d9e5a92d

Развитие научно - методической службы библиотек на современном этапе

  • постановления партии и правительства по идеологической работе; о коммунистическом воспитании трудящихся;
  • руководящие материалы о работе библиотек, приказы, постановления, распоряжения министерства культуры республики, областного (краевого) управления культуры;
  • материалы и рекомендации всесоюзных, республиканских и областных методических центров;
  • справочники, терминологические словари и библиографические издания;
  • литературу по теории, методике и технике библиотечной работы, практические пособия, учебники и учебные пособия по библиотековедению и библиографии.
  • книги по педагогике, психологии, социологии, о социологических исследованиях, методах работы с книгой, самообразовательном чтении;
  • ГОСТы по информации, библиотечному и издательскому делу.

Тематические папки включали машинописные и ротапринтированные материалы, листовки, плакаты, статьи из периодических изданий, образцы форм учета и др. инструктивных и методических документов, материалы наиболее интересно проведенных читательских конференций, литературных вечеров, диспутов, заседаний клубов читателей и др.
Справочный аппарат методического отдела составляла система картотек.
В нее входили:

  • справочная картотека методических и библиографических материалов;
  • картотека сети библиотек региона (отрасли) и библиотечных работников состоит из трех частей.

Карточки в картотеке расставлялись по срокам исполнения и сохранялись до конца года.

Глава II. Развитие научно - методической службы библиотек на современном этапе

Терминологическое осмысление методического руководства

Многие годы идут дискуссии о судьбе методического руководства библиотеками и путях его реформирования, но единого решения этой проблемы все еще нет.
Прежде всего приходиться констатировать, что на терминологическом уровне методическое руководство остается официально признанным.
В словаре библиотечных терминов [43] методическое руководство определяется как функция органов управления библиотечным делом. В структуре методической работы выделены:
а) разработка регламентирующих документов;
б) методическое руководство;
в) методическая помощь
В 1976 г. методическое руководство рассматривалась как функция государственных органов руководства библиотечным делом, а методическая работа определялась как деятельность библиотек методических центров по оказанию методической помощи библиотекам. Таким образом, методическое руководство не только отрицается, но функции его даже расширяются (за счет методической работы) по сравнению с трактовкой, данной в 1976 г.
До сих пор часть библиотечных специалистов ратует за усиление методического руководства, укрепление его административно-управленческих функций. Они полагают, что при децентрализации управления библиотеками повышается роль библиотек методических центров как органов прежде всего управления библиотечным делом, контроля за работой библиотек.
Вряд ли правомерно рассматривать методиста как высококвалифицированного специалиста по всем направлениям библиотечной работы. Скорее следует предполагать, что специалисты структурных подразделений более компетентны в проблемах своих подразделений. Именно поэтому методист вынужден обращаться к специалистам по отдельным направлениям библиотечной работы, чтобы оказать квалифицированную методическую помощь библиотекам сети. Не случайно стало нормой, что в организации методической помощи библиотека сети обязательно участвуют все структурные подразделения библиотеки методического центра.

Об этом, в частности, писал Э.Р. Сукиасян, подчеркивая, что опытные, квалифицированные методисты работают не в методическом, а в функциональных отделах.

Он предложил ввести в функциональных отделах должности главных специалистов-методистов, ответственных за состояние соответствующего участка в библиотеках области.
Методическое самообеспечение Б.Н. Бачалдин [8] рассматривает как новое направление методической работы.

Однако следует напомнить, что дискуссии об обязанностях научно-методического отдела по отношению к структурным подразделениям своей библиотеки. Начатые еще в 1950-х гг., привели к выводу о необходимости разграничивать понятия методическая помощь библиотекам и методическая работа в коллективе библиотеки.
Однако в библиотечной литературе понятия методическое обеспечение работы библиотек и методическая работа в коллективе библиотеки зачастую четко не разделяются. Показательно, что если по вопросам методического руководства библиотеками существует обширная литература, то о методической работе в коллективе библиотеки почти нет публикаций.
Поскольку методическое руководство рассматривалось как функция административных органов руководства библиотечным делом, то в его основу ставилась не научно-методическая, а командно-административная деятельность. Результатом явились такие негативные явления, как разработка для библиотек рекомендаций, не имеющих научно-методического обоснования, экспериментально не проверенных, оторванных от реальной практики, умозрительных и абстрактных.



