d9e5a92d

Результаты вводной сессии


У гремлина есть свои излюбленные доводы: Я должен быть сильным..., Нельзя настолько зависеть от окружающих..., Им не понравится, если я..., Я не смогу добиться успеха в одиночку..., У меня нет ответов / таланта /опыта / тех качеств, которые им нужны - перечень вариантов бесконечен. И в любой момент, когда человек намеревается предпринять что-то, подразумевающее хотя бы минимальный риск, он слышит знакомый репертуар гремлина: О чем я только думаю? Ведь это же глупо! Это слишком рискованно, и я могу пострадать. Что они обо мне подумают?

Я не на своем месте и пытаюсь прыгнуть выше головы!.
Гремлин всегда чем-то напуган и доставляет массу неприятностей, но куда больше вреда он приносит, когда начинает рассуждать почти разумно: Я придумаю что-нибудь лучшее, если подожду до понедельника... В конце концов, на жизнь мне хватает... Я должен уделить этому больше внимания - вовсе незачем так спешить....

Гремлин всегда готов указать на недостатки, страхи, промахи человека, чтобы поддержать его заниженную самооценку: он всегда тянет назад и вниз.
Поскольку этот голос очень настойчив, изобретателен и неуловим, коуч и клиент должны обязательно упомянуть его на самой первой встрече. Этот дух сопротивления клиента необходимо обсудить с самого начала. Даже при условии, что власть гремлина велика, эффект от обсуждения этой темы окажется намного выше, если рассматривать ее во время вводной сессии с юмором и сочувствием.

Когда коуч говорит об этом отстраненно или наукообразно, клиент обычно становится напряженным, огорчается или начинает сопротивляться.
Главное - помнить, что гремлину нет дела до того, следует человек своим ценностям или нет. Желания гремлина всегда сиюминутны. Его заботят эти ценности только в том случае, если человек в действительности не следует им, как обещал. И тогда он заявляет: Ты - личность совершенно бесхребетная и не доводишь дело до конца. Брось все это.

Необходимо помнить, что гремлин сопровождает человека всю жизнь, от него нельзя никак избавиться, поэтому так важно, чтобы коуч и клиент научились замечать гремлина. Это - первый шаг к освобождению.
Только не следует впадать в заблуждение - невозможно победить гремлина, уничтожить его посредством коучинга. Гремлин клиента слишком умен, слишком быстр и опытен в подобных играх, чтобы его можно Iыло загнать в угол вопросами коучинга. И все же нельзя просто игнорировать гремлина: если его оставить в покое, он и не подумает убраться восвояси. Один из лучших способов в борьбе против гремлина - заметить его, узнать и дать ему имя.

Если вытащить его из тени на свет, он начнет терять свою силу, поскольку не выносит пристального внимания к собственной персоне.
Однако с помощью коучинга вполне можно научить клиента обходить ловушки гремлина. Представьте себе следующий сценарий: коуч и его клиентка длительное время сосредотачиваются на основной цели: клиентке необходимо указать подчиненному на его плохую работу. Но как только клиентка приближается к тому, чтобы ступить на этот новый путь, она говорит: Я не готова, или: Я не могу этого сделать, или: Я должна стать сильнее.

В этот момент коуч может обойти возражения ее гремлина, обратясь непосредственно к первоначальному видению клиентки, к тому представлению о будущем, которое побуждает ее двигаться дальше: Помните Ваш энтузиазм и ту ответственность, которую Вы на себя приняли? Просто вернитесь к желанию и энтузиазму, побудившим Вас к этому решению, и вы окажетесь на правильном пути!. Или можно вступить с гремлином в открытый конфликт, сказав клиентке: Это говорит Ваш "гремлин"? Привет, "гремлин"! А кто тебя сюда звал?

Какую старую пластинку ты завел на этот раз? Большое спасибо, но мы все это уже слышали.
Результаты вводной сессии
Вводная сессия должна дать следующие конкретные результаты:

  • определение цели;
  • обсуждение административных вопросов;
  • знакомство друг с другом;
  • формулирование ожиданий.

В отношениях коучинга умение клиента быть полноправным партнером столь же важно, как и модель взаимодействия. Клиент видит, что коуч уверен в его разумности, силе и способности самостоятельно принимать решения, что он стремится помочь ему организовать жизнь и работу соответствующим образом. Очень хорошо, когда подобная уверенность даруется, хотя это и случается очень редко.


