d9e5a92d

Ценность - это не мораль и не принцип


Таким путем раскрывается то, что в жизни по-настоящему существенно. Это помогает взять ответственность за свою жизнь и сделать шаг, выбор в пользу самореализации. Жить в соответствии со своими ценностями - уже значит жить полной жизнью, хотя иногда это бывает трудно. Если для клиента наивысшей ценностью является подлинность переживаний, соответствие самому себе, искренность, то он должен быть готов к возникновению ситуаций, в которых реализация этой ценности будет достигаться ценой неудобства и даже страдания. Этот дискомфорт когда-нибудь пройдет, а чувство целостности и внутреннего согласия останется. Если человек не признает у себя наличие этой ценности, то такое же ощущение дискомфорта будет порождать у него душевное напряжение и чувство дисгармонии. Гибкость и упругость человеческой натуры позволяет в таких случаях, даже несмотря на сильнейшую внутреннюю борьбу, все-таки двигаться дальше.

Но это обходится дорого: человек отказывается от самого себя, жизнь уступает место выживанию, вынуждая его терпеть сваливающиеся на него неприятности.
Ценность - это не мораль и не принцип
Ценность - это не мораль. Термин ценность не предполагает чувства нравственной правоты. Ценность - вообще не этическая категория, хотя жизнь в строгом соответствии с этическими принципами может, конечно, сама по себе быть субъективной ценностью.

Но, например, такая ценность, как признание со стороны других людей, вовсе не имеет знака плюс или минус. Человек либо признает, что стремится достичь признания, либо не признает. Ценность - это и не принцип, которым надо руководствоваться в жизни как неким внутренним кодексом. Ценности клиента сами по себе не обязаны быть благородными, добродетельными.

Потому и восхищаться следует не самими ценностями человека, а его умением реализовать их в жизни.
Субъективные ценности делают нас теми, кто мы есть. Следование своим ценностям дает ощущение некоей внутренней правоты, не имеющей ничего общего с нравственностью. Это, скорее, похоже на музыкальный слух: у каждой ценности есть свой особый тон. При реализации субъективных ценностей в жизни их разнообразные звуки и темы создают сложную и уникальную мелодию. Когда реализовать ценности не удается, мелодия получается фальшивой.

Если она так фальшива, что режет слух, то человек может от этого буквально заболеть.
Поскольку наш язык по природе своей неточен, зачастую легче не исследовать значение каждого отдельного слова, обозначающего ценность, а сразу объединять ценности в группы. Обрисовав такие группы ценностей, мы получим основу для более четкого их понимания. Например, одна группа - свобода/риск/приключения, другая - свобода/независимость/выбор; ясно, что значение слова свобода в этих двух случаях различается.

Как расположение наших глаз, ушей и прочих частей лица придает нам неповторимый облик, так же и приоритеты, сочетания и степень дифференцированности наших ценностей определяют нашу внутреннюю индивидуальность.
Важно, чтобы в выделяемой группе каждый термин был подобран как можно точнее - только тогда клиент сможет описать, что эта ценность реально для него значит. А когда он собьется с избранного пути, такое четкое именование ценностей может помочь ему вернуться на правильный путь. Коуч не должен чрезмерно придираться к выбору терминов или требовать, чтобы клиент определил свой словарь четко раз и навсегда. Необходимо узнать, что творится у клиента в сердце.

Коуча должно интересовать значение данного слова не в толковом словаре, а в речи клиента. Именно на клиента должна быть ориентирована вся эта редакционная работа.
Ценности неосязаемы. Они не есть что-то, что можно совершить или получить. Деньги, например, - это не ценность, но то, что они дают, может оказаться субъективными ценностями - развлечения, возможность заниматься творчеством, душевное спокойствие, помощь другим людям. Путешествие - это не ценность. Возделывание сада - это не ценность.

Но оба эти вида активности могут служить выражением определенных ценностей - таких, например, как тяга к приключениям, к познанию, к природе, к глубинному пониманию сути вещей.


Хотя ценности неосязаемы, они достаточно хорошо видны постороннему глазу. Зайдя в комнату, где находятся незнакомые вам люди, вы можете судить об их субъективных ценностях по тому, как они одеты, какие принимают позы, как общаются друг с другом и с кем именно. Кое-что может сказать о ценностях человека сам факт его нахождения в этой комнате.

