d9e5a92d

Самореализация и гремлин


Учет высших ценностей клиента как факторов, влияющих на решение, всегда - всегда! - послужит тому, чтобы оно привело клиента к самореализации. При этом решение может оказаться не самым легким, не самым веселым или не самым приятным либо потребовать жертв и даже иметь болезненные последствия. Но, с точки зрения долговременного баланса, такое решение окажется самым эффективным, потому что оно учитывает внутреннюю сущность клиента.

Мы вновь и вновь наблюдаем клиентов, которые принимают решения, исходя из состояния своего банковского счета, или из боязни неудобств, или из неуверенности, порожденной чужими неудачами. Они учитывают только факторы, действующие в самый момент решения, и стремятся уменьшить крути на воде, которые от этого решения пойдут. Такие решения никогда не служат Yамореализации, поскольку подменяют внутреннюю сущность внешними обстоятельствами. Самореализация и гремлин
Про человека, регулярно и последовательно действующего в соответствии со своими субъективными ценностями, можно сказать, что у него в руках ключ к счастливой жизни. Но тогда почему же мы не поступаем так все время? Ответ часто состоит в том, что живущий в нас гремлин навязывает нам свои собственные правила поведения. Гремлин говорит: Тебе не подходит эта работа (даже если она соответствует таким твоим ценностям, как тяга к приключениям и независимость), потому что тебе нужно больше денег, или: Ты не можешь разочаровать своих родных, или: Для этой работы у тебя не хватит дисциплины.

Гремлин говорит: Это слишком рискованно, или: Даже если ты это сделаешь, это ничего не изменит, или: Ты никогда не изменишься.
Для гремлина важнее всего сохранение status quo: ему удобнее, когда ничего не меняется, нежели когда в его существование вторгается новый неизвестный мир. Гремлин - враг любого изменения личности. А чтобы обрести способность к решениям, которых требует самореализация, клиент обязательно должен измениться.

И первое же изменение тотчас подает гремлину сигнал тревоги. Будьте готовы к частому появлению гремлина на протяжении коучинга.
Самореализация и призывающий путь
Анализ ценностей - это только один из способов приведения клиента к полноте жизни. Кроме того, существует еще так называемый призывающий путь, когда клиента просто вынуждают совершать действия, ведущие к самореализации. Рациональное обоснование этого пути восходит к самым первым определениям: самореализация - это не предмет, а переживание. Следовательно, достичь самореализации можно в любых обстоятельствах и в любой момент - даже прямо сейчас.

Ключом к этому и является призывающий путь.
Допустим, клиентка жалуется на то, что плохо выглядит, очень устает и имеет лишний вес. Ее цель - похудеть на тридцать фунтов и привести себя в порядок, вернув себе гибкость и энергичность. Разумеется, когда все эти задачи будут выполнены, она испытает огромное чувство удовлетворения. Но разве для ощущения полноты жизни обязательно дожидаться, пока растают все тридцать фунтов? Посредством коучинга можно разработать план действий, который сразу направит клиентку на путь к конечной цели.

Шаги по этой заранее проложенной дороге - это и есть призывающий путь. Теперь клиентка может переживать чувство самореализации каждый день: она уже идет по этому пути. Осознание факта такого движения по пути может послужить сильной внутренней поддержкой для клиента в дни, когда он начинает терять мужество. Подходящий момент для перехода к призывающему пути наступает тогда, когда клиент начинает говорить о жизни, как о чем-то, что наступит когда-нибудь в будущем, будто ему необходимо что-то специально сделать, прежде чем (и чтобы) начать жить.

В эту минуту его следует спросить: А как бы Вы могли уже сейчас жить столь же полной жизнью? Что могло бы стать для Вас хорошим "призывающим путем"?.
Самореализация и образ Себя-В-Будущем (Человек, Которым Вы Станете)
Если представить вашу жизнь в виде горы, то взгляд на эту грандиозную гору от подножия будет, несомненно, вызывать уныние. Но ведь на гору можно взобраться - бросить взгляд в будущее. Попробуйте, например, вообразить, что вы будете делать через двадцать лет.



Проделав это, вы, скорее всего, получите кое-какую информацию о своем будущем и даже о путях его достижения. Пока машина времени не изобретена, единственным инструментом, позволяющим заглянуть в чье-то будущее, остается воображение. Наши творческие способности вполне позволяют оперировать этим инструментом; это трудно представить только тому, кто еще не пробовал.
Человек, Которым Вы Станете, абсолютно не зависит от чьих бы то ни было мнений или суждений. Он знает все свои силы и возможности, все ухабы предстоящего пути, все глубинные смыслы, скрывающиеся за принятием решений. Даже на те вопросы, на которые у клиента (как он сам считает) нет ответов, у Человека, Которым Он Станет, они почти наверняка есть.

