие и направленность.
5. Определение налоговой стратегии в зависимости от принадлежности к той или иной сфере. Этот этап считается самым ответственным.

Планирование в зависимости от аспектов носит многоуровневый характер.
6. Разработка мероприятий организационно-экономического и экономически-правового плана, призванных к обеспечению налоговой стратегии. На данном этапе предусматривается выделение центров финансовой ответственности и анализ обычаев делового оборота и судебных прецедентов, прогноз налоговых обязательств, разработка финансовых схем и схем материальных потоков, формирование графика исполнения налоговых обязательств и т. д.
7. Анализ эффективности разработанной налоговой стратегии. Это заключительный этап стратегического налогового планирования на предприятии.

На данном этапе происходит согласование налоговой стратегии со стратегией предприятия, с изменениями внешней среды, анализируется сбалансированность и реальность исполнения, уровень рисков. Кроме того, рассматривается результативность налоговой стратегии, которая просчитывается на основании прогнозных показателей.

Тактическое налоговое планирование


Согласно Налоговому кодексу РФ любое предприятие в обязательном порядке должно вести учет доходов и расходов. Вот почему налоговый контроль, а следовательно, и налоговое планирование имеют важнейшее значение для деятельности любой компании. Внутренний контроль подразумевает следующие процедуры:
1) еженедельный анализ нормативных документов для правильности исчисления налогов;
2) формирование прогнозных данных по налоговым начислениям и платежам (налоговый календарь) для оптимизации платежей налогов;
3) контрольные мероприятия по ведению бухгалтерского учета, начислению и уплате налогов.
Тактическое налоговое планирование представляет собой составляющее механизма финансового управления и контроля. При тактическом налоговом планировании исходя из планируемых сделок составляются прогнозы налоговых обязательств, которые в дальнейшем используются при формировании прогнозов денежных потоков предприятия и очень часто являются предпосылкой для принятия управленческих решений. Теория различает следующие методы тактического налогового планирования в области налоговой оптимизации:
1) отсрочка налогового платежа (может быть произведена осуществлением платежа в последний день месяца, в связи с чем (на основании того, что междугородние банковские платежи не являются однодневными) расход на приобретение продукции может увеличить себестоимость текущего периода несмотря на то, что сама продукция будет использоваться только в следующем месяце. Кроме того, предприятие, продавшее данную продукцию, может отсрочить уплату налога на прибыль на 3 месяца);
2) замена отношений (суть заключается в свободе выбора хозяйствующим субъектом гражданско-правовых форм и организаций-сотрудников на основании налоговых последствий данного выбора (например, посреднические сделки));
3) разделение отношений (предполагает не замену, а разделение выбора отношений и деятельности на основании налоговых последствий данного выбора);
4) сокращение объекта налогообложения (подразумевает ликвидацию налогооблагаемых операций путем сделок мены, дарения, занижения стоимости продукции);
5) делегирование налоговой ответственности (основывается на передаче налогового бремени на специально созданную для этого компанию);
6) принятие такой учетной политики, которая способствует минимизации налоговых платежей;
7) применение налоговых льгот;
8) смена центра управленческих решений или сбыта продукции с образованием самостоятельного юридического лица (учреждение юридического лица и передача ему полномочий управления при размещении его в зоне льготного налогового режима).
Тактическим налоговым планированием должны заниматься те специалисты, которые заняты в процессе планирования деятельности предприятия, т. е. это работники, которые обладают достаточной информацией о деятельности компании, об установленной политике и цели. На крупных предприятиях целесообразно формировать специальные налоговые департаменты.

