d9e5a92d

Баланс - это личное


Коуч: Как место для отдыха межд переменами. Хорошо. Теперь сместимся еще на девяносто градусов.

Какие позиции можно придумать еще?
Клиент: Переходный период.
Коуч: Хорошо. Еще?
Клиент: Может быть, это место для обучения.
Коуч: Такое специальное место, где Вы получаете какие-то особые знания. Хорошо. Но я могу предложить еще один вариант.

Хотите?
Клиент: Конечно... И что же это будет?
Коуч: Удавшаяся жизнь. Вы можете прямо сейчас взглянуть на жизнь так, как будто она Вам удалась?
Клиент: Да, конечно, могу. У меня сейчас, в общем, все идет по плану - в отличие от беспокойства и суеты, которой пришлось заниматься в прошлом году.
Коуч: Значит, роль автомата - не единственно возможная оценка этого положения?
Клиент: Точно.
Коуч: Какой из перечисленных взглядов Вам кажется самым действенным? Какой из них Вы бы выбрали?
Клиент: Место для обучения. Когда можно сосредоточиться на том, чтобы во всей этой деятельности и во всех этих переменах чему-нибудь научиться.
Коуч: Давайте на минуту так и посмотрим на это. Что Вы замечаете, стоя на этой позиции? Что Вам в ней нравится?
Клиент: Я не просто расходую свое время, а еще над чем-то задумываюсь. Над тем, чему научился. Мне нравится возможность медитировать. И записывать свои впечатления в дневник.

В конце концов, просто расширять кругозор.
Коуч: Великолепно. Но, чтобы заняться всеми этими вещами, Вам нужно будет от каких-то других вещей отказаться. От каких?
Клиент: Я могу уходить на работу не так рано.
Коуч: Значит, Вы отказываетесь уходить на работу рано. А еще?
Клиент: Не смотреть телевизор по ночам, чтобы нормально высыпаться.
Коуч: Великолепно! Итак, Вы перешли от позиции автомата к позиции ученика и исследователя, и, похоже, что там комфортнее.
Теперь коуч может предложить клиенту войти в перспективу. А как это реально будет выглядеть? На что Вы, собственно, соглашаетесь?

И от чего отказываетесь?.
Коуч: Итак, какую позицию Вы выбираете? Клиент: Позицию ученика.
Коуч: Тогда давайте обсудим план ваших действий. Вы говорили о медитации и о ведении дневника. Как Вы это будете делать?

И когда?
Клиент: Лучше всего - утром. По вечерам я прихожу домой слишком уставшим, и к тому же вечером трудно уединиться.
Коуч: А если конкретнее?
Клиент: Я буду медитировать от 7 до 7.15 утра, а потом отводить примерно пятнадцать минут на запись в дневник.
Коуч: Да, это уже выглядит как нормальный план. Вы будете делать это пять дней в неделю, шесть или семь?
Клиент: Кроме субботы. По субботам я обещал с утра проводить время с детьми.
Коуч: Какие-нибудь еще замечания к плану?
Клиент: Нет, все так и будет. Шесть дней в неделю.
Коуч: Отлично. Сделаем еще пару шагов, и наша работа будет завершена. Слабая сторона любого планирования заключается в том, что планы живут в мозгу, а там они могут быть легко изменены или проигнорированы. Поэтому я бы хотел убедиться в Вашем внутреннем согласии на этот план - в том, что он вошел в Вашу плоть, в Ваши эмоции и дух. Итак, представьте, что вот здесь на полу в полуметре перед Вами проведена линия.

Чтобы подтвердить свое согласие с планом, Вы должны ее переступить.
Клиент: Я готов.
Коуч: Как только вы перешагиваете эту черту, Вы тем самым приступаете к действию. Коль скоро Вас это устраивает - вперед.
Клиент: Я перешагиваю. Один маленький шаг человека...6
Коуч: И такой огромный - для Вас на пути в новую жизнь. Поздравляю!
Клиент: Да, это серьезное переживание.
Баланс - это личное
Как мы видим, баланс - это весьма серьезный вопрос для человека. Фактически для каждого клиента модель баланса будет уникальной, что можно показать графически на упражнении Колесо Жизни (см. главу 1 части четвертой). И это ставит перед коучем важные-задачи.

Попросите клиентов оценить уровень своей удовлетворенности в разных областях жизни. Пройдясь по Колесу Жизни, они сделают в каждом секторе отметку, соответствующую этому уровню. Если уровень удовлетворенности равен 10, отметка окажется на ободе колеса, а если он равен 2, то у самой оси. После того как в каждом секторе будет изображена соответствующая дуга, посмотрите, какую форму приняло колесо.



