d9e5a92d

Технология когнитивного подхода

10. Когнитивный (когнитивно-инновационный) подход основан на способности организаций накапливать, создавать и использовать знания для выявления и решения своих проблем. Ответной реакцией на новую проблему должна быть программа мер, разрабатываемая на основе совокупности накопленных или полученных в процессе исследования знаний о решаемой проблеме.

Подход предполагает создание в организации постоянно действующего структурного подразделения (мозгового центра, ядра организации), работающего на основе накапливаемых и обновляемых баз проблемных знаний (БПЗ). Программы, разрабатываемые мозговым центром, должны охватывать весь спектр методов решения проблем.
11. Основной задачей ядра (мозгового центра) организации является обеспечение устойчивого развития организации. При этом под развитием организации понимается процесс замены старых образцов организационной культуры (социальных норм, институтов, организационных структур, инноваций, технологий и др.) на новые.

Применительно к обществу в настоящее время этот процесс происходит в значительной степени стихийно и является лишь частично управляемым. Необходимо осознать его и затем перейти к его совершенствованию, переходя, таким образом, к более устойчивому (т.е. более управляемому) развитию.
12. Технология когнитивного подхода предусматривает применение двух основных тактик управления: поддержки инициатив снизу и командования сверху.

Первая тактика более предпочтительна в условиях большой неопределенности,т.е. при недостаточности информации для принятия адекватных решений. Вторая тактика связана с большим риском и требует значительных затрат, связанных с проведением необходимых исследовательских и опытно-экспериментальных работ, поэтому в современных условиях руководителям организаций (особенно, крупных) рекомендуется пользоваться первой тактикой.
13. Когнитивный подход к управлению может найти широкое практическое применение. В частности, он позволяет перейти к модели устойчивого развития России путем создания в структуре власти мозгового центра, создаваемого на конкурсной основе и объединяющего лучшие умы страны (социологов, экономистов, политологов, юристов, психологов и др.) для решения актуальных проблем общества.

Создание такого центра не только позволит повысить качество принимаемых решений руководителей страны, но и примирить между собой законодательную и исполнительную ветви власти.

ГЛОССАРИЙ

1.СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ОРГАНИЗАЦИЯ) относительно устойчивое целостное социальное формирование (социальная целостность) с различимой границей и регламентированным поведением людей или других субъектов. В качестве последних могут рассматриваться более мелкие организации, как искусственного, так и естественного происхождения.

Регламентированное поведение означает, что субъекты организации соблюдают определенные правила игры, общие для всех ее членов.
2.ИСКУССТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ организация, созданная человеком по определенному замыслу (проекту). Примерами искусственных организаций являются предприятия различных видов собственности и организационно-правовых форм, политические партии, армия, церковь.
3.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА (часто используется как синоним понятия искусственная организация) искусственное социальное или социотехническое формирование, осуществляющее сложную деятельность, направленную на удовлетворение определенной социальной потребности. Строго говоря, организационная система еще не является организаций, пока она не осознает себя социальным субъектом и начнет решать собственные проблемы.
4.ЕСТЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ организация, возникающая самопроизвольно, без заранее подготовленного плана или проекта. Примерами естественных организаций являются неформальные группы, общины, исторически сложившиеся города, мировое сообщество.
5.УПРАВЛЕНИЕ это вид интеллектуальной человеческой деятельности, связанной с выявлением и решением проблем организации, благодаря чему обеспечивается ее продолжительное существование как социальной целостности и достижение ее целей.
6.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА (КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ) сложившаяся в организации система ценностей, убеждений, образцов, социальных норм, разделяемых ее членами, а также передаваемые знания и опыт.
Основными элементами культуры, участвующими в управлении являются социальные ценности и социальные нормы.
Социальные ценности это разделяемые коллективом организации идеи, убеждения, технологии, знания, системы, инновации, представления, в частности, представления о достойном существовании (жизненный стандарт).
Социальные нормы это правила игры, регламентирующие поведение членов организации в соответствии с их социальными ценностями.