Понятие бюджетного цикла


Понятие бюджетного цикла подразумевает под собой совокупность действий и мероприятий по формированию бюджета компании. Бюджетный цикл подразделяется на два основных этапа: 1) подготовительные мероприятия к процессу бюджетирования;
2) сам процесс бюджетирования.
Подготовительный этап включает в себя:
1) выявление стратегических ориентиров предприятия;
2) анализ внешнеэкономической среды;
3) выявление стратегических ориентиров бизнес-направлений;
4) формирование внутренних нормативов.
Стратегическое планирование охватывает первые три подэтапа бюджетного цикла. Очень часто стратегическое планирование сводится к составлению годового бюджета на предприятии. Это связано с частыми и стихийными изменениями внешней среды, т. е. изменениями в законодательстве и т. д. В связи с этим стратегическое планирование иногда просто теряет свою значимость и значение в том понимании, в котором оно и должно быть.

В современной экономике стратегическое планирование сводится к управлению предприятием в определении цели и соответствия этой цели ресурсам, имеющимся в наличии, в условиях постоянно меняющейся экономической среды, т. е. при стратегическом планировании выбираются приоритетные виды развития, наиболее возможные в современных условиях.
Для любых стратегических целей определены следующие критерии:
1) конкретность;
2) измеримость;
3) достижимость;
4) соотносительность с конкретным сроком достижения.
Второй подэтап бюджетного цикла заключается в формировании прогнозов внешней среды для определения факторов, влияющих на настоящее развитие предприятия, а также на его будущий рост. План данных внешних факторов или макроэкономических показателей утверждается бюджетным комитетом, который создается специально как контролирующий орган для управления бюджетным процессом. К макроэкономическим факторам относятся:
1) прогноз уровня инфляции;
2) прогноз ставки рефинансирования;
3) прогноз валютных ставок и т. д.
Кроме экономических факторов существуют также и неэкономические, такие как:
1) законодательные факторы;
2) факторы конкуренции;
3) факторы политические;
4) факторы рыночные и т. д.
Данной группой факторов нельзя пренебрегать, так как от них зачастую может зависеть гораздо больше, чем от экономических факторов.
Следующий этап бюджетного цикла имеет важность в связи с необходимостью планирования по всем сферам деятельности компании. Здесь выбираются приоритетные направления деятельности.
После этапа подготовки предполагается непосредственно сам процесс бюджетирования. На данном этапе в соответствии с поставленными целями и задачами производится консолидация имеющихся данных, которые до этого были представлены центрами финансовой ответственности.

Данные вносятся в единый генеральный бюджет, корректируются по мере необходимости. Затем выводится финансовый результат и остаток денежной наличности на прогнозируемый период.

Планирование риска


Современная экономика это огромный механизм, в котором задействовано множество субъектов, прямым или косвенным путем влияющих на те или иные процессы. Вот почему любое планирование финансово-хозяйственной деятельности в любом случае связано с определенной степенью риска.

В связи с этим особое значение для руководителей предприятия, а также для тех специалистов, которые непосредственно занимаются планированием деятельности предприятия, приобретает планирование рисков. В идеальном варианте любой бизнес-план должен содержать специальный раздел Управление рисками, который должен отражать не только возникновение или наличие тех или иных рисков, но и выявлять пути их снижения.
Необходимо также отметить, что любой анализ риска сводится прежде всего к проблеме финансового риска. Риски подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним рискам относятся риски, связанные с деятельностью самой фирмы, ее политикой, организационной структурой и т. д. Внешние риски представляют собой такие риски, которые связаны с экономической ситуацией в стране и не связаны с внутренней деятельностью компании. Кроме того, различают также систематичные риски (влияние различных факторов, которое определяется на основании статистических данных в зависимости от принадлежности предприятия к той или иной отрасли), статичный риск (влияние физических и моральных факторов), динамичный риск (факторы, вытекающие из рыночной конкуренции и самой предпринимательской деятельности).
Уровень риска очень часто отождествляется с возможностью получения или неполучения прибыли, в связи с чем любой риск должен быть спрогнозирован для того, чтобы максимизировать прибыль.
Чтобы управлять риском, необходимо применение высококвалифицированной аналитической процедуры:
1) установление факторов риска и предпосылок его возникновения;
2) определение существенности риска, его вероятности и размеров;
3) выявление методов и форм его стабилизации. Мероприятия, направленные на минимизацию внутренних рисков:
1) выявление способов по повышению платежеспособности предприятия, а также наименьшей зависимости от факторов внешнего разряда;
2) обеспечение непрерывного денежного обеспечения, а также увязка производственных стадий;
3) повышение уровня реализации продукции и уровня доходности;
4) обеспечение экономии финансового обеспечения, повышение уровня рентабельности, сокращение окупаемости, повышение уровня прибыльности в целом;
5) достижение оптимального уровня организации производственного процесса и аппарата управления.
Планирование рисков включает в себя также оценку и анализ качественных и количественных характеристик рисков. Очень важным моментом является то, что риск сам по себе не обязательно подразумевает потерю. В некоторых случаях он означает и получение большей прибыли.

