d9e5a92d

Научные и методологические основы исследований.

Контрольные вопросы и задания.


  1. Что такое исследование вообще и исследование систем управления в частности?
  2. Чем вызывается необходимость проведения исследовательской работы в организации?
  3. Опишите задачи, стоящие перед организацией и требующие для своего решения исследовательской работы. Приведите конкретные практические примеры таких задач.
  4. Какова самая общая схема проведения исследований?

Краткие выводы по теме.

1. Управление важный вид деятельности, всегда направленный на достижение кемлибо (или чемлибо) определенной цели. С понятием управления всегда связаны такие важные, концептуальные понятия как структура, система.

Управление всегда возможно только в некоторой упорядоченной структуре, т.е. во множестве взаимосвязанных элементов. В управлении всегда различают субъект управления (т.е. что или кто управляет) и объект управления (т.е. кем или чем управляют).
2.Управление в целом рассматривается наукой кибернетикой, которая рассматривает управление с точки зрения единого информационного подхода, т.е. кибернетика считает управление процессом получения, обработки и выдачи информации субъектом управления в виде управленческих воздействий на объект управления.
3. Управление организациями в рыночной среде называется менеджментом, который, в отличие от кибернетики, рассматривает многоаспектные и разнородные объекты и понятия. Их сфера действия лежит в самых разнородных областях от экономики и финансов отдельной фирмы до вопросов организации в отраслях промышленности; от психологических аспектов поведения людей до групповой психологии; от чисто административных методов управления до многомерных ситуационных моделей и многих, многих других.

Поэтому менеджмент, в отличие от единого кибернетического подхода, не является какой-то единой наукой, а объединяет много разных научных школ, течений и подходов.
4. Объект и субъект управления можно рассматривать также как единую систему систему управления. Система управления это совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений для достижения целей управления.

Осуществляют управленческую деятельность на профессиональной основе в организации специальные работники менеджеры.
5. Характерной особенностью управления современной организацией является то. что это сложный, многофакторный процесс из-за постоянно меняющихся и усложняющихся внешних условий. К ним надо постоянно приспосабливаться, менять внутренние составляющие организации, постоянно координироJать работу техники и персонала. Такая творческая деятельность является сутью профессии современного менеджера. Когда система управления четко выполняет свои функции, то организация работает нормально, справляется с любой обстановкой на рынке и успешно развивается.

Однако, даже самая преуспевающая фирма рано или поздно в процессе своей деятельности сталкивается с ситуацией, когда в самой управляющей системе возникают проблемы, т.е. система управления начинает действовать не оптимально. Для решения возникающих задач необходимо изучать возникающие проблемы, т.е. проводить исследования.
6. Исследование вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить их, определить тенденции развития, а также найти возможность использования полученных знаний в практической деятельности человека.
7. Исследование систем управления вид исследований, направленный на изучение системы управления с целью принятия решений о ее совершенствовании и более полной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.
8. Потребность в исследованиях в системах управления организации появляется в трех основных случаях:

  • организация сталкивается с ситуацией, когда положение ухудшается и надо это исправить (задача на исправление);
  • положение организации не ухудшается, но ей необходимо развиваться, т.е. улучшить существующую ситуацию (задача на усовершенствование);
  • для организации необходимо создать совершено новую ситуацию (задача на создание).

Ответьте на тест по теме.


1) Основная цель проведения исследования систем управления
a) выявить ошибки, которые были допущены при создании организации;
b) провести ротацию управленческих кадров;
c) адаптировать систему управления к меняющимся условиям внешней среды.
2) Основной смысл управления
a) в достижении управляемым объектом своей главной цели;
b) в решении субъектом управления собственных задач;
c) в адаптации к внутренней среде объекта управления.
3) Управление это процесс
a) Преобразования материальных ресурсов;
b) Изменения энергетических потоков внутри объекта управления;


c) Получения и предобразования информации субъектом управления извне и передачи её объекту управления.
4) Основное отличие системы в
a) большом количестве составляющих элементов;
b) во взаимосвязи элементов, действующих как единое целое;
c) внутренней неизменной структуре;
5) Вставьте недостающий термин. В кибернетике предложен единый подход к процессу управления на основе подхода
a) энергетического;
b) информационного;
c) экономического.