7.ПОТРЕБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ обобщенное понятие, отражающее общую для членов (субъектов) организации потребности в чем-либо необходимом для их нормального существования и развития. Потребности организации выражаются посредством понятия проблема организации.
8.ОБРАЗЦЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ (ООК) знания, идеи, институты, социальные нормы, жизненные стандарты, организационные системы, инновации, технологии, произведения искусств и др., создаваемые сознательно или возникающие стихийно, используемые для решения проблем организации.
9.ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ это ситуация, несовместимая с культурными ценностями большинства (или значительного числа) членов организации,т.е. отклонение от их жизненного стандарта. Проблема организации обобщенное понятие, отражающее общие для членов организации проблемы в отличие от их частных проблем.
10.ЖИЗНЕННЫЙ СТАНДАРТ разделяемое большинством членов организации представление о достойном (нормальном) существовании. Он включает правовые и нравственные нормы, уровень здоровья, образования, обеспечения жильем, питанием, энергией и прочими социальными благами.

Жизненный стандарт является одним из наиболее стабильных (медленно изменяющимся) элементов организационной культуры.
11.ОРДИНАРНЫЕ (ТИПИЧНЫЕ) ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ проблемы, имеющие регулярный характер, решение которых не требует структурных и институциональных преобразований в организации. Для решения таких проблем в организации уже существуют соответствующие исполнительные структуры, поэтому не надо создавать новых.
12.НЕОРДИНАРНЫЕ (НОВЫЕ) ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ проблемы, не решаемые обычным путем и требующие соответствующих институциональных и (или) структурных преобразований.
13.ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ желаемые конкретные результаты решения проблем организации, устанавливаемые коллективом организации в соответствии с его системой ценностей. Цели, как и деятельность, направленная на их достижение, являются средствами решения проблем организации.
14.ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ концептуальная модель организации, в соответствии с которой организация представляется как целенаправленная социотехническая система, созданная людьми и осуществляющая сложную деятельность, направленную на удовлетворения их потребностей.
15.ПРОБЛЕМНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ концептуальная модель организации, в соответствии с которой организация представляется как социальный организм, который существует благодаря способности выявлять и решать свои проблемы.
16.РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ процесс подготовки и реализации мер, направленных на устранение проблемы (проблемной ситуации).
Решение проблем осуществляется людьми и отдельными коллективами. В результате сложения отдельных активностей людей, на уровне организации в целом, складывается представление, что сама организация обладает разумом и способна решать свои проблемы.
17.ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ интеллектуальные функции, обеспечивающие выявление проблем организации и их решение. К ним относятся, помимо хорошо известных функций классического менеджмента (планирование, организовывание, руководство, координация, контроль), так же функции управления проблемами организации (предвидение и выявление проблем, анализ и сортировка проблем, исследование проблем, распределение ресурсов под проблемы, подготовка комплексной программы мер по решению проблемы, контроль за реализацией программы, анализ результатов решения проблемы) и функции развития, включающие правовое регулирование, структурное регулирование, управление инновациями, организационной культурой и межорганизационными отношениями.
18. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ полускрытый механизм, действующий в любой жизнеспособной организации и осуществляющий выявление и решение ее проблем.
19.РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ процесс замены старых образцов организационной культуры (социальных норм и ценностей) на новые. Этот процесс может происходить стихийным путем. В таких случаях говорят о стихийном, естественном развитии.

Если же процесс обновления образцов сознательно контролируется человеком, то говорят об управляемом развитии.
20.РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИИ все имеющиеся в распоряжении организации трудовые, материальные, финансовые, информационные и другие средства, используемые ей для решения проблем организации.
Ресурсы организации складываются из ресурсов отдельных ее членов, выделяемых для решения общих проблем; ресурсов, возникающих в процессе совместной деятельности; природных и других ресурсов.
21.ПРОБЛЕМНЫЕ ЗНАНИЯ информация, необходимая для решения проблем социальной организации. Являясь важнейшей составляющей организационной культуры, знания обладают способностью накапливаться, создавая при этом новые знания.

Аккумулируя опыт решения проблем организаций, знания являются основой их управления и развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Айкс Б., Ритерман Р. От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода//Вопросы экономики. 1994, 8
2.Акофф Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982
3.Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989
4.Бобков В.Н. Проблемы оценки уровня жизни в современной России. М., 1995
5.БобрышевД.Н. Основные категории теории управления. М., АНХ, 1987
6.БогдановА.А. Всеобщая организационная наука (тектология).Л.?М.,1925
7.БурковВ.Н., ИриковВ.А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994
8.Вестник мэрии Москвы, N 7, апрель 1995
9.Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине.М.:Советское радио, 1968
10.ВиханскийС., Наумов А.И. Менеджмент.