Риск это неожиданное изменение запланированных действий и результатов этих действий.

Планирование реализации продукции


Результативным показателем деятельности предприятия является объем реализованной продукции. Реализованной продукцией по общепризнанным стандартам является та продукция, которая была отгружена покупателям (то же самое касается и оказанных услуги и выполненных работ) одновременно с предоставлением платежных документов.
К объему реализации относится:
1) выручка от реализации всей продукции, произведенной на предприятии;
2) выручка от реализации товаров по давальческим сделкам (в том числе на давальческом сырье);
3) выручка от реализации газа, пара, воды, электроэнергии и тепла.
Отгруженная продукция это продукция, которая была фактически отгружена потребителю (выполненные работы, оказанные услуги, сданные заказчику) независимо от того, оплачена она последним или нет.
Отличие реализованной и отгруженной продукции заключается в наличии остатков на складах. Оценить же объем отгруженной продукции можно следующим образом : берутся фактические цены предприятия-производителя без учета налога на добавленную стоимость, акциза и других налогов, которые вычитаются из выручки от реализации. Возможно заблуждение, что произведенная продукция и реализованная продукция это одно и то же.

Но это далеко не так. В современных условиях при развитии рыночной экономики объем реализации определяется в качестве объекта маркетинговых исследований.
Предприятия имеют право отражать в отгруженном объеме реализации покупателям стоимость самой продукции. Кроме того, здесь находит отражение стоимость работ и услуг производственного характера по мере того, как они буду оплачены покупателем.

Для этого из полного объема отгруженной продукции выделяют ее оплаченную часть. Оплаченная и отгруженная продукция отличаются друг от друга на сумму разницы остатков отгруженной, но не оплаченной потребителем продукции.
Формирование плановых показателей по реализации продукции зависит во многом от того, какая продукция считается на предприятии реализованной. Если здесь имеется в виду отгруженная продукция, вне зависимости от того, оплачена она или нет, то план рассчитывается так:
Объем реализации продукции по плану = Объем производства + (Складские запасы готовой продукции на начало периода Складские запасы готовой продукции на конец периода).
Под запасами готовой продукции на складе здесь подразумеваются те запасы, которые еще не отгружены потребителю. Оценка также производится в фактических ценах без учета налога на добавленную стоимость, акцизных платежей и т. д.
Следующим вариантом расчета планового показателя реализованной продукции является метод, который используется в том случае, если под реализованной продукцией понимается отгруженная и полностью или частично оплаченная продукция:
Объем реализации продукции по плану = Объем производства + (Складские запасы готовой продукции на начало периода + Складские запасы готовой продукции на конец периода) + (Остаток неоплаченной, но отгруженной продукции на начало периода Остаток неоплаченной, но отгруженной продукции на конец периода).

Информативная база для бизнес-планирования


Необходимым предварительным шагом при составлении бизнес-плана предприятия является сбор информации. От данного этапа зависит во многом эффективность самого процесса бизнес-планирования.

