d9e5a92d

ТЕХНОЛОГИЯ КОГНИТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

С позиций теории государства и права /44/, государство выполняет внутренние и внешние функции.
К внутренним функциям относятся:
-экономическая функция, включающая формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием, определение общих программ экономического развития, стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности);
-социальная функция, включающая оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества, выделение необходимых средств на здоровье, просвещение, отдых, строительство дорог, жилья, транспорт и др.
-функции финансового контроля, охраны правопорядка, природоохранная (экологическая).
К внешним функциям относятся:
- взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами;
- функция обороны страны.
С позиции теории государственного регулирования /24/, государство осуществляет:
-прямое регулирование (прогнозирование и программно-целевое регулирование экономики, прямое государственное финансирование, размещение государственных заказов, квотирование, лицензирование, государственное предпринимательство);
-косвенное регулирование (кредитно-денежная политика, антимонопольное регулирование, налоговая политика, правовое регулирование, таможенная политика, амортизационная политика, регулирование ценообразования).
Как видим, данные позиции имеют мало общего между собой, что объясняется существующими различиями в представлениях о социальной организации и механизме ее функционирования (о чем уже говорилось выше).
Если исходить из рассмотренного выше описания механизма функционирования социальной организации, можно предложить новую классификацию функций социального управления
Из рисунка видно, что традиционные функции составляют менее половины всех функций управления, что во многом объясняет неудачные попытки управления обществом с помощью в основном функций классического менеджмента.
Некоторые из указанных функций (в частности, функции управления проблемами организации) имеют неявный (скрытый, латентный) характер. Многие функции хотя и являются явными, выполняются недостаточно осознанно, что нередко приводит к неадекватным представлениям.

Так, популярное представление об организации как целенаправленной системе является следствием недостаточной осознанности неклассических функций управления. Это приводит к выводу о необходимости институционализации (общественного признания) латентных и полулатентных функций управления и совершенствовании их выполнения, что позволит повысить выживаемость и управляемость организаций,т.е. их способность достигать поставленных целей.
Из рис. 5 видно, что управление это не только управление текущей деятельностью организации, но и управление ее развитием, что обычно не учитывается при классическом подходе к управлению.
Развитие организации представляется нам как процесс замены старых образцов организационной культуры (ООК) новыми. Такой вывод следует из научных трудов некоторых институционалистов, экономистов и сторонников инновационных концепций развития организаций.

Так, Д.Норт /57/ рассматривает развитие экономики как процесс замены (вытеснения) старых институтов новыми. С.Глазьев /11/ рассматривает развитие экономики как периодический процесс смены технологических укладов. К.Левин рассматривает развитие организации как процесс замены устаревших инноваций новыми /45/.

Если рассматривать институты, технологии и инновации в качестве примеров ООК, то приходим к выводу о развитии организации как процессе обновления ООК.

ТЕХНОЛОГИЯ КОГНИТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Когнитивное управление это управление, основанное на проблемных знаниях,т.е. информации, необходимой для выявления и решения проблем организации. Знания являются основным элементом организационной культуры. В них отражается практический опыт решения проблем организации и модели ее будущего развития.

В отличие от институтов, организационных структур, инноваций и других средств решения проблем, имеющих временный характер (они действуют пока существует соответствующая проблема), знания имеют постоянный характер. Они накапливаются и на их основе могут создаваться новые знания.

Именно знания являются основой инноваций и принятия решений, благодаря которым организация функционирует и развивается, осуществляя необходимые преобразования. Таким образом, знания являются основой социального управления В соответствии с когнитивным (или когнитивно-инновационным) подходом управленческое решение рассматривается как программа мер, определяемая на основе опыта руководителей организации и знаний, содержащихся в постоянно обновляемом и накапливаемом банке проблемных знаний (БПЗ). Последний рассматривается как необходимый элемент, участвующий в процессе предвидения и выявления проблем, их исследовании, а также при подготовке и принятии управленческих решений.