Методические центры стремились жестко регламентировать работу библиотек, требовать обязательного выполнения своих рекомендаций.
Командно-административный стиль методического руководства проявлялся и в том, что вместо квалифицированной методической помощи основную цель своей деятельности методисты нередко видели в проверке работы библиотек, контроле за их деятельностью. Поэтому понятно, почему стремление сохранить и даже усилить методическое руководство за счет административно-управленческих функций не могло не вызвать серьезных возражений и подвергалось обоснованной критике. Например, В.Р.

Фирсов, решительно выступил против слияния функций управления и методических центров или передачи функций управления методическим службам. Он предложил следующее разделение сфер деятельности: органы управления обеспечивают функционирование библиотек, методические центры научно обоснованные рекомендации по развитию библиотечного дела [56]. На то, что усиление организационно-управленческого воздействия методических центров на библиотеки противоречит праву библиотек самим решать, что и как им использовать из методических рекомендаций, указывал Е.А.

Фенелонов [55].
Характерно, что против предоставления библиотекам методическим центрам административно-управленческих функций выступают и представители органов управления библиотечным делом. Так, Ю.А. Гриханов в статье под характерным названием Содействие и рекомендации единственно возможный стиль работы категорически возражает против того, чтобы ставить методиста на ненужные ему ходули управленца, придавать ему управленческие права и обязанности [19]. Такой подход получил законодательное подтверждение в Федеральном законе О библиотечном деле, где зафиксировано, что учредитель библиотеки (т.е. орган управления) не в праве вмешиваться в творческую деятельность библиотеки (ст.

10), а библиотеки имеют право самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах (ст. 13) [33].
Следует подчеркнуть, что отказ от системы методического руководства как командно-административной не дает оснований полностью отрицать то положительное, что достигнуто этой системой за годы советской власти. Нужно полностью согласиться с выводом Ю.Н.

Столярова, что создание и развитие методических служб одно из достижений советского библиотечного дела, подлинная инновация в мировом библиотековедении [44].
К несомненным достижениям библиотек методических центров следует отнести систематическую активную методическую помощь библиотекам, подготовку и издание для них методических пособий, выявление и распространение передового библиотечного опыта, повышение квалификации библиотечных кадров.
Определяя смысл перестройки методической работы, Е.А. Фенелонов указывал, что ее основным направлением должно стать последовательное уменьшение управленческо - регламентирующих и контрольно-инспекторских функций и усиление работы по насыщению библиотек достижениями науки и передовым опытом [55].

Это означает переход от методического руководства, от регламентирующей деятельности к методическому обеспечению работы библиотек, при котором традиционные формы методической помощи должны сохраниться и получить дальнейшее развитие.
Методическая деятельность призвана учить библиотекарей думать, действовать профессионально, искать нешаблонные подходы к работе, воспитывать самостоятельность и ответственность за порученное дело; поэтому основной смысл перестройки методического руководства заключается в изменении методического мышления библиотекарей, развитии их творческой инициативы, повышении методической культуры, воспитании подлинного профессионализма.
Методическое руководство библиотеками как командно-административная система влияния на работу библиотек вступило в явное противоречие с Федеральным законом О библиотечном деле, с правом библиотек на самостоятельность в их профессиональной деятельности. Отказ от методического руководства не означает отказа от накопленного опыта методической помощи библиотекам. Методическое обеспечение работы библиотек требует дальнейшего развития всех разнообразных функций методической деятельности: исследовательской, аналитической, информационной, консультационной, педагогической, инновационной и других, а не однобокого развития только одной из них.

Цель методического обеспечения заключается в том, чтобы всемерно помогать библиотекарям делать их работу наиболее разнообразной, каждой библиотеке найти свое лицо; основными направлениями являются консультационно-методическая помощь библиотекам в совершенствовании их деятельности, инновационная деятельность (формирование и освоение библиотечных новшеств), повышение квалификации и переподготовка библиотечных кадров.