Вот почему в компаниях, где процесс планирования развит, этому уделяется много внимания. Различают следующие виды информации.
1. Информация о спросе: она особенно важна, так как здесь производится анализ ситуации на рынке, т. е. каков спрос на данную продукцию (работы, услуги). Этот этап носит также название маркетинговые исследования, суть которого заключается в том, что потребители не просто выбирают тот или иной продукт, они выбирают наиболее предпочтительный по цене и качеству, т. е. путем данных исследований анализируется и прогнозируется наилучший вариант, при котором конечный результат производства окажется наиболее притягательным для потребителя.

Кроме того, здесь выявляются конкуренты и предлагаемые ими условия.
2. Производственная информация необходима для определения потребностей производства данного вида продукции, работ, услуг. На данном этапе анализируется возможность осуществления работ собственными силами или с помощью подрядных организаций, определяется материально-техническая база, необходимая для осуществления производственного процесса, выделяется круг поставщиков, предлагающих наилучшие условия, определяется необходимая производственная база (оборудование), задействованная в производственном процессе, анализируется потребность в человеческих ресурсах, а также потребность в помещениях.

Кроме того, здесь рассчитывается величина накладных расходов (коммунальные платежи, спецодежда, заработная плата административно-управленческого персонала и т. д.). 3. Финансовая информация, помогающая оценить все финансовые стороны производственного процесса. С помощью финансовой информации оценивается стоимость проекта, его рентабельность, что необходимо для привлечения инвесторов. На данном этапе рассматриваются цены конкурентов, рассчитываются собственные расходы, закладываемые в цену продукции (работ, услуг).

Выделяется несколько видов финансовой информации, позволяющих проанализировать и оценить, насколько эффективен и результативен данный проект. К ним относятся:
1) прогнозный баланс доходов и расходов предприятия, составляемый, как правило, на три года (в денежной оценке с учетом начального остатка денежных средств по счетам, суммы поступлений, а также величины денежных расходов, что позволяет оценить способность предприятия оплачивать собственные обязательства как текущие, так и просроченные (при наличии таковых));
2) баланс активов и пассивов компании в текущем периоде (позволяет оценить финансовое состояние предприятия, т. е. наличие имущества и его стоимость, а также долги компании на настоящий момент);
3) баланс активов и пассивов на прогнозируемый период.

Планирование баланса компании


Целью планирования баланса предприятия выступает обеспечение сбалансированности компании, т. е. соответствие статей активов статьям пассивов. Иными словами, покрытие обязательств собственными активами. С помощью составления прогнозного баланса можно увидеть величину активов (или имущества) компании с разбивкой по статьям, что позволяет оценить уровень обеспеченности предприятия необходимыми ресурсами для успешного функционирования. Баланс отражает как величину наиболее ликвидных активов (денежные средства, краткосрочная дебиторская задолженность), так и менее ликвидные активы в виде основных средств и нематериальных активов.

В прогнозном балансе также находит отражение финансовый результат в виде нераспределенной прибыли прошлых периодов.
В основе прогнозирования балансовых статей предприятия лежат активные действия, т. е. внутренняя переработка ресурсов. Примером этому служит производственный процесс по изготовлению продукции (работ, услуг), торговая деятельность, операции с финансовыми активами компании. Все эти операции вытекают из стратегических принципов и целей предприятия в той области, в которой оно осуществляет или планирует осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность.

Все это находит свое отражение в производственной программе с учетом прогнозируемого сбыта, включая планируемые капиталовложения и операции с внеоборотными активами.
Производственная программа представляет собой базу информации о необходимых ресурсах, натуральную и стоимостную оценку активов. Анализ имеющихся на настоящий момент активов, а также потребность в их увеличении, определяет изменение структуры и величины имущества предприятия.

С помощью такого прогноза оценивается также суммарная стоимость компании.
Следствием определения величины активов предприятия является оценка источников и размеров финансирования этих активов. Здесь важным моментом выступает соответствие источников финансирования доходности и структуре активов предприятия.



Содержание раздела