d9e5a92d

Отделение интерпретаций


Несмотря на это, он приобрел знания, которые помогут ему в составлении других бизнес-планов, завел несколько удачных знакомств. В этом опыте множество положительных сторон. К этому и ведет коуч: надо акцентировать внимание на результатах действий и научении, которые сопровождали эту попытку. Клиент: Полный провал. Шесть недель коту под хвост.
Коуч: Вы следовали по многообещающему пути шесть недель. Как мне помнится, Вы были на взлете.
Клиент: Это правда.
Коуч: Чему Вы научились за эти шесть недель?
Клиент: Научился составлять бизнес-планы. Не то, чтобы это принесло мне ощутимую пользу...
Коуч: А чему еще Вы научились?
Клиент: Я научился представлять свое дело людям других специальностей.
Коуч: Людям без технического образования?
Клиент: Да. Банкирам и склонным рискнуть капиталистам.
Коуч: Вы еще чему-нибудь научились?
Клиент: Я думаю, понял, что способен и на такое, хотя удовольствия от этого получаю меньше, чем от работы инженером.
Коуч: В таком случае как Вы оцените последние шесть недель?
Клиент: Хотел бы я научиться всему тому же всего за три недели. Но раз уж я все равно начал этот проект, то могу с таким же успехом продолжать презентации, пока кто-нибудь не оценит меня и не даст тех денег, на которые я рассчитываю.
Коуч: Великолепно! Что Вы хотите делать на этой неделе?
Отделение интерпретаций
Рефрейминг - один из способов представить клиентам ситуацию под новым углом зрения. Другой способ заключается в том, чтобы помочь им разобраться в многочисленных интерпретациях. Иногда разные факты так смешиваются, что создается твердая уверенность в чем-то, которая полностью обессиливает человека.

Эта уверенность кажется частью жизни, но не является ею.
Например, клиентка полагает, что, поскольку она мать и жена, именно ей надлежит заботиться об уборке дома. Она не может успеть все сразу, поэтому очень недовольна собой и всем вокруг, так как ощущает ответственность, а управиться со всем этим, на ее взгляд, невозможно. В данном случае присутствуют два отдельных факта: 1) клиентка является женой и 2) домашняя работа, которая должна быть выполнена.

Или глава семейства - муж и отец - считает, что он обязан работать сверхурочно, поскольку семье нужны деньги, а он является кормильцем. Это классические примеры того, что интерпретации необходимо отделять от фактов, дабы клиент мог успешнее оперировать своими возможностями.
Диалог
Клиент: Я составляю план на каждую неделю. Я использую ежедневник. Я трачу воскресный вечер на составление расписания. Никакого эффекта.

Со вторника начинается полный кавардак.
Коуч: А что происходит, когда Вы пытаетесь придерживаться выбранного расписания?
Клиент: Меня начинают просить. Каждому что-то от меня нужно, и все эти дела я, как правило, не планирую заранее - вот все и идет наперекосяк.
Коуч: А что случится, если Вы откажетесь?
Клиент: Только не в этой организации. Здесь такое не пройдет. Чтобы преуспеть, нужно действовать быстро, проявлять гибкость, бежать туда, откуда кричат: Пожар!...

С их точки зрения именно это и называется работать в команде.
Коуч: Создается впечатление, что Вы, в конечном счете, платите слишком высокую цену за все это. Кроме того, кажется, что здесь смешались две проблемы. Давайте попробуем разделить их?
Клиент: Кажется что? Что-то я за Вами не успеваю.
Коуч: Мне показалось, что Вы сказали: Когда меня о чем-то просят, я вынужден отступать от своего плана.
Клиент: Я сказал, что только так и можно поступать в данной организации.
Коуч: Так... Не хотите ли сыграть со мной в одну игру? Я хотел бы найти альтернативную точку зрения, чтобы представить Вам некоторую дополнительную перспективу.
Клиент: Согласен.
Коуч: Вот два факта: 1) люди высказывают просьбы и 2) Вы имеете четкий план. Раньше Вы автоматически соглашались выполнять все просьбы. Как иначе можно поступать с ними?
Клиент: Ну, я могу не сразу соглашаться, ссылаясь на не-обходимостксначала свериться со своим еженедельником.
Коуч: Хорошо. Какой еще можно избрать путь?
Клиент: Я полагаю, что мог бы научиться изредка отказывать.
Когда ничто другое не действует
Управление собой в коучинге часто применяется тогда, когда все валится из рук. Втулки уже отвалились, скоро колеса слетят с осей. В момент неудачи у человека часто возникает потребность в управлении собой. Неудача предоставляет коучу и клиенту возможность поговорить о ней в контексте обучения. Обучение на ошибках может быть болезненным (Не трогай печку.



