d9e5a92d

Навыки коучинга


Коуч также прислушивается к сопротивлению и турбулентности в процессе. Слушание - отправная точка всего, что связано с коучингом. Все остальные контексты основаны на слушании второго и третьего уровней. Следовательно, слушание - это те ворота, через которые проходит коучинг.
Когда коуч слушает, он делает выбор, изменяющий направление и фокус коучинга - то, что мы называем воздействием слушания. Один из способов проявления воздействия - спонтанный выбор того навыка коучинга, который необходимо использовать в каждый конкретный момент. Все навыки основаны, конечно, в первую очередь, на слушании, но некоторые конкретные умения и навыки особенно подходят к контексту слушания.
Навыки коучинга
Эти навыки обычно связывают с контекстом слушания. Конечно, эффективное слушание является предпосылкой всех навыков коучинга, но навыки, рассматриваемые в данном разделе, кажутся особенно подходящими для этого.
Проговаривание
Когда коуч полностью начинает использовать свои навыки слушания на втором и третьем уровне, его внимание и осознавание усиливаются. Он понимает, что происходит в этот момент с его клиентом. Присовокупив эти данные к тому, что ему известно о клиенте вообще, коуч получает огромный объем информации. Проговаривание - это умение кратко передавать то, что происходит.

Клиенты часто не могут увидеть со стороны сказанное или сделанное ими или, возможно, они замечают детали, но не в состоянии представить цельную картину своей жизни. С этим навыком коуч в состоянии поделиться с клиентом своими наблюдениями, не вынося при этом суждений. Он может рассказать клиенту, какими видит их действия.
Временами описание оказывается жестокой правдой и может быть неприятным: Я вижу, что вы продолжаете планировать проводить вечера и выходные вне семьи. Вы же говорили раньше, что для вас ваша семья стоит на первом месте, а сверхурочная работа с этим утверждением никак не стыкуется. Что происходит?.

Или другой пример: Вы не сделали работу в срок. Похоже, вы ее профукали. В коучинге нельзя обходить вопрос стороной; это входит в альянс.

Проговаривание - словно указание на существующую проблему и помещение ее в центр внимания - часть работы коуча, а справиться с проблемой - задача клиента.
Проговаривание также является компонентом активного слушания, оно включает зеркальное отражение для клиента того, что он только что вам сказал. Например: Я чувствую, что Вы действительно хотите выстроить этот бизнес, но, несмотря на все время, потраченное на это, он не развивается в том направлении, которое вы выбрали или Похоже, вам действительно доставляет удовольствие начинать утро с работы.
Проговаривание - способ реализации принятия клиента. Когда клиент говорит коучу, как это выглядит с его стороны, а коуч повторяет это, особенно если использует его собственные слова, это утверждение получает силу: клиент чувствует, что его слушают и поддерживают. Кроме того, клиенты получают более четкое ощущение происходящего, если слышат свое утверждение, сформулированное точнее.

Иногда коуч зеркально отражает клиенту его собственные фразы только затем, чтобы он вновь пережил сказанное - словно усиление звука, когда слушаешь музыку. После повторения сказанного, особенно если это произносится тем же тоном и с теми же интонациями, коуч иногда слышит, как клиент с удивлением спрашивает: Я действительно это сказал? .
Диалог.
Клиент: Я не уверен, должен ли я остаться или уйти - похоже, я застрял посредине.
Коуч: Насколько я понял, вы ощущаете конфликт между лояльностью к своему работодателю, который помог вам, когда вы действительно нуждались в помощи, - и вашим желанием попробовать открыть свое дело.
Клиент: Это трудный выбор, но это не выбор между лояльностью и независимостью - я могу найти способ выразить Дику благодарность за поддержку.
Уточнение
Многие из нас привыкли оперировать неопределенными или незаконченными мыслями или неоформившимися ощущениями. Часто мы приходим или тяготеем к заключениям, основанным на недостаточной информации, потому что не обдумали все как следует. И временами нам лучше думается, когда есть возможность проверить свои идеи и ощущения на ком-то еще.



В этом случае коуч служит для клиента зеркалом, помогающим достичь большей ясности.
Клиенты могут перескакивать с одной мысли на другую - они находятся в плену своих переживаний. Они могут блуждать в тумане, пытаясь нащупать выход, или застрять на неясных мыслях и устаревших взглядах на окружающий их мир - другими словами, смотреть на устаревшие карты. В подобных ситуациях задача коуча состоит в том, чтобы помочь клиенту разглядеть то, что он не в состоянии увидеть самостоятельно. Навык уточнения представляет собой комбинацию умения слушать, задавать вопросы, описывать, повторять - иногда просто проверять различные варианты: Я так понял....