Функции научно-методической службы библиотеки


Научно-методическая служба как органическая часть управленческого, административного труда, призвана выполнять многообразные функции: исследовательские, экспериментальные, аналитико-синтетические, технолого-управленческие, внедренческие, информационные. Сегодня коренным образом изменилась концепция организации научно-методической деятельности библиотек. На смену централизованным вертикальным связям пришел региональный и местный суверинитет.

В условиях изолированности от федеральных центров местные библиотеки вынуждены перейти на режим научно-методического самообеспечения.
В настоящее время идет полемика об определении границ содержания методическая работа. Они неизмеримо расширились, а само понятие обросло огромным количеством различных направлений и функций.

Специфика методической деятельности давно растворилась в традиционно приписываемых ей организационной, информационной, исследовательской, педагогической функциях.
Единая направленность деятельности новых маркетинговых и методических служб на освоение прогрессивных форм и методов библиотечной работы послужила основой для реорганизации в библиотеках методических отделов в отделы маркетинга. Начались сложности. Перед новыми структурами осталась прежняя видимая цель некоммерческого маркетинга: максимально полное удовлетворение читательских запросов; и в то же время истинная подцель, состояла в обеспечении библиотеки дополнительными источниками финансирования.

Преобразование методических отделов страдает существенными недостатками: изменения коснулись только организации коммерческой деятельности и рекламы, а те важные функции, которые раньше выполняли методисты остались без внимания.
Методическая работа приобретает сейчас узловое значение, потому что ее сущность обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные изменения социальной системы. Миссия современной методической работы выражена в формуле управление изменениями.
Значительно расширили рамки представлений о возможностях методической работы инновационный подход, обоснованный в 80-е годы А. Ванеевым, С. Басовым, В. Фирсовым [16, 7, 56]. В рамках этого подхода изучаются особенности инновационного процесса, заложенные в нем изначально глубоко противоречивые явления, порождаемые различием с функциональными библиотечными процессами.

Управление изменениями означает развитие библиотеки, перевод ее из существующего состояния в желаемое. 3 стадии: подготовка к изменениям; переход; закрепление.
Содержанием методической работы на современном этапе должно стать управление изменениями, которое является прогрессивным развитием руководства инновационным процессом.
Сформулировав сущность методической работы, можно было бы четко разграничить обязанности методистов и ведущих специалистов других отделов методического центра, многие направления деятельности которых традиционно относятся к методической, и более того распределить обязанности и полномочия по управлению библиотечной сетью между административными органами и методическими центрами. Отталкиваться надо от практики методических центров.

При этом под содержанием методической работы следует понимать совокупность форм (составление методических материалов, посещение библиотек, описание передового опыта и др.).
Именно методические отделы, используя зарубежный опыт, начали перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления маркетингом, именно методисты первые освоили и внедрили в практику библиотек новые методы хозяйствования. Инновационную же деятельность специалисты расценивают как одну из функций органов управления. В этом русле должна протекать перестройка работы научно-методических центров с целью создания действенного механизма управления сетью, а не совершенствование управленческих аспектов методической деятельности.

Начинать нужно с правового обеспечения методической работы библиотек, с делегирования методическому центру управленческих полномочий. Целесообразно строить структуру управления, опираясь на основные положения теории менеджмента (т.е. методическая деятельность это управление на основе теории менеджмента).

Методологические и правовые основы научно-методической деятельности в условиях библиотеки

Научно-методическая служба ориентирована на потребности и запросы определенных групп пользователей, исходит из возможностей конкретного библиотечно-информационного учреждения, учитывает главные конъюнктурообразующие факторы. Сегодня коренным образом изменилась концепция организации научно-методической деятельности библиотек. На смену централизованным вертикальным связям пришел региональный и местный суверинитет.