Она горячая!), но зато весьма эффективным. В действительности жизнь можно описать как обучающую среду, полную всевозможных ловушек. К несчастью, один из самых ранних уроков, которые мы усваиваем в жизни, заключается в том, что потерпеть неудачу - это очень плохо, даже постыдно.

Мы учимся скрывать свои промахи, извиняться за них или совсем их игнорировать. В результате мы не приобретаем того практического опыта, который могли бы получить, выяснив причины неудачи.
Клиенты будут ошибаться и сталкиваться с неудачами в самом начале коучинга, поэтому коучу предстоит научить их, как с этим справляться. Клиентам пойдет только на пользу совместное с коучем исследование своих ошибок и превращение их в серьезнейший жизненный урок: как они переносят несчастья, как руководят своим обучением.
Коактивный коучинг поощряет клиентов к рассмотрению того, что именно они называют своими неудачами, подчеркивая разницу между определениями потерпеть неудачу и быть неудачником. Это совсем не одно и то же. Люди по природе своей - целостные, очень сильные, способные и творческие существа. Они не являются неудачниками, даже если порой им что-то не удается.

На самом деле, чтобы осуществить серьезные изменения в своей жизни, клиентам часто приходится действовать на пределе своих способностей и возможностей. Порой они делают еще один шаг и терпят поражение; иногда они не совершают нужного шага и страдают из-за упущенных возможностей. Вне зависимости от успеха или неудачи, главное - всегда внимательно относиться к последствиям действий и учиться на них. В этом заключается ценность неудач. Клиент достоин уважения, когда набирается храбрости, обязуется рискнуть и терпит неудачу.

Коучинг воспринимает неудачи как нечто важное, он высоко ценит тех, кто способен, признав свои ошибки, поставить себя в такое положение, что заслуживает всяческих похвал.
Упражнения
1. Управление собой
В каком месте Вы чаще всего попадаетесь на крючок во время сессии коучинга? Где Вам, скорее всего, необходимо применять самоконтроль?
Запишите десять возможных высказываний клиента, которые могут отбросить Вас на первый уровень. Например: Я думаю, что Вы меня не слушаете.
Затем запишите десять действий, которые Вы предпримете, чтобы вернуться к разговору с клиентом и не потерять связи с реальностью.
Далее следуют некоторые способы обуздать своего гремли-на, при случае попробуйте предложить такие же упражнения своим клиентам:
- внимательно изучите гремлина, который портит вам коучинг. Нарисуйте его портрет и дайте ему имя;

  • перечислите самые распространенные высказывания
    вашего гремлина, определите, какой у него голос, ка
    ким тоном он говорит;
  • укажите, в каких ситуациях он чаще всего проявляется;
  • посчитайте, сколько раз за неделю он проявит себя.

2. Быть союзником клиента
В очередной раз обратитесь к списку десяти друзей или коллег. Позвоните им, напишите или отправьте письмо по электронной почте, представляя себя их союзником.
Сообщите им, что вы верите в их способность сделать то, что необходимо. Будьте конкретны в своих формулировках.
3. Прояснение
Научите друга или коллегу проводить процедуру прояснения, чтобы он мог провести ее с вами. Его работа будет заключаться в том, чтобы поощрять вас глубже внедряться в проблему, которую необходимо прояснить, обостряя при этом ваши чувства до тех пор, пока вы не постигнете ее до конца. Ему не нужно понимать, что с вами происходит; его задача побуждать вас проговаривать это, словно подбадривая спортсмена перед самым финишем.
Выберите ту область вашей жизни, которая нуждается в прояснении, и проделайте упражнения вместе со своим другом. Закончив, поговорите с другом или запишите, что происходило по мере прояснения. Что произошло с грузом, когда вы позволили себе все высказать?

А с вашей жизненной энергией?
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
ПРАКТИКА КОАКТИВНОГО КОУЧИНГА
Практика коучинга, как мы уже говорили, сосредоточена на сценарии развития жизни клиента. Самореализация, баланс и процесс клиента - это воистину три центральных принципа коучинга. В этой части рассматривается каждый из этих принципов, а также предлагаются упражнения и примеры для коучей.

Кроме того, обсуждаются разные винтики и шпунтики коучинга и показываются перспективы, которые коучинг открывает обществу.
Глава первая.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КЛИЕНТА
Задумайтесь на минуточку о себе. Что для вас значит - жить полной жизнью? Каков бы ни был пришедший вам в голову ответ, обратите внимание, что он потребовал более глубокого размышления, чем простой вопрос: Чего вы хотите?.

Эта глубина и есть причина того, что самореализация является одним из трех центральных принципов Коактивного коучинга.



Содержание раздела