d9e5a92d

Инструменты для клиента


Что может заставить нас двигаться к цели? Сроки, обязательства, списки необходимых дел. Обещания, которые мы даем, стремление заработать денег или завершить начатое.

Нас может мотивировать и так называемый призывающий путь. Это образ того, что нас тянет делать. Он обладает достаточной силой, чтобы мы превозмогли апатию, лень и страх.

Призывающий путь может придать новые силы движению к любой цели. Возможно, нынешняя работа вашей клиентки на сотни световых лет отстоит от ее идеала - работы, которую она хотела бы иметь, работы, которая действительно позволила бы ей выполнить ее жизненное предназначение. Но пока она только изо всех сил старается вообразить, что бы это могло быть. Это вовсе не означает, что у нее нет возможности самореализоваться там, где она сегодня работает. Клиентка должна взглянуть на свою ситуацию и представить себе более реализованный вариант своей настоящей работы.

Коуч может задать вопрос: Какой должна стать Ваша работа, что должно в ней измениться, чтобы она доставляла Вам радость?.
Многие люди, например, считают, что заниматься физическими упражнениями скучно и неинтересно. Каков мог бы быть в данном случае призывающий путь? Один из способов - соединить существующее занятие клиента с его ценностями или видением будущего.

Например, если для человека полнота жизни подразумевает возможность большего общения с семьей, то можно попробовать так организовать его работу, даже при чрезмерной загруженности, чтобы выиграть достаточно времени и для семьи. Если же клиенту важнее учиться новому, необходимо выяснить у него, каким образом эта ценность могла бы внедриться в его настоящую работу, чтобы создать ему тем самым призывающий путь.
Обязательства и привычки. Между обязательствами и целями существует огромная разница. Цель - это нечто, обращенное вовне, очевидный результат. Обязательство, ответственность - это внутреннее стремление, побуждение, которое и породило цель.

Вопрос: За что Вы чувствуете ответственность? побуждает клиента к более глубокому самоисследованию, чем вопрос: Каковы Ваши цели?. В некоторых случаях, прежде чем стаить цели, необходимо выяснить, чему именно привержен человек, за что он чувствует ответственность. Иногда после подобного уточнения цели существенно изменяются
Повседневные привычки (регулярные действия, осуществляемые ежедневно или еженедельно) важны, так как именно в них проявляется ответственность клиента, его решимость и способность взять в свои руки контроль над собственной жизнью. Полезные привычки сами 1ю себе могут показаться всего лишь надоедливыми пунктами из бесконечного списка необходимых дел. Клиент принимает эти привычки, поскольку они, во-первых, полезны, а во-вторых, помогают ему заботиться о себе и быть дисциплинированным.
Кем Вам необходимо стать. Согласно классическому определению, безумец - это тот, кто продолжает поступать одним и тем же образом, но ждет иных результатов. Однако, если ничего не менять, то ничего и не изменится. Видимые изменения во внешнем плане являются производными внутренних изменений. Чтобы будущее не было простым продолжением прошлого, клиент должен стать другим человеком.

В процессе обучения и изменений клиент обнаруживает в себе силы, о существовании которых не подозревал прежде. Но достижение желаемых результатов, вполне вероятно, потребует от клиента изменения своего отношения к жизни, своих убеждений, своего мировоззрения. Необходимость таких перемен может действительно пугать.

В конце концов, если бы это было легко, клиент уже давно сделал бы это сам.
В самом начале отношений коучинга совершенно необходимо прочувствовать, кем, каким человеком должен стать клиент, чтобы воплотить в жизнь задуманное.
Логистики
На вводной сессии также рассматриваются некоторые формальные процедуры и основные правила, такие как составление расписания сессий, форма и время оплаты; отношение коуча к необязательности клиента (если тот позвонит позже условленного времени или не позвонит вовсе), а клиента - к просьбам коуча; самостоятельная работа клиента в период между сессиями. Затем необходимо отобрать соответствующие бланки и формы, которые заинтересуют клиента.


Если коуч заранее подготовится к вводной сессии, будет открыт и честен, это поможет ему показать клиенту, что он, коуч, достоин доверия. Клиент тем самым получает сообщение: Этот коуч знает, что делает. На него можно положиться, он - опытный профессионал.