В условиях изолированности от федеральных центров местные библиотеки вынуждены перейти на режим научно-методического самообеспечения.
Именно методические отделы, используя зарубежный опыт, начинают перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления маркетингом, именно методисты первые освоили и внедрили в практику библиотек новые методы хозяйствования. Инновационную же деятельность специалисты расценивают как одну из функций органов управления. В этом русле протекает перестройка работы научно-методических центров с целью создания действенного механизма управления сетью, а не совершенствование управленческих аспектов методической деятельности.

Начинать нужно с правового обеспечения методической работы библиотек, с делегирования методическому центру управленческих полномочий. Целесообразно строить структуру управления, опираясь на основные положения теории менеджмента (т.е. методическая деятельность это управление на основе теории менеджмента).
Методическая работа приобретает сейчас узловое значение, потому что ее сущность обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные изменения социальной системы. Миссия современной методической работы выражена в формуле управление изменениями.
Значительно расширили рамки представлений о возможностях методической работы инновационный подход, обоснованный в 80-е годы А. Ванеевым, С. Басовым, В. Фирсовым. В рамках этого подхода изучаются особенности инновационного процесса, заложенные в нем изначально глубоко противоречивые явления, порождаемые различием с функциональными библиотечными процессами. Управление изменениями означает развитие библиотеки, перевод ее из существующего состояния в желаемое.

3 стадии: подготовка к изменениям; переход; закрепление.
Содержанием методической работы на современном этапе должно быть управление изменениями, которое является прогрессивным развитием руководства инновационным процессом.
Специфика методической работы заключается в изначально некоммерческой ориентации, нацеленности на обеспечение максимально эффективного выполнения библиотекой как нерыночной структурой базовых институциональных социальных (информационных, образовательных, культурно - досуговых) функций при рациональном использовании ограниченных ресурсов в условиях мобильно меняющейся рыночной конъюнктуры. Среди его ключевых задач согласование внешней и внутренней среды для адаптации библиотеки и оптимального достижения ожидаемых результатов функционирования.

Однако очевидно, что руководителям подразделений и методистам библиотек важно применять профильный комплекс методической работы в соответствии с юридическими ограничителями, т.е. уметь соотносить конкретную научно-методическую деятельность с существующим правовым коридором. Это касается юридического обоснования всех аспектов методической работы: от целевых рыночных исследований и маркетинговых коммуникаций до продуктовой политики библиотеки и ценообразования итоговых результатов библиотечной работы.

Трансформация роли научно-методической службы в современном библиотечном процессе


Завершающийся XX век можно по праву назвать веком становления и развития отечественной библиотечной сети, а научно-методическое обеспечение ее катализатором. И, казалось бы, пришло время, когда научно-методическая служба, освобожденная от оков идеологии, независимо от политических взглядов ее представителей обязана обратиться к совершенствованию внутренней технологической, организационно-методической, интеллектуально-духовной жизни библиотек. Важно, чтобы и теоретики и практики перестали сводить счеты, выяснять, кто прав, кто виноват и сконцентрировали творческие усилия на исследовании и методическом обеспечении нормального функционирования библиотек в условиях рынка.

Забота о библиотеках, здравый, деловой подход к прогнозированию условий и принципов их развития и составят философию современного отечественного библиотековедения. Определение роли научно-методической службы в реальном библиотечном процессе, к оценке ее фактического состояния и прогнозируемого будущего, выражается в том, что вся совокупность, вся система потенциальных возможностей научно-методической деятельности отождествляются лишь с минимальным числом ее форм, лежащих на поверхности: аналитической, педагогической, инновационной, плановой. Множество других форм объявляются административно-командными, устаревшими и на этой основе отвергаются.

Упускается из виду, что нет главных и второстепенных форм методического труда, как нет устаревших и современных. Только в комплексе они эффективны.

Многие специалисты недооценивают роль научно-методической мыслив управлении библиотечным делом и библиотеками, в достижении конечных результатов, например, в росте количественных показателей (число читателей, книговыдач, посещений), в преодолении негативных явлений (читательская задолженность).
Слишком безапелляционным представляется утверждение специалистов, которые считают, что в основе методических взаимосвязей должны лежать экономические взаимоотношения. Не приведет ли чрезмерная коммерциализация научно-методической службы к ее однобокости, элитарности, а может быть, и к отмиранию. Очевидно. Подавляющее число методических услуг, даже в условиях рынка, должны оставаться бесплатными или льготными для части библиотек и библиотекарей.

