d9e5a92d

Запретная территория


Этот вид подготовки особенно важен, когда все лучшее в коуче сосредоточено на его личной жизни. Коуч ведь тоже человек! Периодически в его жизни случаются разные происшествия, которые заставляют коуча сосредотачивать внимание, скорее, на себе, нежели на клиенте. Допустим, по дороге на работу коуч угодил в пробку, мчался, спешил, боясь опоздать, влетел в офис, хлопнулся в кресло - и тут же зазвонил телефон. Его сознание еще несется в сумасшедшем темпе.

Ему нужно привести в порядок свои чувства перед разговором с клиентом, чтобы полностью сосредоточиться исключительно на клиенте, а не на собственных трудностях. Кроме ежедневных заминок, которые выводят нас из равновесия, существуют настоящие удары в солнечное сплетение. Коуч только что узнал плохую новость о своем друге: результаты биопсии подтверждают рак. Или у него только что произошел бесплодный спор с супругом (супругой) по вопросу, который невозможно разрешить.

Подготовка и прояснение позволяют ему полностью присутствовать на сессии, не закапывая при этом свои собственные чувства. Это не так-то просто. Иногда это даже невозможно, поэтому лучше договориться с клиентом о переносе разговора на другой день. Стиснуть зубы и упорно работать над собой, когда дело продвигается трудно, - это, конечно, достойно восхищения, но только до определенного предела.

Управление собой - это знание границ этого предела.
Запретная территория
Управление собой помогает коучу также понять, где именно он останавливается в своем коучинге. Если бы весь коучинг мог происходить в зоне психологического комфорта коуча - это было бы просто замечательно. У каждого коуча есть такие области, которые он не хотел бы затрагивать, в которых он опасается возможных последствий. Порой он замечает, что удерживается от того, чтобы открыть клиенту нелицеприятную истину, поскольку не хочет нагнетать ситуацию, огорчая и расстраивая клиента. Может быть, коуч останавливается потому, что не хочет лишиться этого клиента либо боится обидеть его.

При этом на другой чаше весов находится полнота жизни и самореализация клиента. В случае подобных недомолвок риску подвергается именно она.
Возможно ли, что клиент обидится и уйдет? Вполне. Это та цена, которую коуч должен быть готов заплатить на любой сессии. Именно на любой сессии.

Мы не желаем рисковать в тех же самых случаях, когда и клиент этого боится. Именно эти трудности не дают клиенту жить полноценной жизнью. Довольно часто именно они являются причиной, побудившей этого человека обратиться к коучу.
Присмотритесь пристальнее к тем областям своей собственной жизни, где ощущается дискомфорт, где случалось отступать в прошлом. Вероятность того, что это те самые проблемы, которые коуч не рискует затрагивать со своим подопечным, довольно велика, причем вне зависимости от того, являются ли они рискованными для него самого. Для коуча это слепые пятна - в силу привычки защищаться.

Возможно, они невидимы для него большую часть времени. Может быть, и настанет когда-нибудь такой день, когда он поймет, что заставляет его отступать. Но коуч не может ждать этой минуты, чтобы проработать эти вопросы со своим подопечным.

Возможно, коуч не выносит одиночества. Если же клиент затрагивает эту тему, то необходимо избрать иной путь и поговорить о чем-то другом. Из-за эмоциональной нагрузки, которую эта тема несет для коуча, он оставляет в стороне вопрос, изучение которого принесет пользу клиенту.
Это может быть проблема правдивости, боязни риска, нежелания разочаровывать людей, переживание собственной некомпетентности в финансовых вопросах или в личных отношениях. Изучение этих областей может иметь решающее значение для деятельности и-обучения клиента. Управление собой заключается в том, чтобы распознавать свои запретные территории, но, несмотря ни на что, исследовать их ради блага клиента.

Коучу следует стремиться выйти за пределы своей собственной зоны комфорта.
Контроль над гремлином
Коуч может быть уверен - его гремлин все еще находится поблизости, готовый непрерывно комментировать ограничения и неудачи. Полностью избавиться от этого саботажника никогда не удастся. Кажется, что уж на этот раз удалось окончательно его одолеть, а он вдруг снова воспрянул.



Коуч отказывается от встречи с клиентом, чувствуя себя несчастным и некомпетентным. Он растерян и ощущает себя неумелым.
Атак ли это? Управление собой состоит в том, чтобы распознать самооценивание, которое происходит в мозгу, и отличить конструктивный анализ от саморазрушительной болтовни гремлина. Ключ для коуча ничем не отличается от того, который он предлагает своим клиентам для усмирения этого мелкого пакостника. Во-первых, обратите внимание на то, что с вами происходит. Что конкретно критиковал или какие делал замечания гремлин ? Будьте точны, описательны, внимательны к приобретенному опыту.