Учебник. М., МГУ, 1995
11.ГлазьевС.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития.
М., 1993
12.ГолубковЕ.П. Использование системного анализа в отраслевом планировании М.: Экономика, 1977
13.Голубков Е.П. Какое принять решение. М.: Экономика, 1990
14. Громов И.А.

Западная социология. С.-П., 1997
15.Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. / Пер. с нем. М.: Высшая школа, 1995
16.Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984
17.ЕкатеринославскийЮ.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. М.: Экономика, 1988
18.Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов (введение в теорию организации и управления). М., 1991
19.Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире.

М. Н. Новгород, 1996.
20.Информационный рынок в России. М., ВИНИТИ, 1996
21.Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. М., 1995
22.Китушин В.Г. Основы теории управления. Новосибирск, 1998
23. Львов Д.С, Моисеев Н.Н., Гребенников В.Г. О концепции социально-экономического развития России.

Экономика и математические методы, 3, 1996.
24.Макаркин Н.П. Основы макроэкономики и государственного регулирования.

Учебное пособие. Саранск, 1996
25.Мастенбург У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996
26.Мертон Р.К. Явные и латентные фкнкции.

В кн. Американская социологическая мысль, М, МГУ, 1994
27.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992
28. Моисеев Н.Н. Тектология Богданова современные перспективы//
Вопросы философии. 1995, 5
29.Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжениринг бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997
30.Питерс Т., Уотерман Р.В. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М.: Прогресс, 1966
31.Платон. Государство. Соч. в 3 т., том 3 М.: Мысль, 1971
32.Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ. Принят постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594. Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28
33.Собрание законодательства Российской Федерации, N 18, 1995
34. Согрин В.В. Статья в журнале Вопросы философии, 1997, N 2
35. Спенсер Г. Личность и государство.

C.-П., 1908.
36.Спиридонов Л.И. Теория государства и права.

Учебник. М., 1995 37.Уди С. Статья в cб.

Handbook of organizations/Ed.I.R. March. Chicago,1985
38.Управленческое консультирование/Пер. с англ. М.: Интерэксперт,1992
39. Урсул А.Д.

Модель устойчивого развития для России. М., 1994
40. Франчук В.И.

Основы построения организационных систем. М.:Экономика, 1991
41.Франчук В.И. Основы современной теории организаций. М., ИОС,1995
42.Франчук В.И. Начала общей теории организаций. М., МЭСИ, 1996 43.Фролов С.С. Социология.

Учебник для вузов. М., 1997
44.Хропанюк В.Н. Теория государства и права.

Учебное пособие для вузов. М., 1995
45.Щербина В.В. Социология организаций. Словарь-справочник.

М., Изд. Союз, 1996
46.Янг С. Системное управление организацией. М.: Советское радио,1972
47.Barnard C. The functions of the executive. Cambridge, 1938
48. Bertalanffy L. General system theory. N.Y.,1969
49.Etzioni A. The comparative analysis of complex organizations. N.Y.,1961
50.Fayol H. General and industrial management. London: Pitman, 1949
51. Hall R.H.

Organizations: structures, processes and outcomes.
London: Prentice-Hall International, 1987
52.Hammer M. Champy J. Reengineering the corporation: a manifesto to business revolution. 1993
53.Koontz H. The management theory jungle revisted//Academy of management review, 1980, v. 5, N 2.
54.March J., Simon H. Organizations. N.Y., 1958
55.Merton R.K. Social theory and social structure. Glencoe, 1957
56. Mockler R.J. Situational theory of management//Harvard Business Review, 1971, 3
57.North D.C. Institutions, institutional change and economic performance. Cambridge: Cambridge University Press, 1991
58.Parsons T. The social system. N.Y.: Free press, 1951
59.Robbins S.P. Organization theory: structure, design and application. London: Prentice-Hall, 1990
60.Tompson J.D. Organization in action. N.Y., 1967
61.Weber M. The theory of social and economic organization. New York: Free Press, 1947



Содержание раздела