Это правильно?... Похоже, вы ищете.... Но помните: это должен выяснить сам клиент, а вовсе не коуч, который сообщит ему правильный ответ (если он его, конечно, знает). Уточнение похоже на наведение резкости в оптическом приборе, добавление деталей, их изучение, чтобы клиент мог сказать: Да!

Вот оно! или Нет! Это совсем не то! Тут должно быть что-то еще.

Временами вам приходится показывать клиентам голубое, чтобы они поняли, что все время думали о зеленом.
Диалог
Клиент: Я не могу решить, правильно ли это.
Коуч: Это проблема, с которой вы сражаетесь уже несколько недель. Похоже, вы действительно хотите принять решение, но по-прежнему выжидаете.
Клиент: Я слишком близко к достижению того, что мне нужно.
Коуч: Мне бы хотелось описать, как все это выглядит со стороны. Может быть, это вам поможет?
Клиент: Конечно.
Коуч: Устройство на работу с частичной занятостью обеспечит определенный доход. Вы сильно стеснены в деньгах. Неплохо было бы увеличить доходы. И все же этот вид гарантии для вас недостаточен.

В прошлом вы шли на больший риск и отказались от финансовых гарантий.
Клиент: Это правда. Иногда мои родители думают, что я псих.
Коуч: Кроме того, подобная работа ограничит вашу свободу - не будет времени на искусство и останется очень немного на общение с друзьями и новые знакомства. Творчество значит для вас очень много. Я не предлагаю тот или иной выбор, я просто напоминаю, что вы говорили прежде о том, что для вас действительно важно.
Клиент: Спасибо. Это позволило мне лучше увидеть перспективу.
Мета-формат
Вообразите себя вместе с клиентом в вертолете, поднимитесь на высоту в пять тысяч футов и взгляните с этой высоты на его жизнь. Это - навык мета-формата. Он особенно полезен, когда клиент застрял в своей колее и может видеть только шесть футов грязи с каждой стороны от нее.

Мета-формат показывает полномасштабную картину и оставляет место для перспективы. Коуч может спросить клиента: Что вы отсюда видите? Что вы видите отсюда из того, что не видно снизу?.
Мета-формат восстанавливает связь клиентов с их видением себя самих и успешной жизни. Когда они находятся у подножия горы, запуганные объемом предстоящей работы, мета-формат позволяет им воспарить над всем этим и получить новое представление о перспективе - снимок огромной картины, полученный в момент их нахождения посредине трудного периода своей жизни.
Другой способ взглянуть на проблему в мета-формате - это подняться на высокую платформу, с которой коуч может обозревать жизнь клиента со всеми ее обстоятельствами и проблемами. В этом случае у коуча есть значительные преимущества перед клиентом. Фактически в этом и заключается работа коуча - достичь ясности перспектив и удержать всю картину.

Платформа позволяет коучу смотреть снаружи на детали текущего разговора. Например, если клиент конфликтует с коллегой, коуч может сказать: Эта история напомнила мне о разговоре, который состоялся между вами и вашим бывшим начальником, и ситуацию с вашей сестрой. Правда, они похожи?. Другой пример: клиент, который очень старается, но не может ничего достичь.

В этом случае коуч может сказать: Похоже, Вы предприняли много усилий, но что получили в результате?. Этот пример мета-формата с более высокой точки поднимает скрытую, основную проблему и представляет панорамный вид пройденного пути.
Коучи часто забывают взглянуть на ситуацию в мета-формате потому, что очень легко оказаться затянутым в водоворот текущих проблем. Предположим, что клиентка пришла на встречу, обеспокоенная кутерьмой, которая может начаться после грядущего увольнения одного из коллег. Коуч предлагает ей взглянуть на ситуацию в мета-формате - с организационной точки зрения - вместо того чтобы сосредоточиться на причиняющих боль ощущениях или подавленности.

Какой будет цена, если организация не уволит этого человека? Как увольнение повлияет на отношения и доверие между коллегами в дальнейшей перспективе?
Метафоры
Умение использовать метафоры - это способ привлечь воображение и опыт клиента, чтобы помочь ему быстрее и легче понять ситуацию. Вопрос Вы блуждаете в тумане? эмоционально намного эффективнее вопроса Вы запутались?, который обращается лишь к разуму клиента. Клиенты представляют себе, как они блуждают в тумане, они знают, как это и что они при этом чувствуют.



Содержание раздела