Наконец, некоторые ценности можно эмоционально ощутить - энергию, дружеское расположение, откровенность, взаимную привязанность, независимость, веселье... и так далее.
Коуч может помочь клиенту обозначить собственные ценности, используя как источник информации его рассказы о своей жизни и деятельности, о том, что он для себя выбирает и от чего отказывается. Коуч поймет, где он говорит о своих настоящих ценностях, а где - нет: в любом случае это позволит что-то узнать о нем. Вот почему к процедуре выявлния и уточнения ценностей стоит время от времени возвращаться.
Ценность выявления и уточнения ценностей
Самый эффективный путь выявления и уточнения ценностей - привлечение жизненного опыта клиента. Попросите клиента (и обязательно своими словами) охарактеризовать ценности его собственной жизни, при необходимости объединяя их в одну группу. Ценности, выделенные таким путем, будут действительно связаны с жизненным контекстом: ведь они извлекаются из самой жизни клиента, а не из списка на листке-шпаргалке коу-ча.

Когда клиентам предъявляют подобный список, они часто поддаются искушению позаимствовать их - как бы приобрести в магазине: Я бы хотел иметь вот это... а вот с этим меня бы уважали. Поскольку люди склонны оценивать ценности, они вносят в список те из них, которые кажутся им высшими, например духовность или целостность, и исключают те, которые общество считает менее достойными, например личную власть или общественное признание.
Работая один на один с клиентом - будь это вводная сессия или одна из последующих, коуч обязательно раскрывает вместе с ним какие-то его ценности. Остается только их идентифицировать. Есть много методов работы с ценностями в рамках сессии коучинга, начиная с вопросов типа: В каких ситуациях проявляются эти ценности?

От каких ценностей Вы отказываетесь в первую очередь? Какие из них для Вас самые устойчивые? А какими ценностями Вы иногда пренебрегаете?.
Еще одно плодотворное упражнение: нужно попросить клиента выстроить ценности в приоритетном порядке, начиная первую десятку с наивысшей и далее по убывающей. Основной результат такого упражнения - это не просто законченный ранжированный список. Очередность пунктов в этом списке клиент волен изменить в любой момент. Главное то, что это упражнение заставляет клиента увидеть за пустым словом саму ценность.

Расставляя пункты по порядку, он их попутно обдумывает. Некоторые коучи превращают это занятие в некую игру: представьте себе путешествие по абсолютно неизвестной и, возможно, враждебной стране, в которое вы можете взять с собой только десять ценностей. Какие вы возьмете?

Это упражнение не направлено на выделение самой главной ценности: вместо этого оно ставит клиента в ситуацию, когда ему придется, отказавшись от части ценностей, заново рассмотреть оставшиеся.
Следующий шаг: можно предложить клиенту отметить, насколько он признает у себя наличие той или иной ценности и следует ей в своей жизни, по 10-балльной шкале. В 1 балл будет оценена наименее признанная ценность, в 10 баллов - самая важная, напоминающая о себе постоянно. Некоторые субъективные ценности, относящиеся к существенным аспектам жизни клиента, скорее ^сего, будут оценены в 4-5-6 баллов - чаще всего это области личных неудач или обид, вызванных тем, что какая-то ценность подавлена. Здесь открывается отличная возможность для коучинга: С чем это связано? Что нужно для того, чтобы признавать наличие этой ценности и следовать ей в данных обстоятельствах?

Чем Вы платите за отказ от нее? Что Вас останавливает?.
В процессе коучинга анализ ценностей позволяет оценить правильность совершаемых выборов. Кроме того, он проливает свет на те выборы, которые оказались неудачными. Клиент может окинуть взглядом решения, которые он сделал, и увидеть, какие ценности в каждом случае были учтены либо проигнорированы. Знание ценностей клиента колоссально влияет на весь процесс коучинга. Коуч будет видеть, какие пути действий клиент примет легко, как бы плывя по течению, потому что они будут для него оправданы согласием с ценностями.

Зная, какие ценности клиент не признает, коуч сможет заранее разглядеть айсберг, преграждающий Титанику путь.
Ценности можно использовать в точке принятия решения. Когда клиент находится в процессе выбора между разными способами действий, субъективные ценности служат для него лакмусовой бумажкой: Способствует ли данный шаг признанию и следованию Вашим собственным ценностям? Какой ценностью Вы руководствуетесь, когда принимаете это решение?.

Если решение действительно важное, спросите о каждой из ценностей первой десятки, в какой степени выбранный вариант ее учитывает.



Содержание раздела