Научные и методологические основы исследований.

Процесс труда и процесс познания.
Для понимания дальнейшего материала и придания ему определенной стройности и логической последовательности необходимо вкратце остановится на самых общих понятиях, которые составляют методологическую основу проведения любой исследовательской работы. Необходимость этого объясняется еще и тем обстоятельством, что вся совокупность нужных для этого сведений излагается в разных литературных источниках и учебных курсах.
Поэтому, для начала проанализируем, что же такое научное исследование в целом. Если рассматривать научное исследование как самостоятельный предмет научного (философского) изучения, то с этой точки зрения любое исследование можно определить как инструмент научного познания.

Что же такое познание в самом общем смысле? Из работы [9] и других подобных следует, что познание является необходимым элементом трудового процесса.

Действительно, человек обладает способностью координировать и контролировать свои действия в процессе труда. Ему необходимо учитывать результаты своих действий на каждом конкретном промежуточном этапе этого процесса, исходить из этих результатов, изменять их, приспосабливаться и т.п. эти особенности трудовой деятельности человека привели к тому, что в процессе труда и под его воздействием постоянно формируются два существенных свойства человеческого сознания:

  • его относительная самостоятельность, т.е. возможность заменять реально существующие предметы и явления окружающего мира их образами, понятиями, знаками и в дальнейшем оперировать ими.
  • способность сознания к творческой самостоятельности, проявляющейся в поисках новых взаимосвязей, предметов труда и орудиями труда с целью создания новых орудий труда и новых предметов потребления и. т.п.

Т.е. эти две особенности сознательно стали основой процесса познания, который в течении длительного исторического развития претерпевал глубокие изменения. В результате этот процесс получил две основные формы: стихийно-эмпирическую форму и процесса познания в форме науки.
Первая форма формировалась в процессе труда и на его основе. Особенности такого процесса познания в том, что получение знаний еще не выделилось в самостоятельный вид деятельности и познание используется для решения чисто практических задач, возникающих в процессе труда.

Естественно, что специальные средства познания (научные инструменты) отсутствуют. Знания накапливаются стихийно в виде трудовых рецептов, пословиц и поговорок и передаются устно из поколения в поколение.
Процесс познания в научной форме появился в результате общественного разделения труда, когда возникла потребность в группах людей, которые специально занимаются умственным трудом. Конечно, что такие группы первоначально были среди социально-обеспеченных слоев общества, а процесс познания носил теоретический характер.

Затем, по мере развития производительных сил общества научными исследованиями стали все заниматься все больше людей, а их результаты стали использоваться в практической деятельности. В конечном счете, в процессе исторического развития общества процесс познания приобрел такие черты:
Познанием стали заниматься профессионально подготовленные люди ученые, исследователи и пр., т.е. наука стала одним из профессиональных видов деятельности человека.
В науке (как и в любом другом процессе труда) используются специальные средства познания: материальные (научные приборы и установки); математические (теории и методы вычислений и пр.); языковые и логические (искусственные языки, логические правила построения определений и выводов и т.п.).

Основы научной методологии.

Итак, процессы познания являются инструментом любой науки, которая использует как сами методы познания, так и их сочетания для исследования явлений природы и человеческого общества. Наука объясняет явления. Она основана на убеждении в рациональности природы, на мысли, что можно обнаружить связи между двумя и более наборами событий.