Я могу доверять тем отношениям, которые мы выстраиваем вместе с ним.
Инструменты для клиента
На вводной сессии рекомендуется рассказывать клиентам о специфических средствах и инструментах коучинга, чтобы они знали, чего ожидать. Отношения коучинга отличаются от любого другого типа отношений, что клиент со временем обнаружит и сам, но лучше указать ему на это в самом начале.
Например, весьма вероятно, что коуч может вмешаться в повествование клиента, задав ему какой-то конкретный вопрос. Правила хорошего тона могут расценить такое вмешательство, как грубость, но в отношениях коучинга оно бывает очень эффективным. Вмешательство позволяет быстрее перейти к самой сути.

Когда клиенты ожидают этого, они просто отвечают на вопрос коуча, не обижаясь на такое вмешательство.
Другой случай - просьба коуча. В какой-то момент разговора коуч может сказать: Я прошу Вас к пятнице сделать двенадцать звонков по поводу продаж. Это не ультиматум, это просьба.

На любую просьбу коуча могут быть три ответа: Да, я сделаю, Нет, я не буду этого делать или: У меня есть встречное предложение. Четвертый вариант может звучать так: Мне нужно время, чтобы обдумать Вашу просьбу. Я сообщу Вам о своем решении в понедельник.

Объясните клиенту, что просьба коуча, вполне вероятно, может ему и не подходить. Но, прежде чем отказаться от того, что предлагает коуч, клиенту желательно подумать о встречном предложении. Так же и коуч должен быть готов к отказу клиента, в противном случае с его стороны это была не просьба, а требование.

Просьба - это не только эффективное средство коучинга, но и полезное умение, которое пригодится клиентам в их собственной жизни.
На вводной сессии можно также обсудить потребность клиента в том, чтобы передать власть отношениям коучинга, а также природу оформленного альянса между коучем и клиентом. Коуч рассказывает о том, чего ожидает от клиентов: что такое домашние задания в периоды между сессиями и исследование жизни - открытый вопрос, способствующий углублению обучения, который рассчитан на длительное время.
Коуч также может объяснить клиенту, как следует относиться к провалам и неудачам. Одна из задач коуча на ранних стадиях формирования отношений - подготовка клиента к будущим неудачам. Взяв на себя ответственность за осуществление изменений, клиент очень много сил вкладывает в достижение успеха. В тот момент, когда он впервые сталкивается с провалом, а цель ускользает от него, ему кажется, что все идет прахом.

Задача коуча - подготовить клиента к этому моменту, объяснив, что на ошибках учатся, и порой даже лучше и быстрее, чем при достижении успеха, так как от этих уроков не увернешься. Многим клиентам трудно признавать свои ошибки и принимать их как (полезный жизненный опыт, но в отношениях коучинга это очень важно, что необходимо донести до сознания клиента.
На вводной сессии можно поговорить и о том, что ожидает клиента на протяжении отношений коучинга: взлеты и падения, ситуации плато или штиля, периоды восхитительной проницательности, стремительных изменений, моменты, когда тебя будто несет волна.
У большинства клиентов самый сложный период наступает между третьей и восьмой неделями коучинга - или изменения происходят недостаточно быстро, или исчезает начальная эйфория. Клиент осознает, что рассуждать о деле - это одно, а действительно что-либо предпринимать - совсем другое. Именно для того, чтобы помочь клиенту преодолеть этот первый, самый тяжелый, период неуверенности и разочарования, и устанавливается минимальный срок заключаемого контракта - 3 месяца.
Эффект гремлина
Торможение может быть также результатом сопротивления гремлина вашего клиента - того самого внутреннего голоса, который отвергает перемены, требуя сохранять status quo. Того, кто твердит: Это глупо! или Слишком рискованно, или: Ты к этому не готов или У тебя нет для этого возможностей и т.п. Вам самим хорошо знаком этот голос.

Как только гремлин вашего клиента почует малейшее дуновение важных перемен в его жизни, он с радостью продемонстрирует множество причин, по которым эта программа не продвинется вперед ни на шаг. Коуч должен обратить на это внимание клиента во время вводной сессии, чтобы тот был, что называется, во всеоружии.
Цель гремлина - вовсе не злобное озорство, а сохранение все того же неизменного .положения вещей. Прежде этот голос не раз удерживал человека от глупых или опасных поступков, но теперь, когда тому действительно необходимо пойти на риск или что-то всерьез изменить, вмешательство гремлина отнюдь не приветствуется. А поскольку клиенты обращаются к коучу именно тогда, когда решаются на важные изменения в своей жизни, вмешательство гремлина неизбежно.



Содержание раздела