Технологическая схема когнитивного управления показана на рис. 7.
На рисунке показано, что все обнаруженные проблемы делятся на два потока. Первый поток включает ординарные проблемы, каждая из которых направляется для решения в соответствующее структурное подразделение, специализирующееся по данной проблеме. Второй поток включает неординарные проблемы. Для них сначала осуществляется поиск прецедентов и в зависимости от этого подготавливается программа мер по решению проблемы.

Если прецедент найден, то процесс подготовки соответствующей программы существенно упрощается, так как используются результаты решения аналогичной проблемы. В противном случае проводится исследование проблемы и выбор стратегии управления, после чего осуществляется разработка программы мер по решению проблемы.
Технология когнитивного управления предусматривает возможность применения двух тактик управления:
1.Тактика поддержки инициатив снизу.
2.Тактика командования сверху.
Первая тактика должна применяться в условиях повышенной неопределенности,т.е. когда испытывается недостаток информации, необходимой для выработки системы мер по решению проблемы. Обычно в таких случаях (если проблема не является абсолютно новой) целесообразно обратиться к тем, кто уже сталкивался с подобными проблемами и имеет определенный опыт их решения.

Это могут отдельные лица или группы (формальные и неформальные) как внутри данной организации, так и вне ее. Для решения проблемы может оказаться достаточным поддержать (финансами, трудовыми и материальными ресурсами, информацией и другим способом) деятельность этих групп и выбрать одну из них в качестве ответственной по данной проблеме, наделив ее при этом соответствующими полномочиями. Вторая тактика должна применяться в условиях малой неопределенности относительно решаемой проблемы. Руководитель организации, хорошо знающий свое дело (например, производство) может изучить инициативы своих подчиненных, но при этом поступить по-своему, не поддерживая ни одну из них.

Однако, при этом ему лучше получить одобрение своей инициативы или решения со стороны коллектива организации, которому предстоит ее реализовывать.
Первая тактика является менее рискованной, так как не связанна с резким изменением культурных ценностей людей. Она закрепляет лишь то, что уже сложилось в обществе.

Данная тактика является более естественной. Именно ее придерживалась природа, создавая первые социальные организации.

Свою поддержку отдельным инициативам людей она выражала (и продолжает выражать) оставляя существовать (в виде институтов, организационных формирований, инноваций, технологий и других образцов организационной культуры) лишь те из них, которые укрепляли целостность и жизнеспособность организаций. Такая тактика, хотя и не позволяет за короткий промежуток времени улучить благосостояние людей, однако страхует их от социальных потрясений.

Ее можно назвать тактикой плавного развития.
Вторая тактика связана с большим риском, так насильственное внедрение новых институтов и структур при отсутствии положительных результатов, может вызвать их отторжение и социальный взрыв. Этой тактикой можно пользоваться лишь при достаточной изученности решаемых проблем, наличии информации, необходимой для выработки адекватных мер и соответствующих ресурсов.

Учитывая, что проблемные знания ограничены и всегда существует неопределенность в отношении конечных результатов решения неординарных проблем, данной тактикой (ее можно называть тактикой реформ), связанной с реформированием организации, следует пользоваться с большой осторожностью после проведения широкомасштабных исследований и опытных экспериментов (на отдельных территориях, в подразделениях организации).
Независимо от выбора тактики управления, разработанная для решения неординарной проблемы комплексная программа мер может включать различные мероприятия, включая структурную перестройку организации, введение новых нормативно-правовых актов, инноваций, формирование и введение новых культурных ценностей. После реализации программы должен осуществляться анализ результатов решения проблемы, которые вносят дополнительную порцию знаний в банк проблемных знаний (БПЗ), являющимся необходимым элементом системы.
Рассмотрим основные этапы, указанные на схеме, и методы их реализации.