Главная особенность науки - знание подвергается систематизации (в том смысле, что устанавливаются связи между переменными величинами и какими-то пределами в соответствии с установленными ранее принципами) посредством применения научного метода. Дадим несколько определений: во-первых, определим науку, которая занимается научными методами и всем, что с этим связано (это т.н. методология), а во-вторых разберёмся, что именно мы будем понимать под понятием научный метод.
Методология - учение о принципах построения, формах и методах научного познания преобразования действительности.
-
Под методом понимается система результативных принципов практической или теоретической деятельности человека. Все ученые придавали огромное значение научной методологии. Великий философ Френсис Бэкон как-то отметил: Метод подобен светильнику, освещающего дорогу в темноте; другой известнейший ученый физик и математик Лаплас считал, что изучить метод, с помощью которого гениальный ученый сделал открытие не менее важно, чем само открытие..

И, наконец, по меткому выражению известного немецкого автора многих афоризмов Г.3ихтенберга: "... было бы куда лучше, если бы людей учили не тому, что думать, а тому, как думать". Так что же включает в себя научный метод? Любое познание начинается с некоторого практического уровня, когда исследователь наблюдает за определенными явлениями (фактами), накапливает их, а затем переходит к теоретической деятельности для формулировки на их основе определенных умозаключений.
Говоря конкретнее определение фактов и все остальное, касающееся практической части познания, делается на т.н. эмпирическом или опытном уровне, который состоит из четырех основных частей, первые три части которого тесно связаны друг с другом и как бы вытекают одна из другой. Это:

  • наблюдение
  • сравнение
  • измерение

Рассмотрим вкратце все три части этого уровня.
Любая фиксация научного факта или явления начинаются с наблюдения.
Наблюдение - целенаправленное систематическое восприятие объекта.
Процесс наблюдения свойственен любому живому существу. Однако, для того, чтобы наблюдаемое явление стало объектом дальнейшего научного изучения, должны выполняться строгие требования к самому процессу наблюдения. А именно:

  • Преднамеренность. Это значит, что наблюдение должно вестись для решения конкретной поставленной задачи.
  • Целенаправленность. Это требование означает, что внимание сосредоточено только на определенных сторонах явления.
  • Планомерность и систематичность.

Только при выполнении всех этих требований одновременно наблюдаемое явление становится научно зафиксированным фактом.
После наблюдения наступает очередь сравнения.
Сравнение - установление сходства и различия предметов и явлений действительности.
В результате сравнения выявляется то общее, что присуще двум или более предметам или явлениям.
К сравнению также предъявляются два требования:

  • сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать объективная сущность.
  • для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (для данного явления) признакам.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя путями - непосредственным результатом сравнения (первичная информация) либо обработкой данных сравнения (вторичная информация). Наиболее важный результат такой обработки - сравнение по аналогии ("парадигма" по Аристотелю).
Суть его в том, что если А имеет признаки Х1, Х2, . . . Хn, Хn+1, а В имеет признаки Х1, Х2, . . . Хn, то В может иметь признак Хn+1.
Вероятность такого вывода увеличивается, если растет количество сходных признаков, имеется существенность основных черт признаков (что вытекает из второго требования к сравнению) и чем глубже взаимосвязь обнаруженных у объекта признаков, тем выше вероятность истинного вывода, то есть если у А признак Хn+1 необходимо связан с остальными n его признаками, то признак Хn+1 необходимо присущ и В (полная или строгая аналогия).
Следствием этого правила является следующее утверждение: общее сходство двух объектов не является основанием для умозаключения по аналогии, если у того из них, относительно которого делается вывод, есть признак, несовместимый с переносимым признаком (то есть, сравнивая явления, необходимо учитывать не только сходство, но и различие).
Сравниваются объекты либо непосредственно между собой: качественная оценка, типа "больше меньше", "громче тише", либо с третьим предметом "эталоном" ("шкалирование"). Такой вид сравнения называется измерением.
Измерение есть процедура численного определения некоторой величины, посредством единицы измерения.
Измерение предполагает наличие следующих основных элементов:

  • объект измерения;
  • единица измерения, то есть эталонный объект;
  • измерительный прибор;
  • метод измерения;
  • наблюдатель.