Замечайте и запоминайте отмеченное. Затем поиграйте с возникшими альтернативами. Задайте себе пару важных вопросов: Какова истина, которая в этом заключается? Что я могу усвоить благодаря этому?

Что-то происходит внутри, что цепляет, на что-то имеет смысл обратить внимание. Гремлин, конечно, предлагает худшую из возможных интерпретацию событий. Коуч, в свою очеедь, сознает, что эти неприятные переживания являются частью обучения и делают его сильнее как человека и как профессионала.

Чем более умелым становится коуч в эффективном и смелом обращении со своим гремлином, тем лучше он научит своих клиентов справляться с их собственными.
Управление собой - это еще и понимание того, что дело вовсе не в гремлине, а в способности действительно прыгнуть выше своей головы. Осознав это, коучу нужно отнестись к себе помягче - так же, как он советует своим клиентам. В подобной ситуации самое конструктивное решение и для коуча, и для клиента - направить своего подопечного другому коучу или посоветовать обратиться за помощью еще к кому-то.
Каждому человеку неприятно осознавать свое поражение. Но иногда профессиональнее и правильнее прервать отношения коучинга для блага клиента. Для него может оказаться полезней консультация профессионального психолога, психотерапевта или более независимого коуча. Клиент может быть не готов взять ответственность за свою жизнь. Если альянс оказывается нежизнеспособным, то коучу в одиночку не удастся спасти его от распада.

Таким образом, если коуч действительно чувствует, что не может работать с этим человеком, то для обоих лучше будет расстаться.
Навыки и умения коучинга
Изрядное количество умений коучинга связано с искусством управления собой. Эти навыки лежат в основе динамики отношений коучинга и помогают обеим заинтересованным сторонам - клиенту и его коучу - сохранять свои силы.
Умение спрашивать разрешения
Один из самых действенных способов напомнить клиентам об их ответственности за происходящее - спрашивать у них разрешения: Можем ли мы поработать сейчас с этой проблемой?, Можно, я скажу Вам, что вижу я?, Не хотите ли Вы узнать, что я думаю об этом? . Спрашивая разрешения, коуч тем самым показывает клиенту, что тот обладает властью в их отношениях, а также демонстрирует понимание границы собственных полномочий во взаимоотношениях. Такая просьба является признаком управления собой со стороны коуча и позволяет клиенту взять на себя ответственность за развитие отношений и свою собственную работу. Коуч показывает свое уважение клиенту, когда просит у него разрешения, границы его личности соблюдаются.

Особенно это важно, если проблема, которую предполагается затронуть, слишком интимная или может вызвать у клиента дискомфорт: Могу ли я сказать Вам, что вижу в том, как Вы справляетесь с этим?.
Диалог
Клиент: Я понял, что разработанный нами план просто не сработает. В этом затруднительном положении мне пришлось сымпровизировать... Как будто я сплясал чечетку.

Совсем как раньше, когда приходилось принимать решения по мере продвижения.
Коуч: Прежде всего, я хочу сказать, что ничего незыблемого в наших совместных планах нет. Вы по-прежнему сами определяете свой оптимальный курс. Я уверен, Вы знаете, что правильно, поэтому будете продвигаться вперед и учиться на основе любых принятых решений.

Итак, что же Вы решили?
Клиент: Ну, в основном, именно это я и сделал. Начал действовать. Избрал совершенно другой курс.
Коуч: Хорошо, но, прежде чем мы начнем, я прошу позволения высказать Вам свое мнение по поводу Ваших действий. Это будет нормально?
Клиент: Кажется, мне может не понравиться то, что я услышу. Ну, ладно - давайте Ваши плохие новости, коуч.
Сообщение по сути
Порой рассказ клиента начинает непомерно затягиваться и занимает все время, отведенное для сессии. Иногда клиент начинает отвлекаться от темы, перескакивать с истории на историю. Бывает, что это просто стиль беседы данного человека, но чаще это способ уклонения от неприятного прямого разговора. Клиент отсутствует, блуждая в густом тумане. Сообщение по сути - это навык, позволяющий коучу вернуться к главному и требовать того же от клиента.

В чем сущность нашего разговора? В чем состоит вопрос? Каковы ваши выводы?
Это искусство кратких сообщений. Полезно практиковать этот навык на протяжении всех сессий, чтобы клиентов не застигло врасплох намерение коуча подвести итоги.



Содержание раздела