ЭТАПЫ КОГНИТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯИ МЕТОДЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРЕДВИДЕНИЕ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Предвидение и выявление проблем заключается в анализе тенденций изменений внешней и внутренней среды организации с целью предотвращения угроз ее нормальному функционированию, распознавании (обнаружении) и регистрации проблем.
Для предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, к тенденциям изменений во внешней среде относятся: государственный контроль, изменения в налоговой политике, тенденции мирового рынка, возрастание роли правительства в качестве заказчика, развитие Общего рынка, деловые связи с зарубежными странами, экономические и политические тенденции в странах СНГ, тенденции на рынке ценных бумаг, инфляционные ожидания, появление транснациональных корпораций, технологические новации, появление новых конкурентов, изменение возрастного и социального состава потребителей продукции предприятия и др. К тенденциям изменений внутренней среды предприятия относятся: прибыль и рентабельность производства, платежеспособность, доля рынка, компетентность руководителей и персонала, удовлетворенность работой и др.
Анализ выявленных тенденций и их сравнение с действующим в организации жизненном стандартом позволяет распознать проблемную ситуацию,т.е. отклонение (или угрозу отклонения) от нормы.
Для предвидения и выявления проблем могут использоваться пассивные и активные методы. Первые основаны на обработке информации, входящей в организацию естественным путем, вторые на создании дополнительных каналов получения информации.
Многие активные методы построены на изучении общественного мнения и включают: наблюдение, эксперимент, контент-анализ документов, тестирование, различные виды опросов (анкетирование, интервьюирование, почтовые, телефонные, прессовые).
Главным методом изучения общественного мнения является опрос. Он основан на обращении специально подготовленных людей (интервьюеров) к людям (респондентам) с заранее подготовленными вопросами.

Выделяют четыре главных типа опросов: зондажные, экспресс-опросы, регулярные и углубленные. Важное место в выявлении и измерении социальной напряженности принадлежит методу контент-анализа.

Этот метод представляет большие возможности проведения качественно-количественного анализа больших массивов документов, начиная с писем, обращений граждан в различные официальные инстанции и кончая различного рода опубликованными через прессу, радио, телевидение официальными документами, статистическими даннымиит.п. Анализ писем, обращений граждан, листовок и др. позволяет в самом начале зафиксировать и описать основные причины недовольства различных групп граждан, их требования, готовность отстаивать свои интересы.

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Анализ проблемы производится с целью определения является ли проблема ординарной или неординарной. В зависимости от этого она будет направлена для решения в одну из существующих структур (если проблема ординарная), либо пойдет по пути неординарной проблемы.

На этом же этапе решается вопрос о целесообразности решения проблемы. Для этого производится соизмерение ожидаемого ущерба от проблемы (в соответствующих единицах) и затрат на ее решение. Кроме того, анализ позволяет отбраковать ложные проблемы,т.е. проблемы, представляющие собой ложную тревогу для организации.

Чтобы определить, является ли проблема ординарной, необходима информация о структуре организации и деятельности ее подразделений. Проблема является ординарной, если такого типа проблемы уже успешно решались в организации:
- в одном из ее подразделений; в таком случае проблема направляется на решение в соответствующее подразделение;
- усилиями нескольких подразделений, действующих по общей ЦКП; в таком случае составляется и выполняется аналогичная программа.
В противном случае проблема считается неординарной. В таких случаях необходимо ответить на вопросы типа: насколько проблема представляет опасность для организации, насколько необходимо ее решать, включить ли проблему в список первоочередных проблем? Для ответа на эти вопросы:
-производится ранжирование проблем;
-составляется граф проблем, отражающий их взаимосвязь между собой;
-оценивается ущерб от проблемы в случае, если проблема останется без внимания;
-оцениваются затраты на решение проблем;
-производится сопоставление проблем между собой и сравнение затрат на их решение с имеющимися в распоряжении организации ресурсами.
Анализ проблемы начинают с ее структуризации, то есть определения ее составляющих (если они есть). Дело в том, что многие социально важные проблемы имеют комплексный характер и могут состоять, по существу, из множества подпроблем. Например, известная проблема борьбы с организованной преступностью включает множество подпроблем по видам преступности.

Проблемы снижения заболеваемости и смертности населения тоже состоят их множества подпроблем в зависимости от видов заболеваемости и причинах смертности. С другой стороны, некоторые подпроблемы также могут иметь комплексный характер и, в свою очередь, включать более мелкие проблемы.