Измерения бывают прямые и косвенные. Прямые - результат получается непосредственно из самого измерения, косвенные - искомая величина получается математическим путем.
Наконец, говоря об эмпирическом уровне, нельзя не упомянуть еще одну из его составляющих, которая стоит особняком от остальных трех. Эта составляющая эксперимент.
Все три этапа наблюдение, сравнение и измерение служат для изучения любого явления природы. Однако изучение при их помощи является пассивным, когда исследователь не вмешивается в изучаемое явление либо в течение процесса. Но изучение может быть и активным, когда исследуемый объект подвергается определенному воздействию со стороны исследователя.

В последнем случае речь идет об эксперименте.
Под экспериментом понимается метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств, когда сознательно изменяется течение естественных процессов.
Что дает эксперимент?

  • изучение явлений в чистом виде;
  • исследование свойств объекта в специально подобранных (экспериментальных) условиях;
  • повторяемость явления.

К эксперименту обращаются, когда пытаются обнаружить те или иные предполагаемые свойства, проверить правильность теоретических построений, продемонстрировать явление (в учебных или иных целях).
Эксперименты осуществляются либо с самим объектом ("натурные"), либо с моделью ("модельные"). Мы поговорим еще об этой особенности эксперимента, когда будем рассматривать такой конкретный метод исследования как моделирование.
Итак, на опытном уровне исследователь получает научные факты и сравнивает (измеряет) их с целью получения определенных научных выводов. Естественно, что этим уровнем методы познания не ограничиваются.

Следующие методы объединены тем, что они проводятся не опытным, а умозрительным путем, т.е. использованием в качестве инструмента человеческого мышления.
Этот уровень познания называется теоретическим. Какие же методы может использовать человек, имя в своем распоряжении собственный мозг?

В первую очередь попытаться сфокусировать свое внимание на самых основных свойствах объекта исследования, отбросив всё в данный момент несущественное. Такой процесс мышления называется абстрагированием.
Сущность абстрагирования состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предметов и в одновременном выделении и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
Результат процесса абстрагирования называется абстракцией. Процесс абстрагирования тесно связан с другими теоретическими методами исследования и прежде всего с анализом и синтезом.
Анализ (analisis (греч.) - разложение) метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения предмета исследования на составные части.
В качестве этих частей могут выступать как отдельные вещественные части объекта, так и его свойства и отношения.
Синтез (sintesis (греч) - соединение) метод познания, содержанием которого является совмещение приемов и закономерностей соединения частей предмета в единое целое.
Можно сказать, что анализ и синтез тесно взаимосвязаны. Они взаимно друг друга обуславливают и сопровождают.

Анализ позволяет разложить изучаемое явление или процесс на составные части, понять их внутреннюю сущность, взаимозаменяемость внутренних частей и в итоге перейти к синтезу - обобщению аналитических материалов, формулированию выводов и разработке рекомендаций.
- Синтез и анализ бывает разного рода, в зависимости от степени проникновения в суть изучаемого предмета или явления [12, 1416]. На стадии поверхностного ознакомления используется прямой или эмпирический анализ и синтез.

При этом проводятся выделение самых поверхностных свойств изучаемого предмета, находятся простейшие зависимости частей целого и т.п. Если необходимо глубже изучить сущность исследуемой субстанции, то операции анализа и синтеза осуществляются с помощью неких теоретических соображений, на основе которых можно выявить более глубокие причинноследственные связи, распознать или заметить некоторые закономерности и пр. Это называется возвратным или элементарно-теоретический анализ и синтез.
И наконец, структурно-генетический анализ и синтез требует не только предположений о причинно-следственных связях изучаемого предмета, но и выделения для всех звеньев главного звена, которое является основным для всей сущности объекта. Т.е. это вид познания дает наиболее глубокое проникновение в исследуемое явление. Итак, анализ и синтез основаны на мысленном проникновении внутрь сущности, расчленении ее на составные части и рассмотрении этих частей под тем углом зрения, который определяется поставленной задачей. Затем происходит умозрительное соединение этих частей уже в новое целое, с учетом полученных в результате анализа результатов. На переходе от целого (общего) к отдельным частям (частному) и обратно основаны и следующие два метода. Но в отличие от анализа и синтеза здесь этот переход базируется не на расчленении и соединении, а на переносе свойств целого на его часть и обратно.