В большинстве случаев езда на телеге с такими колесами оказалась бы очень тряской, потому что в некоторых секторах положение далеко от баланса.
Многие клиенты раньше особенно не задумывались о том, что для них значит само понятие баланса или какого баланса они на самом деле хотят. Слишком часто люди понимают под этим продолжение того же, что делают и сейчас, только с меньшим стрессом, с меньшим напряжением, с меньшим давлением и болью. Стремление к балансу может выглядеть так, словно он - предмет вроде мебели, который можно приобрести. Я хочу, чтобы в моей жизни было больше баланса - подобные выражения свидетельствуют именно об этом.

Провести коучинг баланса - значит помочь клиенту увидеть собственные жизненные обстоятельства, выделить то, что в них важно, и продвинуться от осознания своей позиции к активному выбору. Иначе говоря, нужно помочь ему найти собственный уникальный взгляд на баланс.
Долгосрочная оценка баланса
Поскольку баланс - это не состояние, а процесс, то анализировать его можно только на фоне определенных временных рамок. Эти рамки могут быть устроены по-разному. Например, если для оценки баланса вы выделяете время с 9 утра до 5 вечера в среду, то жизнь может показаться абсолютно несбалансированной: сплошная работа и никакого отдыха.

Значит, корректная временная рамка должна охватывать в потоке жизни и приливы, и отливы. Например, выделив для оценки какую-нибудь случайно выбранную неделю, коуч уже может оценить, приближается ли клиент к балансу или удаляется от него.
Имейте в виду, что иногда довольно длительные периоды в жизни людей кажутся со стороны очень далекими от баланса. Спросите любого владельца частного маленького предприятия, на что была похожа его жизнь в начале пути. В этот период все его время, энергия, все мысли и чувства были сконцентрированы, скорее, на деле, чем на какой бы то ни было другой стороне жизни. Такой человек мог бы признаться: В данный период времени я должен сосредоточиться на одном, самом существенном аспекте своей жизни. Если такое состояние не длится бесконечно, подобная концентрация усилий вполне может оказаться частью долгосрочной стратегии, направленной на баланс.

Это становится проблемой только тогда, когда период выбитости из колеи переходит в полную невозможность как-либо и куда-либо двигаться.
Тем не менее, слишком сильная дорожная тряска часто служит признаком того, что колесо несбалансировано, то есть какие-то области в жизни данного человека требуют серьезного выравнивания. Осознание чрезмерной ухабистости дороги означает начало процесса перемен. Такое осознание мгновенно порождает вопрос: Что можно сделать, чтобы моя жизнь стала более плавной?.

Иными словами: через какие выборы нужно пройти, чтобы удаленность от баланса сменилась приближением к нему? Путь к балансу заключается в решениях.
Игра в перспективы
Игра в перспективы - упражнение, призванное расширить набор перспектив, имеющихся у клиента (в главе 1 части четвертой приведены рисунки для заполнения, пример которого приведен на рис. 6). Эта диаграмма очень похожа на Колесо Жизни, если не считать того, что восемь ее полей пока не заполнены.

Каждый сектор отведен одной из перспектив, возникающих при анализе некоего вопроса. Каждый представляет свой ответ на этот вопрос.


Вопрос: Какой будет следующий шаг в моей жизни?
Рис. 6. Перспективная игра
Допустим, что клиентка - одинокая женщина, живущая в городе, где родилась и выросла, поэтому проблем в общении с семьей и друзьями у нее нет. Есть некоторые проблемы с работой и дальнейшей карьерой, где ситуация напоминает тупик, но, тем не менее, она пока занимает довольно престижное положение и живет комфортно. Однако в том, что касается работы, выбора места и дальнейшего образа жизни она чувствует себя скованно.

Многие ее реплики начинаются со слов: Я не могу этого сделать, потому что.... Вопрос для исследования жизни, который коуч дал ей в качестве домашнего задания, таков: Каким будет ближайшее крупное изменение в моей жизни?.
По мере того как клиентке приходят в голову разные возможности, она последовательно вписывает их в поля:

  • выйду замуж;
  • вступлю в Корпус мира;
  • продолжу высшее образование;
  • поеду во Французскую Ривьеру;
  • усыновлю ребенка;
  • уеду на машине куда-нибудь в леса и буду писать книги;
  • возьму шестимесячный отпуск и вообще ничего не буду делать (или отправлюсь в паломничество по святым местам);

- получу новую работу.
Теперь следует попросить клиентку взглянуть на изначальный вопрос под углом каждого из секторов крута, подчеркнув важность этого опыта, чтобы она действительно почувствовала кожей, во что превратится ее жизнь в каждом из этих случаев. Обсудив содержание каждого сектора, необходимо расспросить ее о впечатлениях. Какой ответ показался ей самым обоснованным? Какой - самым невероятным?

Какую перспективу принять труднее всего? И, наконец, что нового она узнала о себе?
Это упражнение дает клиенту более глубокое осознание спектра его возможностей, расширяет сам этот спектр и тренирует навыки выбора.



Содержание раздела