Странно выглядят платные методические услуги внутри одного библиотечного коллектива, поскольку у них общая смета бюджетных расходов. Тем не менее такая практика уже пустила корни.
Есть немало руководителей и методистов библиотек, понимающих, что методическую службу надо не разрушать, а постепенно совершенствовать, разборчиво внедряя в нее новшества. Новое не обязательно создавать на развалинах старого, можно построить и рядом.
Сейчас наблюдается размывание научно-методической деятельности, немало примеров поспешного и хаотичного внедрения новых форм труда под флагом курса на инновации, ослабления и реорганизации научно-методического отдела (НМО), создания параллельных организационно-методических структур. Зарождается новый облик научно-методической службы.

С этим явлением надо считаться, учитывать во всех сферах научно-методической деятельности, развивая не свойственные прежде направления работы прогнозирование, менеджмент, маркетинг, паблик рилейшнз, социологические исследования, а также осваивая непривычный ассортимент научно-методических услуг (продажу методических пособий, консультаций, стажировок, курсов, лекций, рекламы).
Таким образом, острие управленческой функции научно-методического самообеспечения направлено на ее оптимальную распространенность, а также на внедрение новых форм и методов административного труда: социологических, маркетинговых и т.д. Однако, изменяя традиционную технологию труда, живо воспринимая очередные ноу-хау, не следует под них ломать и коверкать структуру, в обязательном порядке создавать новые структурные подразделения, т.к. завтра мода на них пройдет и придется возвращаться к прежним нормам.
Сегодня перечень таких форм не закрыт. Не все они приживутся, какие-то будут отринуты практикой, родятся неизвестные.

Словом, жизнь распорядится по-своему и важно выбрать самые прогрессивные, вдумчиво подходить к их оценке, определяя место в арсенале средств научно-методической службы.

Глава III. Деятельность научно-методической службы Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки

Научно-организационные аспекты работы

В научно-организационной деятельности Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии (ЦНСХБ, г. Москва) продолжается период обновления, основанного на учете прошедших в обществе перемен, переосмыслении прошлого опыта и выявлении передового. В методической работе принимает участие большинство структурных подразделений библиотеки, но основная нагрузка лежит на научно- организационном отделе. За последние годы функции отдела претерпели существенные изменения. Сменились приоритеты методической деятельности, формы работы.

Прежде всего, произошел переход от методического руководства к методической помощи. Основное назначение отдела - проведение целевых мониторингов и конъюнктурных маркетинговых исследований для выработки концептуальных направлений функционирования и развития библиотеки как научно - информационного и образовательного учреждения.

В рамках отдела со статусом специализированного читального зала функционирует научно-методический кабинет, комплектующийся фондом отечественных и зарубежных документов по проблемам библиотековедения, информатики, книговедения, библиографоведения, а также менеджмента, маркетинга, экономики; систематически организует разноаспектные книжные выставки. Главными направлениями деятельности двух базовых секторов отдела - сектора научно-исследовательской и научно-методической работы и сектора маркетинговых исследований - являются:

  • научно-аналитическая деятельность;
  • научно-организационная работа;
  • подготовка интеллектуальной продукции по профилю отдела, в частности: методических писем; рекомендаций; научно-методических пособий; проблемно-ориентированных баз данных; научных статей для профессиональной периодической печати;
  • инновационно - консультационная и методическая деятельность в помощь библиотекам учреждений и организаций агропромышленного комплекса Российской Федерации (АПК РФ);
  • маркетинговые исследования;
  • осуществление рекламной политики;
  • контакты с партнерами и координация договорных отношений в условиях конкурентной среды;
  • связь с общественностью, работа по привлечению ресурсной помощи и т.п.

В числе сотрудников отдела работают методисты с тридцатилетним библиотечным стажем, экономист, доктора и кандидаты педагогических наук [см.



Содержание раздела