Методы, основанные на таком принципе, называются индукцией и дедукцией.
Дедукцией называют такое умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств множества.
Под индукцией понимается умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом
-
Содержанием дедукции как метода познания является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений. Особая роль принадлежит "отрицательной дедукции", то есть получении дедуктивным путем знания о том чего не было, нет, и не будет.

Например, вывод о невозможности построения "вечного двигателя" как следствия нарушения более общего физического закона Закона сохранения энергии. Теоретический уровень, в отличие от эмпирического, намного труднее поддается какой-либо классификации. Поэтому если наблюдение, сравнение и измерение в любой литературе, бесспорно, относятся к эмпирическому уровню, то, например, абстрагирование, анализ и синтез в работе [4] считается теоретическим уровнем сознания, а в [13, 14] те же методы относят к опытным.

Кроме этого, особенностью теоретического уровня познания является то, что здесь, в отличие от эмпирического уровня, очень трудно обособить применяемые методы. Например, как происходит процесс познания с использованием абстрагирования? Вот как описывается теоретический метод восхождения от абстрактного к конкретному, использующий одновременно абстрагирование, анализ и синтез в учебном пособии [12].

Согласно этому методу процесс познания происходит в два этапа.
На первом этапе происходит переход от конкретного к чувственному, абстрактному определению. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений, т.е. анализируется. Он как бы исчезает как единая целостность, превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений
Затем наступает второй этап, когда мысль начинает двигаться обратно: от абстрактных определений к конкретному. При этом как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности но уже в мышлении. Итак, мы рассмотрели те основные научные методы, которые используются в исследованиях. Естественно, что все эти методы применяются для познания человеком окружающего мира.

Именно это и есть конечная цель процессов научного познания, и рассмотренные методы являются необходимыми инструментами для проведения этой работы. Теперь, дадим еще два определения, имеющих непосредственное отношение к научной методологии. Это понятия техники и процедуры исследования.
Техника исследований совокупность специфических приёмов, целью которых является наиболее рациональное использование того или иного метода.
Процедура исследований последовательность всех познавательных и организационных действий, способ организации исследования.
Естественно, что в любом исследовании все методы познания всегда используются в сочетании друг с другом и в определенной последовательности, т.е. любой исследователь всегда использует определенную технику исследований и придерживается четкой процедуры работы
Для полноты картины, очень кратко рассмотрим, из чего состоит процедура проведения любого научного исследования, какова её основная цель?
После сбора, верификации (проверки) собранных фактов исследователи начинают искать причинно-следственные связи в исследуемом объекте (явлении), используя рассмотренные нами теоретические методы познания (абстрагирование, анализ и т.п.). Найденные связи между теми или иными сторонами исследуемого явления (частями объекта исследования), которые полагаются истинными, называются гипотезами (т.е. научными предположениями).

Они затем подвергаются проверке на достоверность. Когда оказывается, что гипотеза истинна, отражает или объясняет реальность и в силу этого имеет ценность для предсказания того, что произойдет в будущем с объектом исследования в аналогичных обстоятельствах, то её называют принципом.
ПринцPпы - фундаментальные истины, объясняющие связи между двумя и более комплексами переменных величин.
Чаще принципы в науке называются законами. Например: в физике закон Ома - напряжение на участке сети прямо пропорционально силе тока (коэффициент пропорциональности электрическое сопротивление).

В экономике, в 60-е годы в шутливой форме американскими ученымиэкономистами были сформулированы т.н. законы Паркинсона, которые, однако. достаточно четко отражают многие важные тенденции в экономике и менеджменте и, несмотря на достаточно легкомысленную формулировку, безусловно являются научными принципами.



Содержание раздела