Вводная сессия часто оставляет у клиентов ощущение чрезмерной уверенности в себе и тех результатах, которые должен принести коучинг, приводя их к завышенной самооценке. Это вполне объяснимо: когда в последний раз кто-нибудь посвящал вам два или даже три часа, полностью погружаясь в выяснение ваших целей и мечтаний, анализируя то, что вам мешает, вдохновляя вас на какие либо действия, интересуясь тем, что именно для вас значит жить полной жизнью?
Не существует единственно правильного способа проведения вводной сессии. До тех пор, пока изучаются пять главных компонентов, если и не во время первой встречи, то в течение первых нескольких, процесс идет своим чередом. Обсуждая в этой главе различные моменты процесса ознакомления клиента с отношениями коучинга, мы не даем жесткой схемы.

И клиент, и коуч будут работать намного лучше, если выработают и свой собственный стиль, и свою процедуру, в том числе организуют проведение вводной сессии таким способом, который наиболее соответствует их собственным талантам и предпочтениям.
Вводная сессия - основа, фундамент для развития полноценных отношений коучинга, где закладывается первый опыт клиента в заключении альянса: именно здесь этот альянс начинает работать. Клиент видит, что он является полноправным партнером в отношениях любого типа и полностью несет ответственность за свою жизнь. Вводная сессия позволяет клиенту понять, что, несмотря на поддержку коуча и его стремление помочь ему в решении существующих проблем, ответственность за те изменения, которые он готов внести в свою жизнь, несет только он сам.

Лишь это позволит клиенту назвать полученные результаты полностью своими.
Клиент обращается к коучингу потому, что хочет добиться лучших результатов или того, чего ему не удается достичь самостоятельно. Он желает значительных перемен в жизни и делах. Если проблема действительно в этом, значит, ставки весьма высоки.

Это часть фундаментального понимания того, что будет происходить после заключения альянса и что потребуется для осуществления изменений. Это понимание может быть бодрящим, волнующим, вдохновляющим.
Коуч несет ответственность перед предельными, самыми главными жизненными целями клиента, а это означает, что коучинт будет вызывающим, интригующим, побуждающим и даже потребует от клиента быть сильным. Это не просто болтовня о том о сем. Хороший коучинг достигает самой сердцевины вопроса.

Коуч преодолевает тонкости социальных условностей и задает вопросы, призывая к сотрудничеству, которое изменяет жизнь человека.
Атмосфера коучинга требует от клиента огромных душевных сил, времени, энергии и средств. Даже то, что услуги коуча обходятся клиенту недешево, воспринимается им как свидетельство важности этого процесса. Когда клиенты попадают в это пространство, они вступают в новый мир возможностей и вызовов.

Они уверены, что коуч полностью на их стороне, предан им и их задаче создания более полной и насыщеной жизни.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
УМЕНИЯ И НАВЫКИ КОАКТИВНОГО КОУЧИНГА
Один из самых простых и доступных способов увидеть и понять способы активного приложения умений коучинга - это рассмотреть их в свете пяти контекстов коучинга:

  • слушание;
  • интуиция;
  • любознательность;
  • деятельность /обучение;
  • управление собой.

В последующих пяти главах подробно излагается каждый из контекстов, а также даются определения специальных умений и навыков коучинга. Каждая глава сопровождается примерами диалогов, демонстрирующих эти умения и навыки на практике, а также упражнениями, которые можно использовать для их развития.
Глава первая.
СЛУШАНИЕ
Быть услышаннным - поразительный опыт, отчасти потому, что это случается так редко. Когда другой человек все время с вами, изучает вас, интересуется каждым вашим словом, искренне сопереживает, вы чувствуете, что вас знают и понимают. Обычно люди добиваются большего, зная, что их слушают, им легче сохранять присутствие духа, чувствуя себя в безопасности и ощущая спокойствие, благодаря чему они начинают доверять слушающему.

Именно поэтому слушание как важнейший элемент коучинга и является его первым контекстом, который мы обсудим.
Умение слушать - талант, которым в той или иной мере наделены мы все, но более других он необходим коучу. Однако этот навык можно тренировать и развивать. Мастера коучинга благодаря этому дару достигают высочайшего профессионализма.

Они действительно пользуются им с некой неосознанной грацией, подобной грации музыканта или спортсмена.
Большинство не способно слушать на самом глубинном уровне. Их ежедневные дела и заботы не требуют большего, чем самый низкий уровень, точно так же, как основная масса людей никогда не поднимается выше среднего уровня физического развития. Нам не нужны накачанные мускулы, если мы не атлеты мирового класса.

В обычной жизни мы прислушиваемся в основном к словам.



Содержание раздела