Человек, Которым Вы Станете, может обернуться назад, подарив вам сочувственный взгляд стороннего наблюдателя - и этот взгляд подскажет, какое именно решение вам надо сейчас принять. Я-В-Будущем - это представление о полной, насыщенной, реализованной жизни. Хотя этот образ и возникает только на основе сегодняшних познаний клиента, он свободен от ограничений, наложенных нынешним днем.

Живя в воображаемом пространстве, он не обязан держаться в жестких пределах реалистичности. Он дает клиенту возможность увидеть свои потенции к самореализации, сняв повседневные шоры.
Для работы с образом Себя-В-Будущем есть несколько методик. В главе 1 части четвертой приведено упражнение по визуализации, доказавшее свою эффективность. Коуч может вызвать к жизни образ Человека, Которым Станет Клиент, в любой ситуации, когда речь зайдет о самореализации, особенно если у клиента вызывают сомнения направления его предстоящих действий, или его сковывает модель поведения, которая заведомо не приведет его к самореализации.

Один из возможных способов - предложить клиенту вообразить: как Человек, Которым Он Станет, решил бы данную проблему или повел бы себя в данной ситуации?
Самореализация и Цель Жизни
Формулирование Цели Жизни - еще один способ уяснить то, что для данного человека означает быть по-настоящему живым. Чтобы жизнь была осмысленной, чтобы каждый выбор повышал ценность жизни для вас лично и для окружающих... - примерно так обычно описывается полнота жизни изо дня в день. Есть много способов добраться до Цели Жизни клиента. Но однозначно охарактеризовать мотивационное определение жизни -то, чему она посвящена, - трудно.

Некоторые говорят в этом контексте о призвании или о мечте. Иногда сутью жизни человека считается то истинное наследство, которое он оставит после себя, - то новое, что появится на нашей планете в результате его деятельности. В таком случае Цель Жизни заключена в ответе на вопросы: Что я оставлю после себя? Что я изменю в жизни тех людей, с которыми соприкоснусь?. Цель Жизни - это путь.

Как, например, путь на Восток. Клиент никогда не попадет в конкретное место, именуемое Востоком, но зато он может провести всю жизнь, двигаясь в данном направлении. При этом множество голосов, и внутренних и внешних, будет уговаривать его пойти в какую-нибудь другую сторону.

Иногда он будет к этим голосам прислушиваться - особенно, если не уверен в самой цели. Обнаружить свою Цель Жизни и заявить о ней - это событие, придающее жизни клиента мощную направленность. Правильно найденная цель жизни позволяет человеку преодолевать любое препятствие.
Формулирование Цели Жизни - обычно длительный процесс. Он может потребовать глубокого самоанализа, чтения, ведения дневника или обмена мнениями с другими людьми. Найдя наиболее правдоподобную версию, приходится все более погружаться в личность клиента до тех пор, пока эта версия не станет ответом на центральные вопросы его жизни. Где тот голод, который я могу утолить? Где та боль, которую я могу успокоить?

Где те ученики, которым я могу передать свои знания? Какие знания могу передать именно я? Где тот дом, для постройки которого пригодятся мои инструменты? Цель Жизни - это ответ на вопрос, как человек собирается использовать данные ему судьбой таланты. И это уникальный итог осмысления человеком жизни, его жизненного опыта и мудрости. Жизнь самореализующегося человека - это жизнь, осмысленно (а не случайно] подчиненная цели.

Такой человек живет, постоянно помня о своей Цели Жизни. (В главе 1 части четвертой приведен ряд упражнений, предназначенных для помощи клиентам в определении своей Цели Жизни).
Ценность формулирования цели жизни в отношениях коу-чинга состоит в том, что она помогает клиенту понять, чем для него является жизнь, полная самовыражения и самореализации, то есть что для него значит - быть полностью живым. Цель Жизни похожа на урановый кубик, который служит источником энергии в атомном реакторе. Работать и жить таким способом, который реализует Цель Жизни, - это еще одно определение того, что значит достичь самореализации. Отношения ко-учинга, направленные на раскрытие Цели Жизни, полны многих внутренних открытий.

Это область, где можно побудить клиентов реализовать данные им судьбой таланты (иногда - попробовав их на слабо?!).



Содержание раздела