Получаемая в результате такого дробления иерархическая структура называется деревом проблем, отражающим структуру решаемой проблемы.
После структуризации проблемы определяют ее связи с другими проблемами, так как она может быть тесно связана с такими проблемами, без решения которых ее вряд ли удастся решить. Например, чтобы уменьшить озоновую дыру в атмосфере, необходимо сначала решить другую проблему значительно сократить выброс в атмосферу фреона, а для этого надо заменить холодильники.

Таким образом, проблемы могут образовывать сложные последовательности в виде сетевых графиков. Очевидно, что при организации решения проблемы необходимо учитывать как ее подпроблемы, так и их зависимость от других проблем.
Далее анализ включает ранжирование проблем, для чего могут использоваться два достаточно простых метода экспертных оценок /12/. При этом предполагается наличие фиксированного списка ранжируемых проблем.
Первый метод заключается в назначении каждым экспертом соответствующей оценки важности проблемы для организации по пятибалльной или десятибалльной шкале. Простое суммирование этих оценок отдельно по каждой проблеме позволяет выявить их важность и расположить в порядке убывания значимости. Метод может быть модифицирован путем введения весовых коэффициентов (весов) для каждого эксперта, отражающих его компетентность.

При этом индивидуальная оценка важности проблемы умножается на соответствующий весовой коэффициент (оценку компетентности эксперта).
Второй метод заключается в том, что каждому эксперту предоставляется возможность выбрать определенное число (обычно, пять) проблем в качестве первоочередных из общего списка проблем, указав их порядковые номера. Затем для каждой проблемы определяется число экспертов, включивших ее в список первоочередных.

Повторяемость проблемы является основным критерием ее важности.
Для ранжирования проблем могут применяться и другие методы экспертных оценок: метод непосредственного ранжирования, метод парных сравнений, метод последовательных сравнений и др. /12, 3/
В результате проведенного анализа определяется необходимость и очередность решения каждой неординарной проблемы.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Исследование проблемы заключается в определении и всестороннем изучении факторов, влияющих на проблемную ситуацию. Для этого используются известные методы системного анализа, моделирования, исследования операций и кибернетики, а также методы и средства искусственного интеллекта.

В частности, широко применяются корреляционный и факторный анализ, математическое и имитационное моделирование, методы экспертных оценок, а также методы, связанные с графическим представлением проблем.
Для исследования проблем используются как количественные, так и качественные методы.
Количественные методы основаны на возможности построения математической модели проблемы в виде функции:



где:

показатели состояния проблемы;

неуправляемые факторы;

фактически управляемые факторы.

потенциально управляемые факторы;
Фактически управляемыми факторами считаются показатели, фактически планируемые и контролируемые в организации. Потенциально управляемые факторы, в отличие от фактически управляемых, это факторы, которые в данный момент (т.е. в момент разработки проекта) являются неуправляемыми, но не существует принципиальных ограничений для их перевода в разряд фактически управляемых факторов.

Например, объем выпуска продукции промышленного предприятия фактически управляемый фактор, поскольку он является планируемым и контролируемым показателем деятельности предприятия, а концентрация вредных веществ, выбрасываемых этим же предприятием в воздушный бассейн города потенциально управляемые факторы, так как технически возможно контролировать уровень загрязнения и влиять на него в нужную сторону путем проведения соответствующих природоохранных мероприятий, но это пока не делается.
Предлагаемая классификация факторов представляется более удобной по сравнению с общепринятым делением их на управляемые и неуправляемые, так как позволяет за счет введения потенциально управляемых факторов расширить область поиска оптимального решения.
В настоящее время возможности применения методов математического моделирования для исследования сложных социально-экономических, и особенно, межотраслевых проблем ограничены из-за недостаточного количества информации, имеющейся в распоряжении разработчиков, и ее низкой достоверности, поэтому ведущую роль на данном этапе будут, по-видимому, играть средства, аккумулирующие накопленные знания и данные (банки знаний и данных), средства искусственного интеллекта (экспертные системы) и информатики, а также различные качественные методы. Качественные методы включают методы экспертных оценок, метод дерева факторов, экспертно-библиографический метод, интуитивные методы прогнозирования, метод сценариев, метод Дельфы и другие /40/.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДПРОБЛЕМЫ

Распределение ресурсов заключается в планировании имеющихся в распоряжении организации ресурсов (трудовых, финансовых, материальных, информационных и др.) для реализации решения ее проблем.
Учитывая, что одна часть проблем организации (ординарные проблемы) решается в существующих подразделениях организации с помощью функций классического менеджмента, а другая часть (неординарные проблемы) требует специальных мер, распределение ресурсов организации осуществляется по двум принципам по подразделениям и под проблемы.
Планирование ресурсов для решения ординарных проблем осуществляется в зависимости от нужд подразделений, специализирующихся на этих проблемах.
Планирование ресурсов для решения неординарных проблем зависит от сложности, актуальности, потенциального ущерба от проблемы и информационной обеспеченности процесса принятия решений. Основная трудность планирования заключается в отсутствии нормативов (и даже их оценок) затрат ресурсов на решение тех или иных проблем.

При их наличии задача распределения ресурсов может быть представлена в виде задачи целочисленного линейного программирования, решаемой точными методами.
Допустим, что организация располагает определенными ресурсами и расходует их исключительно на решение стоящих перед ней неординарных проблем. При этом количество имеющихся ресурсов (Ri) каждого вида /i/ предполагается известным (если организация решает также ординарные проблемы, то соответствующие ресурсы, необходимые для их решения, следует предварительно вычесть из Ri).
Перед организацией стоят проблемы Pj(j=1, 2, . . n), каждая из которых грозит организации определенным ущербом, ожидаемая величина которого (Cj) для каждой проблемы j также предполагается известной. Кроме того, предполагается, что известно также сколько ресурсов каждого вида требуется затратить на решение каждой проблемы (Aij).

Учитывая свои ограниченные ресурсы, организация может оказаться не в состоянии решить все, стоящие перед ней неординарные проблемы, поэтому она вынуждена выбирать для решения такие из них, которые, с одной стороны, способны нанести значительный ущерб организации, а с другой не требовали бы чрезмерных затрат ресурсов. В связи с этим возникает оптимизационная задача вида:







Целевая функция L в данной модели представляет собой величину (оценку) предотвращаемого ущерба, связанного с проблемами.
Данная математическая модель является типичной задачей целочисленного линейного программирования и легко решается с помощью известных ППП-ЦП, например, программы MILP-88 для IBM PC/AT.
В результате решения данной задачи определяются не только первоочередные проблемы, но и распределение ресурсов организации на их решение.

5. ПОДГОТОВКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

На данном этапе осуществляется разработка программы мер, направленных на полную или частичную ликвидацию проблемной ситуации с помощью ресурсов, выделенных на решение проблемы. Для проблем, имеющих прецедент, разработка такой программы упрощается, так можно воспользоваться прошлым опытом решения подобных проблем.

При этом необходимо иметь ввиду, что принципиально не может быть двух абсолютно одинаковых ситуаций, поэтому прецедент это лишь информация к размышлению, а не руководство к действию.
Для проблем, не имеющих прецедентов, требуется выбрать одну из двух тактик управления (поддержки инициатив снизу, командования сверху). В условиях отсутствия достаточной информации для принятия адекватных мер, целесообразно воспользоваться первой тактикой, Если же риск принятия неадекватных мер низок, можно выбрать вторую тактику.
Подготовка решения проблемы заключается в разработке (на основе полученных проблемных знаний) программы мероприятий, которая может включать работы, связанные с:
-разработкой и введением новых нормативно-правовых актов;
-созданием новых структурных подразделений (организационных систем);
-разработкой и внедрением инноваций;
-созданием и введением новых образцов организационной культуры.
Возможны и другие способы решения неординарных проблем (например, сотрудничество организации с другими или их объединение с целью решения общих проблем). В каждом конкретном случае содержание программы зависит не только от решаемой проблемы, но и от достигнутого уровня знаний о ней.
Для обоснования выбора конкретной программы мер могут применяться различные методы системного анализа, включая методы оптимизации. Рассмотрим один из таких методов, используемый нами на практических занятиях со студентами.



Содержание раздела